Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы воспитательной работы во вспомогательной школе-интернате





Учебные экскурсии.

Проведение предусмотренных программой экскурсий должно быть обязательным. Если место экскурсии находится недалеко от школы, на нее отводится один час учебного времени. Если же предметы или объекты изучения расположены далеко или в процессе экскурсии учащиеся должны вести длительные наблюдения, на экскурсию отводится последний урок и воспитательские часы.

Целью организации экскурсий может быть изучение конкретных предметов, явлений, объектов в естественной обстановке или же закрепление и обобщение знаний после изучения соответствующих тем на уроках в условиях класса.

Самое большое количество экскурсий предусматривается в 1-5 классах в связи с ознакомлением с предметами и явлениями окружающей действительности на уроках развития речи. Экскурсии для систематических наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных предусматриваются 2-3 раза в сезон в зависимости от года обучения. Они проводятся во дворе школы, в ближайшем парке, сквере. На них отводится 1 час учебного времени. Такие экскурсии расширяют представления учащихся об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. При изучении конкретных предметов и объектов окружающего мира проводятся тематические экскурсии.

Ученики знакомятся со школой, со школьными мастерскими, наблюдают за работой в них старшеклассников. Они выходят во двор школы, на улицу, совершают экскурсии по родному городу, изучают правила дорожного движения. Для ознакомления с предметами живой и неживой природы ученики выходят в сад, огород, поле, лес.

Как и в младших классах, некоторые экскурсии могут проводиться до изучения отдельных тем, но большинство должны завершать прохождение темы, быть обобщающими.

Некоторые экскурсии, связанные с уроками естествознания, могут проводиться во внеурочное время. Это обобщающие экскурсии в природу, в краеведческий музей, к местам добычи и переработки полезных ископаемых.

Время проведения экскурсий на фермы, в зоопарк и другие зависит от места их расположения.

Экскурсии, связанные с трудовым обучением, организуются, как правило, в школьные трудовые мастерские (для младших классов), на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Целью этих экскурсий является наблюдение за организацией трудового процесса, за трудовой деятельностью взрослых. Одна из важных задач, стоящих перед их проведением, является профориентационная, направленная на подготовку учащихся к выбору профессии, на ознакомление их с предприятием, где они будут проходить практику, а в дальнейшем, возможно, и работать.

Особое место занимают экскурсии, связанные с уроками социально-бытовой ориентировки. Задача этих коррекционных занятий заключается в подготовке детей к самостоятельной жизни в обществе. Они должны уметь самостоятельно сделать покупки, отправить телеграмму, оплатить счета, сдать белье в прачечную, записаться на прием к врачу, узнать время отправления поезда, самолета и т. д. Ученики должны знать правила обращения к взрослым с любой просьбой, особенно для получения информации, уметь вежливо ответить на заданные вопросы.

Все экскурсии должны быть заранее спланированы.

Заранее намечается цель экскурсии, определяются конкретные задачи и содержание занятий. Учитель должен предварительно посетить место экскурсии, изучить предметы и объекты наблюдений, наметить план проведения занятия. Учащиеся также должны быть подготовлены к работе в условиях, отличных от классно-урочных. Большое внимание должно быть уделено правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах во время экскурсии, формированию умений и навыков соблюдать эти правила.

Предметные уроки.

Под предметным уроком понимается такой урок, во время которого учащиеся работают с самим изучаемым предметом. Наблюдая предметы, дети учатся анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения. У учащихся постепенно накапливаются первоначальные представления об окружающем мире.

Объекты и предметы для изучения распределены по годам обучения. Это предметы живой и неживой природы (растения, животные, полезные ископаемые, вода, воздух), предметы школьного и домашнего обихода (учебные вещи, игрушки, посуда), личные предметы (одежда, обувь) и другие.

Предметные уроки бывают разных типов. К первому типу относятся уроки с раздаточным материалом. Предметы для изучения имеются у каждого ученика. Второй тип — уроки с демонстрацией натуральных объектов или их моделей для коллективного наблюдения. Третий тип уроков — обобщение наблюдений за явлениями природы и трудовой деятельностью людей с использованием собранных во время экскурсии материалов.


Основной путь изучения предмета на уроке заключается в выявлении его характерных признаков, в сравнении признаков разных предметов; в отыскивании общих признаков и признаков различия. Изучение каждого конкретного предмета заканчивается определенным обобщением, что способствует образованию общих понятий.

При изучении того или иного предмета необходимо так организовать наблюдение, подобрать вопросы, чтобы активизировать учащихся на самостоятельное формулирование ответов. При этом желательно придерживаться следующей последовательности:

— рассматривание предмета, установление его названия детьми (если кто знает) или учителем;

— наблюдение и восприятие целого предмета и его частей, но без особой детализации;

— рассматривание отдельных частей предмета, установление их названий, назначений;

— сравнение нового предмета с ранее изученными, выяснение признаков сходства и различия;

— беседа об образе жизни (при изучении животных): среде обитания, питании, пользе или вреде для человека:

— обобщение знаний, полученных из личных наблюдений (беседы, рассказа учителя и т. д.);

— закрепление знаний (чтение рассказов, отрывков об изучаемых предметах, зарисовки).

Домашняя учебная работа.

Цель этих занятий заключается в закреплении полученных учащимися знаний, умений, навыков, в формировании самостоятельности. В пользу домашних заданий говорит их воспитывающих характер. Правильно организованные занятия приучают детей к самостоятельной работе, воспитывают у них чувство ответственности.

В организации домашней учебной работы во вспомогательной школе предъявляется ряд требований, которые учитывают особенности этой учебной работы, психофизические особенности школьников и своеобразие условий их обучения.

Домашнее задание должно вызывать познавательный интерес учащихся к его выполнению.

Задание может даваться всему классу. В этом случае учитель должен предусмотреть не только его объем и доступность, но и понимание выполнения поставленных задач.

Каждый ученик должен уметь приготовить все для выполнения домашнего задания (дневник, учебник, тетради, ручку, карандаш и т. д.). Важным является необходимость сначала выполнять более сложные задания (письменные), а затем более легкие. Между выполнением заданий по предметам делается небольшой перерыв.

Важно, чтобы родители создали необходимые условия (рабочее место, учебные пособия) и способствовали формированию у учеников навыков самостоятельной работы. С этой целью они должны получать соответствующую консультацию.

Специальные коррекционные занятия

Специфической формой организации учебных занятий для вспомогательной школы являются логопедические коррекционные занятия, ЛФК, ритмика, социально-бытовая ориентировка (СБО).

Коррекционные занятия по логопедии и ЛФК проводятся как индивидуальные, так и малогрупповые.

Логопедические занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном необходимым учебно-дидактическим материалом.

В начале сентября каждого учебного года логопед проводит первичное обследование речи учащихся первого класса и всех вновь поступивших в данную школу. На основании первичного обследования составляются списки всех учеников школы, нуждающихся в логопедических занятиях. Дети с выявленными дефектами речи обследуются более подробно.


Логопедические занятия желательно проводить во внеурочное время. Первые занятия преимущественно должны быть индивидуальными, это поможет логопеду сориентироваться в составе своих учеников. Постепенно создаются небольшие группы от 3-х до 5-х человек по признаку однородности речевого нарушения.

Групповые занятия помогают преодолеть негативизм, замкнутость и другие особенности характера детей, возбудить у них интерес к занятиям путем организации различных игр. Такая форма работы позволяет варьировать специальные упражнения, удлинять время занятий каждого ребенка, не переутомляя его.

Занятия ритмикой проводятся со всеми учащимися класса в течение целого урока, призваны исправить или, хотя бы, сгладить указанные недостатки.

Занятия ритмикой проводятся с музыкальным сопровождением, в удобных (физкультурных) костюмах. Занятия начинаются с разминки, содержат разучивание танцевальных движений, игровые ситуации. Дети могут пользоваться простейшими музыкальными (шумовыми) инструментами. Заучиваемые школьниками музыкальные движения, танцы должны включаться в их выступления на детских праздниках.

Отдельные учащиеся, особенно младших классов, часто имеют различные физические недостатки (сколиозы, парезы) и нуждаются в их коррекции. Для них организуются занятия лечебной физкультурой (ЛФК). Их проводит специалист, знакомый с видами лечебной гимнастики.

Особым видом занятий являются уроки социально-бытовой ориентировки. Учащиеся вспомогательной школы нуждаются во всесторонней подготовке к самостоятельной жизни. На уроках профессионально-трудовой подготовки они получают знания, умения и навыки по одной из профессий. На уроках общеобразовательных предметов — знания по основам наук. Уроки социально-бытовой ориентировки должны подготовить их к организации своего быта, домашней повседневной жизни. Гигиенические знания и умения, оборудование жилища и поддержание в нем порядка, приготовление пищи, уход за людьми преклонных лет и детьми, ведение домашнего хозяйства и другие занятия входят в курс данного предмета и являются различными сторонами повседневной жизни взрослого человека.

 

 







Date: 2015-06-11; view: 1345; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию