Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Саморегуляция психического состояния воспитателя
Осознанная саморегуляция - системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующее достижение принимаемых человеком целей. Саморегуляция является важным аспектом педагогической деятельности. Частые отрицательно окрашенные состояния педагога снижают эффективность обучения и воспитания, повышают конфликтность во взаимоотношениях с классом и с коллегами. Поэтому знание закономерностей саморегуляции состояний, умение управлять собственными состояниями, а также овладение приемами и способами регуляции являются важными компонентами процесса самосовершенствования учителя. Умение управлять собственными состояниями – одно из профессиональных качеств учителя. Крик на уроке, стук по столу, жалобы родителям на детей, дисциплинарные двойки и т.д. – это проявление беспомощности учителя, неумения владеть собой и незнания приемов саморегуляции. Сложность состоит еще и в том, что учитель в любой ситуации на уроке должен одновременно регулировать психические состояния и учащихся, и собственные. Одним из критериев для оценки психического состояния может служить эмоциональное состояние. Эмоционально выразительная речь один из самых существенных критериев оценки комфортного психического состояния. Эмоциональная окраска речи учителя также служит одним из критериев оценки состояния. Темп речи и сила голоса обычно связаны с силой возбудительного физиологического состояния. 3 группы планируемых учителем психических состояний: 1. Состояния, способные вызвать познавательную активность школьников на уроке. Это достигается через собственную заинтересованность, азарт, увлеченность темой, подъем, что через психологические механизмы общения способствует повышению заинтересованности учеников. 2. Психические состояния, обеспечивающие хорошее изложение материала. Они выражаются в эмоциональной приподнятости, творческом подъеме, энтузиазме и соответствующем поведении. 3. Собственные оптимальные рабочие состояния. Они планируются и основаны на личном представлении и опыте об оптимальных состояниях в педагогической деятельности. Это может быть спокойствие, уверенность, терпение и др. В соответствии с ситуациями урока 4 типа динамики состояний учителя. Первый тип динамики: в начале урока – тревога, волнение и другие отрицательные состояния; в середине – спокойствие, уравновешенность; в конце – в зависимости от успешности – положительно окрашенные или отрицательно окрашенные состояния. Для регуляции состояний эффективны использование приемов логики, размышления, самоубеждение, поисковая активность. Второй тип: спокойствие и уравновешенность в течение всего урока, незначительные колебания вокруг условно среднего рабочего уровня. Третий тип: высокая интенсивность положительно окрашенных состояний в начале урока и постепенное снижение интенсивности всех состояний к концу до актуализации отрицательно окрашенных состояний. эффективными для саморегуляции этого типа являются: переключение внимания, расслабление, поисковая активность, самовнушение, рационализация. Четвертый тип: от уравновешенности в начале урока – к резким колебаниям от высокой интенсивности положительных состояний до высокой интенсивности отрицательных и обратно. Эффективно в саморегуляции использование способов переключения – отключения, самоконтроля, аутогенной тренировки, самоприказов, актуализации положительных образов и сюжетных представлений. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Внутренняя речь служит основой для произвольности в управлении всеми психическими явлениями, а воля обеспечивает сохранение направленности и энергичности действий. К способам саморегуляции также относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется и нейролингвистическое программирование.
10. Аутогенная тренировка как основная часть саморегуляции психического состояния воспитателя. Самовнушение. Релаксация. Аутогенная тренировка - система упражнений, направленных человеком на себя и предназначенных для саморегуляции психических и физических состояний повседневной жизни, а в нужные моменты предельно их мобилизовать. Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Аутотренинг основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье. Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Из множества психокоррекционных методов распространение в педагогической практике получили такие, которые связаны с личностно ориентированной психотерапией. Она включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия, направленные на то, что бы изменить отношение человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, научить его терпению и пониманию, выработать и развить в нем способность видеть положительное во всем и опираться на него. Психокоррекция в педпрактике преследует следующие цели: 1. Эмоциональное раскрепощение человека. 2. Формирование у него потребности общения с людьми и чувства общности с ними. 3. Самораскрытие человека, его самоактуализация как личности. 4. Выработка и закрепление у человека эффективных форм адаптивного поведения. 5. Более активное включение человека в общественную жизнь и побуждение его к принятию на себя ответственности. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокоррекционными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Отсутствие навыков и умений саморегуляции учителем снижает эффективность общения и воспитания, служит причиной конфликтов с окружающими и является причиной возникновения негативных черт характера. САМОВНУШЕНИЕ или аутосуггестия, — это процесс внушения, адресованный самому себе. С. позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями. Релакса́ция — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах.
11. Педагогическое общение в профессиональной деятельности олигофренопедагога-воспитателя. Методика формирования общительности как профессионального качества. Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Педагогическое о. является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов. Функции: - информационная; - контактную - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; - побудительную - стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий; - амотивную - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др. Формирование общительности как профессионально значимого качества оптрается на следующие методологические и теоретические положения: личность - совокупность общественных отношений формируется в деятельности; общительность есть качество личности, которое может формироваться при условии взаимодействия человека с другими людьми, в общении; общительность для учителя - профессионально значимое качество, наличие которого связано с эффективным функционированием педагогического процесса. Педагогическая общительность - готовность учителя к организации и управлению общением учащихся в коллективе, быструю и легкую ориентировку в складывающихся ситуациях, основанную на понимании состояния, чувств и внутренних переживаний учащихся, эффективно воздействовать на школьников через общение в целях формирования личности. Установлен факт взаимосвязи между сформированностью педагогической общительности и успешностью деятельности учителя. Педагогическая общительность учителя оказывает существенное влияние на качество учебно-воспитательной работы. Профессиональная общительность учителя сказывается на качество успеваемости по предмету, на влиянии организованного учителем общения в детском коллективе и межличностных отношениях учащихся, на обеспечении через профессионально грамотный анализ разрешения возникающих ситуаций и предупреждения конфликтов. Чем выше уровень сформированности педагогической общительности, тем больше гарантии качества учебно-воспитательной работы. Изучение деятельности учителей, работающих в школе, показывает, что формирование педагогической общительности основано чисто на житейском опыте. 12. Стили педагогического общения. Требования, выдвигаемые учениками к педагогу в качестве обязательных условий для возникновения чувства доверия. Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом. Педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. В 1938 г. немецким психологом Куртом Левином была введена классификация стилей руководства: 1. Авторитарный. 2. Демократический. 3. Попустительский. При авторитарном стиле характерная общая тенденция к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю выражалась в следующем. Такой подход снижает мотивацию деятельности, так как человек точно не знает ее конечных целей. При демократическом стиле активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации. В результате у участников развивалась уверенность в себе и стимулировалось самоуправление. При этом стиле возросла общительность и доверительность взаимоотношений. Главная особенность попустительского стиля руководства заключалась в том, что педагог по сути дела самоустранился от ответственности за происходящее. 1. Активно-положительный. Этот стиль характеризуется тем, что учитель проявляет по отношению к детям эмоционально-положительную направленность, которая адекватно реализуется в манере поведения, речевых высказываниях. Такие учителя наиболее высоко оценивают положительные качества учащихся, поскольку они убеждены, что у каждого ученика есть достоинства, которые при соответствующих условиях можно раскрыть и развить. Давая индивидуальные характеристики своим ученикам, они отмечают положительный рост и качественные сдвиги. 2. Ситуативный. Педагогу, придерживающемуся такого стиля, свойственна эмоциональная нестабильность. Он подвержен влиянию конкретных ситуаций, отражающихся на его поведении, может быть вспыльчивым, непоследовательным. Для него характерно чередование дружелюбия и враждебности по отношению к ученикам. Такой учитель не имеет твердых объективных взглядов на личность воспитанника и возможности ее развития. Оценки, даваемые им ученикам, противоречивы или неопределенны. 3. Пассивно-положительный. Учителю свойственна общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, однако ему присущи также определенная замкнутость, сухость, категоричность и педантизм. Он разговаривает с учащимися преимущественно официальным тоном и сознательно стремится создать и подчеркнуть дистанцию между ними и собой. 4. Активно-отрицательный. Отношения учителя с учащимися характеризуются явно выраженной эмоционально-негативной направленностью, которая проявляется в резкости, раздражительности. Такой учитель дает низкую оценку своим ученикам, акцентирует их недостатки. Похвала как метод воспитания ему не свойственна, при любой неудаче ребенка он возмущается, наказывает ученика; часто делает замечания. 5. Пассивно-отрицательный. Учитель не столь явно проявляет негативное отношение к детям, чаще он эмоционально вял, безучастен, отчужден в общении с учениками. Возмущения их поведением, как правило, не выказывает, однако подчеркнуто равнодушен как к успехам, так и к неудачам учеников. Требования: 1 Организованность. 2. Дисциплинированность. 3. Трудолюбие. 4. Аккуратность. 5. Вежливость. 6. Скромность. 7. Доброта. 8. Справедливость. 9. Требовательность. 10. Знание предмета. 11. Умение излагать материал. 12. Умение организовать работу. 13. Мастерство обучения. 14. Чуткость. 15. Доброжелательность. 16. Нравственная чистота. 17. Доверие к учащимся. 18. Образцовое поведение. 19. Авторитет учителя. 20. Непримиримость к несправедливости.
Date: 2015-06-11; view: 2435; Нарушение авторских прав |