Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дородовая общинаСтр 1 из 189Следующая ⇒
Первобытно-общинный строй На территории Абхазии. Дородовая община. Абхазия – один из древнейших очагов цивилизации. Эту территорию населяли древнейшие люди, о чем свидетельствует здесь наличие значительного числа памятников ранней человеческой культуры. Изучение древнейших памятников Абхазии показало, что они проявляют определенные генетические связи с палеолитической культурой Малой и Передней Азии. Палеолит (ок. 400- 4 тыс. до н.э.). Палеолит или каменный век, делится: на ранний или нижний, средний, верхний палеолит. Он завершается эпохой неолита. Нижний палеолит (400- 100 тыс. лет назад) – это время становления человека из животного мира. В науке этот процесс получил название антропогенеза (от греч антропо-человек, генезис – происхождение). Первые представители человеческого рода стали проникать в Западное Закавказье приблизительно 400-300 тысяч лет назад со стороны Малой Азии, через возвышенности, окаймлявшие море, которое занимало тогда нынешнюю Колхидскую низменность. Уровень Черного моря превышал современный, примерно на 60 метров. Заселялись архантропы (греч. «древние люди»), из числа которых впоследствии пришли неандертальцы (от названия долины Неондерталь в Германии, где впервые были обнаружены скелетные остатки). Памятники нижнего палеолита Абхазии относятся к так называемому ашельскому времени (400-100 тыс. лет назад, от названия французского местечка Сент-Ашель, где найдены соответствующие формы орудия). Первые люди селились вблизи родников и по берегам ручьев в местах изобилия растительной пищи, где могли ловить рыбу и находить пропитание для выживания. Ведущей формой хозяйства били охота, и охотничий образ жизни определял весь быт первобытного человека. Наряду с охотой важное место в его жизни занимало собирательство. Из всех палеолитических местонахождений Абхазии (близ Гагры. Нового Афона, Апианча, с.Отап, г. Галл) наиболее крупным и интересным является Яштухское. Эта стоянка первобытного человека- одна из древнейших и крупнейших во всем постсоветском пространстве, ее площадь составляет 80 га. Древние люди здесь, на склоне гор, вели охоту на туров и мелкую дичь. На берегах мелководных озер они били плавающих животных, подкарауливали зубров, диких коз и олнней, спускавшихся к водопою. Яштуха была богата кремневыми платами, которые давали сырье первобытному человеку для изготовления им орудий труда. Средний палеолит (100-35 тыс лет назад). Культура данной эпохи получила название мустьерской (от названия пещеры Ле-Мустье во Франции). На территории Абхазии сегодня известно свыше 100 пунктов находок мустьерских орудий. Мустьерцы в основном питались мясом пещерного и лесного зверя. Они перестали далеко уходить от стоянок, занимаясь поддержанием огня, копчением мяса, сбором и обработкой растительной пищи, изготовлением одежды. Так возникают стойбища людей, которые долго остаются на одном месте. Создаются предпосылки для формирования групп общин, связанных единством территории, хозяйства и культуры. Важнейшими мустьерскими местонахождениями Абхазии являются: с. Лечкоп, пос. Келасур, г. Очамчира, с. Ачгуара. Кроме того,памятники эпохи мустье найдены в Калдахуара, Лыхны, Гудаута, Эшера и др. местах. 2. Родовая община: возникновение и расцвет. Верхний палеолит (35-12 тыс. лет до н.э.). В эту эпоху Абхазия была заселена кроманьонцами (от названия пещеры Кро-Маньон во Франции, где впервые были обнаружены их костные остатки). По физическому облику эти люди почти не отличались от современных. Именно в этот период начинает складываться родовой строй в его первичной (матриархальной) форме, возникают примитивные племенные общины. Верхний палеолит – это время превращения человека умелого (хомо хабилис) в человека разумного (хомо сапиенс). Люди научились обрабатывать камень и кость. Это время ученые иногда называют «костным веком». Сегодня на территории Абхазии известно свыше 100 пунктов, находок орудий труда верхнепалеолитической эпохи, и мезолитической (от греч «мезос»- между и «литос» - камень), как переходный к следующему этапу, развития человечества. Последняя датируется 12-7 тыс. лет до н.э.. Некоторые ученые рассматривают мезолит как завершающую стадию верхнего палеолита, другие относят его к неолиту. В период позднего палеолита на смену первобытному стаду приходит более высокая организация общества – родовая община. РОДОВАЯ ОБЩИНА – это объединение людей одного рода, имеющих коллективную собственность и ведущих хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда при отсутствии эксплуатации. Ко времени завершения палеолита следует отнести установление экзогамии (от греч. «экзо» - вне и «гамос» - брак), т.е. запрета браков в пределах одной родственной группы. Семья группировалась вокруг женщины матери, хранительницы кровного родства, огня и традиций. Именно тогда стали изготовляться первые украшения, кроилась одежда из кожи и меха, появились лук и стрелы, гарпуны для охоты на рыбу. На территории Абхазии известны жилища общин на окраине Сухума, в окрестностях Цебельды (Хуапынипшахва, т.е. Холодный грот, Апианча). Древние люди около 20 тыс. лет назад освоили под жилье площадку перед гротом и нишу грота. В глубине ниши найдены остатки древних людей и предметы охотничьего промысла, костяные гарпуны, обсидиан (орудия из вулканического стекла). НЕОЛИТ (7-5 тыс.до н.э.) – от греч. «неос» - новый и «литос» - камень – время перехода от присваивающего хозяйства к производящему, хотя присвоение продолжало играть большую роль. В жизни первобытного общества произошли коренные изменения: возникает земледелие, скотоводство, гончарное производство и др. Это – период расцвета родового матриархального строя. На территории Абхазии известны до 20 пунктов находок неолитического времени. ПОСЕЛЕНИЕ КИСТРИК наиболее полно раскрывает картину жизни неолитического селища. Река Кистрик расположена западнее Гудауты, вблизи берега моря. Местность поселения занимала около 4 гектаров. Здесь были обнаружены топоры и долота, заготовки камня. Население Кистрика добывало себе пищу с помощью рыбного промысла. В устье реки входил для нереста лосось. Кистрикцы также обрабатывали землю, шили одежду, изготовляли керамическую посуду простейших форм. В период неолита, как полагают ученые, было положено начало хозяйственного разделения родовых общин: в прибрежной зоне в основном занимались земледелием и рыболовством, а в горной полосе - скотоводством и охотой. К 5-4 тыс. до н.э. происходит относительно быстрое разложение матриархально-родового строя и постепенное утверждение патриархата. 3. Разложение первобытнообщинного строя в Абхазии. Начало разложения первобытнообщинного строя и постепенное утверждение патриархата в Абхазии совпадает с эпохой энеолита, то есть медно-каменного века. Этот переходный этап в Абхазии длился недолго – с 5 по 4 тыс. до н.э., со времени изготовления медных изделий до изобретения горячего литья меди и бронзы. Широко известным на сегодня памятником энеолитической эпохи в Абхазии является ОЧАМЧИРСКОЕ СЕЛИЩЕ (3 тыс. до н.э.). Селище расположено в 5 км. к северу от Очамчира. Здесь найдены разнообразные каменные орудия: резаки, стамески, рубанки, скребки, топоры, зернотерки, мотыга из длинной и узкой галки и др. Значительное развитие получило гончарное производство, о чем свидетельствует наличие на месте стоянки горшков, кувшин, крупных сосудов, глубоких мисок и др. Основными формами хозяйствования на Очамчирском селище являлись земледелие и скотоводство. Земледельческие орудия труда совершенствовались, сфера их применения расширялась. Человек той эпохи уже мог бороться с зарослями девственного леса, расчищая топором более удобные места для посева хлебов. В хозяйстве увеличилось поголовье скота, что подтверждается находками в культурном слое стоянки многочисленных костей принадлежавшими в основном, крупному рогатому скоту. Население Очамчирской стоянки занимались охотой, в основном на дикую козу и оленя. Важное место в хозяйстве обитателей Очамчирского селища занимало рыболовство. Очень часто в материалах стоянки грузила для сетей. Среди костных остатков селища присутствовали кости дельфина. Обитатели селища занимались ткачеством, на что указывает небольшие грузила из гальки, также найденное здесь одно прясло с отверстием. Жилище Очамчирских аборигенов походило на шалаши, типа апацхи. Ближайшие родственные семьи составляли фамильный союз, т.е. патронимию, которые объединялись в патриархальный род. Патриархальное общество на территории Абхазии охватило весь бронзовый век и начало железного века (3 – начало 1 тыс. до н.э.). Бронзовый век, в свою очередь делится на три периода – ранний, средний и поздний. Ранняя ступень бронзового века начинается с появлением металлургии. Абхазия – один из древнейших очагов бронзовой металлургии Кавказа. С 3 тыс. по 8 век до н.э. в верховьях реки Бзыбь, в местечке Башкапсары добывалась и обрабатывалась медь. Археологами выявлено здесь тринадцать объектов добывания металла. Памятники раннего бронзового века на территории Абхазии были обнаружены в дольменах (от бретонского дол – стол, и мен – камень) – древние каменные сооружения в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Первые дольмены на территории Абхазии были найдены в Сухумском районе, близ с. Азанта. Затем они были обнаружен в селах Эшера, Ачандара, Атхара, позднее в Псху. Общее число дольменов в Абхазии достигает 60. Следует отметить, что из всех известных на Кавказе дольменов самыми древними считаются абхазские. Труд мужчин стал основным, получило развитие металлургия. Была создана довольно сложная техника литья меди. Все эти экономические моменты окончательно привели к установлению патриархальной стадии в развитии первобытнообщинного строя.
Date: 2015-07-10; view: 5526; Нарушение авторских прав |