Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 29. – Мам, я больше с Антоном на речку не пойду, – это Васька
– Мам, я больше с Антоном на речку не пойду, – это Васька. – Почему? – А я мальчишек из своего класса встретил, а он – из своего. Они там… курят вместе. – Курят? А больше ничего не делают? Не пьют? Клеем не дышат? – Да вроде – нет. Я не видел. И ещё… я плаваю плохо. А Антон – как рыба плавает. – Ну и что? – Мне надо так же научиться, как он. Я теперь с Серёжкой, из нашего класса, ходить буду. Он с отцом будет ходить, а его отец – тренер по плаванию. Сказал, что покажет, как плавать правильно. – Да я не против. Ходи с Серёжей. Можешь и с отцом сходить, когда он дома. Папка наш тоже плавает неплохо. А я думала, что у тебя с этим нет проблем. – Я тоже думал, что я умею. Но Тоха… Он правда, как рыба. – Тогда – учись. Хоть бы там Тоха не влип никуда, со своими одноклассниками. Кто там, интересно? Я же всех его одноклассников знаю. Надо как‑нибудь дойти до речки, в виде прогулки, да посмотреть. Клеем не пахнет, вроде. Это вот – самое страшное. Это быстро, и практически безвозвратно. В прошлом году нам перевели одного такого. Он продержался в интернате месяца два. Бедный мальчик… Где он сейчас, да и жив ли… Нет, не похож Тоха на токсикомана. Симптоматика отсутствует. И всё равно, надо мне дойти до речки. После обеда я усадила их обоих за стол, и Тоху, и Ваську. – Так, господа! – сказала я. – Не пора ли прекратить бездельничать, и начать заниматься русским языком. Потому что у тебя, Васька, единственный трояк – по русскому. Ну, а про Тоху – я и не говорю. – У меня – тоже трояк! – ответил Тоха. – Нет, Наталья Петровна, это несправедливо. У людей – лето, а вы – русский язык. Я отказываюсь. – И я – отказываюсь, – сказал Васька. – Берите тетради и ручки. И – без вопросов. Вашего согласия никто не спрашивает. Они уселись за стол с ворчанием, но им пришлось подчиниться. Я взяла простой текст и начала диктовать. Результаты превзошли все ожидания. У Васьки было ошибок двенадцать, не считая запятых. У Тохи – двадцать пять. – И за это сейчас ставят тройки? – сказала я. – Кошмар. Да вы, ребята, просто не представляете, что вы написали. А что касается тебя, Васька, то это – просто стыд. А я‑то думала, что твой трояк – случайность. И мы начали разбирать ошибки. Тоха изнемогал. – Да я сроду так не учился! – сказал он. Васька молча сопел. На следующий день мы повторили эксперимент. – Пишите медленно. Вспоминайте всё, что мы вчера разбирали. И проверяйте, проверяйте свой диктант. Проверяйте – как своего, родненького! У Васьки оказалось шесть ошибок, если без запятых. У Тохи – двенадцать. – Молодцы! – сказала я. – К концу лета мы, наконец, напишем на настоящий трояк. Ну, а завтра… – Ма, ты же завтра дежуришь! – Точно, дежурю. Завтра – дежурю, послезавтра – сплю. Но вы‑то – не дежурите. И, поэтому выучите стихотворение. – Нет! – выдохнул Тоха. – Нет! – сказал Васька. – Да, – сказала я. – Но ладно, недлинное. Пушкина будем учить. Я сняла с полки томик и полистала. – Ну, хоть вот это. И я показала им стихотворение длинное, на два листа. – Нет! – взвыли оба. – Ладно, шутка. Вот, вот это. Я его сама люблю, и буду сама вместе с вами повторять. Вот! Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит… – Ну, это ещё ничего, – сказал Васька. – Вот вам задание, на два дня. А потом – снова будем писать, так что не расслабляйтесь. Придя через сутки с дежурства, я слышала, как Тоха бубнил на балконе – о том, что «на свете – счастья нет, но есть покой и воля». Мне было и грустно, и смешно. Стихотворение они выучили. – Нет, про «покой и волю» – я понимаю, – сказал Тоха, после того, как вполне прилично, «с выражением», рассказал стихотворение. – Но куда этот «усталый раб» замыслил побег, и почему он – усталый раб? – А ты, Васька, как думаешь? – Ну, я думаю, что он в рабстве был, – сказал Васька. – Был в рабстве, и решил бежать. Ну а где ему жить‑то, когда он сбежит? – Где‑нибудь в пещере, в горах! – стал развивать Вась‑кину мысль Тоха. – Там надо трудиться, чтобы себя прокормить. Охотиться, рыбу ловить… – А как понимать это – «трудов, и чистых нег»? Что такое – «чистых нег»? – А что такое – «нег»? – спросил Тоха. – Удовольствий. Радостей, – ответила я. – Получается, что в обитель трудов и чистых радостей. Ладно, не мучайтесь больше. Тут говорится о человеке, который испытал многое в жизни, и понял, что ни в чём на свете нет радости, как только в покое и свободе. – Да! Это точно! – вставил Тоха. – В свободе! – Но тут ещё одно условие есть, для этого человека, который решил обрести и покой, и волю. – Какое условие? – Тема уж очень такая… Ну ладно, я вам скажу, как я это понимаю. Дело в том, что нет их в нашем мире: ни свободы, ни покоя. Потому что всё, в этом мире, не вечно и переменчиво. Всё – может уйти, умереть. Да? – Да. Так где же тогда эта «воля»? – спросил Тоха. – Где же есть такое место, которое не меняется? – Там, где вечность, полнота всего сущего, и любовь. В Боге. – А‑а‑а… – Что «а‑а»? Как может быть человек свободен в этом мире, когда он всё время чего‑то хочет и куда‑то стремится? И зависит от своих желаний. Бог – это свобода. Это полнота знания и полнота любви. Любви! Вот уж куда нельзя человека насильно загнать, так это – к Богу. Только свободно и добровольно. Можно ли полюбить из‑под палки? И каждый в своё время к Богу приходит. – Когда? – Когда поймёт, что к чему. Когда додумает свою мысль до конца. Тогда приходит человек к Богу и принимает все Его законы. И ещё говорит: «Боже, какой же я был дурак, что раньше к Тебе не пришёл»! – Что‑то это слишком сложно, – сказал Тоха. – А какие эти законы? – спросил Васька. – Мы их знаем? – Мы их чувствуем. Иногда – чувствуем, как совесть. А чтобы мы знали точнее, нам даны заповеди. Заповеди – это и есть законы, которые надо принять добровольно и по любви. Это – как бы Бог объясняет нам, людям. Как нам надо жить, чтобы не оторваться от Бога. Или – чтобы прийти к Богу. Кому – как. – Так не бывает, – сказал Тоха, – чтобы человек добровольно решил какие‑то законы выполнять! – Бывает. Вот человек, в этом стихотворении, понял всё и решил уйти в монастырь. В «обитель дальнюю». Чтобы там, в монастыре, жить по Божьим законам. И найти там – свою чистую радость, свой покой и свою свободу. – А в монастырь‑то – зачем? – Трудно человеку, в мире живя, полностью заповеди выполнять. Да и в монастыре – тоже нелегко. Я же говорю: человек оставляет всё мирское, чтобы по Божьим законам жить. – Как это – оставляет? – Да по разному. По. разным причинам люди мир оставляют, разными путями идут. Но истинно мудрые, в конце концов, приходят к Богу, и говорят Ему: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Здравствуй, Господи, я оставил мир, и пришёл к Тебе. – Что‑то не верится. А «раб»? Раб почему? – А «усталый раб» – это не обязательно раб физический, раб – в рабстве. Усталый раб – это я, например. Или – вы. Только вы… ещё не очень устали. Вам ещё покувыркаться хочется, побегать по этому миру. – А почему рабы? – Рабы – но только Божьи, а не человеческие рабы. Мы все – рабы Божьи, вот в чём суть. Мы сами не в силах выполнить Божьи заповеди. И поэтому мы болеем, и умираем. Мы – не в силах вырваться из этого рабства. – Из рабства смерти? – подал голос Васька. Из рабства человеческой смерти. Сами мы – не в силах. И только Бог вытаскивает нас из смерти и может сделать нас свободными. И чем раньше человек это поймёт, тем лучше. – А как это – Бог вытаскивает? Мы ведь всё равно умираем? – снова спросил Тоха. – Бог искупает нас от рабства вечной смерти. От вечной! И ты, Тоха, не можешь совсем этого не знать. Ты же – крещённый! Пришёл Христос, Сын Божий, и отдал за нас Свою жизнь. В жертву. Искупил нас, на кресте. От смерти – искупил. – А, я это слышал! Нам рассказывали! – Значит, знаешь. Только вот, смысла не понимаешь. – Угу… – И вот, Бог и говорит нам: вы уже искуплены, и теперь – только пожелайте же, наконец, свободы! И свободно придите ко Мне. Придите ко Мне с любовью, как Мои любимые дети! – Что, мам, только в монастыре свобода? – спросил Васька. – А я – не хочу в монастырь! – вставил Тоха. – Нельзя всё понимать так буквально. В Боге – свобода. А монастырь – это собрание людей, которые к Богу стремятся. В миру труднее. Мир тебя на части рвёт, своего требует. – И что, всем надо – в монастырь? – Да не всем. Не всем – надо, не все и могут. Люди‑то разные. Не всем в монастырь надо, а к Богу – всем надо. Но свободно! Добровольно! Вот в чём суть! – Да… – протянул Васька.
Date: 2015-07-11; view: 258; Нарушение авторских прав |