Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 25. У младшего сына, Васьки, занятия в школе уже закончились
У младшего сына, Васьки, занятия в школе уже закончились. Перешёл в седьмой. Андрей, старший, сдавал выпускные экзамены. Институт он себе уже выбрал, и не где‑нибудь, а в Москве. Учился он неплохо, но провинция – она и есть провинция, как ни крути. Шансы поступить у него были – примерно пятьдесят на пятьдесят. Дети знали, куда поехали мы с отцом. Только на прощание, уходя в школу на консультацию перед экзаменом, Андрюшка философски заметил нам: – Вы не забывайте, дорогие родители, что добро – наказуемо. А вообще, как решили – так и делайте. А Васька долго мялся. Конечно, возражать он не мог, да и голос его, на семейном совете, весил совсем немного. – А он… мам, он хоть нормальный пацан? – Думаю, что у тебя получится с ним поладить. – А если – не получится? – Я на тебя надеюсь, сынок, – сказала я. – Если бы я на вас не надеялась, не стоило даже и думать ни о чём подобном. Поэтому я надеюсь… на твою мудрость, Васька. – Да уж! Ума палата! – заметил на это Андрей, находясь уже в дверях. На этом обсуждение было закончено. Вечером вся семейка собралась, к ужину. Тоха занял своё место, как будто бы всегда на нём сидел. Разговоры велись нейтральные, в основном – кто куда собирается поступать из того класса, где учится Андрей. – Кто посуду моет? – спросил муж. – Васькина очередь! – быстро отпарировал старший сын. – Всегда – Васькина… – Бурчит Васька. – Теперь у вас третий будет, – сказала я. – Вставай, Тоха, в очередь. Посуду мыть. – Да я и сегодня могу. – Сегодня – я буду. Ты – завтра, – Васька поднимается из‑за стола. – Идём, посмотришь, как надо. Куда тарелки, куда ложки класть. Они вышли на кухню, и вскоре оттуда раздался смех, и вопли. Я решила не ходить туда. Пусть, сами разберутся. Когда они вернулись, я спросила: – Ну, как укладываться будем? У нас – два кресла‑кровати и раскладушка. – Тоха, тебе придётся пока на раскладушке, – сказала я, чтобы не ущемлять права коренных жителей. Нет, мам, я на раскладушке! – запросился Васька. – Я уже давно на раскладушку хотел! – Хочет – пусть ложится! – вмешался Вася‑старший. Так они и уложились: двое – на креслах, и младший на раскладушке, между ними. Я погасила им свет и сказала: «Спокойной ночи». В нашей семейке начиналась новая жизнь. Ночью мне приснился сон. Я увидела спящего на нашем кресле Тоху. Вокруг него, шумной толпой, смеясь, выкрикивая что‑то и отталкивая друг друга, толпились отвратительные рожи. – Наш, наш… – шипели рожи. – Наш, наш… – Нет, не ваш! – закричала я. – Я вам его не отдам! – Наш, наш… И рожи подступали всё ближе и протягивали к Тохе свои бесформенные руки. – Наш, наш… Тогда я вспомнила, как мне надо поступить. Я читала об этом, и вспомнила – прямо там, во сне. – Именем Господним – уходите прочь! – сказала я. И я пошла на эти рожи, пытаясь перекрестить их. Но я никак не могла сообразить, как мне надо их крестить, на какую сторону. Потому, что не так уж часто я крестила кого‑либо. Видимо, я ошиблась вначале, потому что рожи смеялись мне прямо в лицо, и не двигались. Я поменяла сторону крестного знамения. И я пошла на них, пошла изо всех сил, изо всех сил призывая: – Господи, помоги! Прогони их, Господи! Изыдите, изыдите – именем Господним! Прочь, твари поганые, прочь! Нет, они не разбежались. Они уходили медленно, как бы нехотя, оборачиваясь, истаивая, кривясь. И когда они ушли, я проснулась. Проснулась – с чувством полной реальности происходящего, ещё повторяя: Господи, помоги… Я поднялась с постели и открыла дверь в «детскую». Все трое спали. Андрей – высокий, красивый. Уже усы. Уже бреется. Черты лица тонкие. Умный – учится легко, без напряжения. Тоха – и во сне был неспокойным. Перебирал пальцами, ворочался. Что творится там, в твоей голове, Тоха? Что там, за этими подвижными чертами лица, за этим чернявым чубом? Какие гены? Какие страсти? Какая судьба, наскоро, да из‑под палки, слепленная и склеенная по домам ребёнка, детдомам и интернатам? Где тут – истинное нутро, а где – тяжелая школа выживания, оставившая свои неизгладимые следы? Есть ли там, в его душе, та самая, главная часть? Или нет её? Или так спрятана, что и отрыть её не по силам? Нет, не так, как Андрей, покидать свой дом. В шестнадцать лет, уже сформированным в тепле, под родительским крылом. Красивым, умным, уверенным в себе. Уверенным в нашей, родительской поддержке. И то – кто знает, как всё сложится у него. А так: не иметь дома вообще. Не иметь прикрытия, не иметь поддержки. В четыре года – не в шестнадцать. Сколько раз можно было сломаться? Сколько раз быть униженным и унижать самому? Сколько раз переходить из рук в руки, сколько раз рвать привязанности и дружбы – так, чтобы разучиться привязываться и дружить? Не быть уверенным – ни в чём. Вернее, ни в ком? Не иметь возможности проявить себя. Просто – не попрыгать перед мамой, чтобы она сказала: «Ты – мой хороший! Ты – мой молодец! Мой…» Итак, с четырёх лет – ничей, только свой. Тоха‑Тоха, диссидент. Про «тех» диссидентов – книги пишут. Да они и сами пишут о себе. Если им удаётся выжить, они кричат о себе, и люди склоняют головы перед ними. А эти, эти «диссиденты»? Эти мученики, плоды и продукты той же системы? А про этих особенно никто и не пытается писать книг. Разве что – отчёты. И сами они не пишут книг, потому что пишут с ошибками, едва дотягивая программу девятого класса, а потом – какого‑нибудь захудалого ПТУ. Эти – молча переходят из детдома в детдом, или в спе‑цуху, или в психушку. Туда, куда определит их школа выживания. И удастся ли им взрастить в своей среде – своего Солженицына? Кто озвучит вас, невидимые и неслышимые миру слёзы? А потом что? Тюрьма? А что – тоже коллектив, со своей иерархией. Как быть потом? Кто может выбраться, выгрести из этой трясины? Какую же крепкую психику надо иметь для этого, какой железный характер? Какую душу? И какую надо иметь для этого веру, какое упование? Бо‑жию помощь… Полная луна светила в окно, освещая моих мальчиков. Заскрипела раскладушка, и увалень Васька что‑то произнёс во сне. Точно, увалень. И обещает вырасти из него – что‑то огромное и, по‑моему, добродушное. Я надеюсь на твою мудрость, сынок. На мудрость, и на доброе сердце. И я перекрестила их, всех троих. Благо, теперь я знала, на какую сторону надо крестить, чтобы крестное знамение легло правильно.
Date: 2015-07-11; view: 276; Нарушение авторских прав |