Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии развития коллектива класс - группы





1. Формаль­ное объе­динение де­тей в класс­ный коллектив

Деятельность воспитателя: Изучение состоя­ния коллектива, интересов, стрем­лений, моральных и культурных представлений, опыта коллектив­ных дел. Определение близких и средних перспектив. Планирование. Организация

коллективных творческих дел для выявления лидеров, общих инте­ресов, установления контактов.

Организация коллективного анализа и оценки дел. Предъявление единых требований. Оказание помощи инициативным группам, обучение, развитие организаторских навыков и умений. Обучение общению.

Функции:

Диагности­рующая.

Организа­торская.

Обучающая

Новообразования:

Рождается ат­мосфера заинтере­сованности у уча­щихся, ощущение принадлежности к интересному коллективу. Приняты цели коллектива. Развернута непрерывная разно­образная коллек­тивная деятельность.

Действуют различные инициативные группы. Складываются отношения ответственной зависимости.

Выделяется группа ребят, наиболее заинтересованных, инициативных, творчески относящихся к организаторской деятель­ности — актив.

II. Коллектив переходит к самоуправлению.

Актив выступает организатором различных видов деятельности.

Деятельность воспитателя: Помощь активу в организации социально значимых дел. Помощь ученическому собранию в решении вопросов коллективной жизни. Создание атмосферы сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Ведение коллектива от близких перспектив к средним и дальним. Применение метода параллельного действия. Коррекция положения учащихся в коллективе.

Функции:

Организаторская.

Коммуникативная

Новообразования:

Рождаются отношения творческого сотрудничества. Зарождается общественное мнение. Появляются традиции, законы и заповеди жизни коллектива. Становятся лично привлекательными для каждого цели коллектива.

Идет бурное развитие самоуправления.

III. Исчезает чрезмерная изолированность одних членов коллектива или чрезмерное лидерство других, преобладает

гармоничное подчинение и руководство членов коллектива. В коллективе царит атмосфера защищенности; преобладает дружелюб­ный тон, внимание друг к другу, готовность откликнуться на нужды других. Исчезает замкнутость коллектива, его деятельность распространяется в масштабах школы, микрорайона.

Деятельность воспитателя: Глубокое изучение каждой отдельной личности. Корректировка положения личности в коллективе. Личностный подход к каждому члену коллектива.

Функции:

Корректирующая.

Коммуникативная

Новообразования:

Цели коллектива стали мотивами деятельности каждого его члена. Сформировались гуманистические отношения внутри коллектива и к окружающим. Появилось чувство защищенности личности в коллективе. Созданы условия для успешной самореализации личности. Характерна направленность каждой личности на самовоспитание, самосовершенствование, саморегуляцию.

 

17. Методика изучения классного коллектива в условиях вспомогательной шко­лы-интерната.

Классному руководителю в изучении классного коллектива могут помочь школьные документы.

Классный журнал. Если классный руководитель только начинает работать с детским коллективом, много полезной для себя информации он может почерпнуть в классном журнале. Здесь он может взять данные о педагогических показателях школьной успешности учащихся. Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учатся учащиеся класса. Изучив школьный журнал, классный руководитель может сравнить успешность обучения учащихся по различным предметам, сравнить достижения каждого ученика с достижениями одноклассников, возможности учащихся по тем или иным предметам, трудности учеников в изучении отдельных предметов.

Медицинские карточки. Большое внимание классный руководитель должен уделить сотрудничеству со школьным врачом или медсестрой. Из медицинской карточки можно узнать о здоровье учащихся класса, о тех хронических заболеваниях, которые имеются у учащихся и которые очень часто влияют на успешность учебной деятельности и адаптацию в ученическом коллективе.

Личные дела учащиxся класса. Личные дела учащихся дают возможность изучить особенности семейного воспитания учащихся (возраст родителей, полная или неполная семья, адресное расположение семей учащихся, посещение учебных заведений в течение определенного времени).

Диагностические методики изучения классного коллектива

Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе. Для выявления различных характеристик детского коллектива можно использовать следующие методики.

Социометрия

Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.

Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Oтметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.

Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?

Фотография класса

Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя.

Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

Урок физкультуры

Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры.

Главное требование -учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут, по своему усмотрению, построить весь класс. oт них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.

Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

Дом, в котором я живу

Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.

Пьедестал

Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всего ступенек - 5. У учащегося, если он считает нужным это сделать, есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя.

Государство - это мы

Учащимся класса предлагается представить себе, что класс - это маленькое государство, а все ребята - представители этого государства. для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе, а кто является аутсайдером в общении.

Круги на воде

Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.

 

18. Ученическое самоуправление во вспомогательной школе-интернате. Мето­дика формирования органов самоуправления, стимулирование их деятельно­сти.

Самоуправление - специфическая организация обучающихся для коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.

В школе-интернате на сегодняшний день система ученического самоуправления не в достаточной мере содействует саморазвитию обучающихся. Не редко работа носит формальный характер, осуществляется по указке педагогов и воспитателей, при этом выполняются малоинтересные для детей функции и обязанности. Перспективу развития видется в том, чтобы усилить его самодеятельный характер, сделать самоуправление площадкой детских инициатив. Органы самоуправления должны работать по принципу: каждое дело сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем. Для реализации этого принципа должна кардинально меняться позиция педагога: он должен сознательно передать инициативу детям, побуждая их к самостоятельной постановке целей, планированию и выполнению работы, а также анализу сделанного. Педагог в данном случае не руководит, не управляет, а лишь осуществляет поддержку.

Школьное ученическое соуправление — это сложная система взаимоотношений, в результате которых развивается способность коллектива самостоятельно ставить цели и реализовывать их, не лишая отношений в коллективе социально-культурных норм. Самоуправление — это непременный признак развитого детского коллектива.

В коррекционной школе самоуправление является не целью, а средством воспитания. Это — форма руководства детским коллективом. В соуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

I. Общие положения.

1. Совет старшеклассников является исполнительным органом ученического самоуправления в школе, призванным активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся, формированию у каждого из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.

2. В совет интерната избираются наиболее активные, дисциплинированные учащиеся 5-9 классов, пользующиеся у своих одноклассников авторитетом, обладающие организаторскими способностями, которые является капитанами экипажей.

3. Количественный состав совета старшеклассников определяется общим собранием в зависимости от числа 5-9 классов в школе.

II. Задачи и содержание работы совета интерната.

1. Основной задачей является всемерное содействие руководству школы, педагогическому коллективу в получении каждым учащимся полного среднего образования, глубоком осмыслении школьниками основ наук и приобретении ими трудовых навыков для дальнейшей жизнедеятельности.

2. Принимает активное участие в организации трудового воспитания и профориентации, внеурочной воспитательной работы, развитии самообслуживания, выработке у школьников бережного отношения к общественной собственности, в воспитании сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, способствует выполнению всеми учащимися правил внутреннего распорядка школы, единых педагогических требований.

3. Организует взаимопомощь в учении, помогает в организации и проведении предметных недель, конкурсов, тематических вечеров, является инициатором общешкольных мероприятий.

4. Организует самообслуживание в школе: уборку кабинетов, коридоров и других помещений, благоустройство школьной территории, способствует сохранности школьного оборудования, проводит рейды по проверке санитарно – гигиенического режима, по выполнению правил учащихся и т.д.

Деятельность детской организации определяется принципами:

· добровольности;

· гуманизма;

· самостоятельности;

· творческой активности;

· соревнования.

Методика:

1. Весь ученический коллектив школы представляет собой Морскую страну. Все учащиеся школы являются жителями Морской страны, образуя свои группы-экипажи. Группы - экипажи, в зависимости от возрастной принадлежности, составляют объединения:

· младшее звено (1 группа) — яхта «Малыш»

· среднее звено (2-6 группы) — шхуна «Империя»

· старшее звено (7-8 группы) — парусник «Юность»

2. Принимая участие в различных мероприятиях, жители Морской страны получают вознаграждения в виде Буйков I, II и III степени.

3. На протяжении всего «путешествия» (учебного года) каждый экипаж ведёт «Путеводный дневник», в который выставляются оценки за поведение, записываются замечания, благодарности отдельным членам экипажа, фиксируется количество полученных Буйков.

4. В конце учебного года на итоговой линейке выявляются лучшие экипажи, которые получают специальные дипломы о присвоении звания «Лучший экипаж Морской страны».

 

 

19. Задачи и содержание воспитательной работы во вспомогательной школе- интернате.

Программа воспитания осуществляется посредством включения детей в различные виды деятельности: игровую, учебно-познавательную, коллективно-творческую. Формы проведения мероприятий по данной программе могут быть самыми разнообразными: комплексные (интегрированные), беседы, рассказы, экскурсии, праздники, конкурсы, диспуты, сочинения, тестирование, игры, чтения, дискуссии, представления. С воспитанниками проводятся собеседования, тестирования, практические занятия, позволяющие определить сформированность у них необходимых знаний, умений, навыков по каждому разделу программы.

Цель - социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в

условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми вспомогательной школы:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.

2. Воспитание глубоко отсталых детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

Правильная организация его семейного воспитания. В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, - любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий.

Применение адекватных программ и методов обучения глубоко отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода. Все обучение должно проводиться методом предметно – практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.

Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности глубоко умственно отсталых детей на всех уроках. В предметно – практической деятельности дети вспомогательной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены

принципы сознательности и доступности обучения.

Нравственное воспитание, формирование правильного поведения. Необходимо воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение. Уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у глубоко отсталых детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения.

Задача трудового воспитания и обучения. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие глубоко отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.

Задачи трудового воспитания и обучения следующее:

1. Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;

2. Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда;

3. Сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени (5-6 часов в день) в специальном цехе или мастерской. В сельском хозяйстве под руководством инструктора;

4. Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;

5. По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками) и складывание готовой продукции в определенном порядке;

6. Научить работать совместно с товарищами по поточно – бригадной системе, соблюдая принятые нормы и правила поведения.

Соответствующая трудовая подготовка должна дать возможность этим лицам после окончания обучения по возможности социально адаптироваться в обществе.

 

20. Требования к планированию воспитательной работы во вспомогательной школе-интернате. Виды планирования.

План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.

1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.

2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.

3. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.

4. План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;

5. Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.

6. План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.

7. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.

8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций.

9. Реальность, объективность и разумная насыщенность плана.

При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:

- результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;

- воспитательные и организационно-педагогические задачи;

- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;

- передовой опыт страны, города, школы;

- возможности родителей, общественности;

- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

- традиционные праздники учебного года;

- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

- традиции школы;

- дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;

- предложения педагогов, учащихся, родителей.

По форме планирование:

· Текстовым – подробное описание задач и мероприятий, направленных на их решение;

· Графический – полная, но краткая картина предстоящей деятельности в виде таблицы;

· Смешанный – и таблица и текст (описание + таблица);

· План-циклограмма – представление задач и воспитательной работы на определенный промежуток времени, посвященный определенной проблеме.

Классификация видов планирования

В школе должно существовать календарное планирование. Т.е. все общешкольные мероприятия должны располагаться по четвертям, месяцам, неделям и отдельным числам.

Выделяют 3 вида планов (перспективный, годовой, текущий). Сроки планирования определяются целями планирования.

Перспективный план. Он разрабатывается на 5 лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Согласуется с планами городского управления образования и науки и составляется на 1 января текущего года. Этот план не должен быть слишком детальным. Его задача: наметить важные ориентиры функционирования и развития школы на определенный период.

Годовой план. Он охватывает время работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы. Годовой план составляется в мае – июне и утверждается педагогическим советом школы в конце августа. Изменения в годовом плане происходят очень редко и о них ставят в известность педагогический совет школы. План воспитательной работы школы на год включает основные вопросы, над которыми нужно работать всему педагогическому коллективу.

На основе годового плана составляется текущий (календарный план) организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть. Отдельно педагогического и ученического коллектива.

 

21. Основные принципы планирования работы воспитателя вспомогательной школы-интерната.

Планирование - основа управления и важнейшая стадия управленческого цикла. Планирование можно определить как деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных дел и разработке программ их достижения.

Намечаемые планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и возможности, последствия принимаемых решений. Системный подход к планированию обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность планов на всех уровнях управления.

Ключевым элементом планирования является постановка цели деятельности школы.

Цель - это осознанный желаемый результат. Выбор цели - исходная позиция, первый этап управления, его наиболее творческая составная часть. По источнику и способу образования цели могут быть внутренними (инициативными), т. е. формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне.

Задача - это реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат.

Задачи: стратегические, тактические и оперативные. Под стратегическими понимают долгосрочный ожидаемый результат. Задачи тактические есть промежуточные желаемые результаты в обозримом будущем, а задачи оперативные - желаемый результат на текущий момент.

Планирование должно отвечать ряду принципиальных требований: 1) Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.

2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.

3) План - это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.

4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает:

а) создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время;

б) отражение основных событий страны в жизни коллектива;

в) включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды,

5) Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает:

а) разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей;

6) положительное влияние на разные стороны, свойства личности;

в) включение школьников в разные виды деятельности;

г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.

6) Создание условий для выбора различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.

7) При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе.

8) Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива.

9) Реальность и разумная насыщенность плана.

Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:

-- составление педагогами проекта плана (его контуров);

-- коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);

-- внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.

При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:

-- результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;

-- воспитательные и организационно-педагогические задачи;

-- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;

-- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

-- традиционные праздники учебного года;

-- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

-- предложения педагогов, учащихся, родителей,

С целью упорядочения планирования целесообразно использовать следующую систему планов: перспективные планы и комплексно-целевые программы; годовой план; календарные планы на месяц; индивидуальные планы работы на месяц.

Одним из действенных путей совершенствования планирования является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ). Ядро целевой программы - генеральная цель, доведенная до каждого школьного подразделения и исполнителя. Комплексные целевые программы часто оформляются в виде таблицы или в графической форме, тогда все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на одном листе. Такая форма плана становится руководством к действию.

 

22. Методика составления перспективного плана работы.

Перспективный план развития школы намечает важнейшие ориентиры функционирования школы на определенный период (3-5 лет).

Перспективный план работы школы обеспечивает распределение сил и средств на длительный период, придает системе повышения квалификации учителей цикличный, законченный характер, устанавливает спокойный ритм деятельности школы без излишнего напряжения и позволяет при этом охватить все важнейшие элементы работы.

Перспективный план согласуется с планами городского управления образования и науки и составляется на 1 января текущего года. Этот план не должен быть слишком детальным. Его задача: наметить важные ориентиры функционирования и развития школы на определенный период.

Алгоритм разработки перспективного плана. Он представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:

1) определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности класса; педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса; моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем; коллективное планирование;

2) уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.

Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом любой педагог сможет разработать оптимальный и научно обоснованный план воспитательной работы. Чтобы классный руководитель лучше представлял механизм составления перспективного плана, целесообразно подробно описать совместные действия детей и взрослых по планированию жизнедеятельности классного сообщества и воспитательной работы в нем.

Структура перспективного плана:

1) Задачи школы на планированный срок;

2) Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов;

3) Перспективы обновления образовательного учреждения и внедрения педагогических инноваций;

4) Обеспечение школы педагогическими кадрами;

5) Повышение квалификации педагогических кадров через различные формы (курсы, семинары, тренинги и т.д.);

6) Развитие материально-технической базы и учебно-методического оснащения школы;

7) Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий для отдыха.

1 шаг - это определение порядка и сроков действий по разработке плана. Фактически педагогу надо сначала составить план по созданию другого плана. Чтобы деятельность руководителя и других участников планирования была целенаправленной, упорядоченной и эффективной, необходимо спланировать совместную деятельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. При составлении плана совместной деятельности по осуществлению перспективного планирования следует определить формы и способы участия учащихся и родителей в данном процессе, решить с психологом, заместителем директора по воспитательной работе и другими членами педагогического коллектива вопросы о психолого-педагогическом обеспечении действий по разработке плана.

2 шаг - это анализ воспитательной работы за прошедший учебный год. Такой анализ часто воспринимается как трудоемкая и не самая необходимая часть профессиональной деятельности классного руководителя, которая к тому же требует значительных интеллектуальных и физических затрат.

3 шаг - это моделирование педагогом образа класса и процесса воспитания в нем. Под образом класса нами понимается совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества. Основными составляющими образа класса являются: образ учащегося класса, образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений, представление о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности.

4 шаг - это коллективное планирование. В коллективном планировании жизнедеятельности класса участвует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества.

 

 

23. Методика составления ежедневного плана работы.

На основе календарно-тематического планирования составляется ежедневный план работы. Он должен быть сформирован с учетом требований санитарных и административных норм, должен перекликаться с работой учителей в текущий период, и может корректироваться в зависимости от внешних факторов, например погодных условий или количества детей в группе.

В ежедневном плане работы конкретизируются все режимные моменты с указанием цели и содержания планируемых мероприятий. В нем следует дать краткую схему проведения занятий и их содержание. Целесообразно продумать и отразить в плане формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе, перечислить методические пособия, технические средства, которые будут использованы в работе с воспитанниками. В плане необходимо описать формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе; отметить проблемный воспитанников и содержание работы с ними, кому и какая помощь будет оказана во время спортивного часа, на самоподготовке и после неё, какой дополнительный материал будет предложен детям в свободное от выполнения учебных заданий время и т.п.

При планировании необходимо уделить особое внимание работе с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении и воспитании. Нужно определить, кому и какая помощь будет оказана во время самоподготовки и после нее, какой дополнительный материал будет предложен детям в свободное от выполнения учебных заданий время и т. п.

Важно, чтобы дни проведения физкультурно-оздоровительных занятий не совпадали с днями проведения уроков физической культуры, занятия в творческих кружках — с днями проведения уроков труда и музыки, запланированные экскурсии — с экскурсиями с классом и т. п.

В ежедневном плане отводится место для оценки результатов проделанной работы. В ней воспитатель описывает свои педагогические наблюдения (как дети справляются с учебными заданиями, насколько самостоятельно, быстро и прилежно работают, понимают цель каждого задания, как относятся друг к другу, удалось ли обеспечить хорошую атмосферу в группе в течение дня, насколько успешно дежурные выполняют свои обязанности и др.), делают выводы о проблемах группы и каждого ребенка в отдельности, намечает пути их устранения.

 

Ежедневные планы могут сопровождаться приложением сценариев мероприятий, комплексами упражнений, описаниями игр из картотеки.

Примерная форма ежедневного плана работы:

Режимные моменты, время их проведения

Дополнительные задачи

Содержание работы

Индивидуальная работа с детьми

Работа с родителями

Примечания

 

 

Date: 2015-06-11; view: 2446; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию