Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность, цель и задачи педагогики физической культуры и спорта
Педагогика физической культуры и спорта – наука, изучающая цели, содержание, закономерности воспитания при занятиях физической культурой и спортом и управление этим процессом. Объектом педагогики физической культуры и спорта служит спортивная деятельность и человек, занимающийся ею. Предметом педагогики физической культуры и спорта является изучение закономерностей и специфики педагогического процесса по формированию личности в условиях занятий физической культурой и спортом. Цель педагогики физической культуры и спорта: вооружить специалистов теоретическими знаниями и научить управлять процессами формирования личности через спортивную деятельность; гуманизация спортивной деятельности. Задачи педагогики физической культуры и спорта как науки: 1.Выявление места и закономерных связей физической культуры и спорта с общим процессом воспитания в обществе. 2.Разработка методов научного исследования в физической культуре и спорте. 3.Изучение, разработка и внедрение в практику данных смежных наук для разного уровня занятий физической культурой и спортом. 4.Изучение и обобщение опыта работы ведущих учителей физической культуры и тренеров в различных видах спорта. 5.Гармонизация взаимоотношений занимающихся физической культурой и спортом. 6.Нахождение оптимального соотношения гармонического развития и конкретных психологических особенностей для достижения успеха в определенном виде спорта. 7.Разработка и внедрение в практику методики учебно-воспитательного процесса в конкретном виде спорта для заданного уровня спортивного мастерства и с опорой на опыт лучших тренеров. 8.Определение содержания и методики подготовки педагогов в колледжах олимпийского резерва и институтах физической культуры. Одной из главных задач этой дисциплины считается изучение условий, при которых каждый человек, занимающийся физической культурой и спортом, может всесторонне развить свои потребности, интересы, способности и проявить себя наиболее полно. Основные категории педагогики физической культуры и спорта: образование, воспитание, обучение, развитие, специализация, тренировка, учебно-тренировочное занятие, соревнование. 2.Смежные с педагогикой физической культуры и спорта науки: Общественные науки: философия, история физической культуры, социология спорта. К актуальным темам этого направления относятся: «педагогика спорта и культура», «педагогика спорта и общество», «педагогика спорта и армия», «педагогика спорта и досуг». Биологические науки: анатомия, физиология, спортивная медицина, биомеханика. К актуальным темам этого направления относятся: «детский спорт», «юношеский спорт», «женский спорт», «спорт инвалидов», а также многочисленные вопросы влияния различных видов спорта на стороны жизнедеятельности органов и систем человеческого организма. Науки о физической культуре: теория и методика физической культуры, теория спортивной тренировки, физическое воспитание в школе. Психолого-педагогические науки: возрастная психология, возрастная педагогика, акмеология. К актуальным темам этого направления относятся: «спорт и умственное развитие», «спорт и нравственное воспитание», «личность спортсмена и референтная группа». 3.Методы педагогического исследования: Наблюдение за учениками класса может проводиться на общеобразовательных уроках, уроках физической культуры, во время перемены и при уходе из школы. Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование. Беседа, интервью нуждаются в предварительном продумывании педагогом задачи – что у воспитанников предполагается выяснить, узнать и как этого достигнуть, то есть наметить содержание и методику их проведения. Анкетирование дает возможность получить информацию об уровне обученности или воспитанности большой группы обучающихся. Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять результаты обучения, воспитания и развития обучающихся. Изучение документации. Источниками знаний служит журнал класса, план воспитательной работы классного руководителя, рабочая программа учителя физической культуры, протоколы внутришкольных соревнований и другая документация совета физкультуры. Диагностирующие контрольные работы позволяют получить оперативную информацию о фактических знаниях обучающихся. Рейтинг – оценка тех или иных сторон деятельности обучающихся компетентными судьями (экспертами), которыми являются все, кто имеет достаточно продолжительные взаимоотношения с классом. Это администрация школы, учителя, тренер, ведущий спортивные секции, врач школы. Педагогический консилиум – разновидность метода рейтинга. Предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности обучающихся. Самооценка обучающимся имеющихся у него личностных качеств помогает ему посмотреть на себя со стороны, оценить свои плюсы и минусы, побудить каждого к самовоспитанию. Социометрия – метод изучения межличностных отношений в коллективе. Создание педагогических ситуаций диагностического характера. Суть их в том, что в виде просьбы дается какое-либо задание, требующее индивидуального или группового выполнения, а исполнители не называются. Педагогический эксперимент формирующего характера. По мере выявления существующих в классе отклонений от желаемой нормы в поведении обучающихся, во взаимоотношениях между ними, которые затрудняют руководство педагогическим процессом, начинается поиск возможности их нейтрализовать. Выдвигается предположение – гипотеза – осуществления этой задачи благодаря использованию педагогических средств и методов, разрабатывается содержание опытной проверки гипотезы путем проведения формирующего педагогического эксперимента. Проблемы физической культуры и спорта: В основе спорта лежит соревновательная деятельность, суть которой состоит в стремлении к первенству. Проблема состоит в необходимости воспитания у спортсменов честолюбия, порождающего эгоистическое и агрессивное стремление к повышению спортивных результатов, к победам и, одновременно, сбалансирование этих качеств воспитанием сопереживания, взаимопомощи и сотрудничества с товарищами по спорту как важных качеств личности, без которых в реальной жизни нормальное общество существовать не может. Вопросы и задания: 1.В чем состоит сущность, цель и задачи педагогики физической культуры и спорта? 2.Дайте характеристику основным категориям педагогики физической культуры и спорта. 3.Назовите смежные с педагогикой физической культуры и спорта науки. 4.Дайте характеристику методам педагогического исследования. 5.Какие проблемы физической культуры и спорта вы можете выделить и обосновать на примере избранного вида спорта? Практическая работа: Практическая работа №2. «Выявление и обоснование причин, обязывающих педагога по физической культуре заниматься вопросами воспитания». 1.Выявите и обоснуйте причины, обязывающие педагога по физической культуре заниматься вопросами воспитания. 2.Дайте письменный ответ на вопросы: а) Согласны ли вы с высказыванием: «Процесс нравственного воспитания спортсмена – это борьба с отрицательными качествами личности»? б) Как вы думаете, формируются ли нравственные качества без жизненной необходимости? Стоит ли тренеру создавать ситуации, которые будут воспитывать нравственные качества его учеников? 2.Подготовьте микровыступление на тему: «Я и моя будущая профессия», «Мой школьный учитель физкультуры», «Тренер, которому я доверяю». Практическая работа №3. «Составление аннотации на источник информации». 1.Выберите в библиотеке Колледжа один из источников информации (книга, статья, сайт Интернета) по теме раздела. 2.После его прочтения составьте аннотацию для обучающихся-коллег – «Я советую прочитать эту книгу, потому, что…», «Я советую ознакомиться с этим сайтом, потому, что…». Самостоятельная работа: Самостоятельная работа №1. «Педагогические изюминки учителя физической культуры, тренера». 1.Опишите опыт работы педагога по физической культуре, тренера в избранном виде спорта. 2.Охарактеризуйте методы, методические приемы и средства, которые использует педагог по физической культуре, тренер в избранном виде спорта.
Date: 2015-06-11; view: 24723; Нарушение авторских прав |