Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИЛОЖЕНИЯ 5 page





27 В XII в. во Франции увлечение науками, схоластикой, диспутами становится достаточно распространенным. Университетов еще не существовало, но были весьма популярные соборные школы (на­пример, при соборе Парижской Богоматери), монастырские (на­пример, при аббатстве Сен-Виктор) и множество частных, органи­зованных известными преподавателями. За обучение в последних вносилась плата, что расценивалось многими современниками чуть ли не как святотатство, ибо знание считалось даром Божьим, про­давать каковой — кощунство. Пьер Абеляр был одним из популяр­нейших учителей и, судя по всему, человеком огромного самомне­ния и весьма неуживчивым. Он учился в Компьене у схоласта Росцелина, поссорился с ним, перебрался в Париж, где продолжил образование у архидиакона собора Парижской Богоматери (имен­но архидиакон надзирал за соборной школой), позднее — еписко­па Шалонского (этот сан давал положение пэра Франции), знаме­нитого богослова Гийома из Шампо (ок. 1068-1121), но вступил в полемику и с ним, победив своего учителя на диспуте. Уехав из Па­рижа, Абеляр основал собственную школу в Мелене, потом в Кор- бейле, затем снова вернулся в Париж, где стал даже на краткое вре­мя главой Парижской соборной школы, но затем Гийом сместил его и назначил на это место некоего неизвестного противника Абе­ляра. Тот снова уехал в Мелен, затем опять возвратился в Париж и, поскольку его противник возглавлял Парижскую школу, основал собственную, вне тогдашних пределов Парижа, на холме Св. Жене- вьевы, где вел занятия под открытым небом. Абеляр, как и его уче­ные современники, просто упивался атмосферой диспута, борьбы, споров. Сам Абеляр, сын рыцаря, заявлял: «Избрав оружие диа­лектических доводов среди остальных положений философии, я променял все прочие доспехи на эти и предпочел военным трофе­ям — победы, приобретаемые в диспутах». Преследования Абеляра, сломившие его наконец, объясняются не его еретическими воззре­ниями (хотя обвиняли его — и совершенно несправедливо — имен­но в этом), но неприемлемой для придерживавшихся традицион­ных взглядов на богословие его оппонентов формой его учения, стремлением остро и парадоксально ставить вопросы (например, в его сочинении Sic et Non [Да и нет] открыто признается наличие


противоречий в Писании), давая при этом вполне ортодоксальные ответы.

Nationes — в средневековых университетах землячества, организо­ванные по территориальному (но не национальному в современном смысле) принципу, например немецкое и пикардийское (Пикар­дия — область в Северной Франции) в Парижском университете. Осада замка — настольная игра с несколькими участниками на дос­ке типа шахматной, где противники, переставляя фигуры, стара­ются взять в осаду друг друга.

Картезианство (от латинизированного имени Декарта — Карте- зий), то есть учение Рене Декарта, находило огромное число после­дователей, но и немало противников; так, современник Декарта Пьер Гассенди (1592-1655) был сторонником атомистики, тогда как Декарт решительно отвергал существование мельчайших неде­лимых частиц материи. Во второй половине XVII-начале XVIII в. физики-картезианцы отрицали теорию дальнодействия, то есть передачи движения от одного тела к другому через пустое про­странство, без посредства материи (на этом была основана ньюто­новская теория тяготения), и отстаивали теорию близко действия, признающую передачу движения только через соприкосновение тел или через посредника — мировой эфир, вихри в котором созда­ют гравитацию; гипотеза мирового эфира была отвергнута лишь в начале XX в.


В конце XVII в. во Франции разгорелся литературный спор меж­ду так называемыми Anciens {Древними) и Modernes (Новыми); на­звание пошло от вышедшего в свет в 1688-1697 гг. четырехтомного труда известного писателя Шарля Перро (1628-1703) Paralleles des anciens et des modernes en ce qui regarde les arts et les sciences [Параллель между древними и новыми, в том что касается искусств и наук], где глава новых весьма запальчиво доказывал, что новая французская литература намного превзошла античную и нечего уделять внима­ние всякому старью. Древние, в частности Никола Буало (1636- 1711), утверждали, что античная литература есть высшая и непре­взойденная норма. Любопытно, что обе стороны апеллировали к великой литературе XVII в. — Пьеру Корнелю (1606-1684), Жану Расину (1639-1699), — но если первые заявляли, что высочайший уровень этой литературы сам по себе уже говорит в пользу Новых, то вторые настаивали на том, что сей уровень достигнут благодаря неукоснительному следованию правилам античной поэтики.


Бурным нападкам и активной защите подвергались и гипотезы Ньютона, причем и много позднее его смерти. Споры шли о его теории гравитации (см. выше), оптических теориях (Ньютон на­стаивал на том, что свет состоит из частиц-корпускул, в XIX в. по­явилась волновая теория света, в начале XX в. снова вернулись к идее корпускул; Ньютон доказал, что белый цвет есть сумма всех цветов, тогда как его противники — включая, например, Гёте — за­являли, что первооснова всех цветов — черный). В третьей части своего основополагающего труда Pbilosopbiae Naturalis Principia Mathematica [Математические начала натуральной философии] (1687 г.) Ньютон, исходя из факта вращения Земли, выдвинул и ма­тематически доказал предположение о том, что она сплюснута у по­люсов, что вызвало возражения его оппонентов, скорее эстетиче­ского свойства: считалось, что шар — идеальная геометрическая фигура. Правота Ньютона была доказана измерениями лишь в XIX в., и тогда же (в 1879 г.) было доказано, что Земля не шар и — несмотря на близость вычислений Ньютона к реальности — не эллипсоид, а особое тело вращения, названное за отсутствием иных аналогий геоидом, то есть землеподобным.

В 1796 г. английский врач Эдуард Дженнер (1749-1823) пред­ложил предупреждать оспу путем прививки человеку безвредной для него коровьей оспы, что обеспечит иммунитет к опасным ви­дам этой болезни. Прививка производилась путем введения сыво­ротки из крови переболевшей коровы (vaccina — лат. коровья). Эта идея вызвала бурную полемику по всему миру, причем не только в медицинских кругах (иные врачи сомневались в научной доказан­ности этого метода), породила протесты, бредовые слухи о том, что у привитых людей вырастают то ли рога, то ли хвост, обвинения в намерении неких темных сил, например католиков (в России — немцев), путем массовых вакцинаций погубить английский (рус­ский) народ, избиения врачей и т. п. Следует отметить, что далеко не всё из перечисленного Хёйзингой относится к XVII в., а и к XVIII, XIX и даже XX вв.

Г лава десятая

Марсий — в древнегреческой мифологии сатир (существо с чело­веческой головой и торсом, с козлиными или конскими ногами, лошадиным хвостом, козьими рожками или лошадиными ушами; сатиры считались необузданными похотливыми пьяницами), на­шедший флейту (изобретательница этого музыкального инстру­мента богиня Афина бросила его, когда увидела, что при игре у нее безобразно раздуваются щеки) и достиг необычайного мастер­ства игры на ней. Возгордившись, Марсий вызвал на состязание самого Аполлона. Бог, играя на кифаре гармоничные мелодии, по­бедил сатира, исполнявшего исступленную музыку, и содрал с него кожу.

2' Средневековье — эпоха, когда были весьма распространены поэти­ческие турниры, в которых принимали участие как рыцарские поэ­ты — южнофранцузские трубадуры, северофранцузские труверы, немецкие миннезингеры (то есть певцы любви), воспевавшие в пер­вую очередь прекрасных дам (расцвет этой поэзии приходится на XII-XIII вв.), так и, позднее (XIV-XVI вв.), бюргерские поэты- майстерзингеры (то есть певцы-мастера), сочинявшие стихи пре­имущественно религиозно-дидактического содержания. Около 1300 г. появилась анонимная немецкая поэма Sangerkrieg [Война певцов], посвященная поэтическим состязаниям в замке Вартбург в Тюрингии, Германия (время и состав участников этого события не­ясны, ибо среди персонажей поэмы упоминаются реальные минне­зингеры, не бывшие в действительности современниками), и по­служившая основой для новеллы Эрнста Теодора Амадея Гофмана Der Kampf der Sanger [Состязание певцов], оперы Рихарда Вагнера Tannhauser und der Sangerkrieg auf Wartburg [ Тангейзер и состяза­ние певцов в Вартбурге], а также его оперы Die Meistersinger von Nurnberg [Нюрнбергскиемайстерзингеры].


у Война буффонов — музыкальная полемика, происходившая в Па­риже в середине XVIII в. Буффоны — сторонники оперы-буфф — спорили с приверженцами классической оперы, процветавшей на сцене театра Гранд-Опера. Диспут носил не только эстетический, но и социально-политический характер: буффоны объявляли себя выразителями вкусов народа и нападали на музыку Гранд-Опера как на придворное искусство.

4' В Древней Греции, особенно в Афинах, бог-кузнец Гефест считался небесным патроном кузнечного дела или близких к нему ремесел, например ювелирного. Афина считалась помощницей в гончарном деле, ткачестве и рукоделии, кораблестроении, покровительницей ремесленников и вообще рабочего люда; отсюда ее прозвище Эрга- не, то есть Работница.

5' Первоначально число Муз — дочерей Зевса и богини памяти Мне- мосины, покровительниц поэзии, музыки, танца, наук и искусств в древнегреческой мифологии — было неопределенным (видимо, в ранние времена — три), но к III в. до н. э. устанавливаются их коли­чество (девять) и распределение по функциям: Эрато — муза любов­ной поэзии, Эвтерпа — лирической песни, Каллиопа — эпической поэзии, Клио — истории, Полигимния — гимнической поэзии, Терпсихора — танца, Мельпомена — драмы, Талия — комедии, Урания — астрономии.

6' Во время испытания женихов (см. коммент. 9* к гл. IV) победите­лем должен был стать тот, кто пустит стрелу из лука Одиссея так, что она пролетит через двенадцать колец (или кожаных петель?), на которых были подвешены боевые секиры. Это удалось сделать толь­ко Одиссею.

7* Римская премия — учрежденная в 1803 г. во Франции государ­ственная награда для поощрения молодых деятелей искусств, пред­назначавшаяся для того, чтобы они могли совершенствовать свое мастерство в Риме.

8' В Античности (да и в Средние века) пиры представляли собой не просто развлечение, но и особый ритуал общения; в частности, из­бирался руководитель (симпосиарх — букв, начальник пира), и его повеления (греч. кеХеиарата) были обязательны для всех, неиспол­нение их вело к изгнанию из пиршественного зала.


9' Согласно преданию, Александр Македонский, завоевав в 334 г. до н. э. Малоазийский полуостров, отправился во Фригию (область на севере Малой Азии), в древнюю столицу некогда существовавшего (X-VIII вв. до н. э.) Фригийского царства — Гордион. Там находи­лась колесница основателя Гордиона, царя Гордия (во Фригии было несколько царей с этим именем, какой из них имеется в виду, неяс­но, тем более что даты их жизни и правления неизвестны), и к дыш­лу этой колесницы Гордий некогда привязал ярмо, скрепив таким узлом, который никто развязать не мог. Существовало древнее по­верье, что тот, кто развяжет этот узел, обретет власть над всей Ази­ей. После ряда неудачных попыток проделать это Александр раз­рубил узел мечом.



Бог-творец индийской мифологии Тваштар (возможно, его имя и значит творец) почитается как небесный ремесленник (наподобие греческого Гефеста), создавший много важных и нужных для богов вещей, например железное оружие (для времени сложения мифа — II тыс. до н. э., эпохи бронзового века, нечто неслыханно дорогое) для Брихаспати (см. коммент. 14* к гл. I), по одному из вариантов мифа — коров для него же (с похищением этих коров связан целый цикл сказаний), и многое другое. Кроме того он создатель всех форм и явлений в мире, например, первых жениха и невесты, и даже богов: Тваштар — отец Брихаспати и Агни, дед Ашвинов — боже­ственных близнецов, подателей благ, врачевателей, покровителей коней, разъезжающих по небу на золотой колеснице. Греческая мифология знает несколько вариантов сказания о Поли- техне и Аэдоне. Художник Политехи (многоискусный) и его жена Аэдона (соловей) состязались в мастерстве; проигравший Политехи в отместку жене обесчестил ее сестру Хелидону (ласточку). Та со­общила сестре о происшедшем, и тогда Аэдона убила собственного сына Итиса и скормила его мясо мужу, а затем, вместе с Хелидоной, схватила Политехна, связала его, обмазала медом и оставила на съе­дение мухам. В конце концов Зевс и Гера превратили Политехна в пеликана, Аэдону в соловья, а Хелидону в ласточку. В мифологиях многих стран и народов, но особенно — в германо- скандинавской, присутствуют карлики-гномы (у скандинавов — цверги, альвы), искусные в горном деле и металлодельческом ремес­ле. Герой германских сказаний — волшебный кузнец Виланд (так у континентальных германцев, у скандинавов — Велунд, у англосак­сов — Веланд) в скандинавских версиях сказания назван владыкой алъвов. Ему приписывалось создание многих волшебных или высо­козначимых предметов (в частности, он выковал меч для Карла Be- ликого), и эти изделия отличались необыкновенным качеством (правда, рассказ о том, что мечи его настолько острые, что рассека­ют клочки шерсти, плывущие по воде, попадает в легенды о Вилан- де лишь в позднем Средневековье; первоначально изготовление мечей приписывалось кузнецу Регину, сковавшему такое оружие для своего питомца Сигурда-Зигфрида). Согласно эддической Пес­не о Вёлунде и норвежской Саге о Тидреке, Вёлунда захватил злой шведский конунг Нидуд и заставил его изготовлять искусные изде­лия, но тот, предварительно убив сыновей Нидуда и изнасиловав его дочь, улетел на крыльях, сделанных им из птичьих перьев. Ряд исследователей связывает последний сюжет с греческим сказанием о Дедале (возможно, этот сюжет попал на север Европы через по­средство германских племен, имевших контакты с Римом). Афин­ский мастер Дедал (искусный), преследуемый за убийство своего племянника, мастерству которого он позавидовал, бежал на Крит к царю Миносу и построил для него дворец Лабиринт; за то, что он помог герою Тесею убить Минотавра (см. коммент. 7* к гл. III), Ми- нос бросил его в темницу, но он улетел вместе с сыном Икаром при помощи крыльев, сделанных из воска и птичьих перьев. Икар под­нялся слишком высоко, солнце растопило воск, и Икар упал в море, но Дедал достиг Сицилии. Сказание о муравье и нити звучит так: Минос, желая вернуть себе искусника, прибыл на Сицилию, где, как он предполагал, прятался Дедал, и попросил сицилийского царя Кокала продернуть нитку через раковину. Царь поручил это Дедалу, который привязал нитку к муравью и пустил того в ракови­ну; в поисках выхода муравей вытянул и нить. Тогда Минос дога­дался, что Дедал прячется у Кокала. В конечном итоге Дедал всё же остался в Сицилии.

13' Юй и Хуанди — божества, культурные герои (см. коммент. 1* к гл. IX) китайской мифологии. Юй прекратил потоп, возведя ирри­гационные сооружения, научил людей рисоводству и многому дру­гому. Хуанди изобрел топор, ступку, лук со стрелами, одежду, колес­ницу, лодку, некоторые музыкальные инструменты и т. д. В Древнем Китае мифологическая традиция очень рано переплеталась с исто­рической, и Юй, существо в образе двурогого дракона, стал в хро­никах царем, родоначальником легендарной династии Ся. Хуанди,


зачатый от удара молнии, трехметровый великан с четырьмя лица­ми и четырьмя глазами, был, по мнению летописцев, государем, правившим с 2698 по 2598 г. до н. э.

Общегреческие игры (см. коммент. 35* к гл. III) включали музы­кальные и поэтические состязания, но не соревнования в живопи­си и ваянии, однако самый факт стечения большого числа людей на играх привлекал и художников, и скульпторов, и писателей (есть сведения, что Геродот публично читал свою Историю на Олимпий­ских играх), демонстрировавших свои произведения. Характерно, что темы произведений, предложенные для конкурса, берутся из общегреческого фонда мифов и сказаний: о споре Одиссея и Аякса Теламонида за доспехи погибшего Ахилла (особый суд, состояв­ший из троянцев, должен был определить, кто из греков, то есть противников троянцев, более других достоин владеть оружием по­гибшего героя, и присудил его Одиссею; Аякс обиделся до такой степени, что даже после смерти отказался говорить со спустившим­ся в царство мертвых Одиссеем) или об амазонках — племени женщин-воительниц, с которыми сражались многие герои грече­ского эпоса.

Акротерий — скульптурное сооружение (статуя, изображение де­рева), помещаемое над углом или на вершине фронтона здания. Ника — богиня победы в Древней Греции.

Слова гильдия, цех происходят от англосакс, guild, нем. Zeche — пирушка. В Средние века совместная трапеза, пир представляли собой форму социального общения, знак сплочения коллектива, равенства его членов. Например, переход из подмастерьев в полно­правные мастера был возможен лишь после того, как претендент на статус мастера делал по всем правилам что-нибудь из тех изделий, изготовлять которые полагается данному цеху (от пива или ножа до ювелирного изделия). Этот предмет, называвшийся во Франции главным изделием (chef dceuvre), оценивался советом старшин цеха, и, если его признавали сделанным по правилам, подмастерье был обязан устроить пир в честь старшин, после чего получал звание мастера.

Альбом Виллара дё Оннекура представляет собой одновременно книгу архитектурных эскизов, изображений с натуры (например,


льва, виденного автором в Венгрии), путевых заметок, изобретений и даже архитектурных споров. Характерным для Средневековья, эпохи неразвитого авторского сознания, является то, что эту сугубо частную книгу продолжили два ученика Виллара.

18" Само по себе устройство конкурсов на то или иное архитектурное сооружение не представляло ничего принципиально нового для Италии, подобные конкурсы устраивались с XIII в. В 1401 г. сам Филиппе Брунеллески участвовал в конкурсе на изготовление бронзовых дверей с рельефами для баптистерия (крещальни), но проиграл скульптору Лоренцо Гиберти (ок. 1378-1455). Строи­тельство кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре, начав­шееся еще в 1294 г., являлось делом всего народа Флоренции. План собора менялся по ходу работ, хотя 19 ноября 1384 г. был проведен общегородской референдум, утвердивший окончательный проект храма с куполом. К 1418 г. был закончен барабан центральной баш­ни, и Опере дель Дуомо (государственное флорентийское учреж­дение, ведавшее строительством собора) объявило конкурс на лучший проект купола. 17 декабря итоги конкурса были подведе­ны, первое место получил проект Брунеллески, но ему было пред­ложено воспользоваться некоторыми элементами проекта его глав­ного соперника, занявшего второе место, — упомянутого Лоренцо Гиберти. Брунеллески и Гиберти назначались совместно главными архитекторами строительства. В честь завершения купола состоя­лось торжественное богослужение с участием самого папы 25 марта 1436 г., но реально строительство было закончено церемонией по­следнего камня 30 августа 1436 г.

19' Еще в XII в. многие города Италии добились самоуправления и вели борьбу с местными дворянами-землевладельцами за подчине­ние сельской округи. К концу XII-началу XIII в. борьба в Северной и Средней Италии, в частности во Флоренции, закончилась побе­дой горожан, владельцы замков (их называли грандами) вынужде­ны были разрушить их и переселиться в город. Там, впрочем, рас­при между разными родами продолжались, и богатые и знатные члены городской коммуны строили дома-башни для собственной защиты.

Г лава одиннадцатая

г См. коммент. 1* к гл. I.

2* Гений (от лат. gens — род) — в римской религии первоначально божество-родоначальник, затем — бог мужской силы, олицетворе­ние внутренних сил и способностей мужчины. Особо отправлялся культ гения главы семьи — в день его рождения приносились осо­бые жертвы, рабы совершали приношения гению хозяина. Помимо людей, сзоих гениев имели местности, корпорации, воинские части и т. п. Существовал особый культ гения Рима и введенный Авгу­стом культ гения императора. Клятва гением императора считалась священной, и ее нарушение приравнивалось к оскорблению вели­чества.

3 См. коммент. 2* к гл. VIII.

4" Принцепс (лат. princeps — первый) — в республиканском Риме председатель сената. Когда Гай Юлий Цезарь Октавиан в 31 г. до н. э. добился единоличной власти, он провел реформу управления и в 27 г. до н. э. стал пожизненным принцепсом (с той поры звание принцепса стало титулом главы государства), императором (перво­начально — верховным главнокомандующим, монархическим ти­тулом это сделалось именно тогда) и получил имя-титул Август (от лат. augere — расширять, увеличивать). Несмотря на абсолютно автократическую сущность своего режима Август сохранял види­мость республиканских институтов, демонстративно подчеркивал неприязнь к единовластию, отказывался принять сан монарха и объ­являл, что превосходит остальных римских граждан лишь авторите­том. Его преемники довольно быстро отказались от подобного по­литического лицемерия и объявляли себя не только владыками, но и живыми богами. В частности, весьма распространенным в I—III вв. было отождествление принцепса с Геркулесом (с Аполлоном сбли­жал себя только Нерон, увлекавшийся музыкой и пением).

5* Бесправные — по-видимому, лица, не имеющие римского граждан­ства. Пролетарии — низший имущественный разряд в Древнем Риме, люди, не обладавшие никаким имуществом, кроме потомства (proles), не платившие налогов, не служившие в армии до военной реформы рубежа II и I вв. до н. э., не имевшие права занимать го­сударственные должности (но обладавшие активным избирательным правом); в эпоху Империи пролетариями нередко называли сво­бодных бедняков вообще.

6' Pax Augusta (лат. букв. Августов мир) — выражение (и одноимен­ное божество), означавшее состояние внутреннего мира, установ­ленного Августом после прекращения гражданских войн, а также внешнего мира путем обеспечения безопасности границ, надежной их защиты. Следует отметить, что Август практически прекратил расширение Римской державы, сосредоточившись на укреплении ее рубежей. После его правления было не так уж много завоева­ний — Британия, Дакия (на территории нынешней Румынии), кратковременные захваты в Месопотамии; кроме того, формальное увеличение Империи шло за счет превращения зависимых от Рима государств в провинции.

Т Триумф — ритуал торжественного вступления победоносного полководца с войском, трофеями, пленными в Рим и процессия от Марсова поля до Капитолия, где проводился торжественный моле­бен и вражеское оружие приносилось в дар Юпитеру Победителю. Обряд триумфа имел сакральный смысл: въезжавший на колеснице военачальник (существовал также малый триумф — овация, во вре­мя которой предводитель войска шел пешком) в особой тоге, с на­крашенным красной краской лицом как бы воплощался в Юпитера. В республиканскую эпоху триумф присуждался сенатом, в импер­скую — императором; со времен ближайших преемников Августа только сами принцепсы справляли триумф.

8 В оборонительных войнах, которые вел Рим, само существование Римского государства оказывалось под угрозой. Таковы вторжение галлов в Среднюю Италию в IV в. до н. э., Вторая Пуническая вой­на в конце III в. до н. э. (см. также коммент. 2* к гл. VIII), успешно отбитое нападение варваров-германцев на Италию на рубеже II и I вв. до н. э., их натиск на Империю в IV-V вв., закончившийся ее падением.

9 Ипподром в новой столице Империи занимал на ранних этапах Восточно-Римского государства (IV-VII вв.) значительное место, как бы замещая и цирк (гладиаторские бои в христианское время были, безусловно, запрещены), и Форум Старого Рима. Следует от­метить, что столица эта официально именовалась Новым Римом, иногда, скорее иносказательно, Константинополем, то есть Градом

Константина. Название Византийская империя, Византия (по го­роду Византий, на месте которого римский император Константин I Великий в начале IV века заложил Константинополь) государству, которое до своего падения в XV в. называлось Римской (или, в гре­ческом произношении, Ромейской) империей, было дано истори­ками XVIII в., желавшими отличить хорошую античную Римскую империю от плохой средневековой. Поскольку в Империи трон был, в идеале, выборным, провозглашение императора производи­лось сенатом (это была к тому времени совершенно безвластная, хотя и почетная коллегия), войском и народом, который воплощал­ся в так называемых партиях цирка, именовавшихся демосами (во множественном числе; от греч. 6fjjuog, демос — народ). В соответ­ствии со сложившимся к описываемому времени произношением в византинистике для обозначения этих партий принят термин димы. Димы были и спортивными клубами, объединявшими как возниц, так и служителей цирка и болельщиков, и некими обществами взаи­мопомощи, заботившимися, например, о достойном погребении своих сочленов, об их вдовах и сиротах, по димам организовыва­лось городское ополчение. Димы не только одобряли избрание им­ператора (это было номинальной процедурой), но и имели право через своих выборных руководителей (демархов) высказывать вла­дыке свои просьбы. Всего партий цирка было четыре, они именова­лись по цветам одежды возниц: синие, зеленые, красные, белые; пер­вые две партии были основными. После подавления восстания Ника (то есть Побеждай!) в 532 г., направленного против императора Юстиниана (Петр Флавий Савватий Юстиниан 1,482 или 483-565, император с 527 г.), димы были распущены, вскоре восстановлены, но с сильно урезанными правами, и постепенно сошли на нет.

10" Grands rhetoriqueurs [Великие риторики] — поэтическая школа XV-XVI вв. во Франции и Нидерландах, связанная с бургундской придворной культурой. Произведения этой школы отличались аллегоризмом и усложненной версификацией. Великие риторики считали поэзию второй риторикой, то есть красноречием, облечен­ным в замысловатую форму. Большинство великихриториков жили в XV в. (бургундский поэт и хронист Жан Молине умер в 1507 г.), но их традиции продолжались и в XVI в.: поэт Жан Лёмёр дё Бельж (то есть из Бельгии), ученик Молине.

п" Пасторальный жанр — воспевание пастушеской жизни (лат. pastor — пастух), протекающей в Аркадии, мало напоминающей реальную область в Греции, вдали от соблазнов цивилизации, наедине с при­родой, жизни неиспорченной, чистой, возник еще в греческой Ан­тичности, вершины достиг в Буколиках (Пастушеских стихотво­рениях), они же Эклоги (Избранные), Вергилия, был популярен в позднем Средневековье и — особо — в эпоху Ренессанса. Во време­на Возрождения пастораль пользовалась успехом как по причине того, что это был освященный Античностью жанр, так и ввиду стремления уйти из жестокого и кровавого окружающего мира: ко­нец XV-XVI в. — эпоха Итальянских войн, опустошавших Апен­нинский полуостров. Образцом ренессансной пасторали считается Arcadia [Аркадия], поэма с большими прозаическими вставками, принадлежащая перу Якопо Саннадзаро, начатая в 1490 г. и окон­чательно завершенная в 1502 г. Завершает пасторальный жанр XVI в. трагикомедия IIpastorfido [Верный пастух], созданная в 1600 г. падуанским профессором красноречия Джованни Батти- стой Гуарини.

В Испании в течение 1508-1546 гг. вышло 12 частей романа об Амадисе Галльском, написанного в конце XIII в. и получившего по­пулярность в XIV в., а вне Испании даже позднее. В этом произве­дении центр тяжести сюжета лежит в сфере галантной любви и авантюрной фантастики.

13' Весьма популярный сборник новелл Heptameron [Гептамерон (Ше- стоднев)], принадлежащий перу сестры короля Франции и супруги короля Наваррского Маргариты и вышедший впервые в свет в 1558 г., посвящен в первую очередь любви. Персонажи Гептамеро- на спорят о ней и иллюстрируют свои мнения — фривольные и су­ровые, христианские и основанные на платонизме — рассказами.

14" Хюго де Гроот, писавший под латинизированным, как полагалось в научных кругах, именем Гуго Гроций, в труде De iure belli ас pads [О праве войны и мира], впервые вышедшем в свет в 1625 г., система­тически изложил (отдельные идеи высказывались еще в Антично­сти) принципы теории естественного права, источником которого он считал природу человека, — принципы, диктующие стремле­ние к мирному общежитию, организованному согласно принципам разума.


Пор Руаяль — парижское аббатство, ставшее во второй половине

XVII в. центром янсенизма, течения во французском и нидерланд­ском католицизме, близкого в определенных отношениях к про­тестантизму и названного по имени основателя — голландского теолога Корнелия Янсения (Янсена). Янсенисты критиковали оптимистические воззрения на свободу воли, за что тезисы Янсена подверглись церковному осуждению еще в середине XVII в. Обо­стренное чувство личной греховности, готовность к мученичеству, противостояние королевскому деспотизму (Людовик XIV считал янсенистов личными врагами) и безнравственной политике и ре­лигиозной практике главных оппонентов, иезуитов, — всё это де­лало данное течение привлекательным для людей с чуткой совестью и сильным интеллектом. Физики Блез Паскаль и Антуан Арно, логик Пьер Николь, педагог Клод Лансло были членами общины Пор Руаяль, к ней тяготел великий драматург Жан Расин. Янсенис­ты, глубоко озабоченные проблемой греха и искупления, выступа­ли против мягкой исповедальной практики иезуитов, требовали публичной исповеди, а также длительных и унизительных аскети­ческих упражнений для кающихся грешников.

На портрете кисти голландского художника первой половины

XVIII в. Корнелиса Трооста лицо нидерландского врача и естество­испытателя Хермана Бурхааве обрамляют пышные длинные воло­сы (Амстердам, Рейксмюзеум).

Бернар Лё Бовье дё Фонтенель, французский писатель и философ, член и непременный секретарь Французской академии, активный участник спора Древних и Новых (см. коммент. 30* к гл. IX) на сто­роне последних, в трактате Entretiens sur la pluralite des mondes [Бе­седы о множественности миров] отстаивал идеи Джордано Бруно о бесконечности Вселенной и множественности миров, населенных разумными существами.







Date: 2015-07-10; view: 286; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию