Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие педагогики спорта в России





В России основы научного подхода к физической культуре заложил П.Ф. Лесгафт разработкой теории физического образования. В советский период научные исследования в этой области начались с образованием двух институтов: в 1919 г. на базе Высших курсов П.Ф. Лесгафта был создан Петроградский государственный институт физического образования им. П.Ф. Лесгафта и в декабре 1920 г. – Московский государственный институт физической культуры.

В 1930-е годы была создана система органов государственного управления физкультурным движением, соответственно возникла и необходимость создания единой государственной методики физического воспитания. В целях повышения массовости и усиления заинтересованности молодежи занятиями физической культурой и спортом в 1931 г. был введен комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), а затем «Единая всесоюзная спортивная классификация» (1935-1937), которые имели большое значение для развития методических основ физического воспитания в нашей стране. Увеличилось количество добровольных спортивных обществ (ДСО) регулярно стали проводиться массовые и всесоюзные соревнования. Все это привело к интенсивному развитию теории и практики физического воспитания, были изданы первые учебники по методике физического воспитания, легкой атлетике, плаванию и ряду других видов спорта.

В послевоенный период, по мере накопления знаний, публикуются учебники для студентов институтов физической культуры по теории физического воспитания. С развитием за рубежом и в нашей стране теории культуры начинает разрабатываться теория физической культуры. В этом аспекте подверглись пересмотру содержание учебного предмета и учебники для вузов физической культуры, они теперь называются «Теория и методика физической культуры».

Теория и методика физической культуры успешно решали вопросы спортивной подготовки населения, но не обеспечивала раскрытия всех потенциальных возможностей воспитания средствами физических упражнений и спорта. Поэтому возникла потребность, одновременно с этой наукой и пока еще параллельно с ней, разрабатывать вопросы воспитания через спорт с целью полноценной социализации человека в послеспортивный период его жизни.

Одной из первых работ стала монография В.В. Белорусовой. Эта книга отмечена золотой медалью Комитета по физической культуре при Совете Министров СССР и издана в ряде зарубежных стран. В 1978 г. издается учебник для техникумов физической культуры под редакцией В.В. Белорусовой и И.Н. Решетень, где осуществлена связь общепедагогических положений со специфичностью их применения в области физического воспитания. С еще большей основательностью такая связь была показана во втором, переработанном и дополненном издании этой «Педагогики» в 1986 г.

На Международном конгрессе 1980 г. в Тбилиси было принято решение о целесообразности развития педагогики спорта. По этой тематике проводились научные исследования, печатались статьи. В учебные планы институтов физической культуры была включена новая учебная дисциплина «Педагогические основы воспитательной деятельности на занятиях физической культурой и спортом», которая фактически явилась разделом теории воспитания в педагогике спорта. Среди многих отечественных публикаций выделяются две работы, в которых впервые предпринята попытка раскрыть содержание педагогики спорта как науки и как учебного предмета: А.А. Тер-Ованесяном, И.А. Тер-Ованесяном – 1986, А.А. Сидоровым – 2000 г.

Так постепенно «Педагогика спорта» утверждалась как самостоятельная ветвь профессиональной педагогики. В 2003 г. она была введена в учебные планы колледжей и институтов физической культуры как обязательная учебная дисциплина.

4. Причины возникновения и развития педагогики физической культуры и спорта как науки и соответствующей учебной дисциплины в образовательных организациях:

1.Накопление достаточно обширного материала, нуждающегося в системном выделении главных положений, характеризующих формирование личности через физическую культуру и спорт.

2.Возникновение потребности реальной, а не декларативной, подготовке через физические упражнения и спорт к жизни и профессиональной деятельности.

3.В практике обучения произошла замена знаниевого характера преподавания на стремление развивать внутренний потенциал, возможности занимающихся, что было неприемлемо в условиях тоталитарного строя.

4.Усиление образовательной направленности обучения благодаря использованию средств и методов общей педагогики.

5.Выявление диалектического воздействия физических упражнений и спорта на формирование нравственности и влияние на здоровье занимающихся.


6.Усиление социальной и экономической роли спорта, появление новых его видов, в том числе с повышенной опасностью травматизма, подорожание всего процесса подготовки и выступлений в спорте. Значительный рост результатов потребовал новых подходов к учебно-воспитательному процессу.

5.Предпосылки развития педагогики физической культуры и спорта:

1.Зарубежные и российские педагогические идеи прошлых лет и настоящего времени (спартанская и афинская системы воспитания, программа физического, нравственного и умственного воспитания джентльмена Дж. Локка).

2.Разработка вопросов воспитания через спорт с целью полноценной социализации человека в послеспортивный период его жизни (В.В. Белорусова, И.Н. Решетень, М.В. Прохорова).

3.Прогрессивные педагогические традиции в области теории физического воспитания (Л.П. Матвеев, В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин).

4.Знания о педагогических закономерностях спортивной деятельности.

Вопросы и задания:

1.Охарактеризуйте принципы, на которых основывается Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте» (2007).

2.Какие функции выполняет спорт в жизни общества? Назовите их.

3.Расскажите об истории развития педагогики физической культуры и спорта за рубежом и в России.

4.Как заложенные идеи П.Ф. Лесгафта о практическом применении физической культуры развивались в России?

4.Назовите причины возникновения и развития педагогики физической культуры и спорта как науки и соответствующей учебной дисциплины в образовательных организациях.

5.Дайте характеристику основным предпосылкам развития педагогики физической культуры и спорта.

Практическая работа:

Практическая работа №1. «Роль физической культуры и спорта в развитии личности».

1.Прочитайте статью из сборника научных трудов кафедры педагогики НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург «Проблемы педагогической деятельности в физической культуре и спорте, и пути их решения в физкультурном образовании».

2.На основе статьи покажите роль физической культуры и спорта в развитии личности.

 







Date: 2015-06-11; view: 8275; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию