Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проверьте себя перед сдачей экзамена
1. Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличии души не только у человека, но и у животных, растений, предметов, причем эта душа представлялась существующей независимо от «тела» (анимизм, анимистические взгляды на психику: душа и тело существуют параллельно и независимо друг от друга). Почему тогда были возможны эти взгляды, на каких наблюдениях они основывались? Почему они до сих пор живы в виде обязательных элементов некоторых современных религиозных верований? 2. Представители натурфилософии VII-V вв. до н. э. (Фалес, Анаксимен, Гераклит), преодолев анимизм, создали принципиально новое учение — гилозоизм: душа есть у всей материи (т. е. душа уже представлялась не независимым двойником материи, а ее неотъемлемой частью — «одушевленная материя»). Почему-то гилозоизм натурфилософов не устраивал следующих за ними атомистов (философов-материалистов V-I вв. до н. э. Демокрита, Эпикура, Лукреция). Они, развивая дальше идеи натурфилософов, дали толкование души как органа, «оживотворяющего тело». Орган этот руководит духом (или, иначе разумом). Дух и душа — органы тела и образуются из мелких шаровидных, наиболее подвижных атомов. В чем заключается шаг вперед в прогрессивном развитии психологических воззрений в учении атомистов и почему вы так считаете? 3. В объяснении психического атомисты достигли первых крупных успехов — показали зависимость психического от физического, подчиненность ее законам анатомо-физиологических процессов (материализм). Противоречивость их учения — в невозможности объяснить с этих позиций многое в психике (например, абстрактное мышление, нравственные качества личности, волевое регулирование поведения, выбор цели и т. д.). Объясните, почему на смену взглядам атомистов пришел идеализм (Платон, 428-348 гг. до н. э.). Докажите, что приход идеализма был предопределен предыдущим этапом развития психологических представлений. 4. Что нового внес Аристотель в объяснение соотношения души и тела? Можно ли сказать, что Аристотель преодолел дуализм Платона? 5. Как вы оцениваете начало дифференциации знаний «внутри психического» (Гален, II в. до н. э.) с точки зрения перспектив развития психологических взглядов в идеалистическом или материалистическом направлениях? 6. Идеалистическая трактовка сознания (Плотин, Августин, III-V вв. н. э.) и ее связь с рождением интроспекции как метода психологии. Имеются ли в современной психологии проявления интроспективного метода в изучении психических явлений? (Если наблюдаются, то приведите пример, а если нет, то, как и чем подтвердите его полное отсутствие как метода необъективного?) 7. Открытие Р. Декартом (1596-1650) рефлекторной природы психики. В чем заключается революционный характер этого открытия? А в чем Декарт остался на прежних позициях, не сумев распространить на всю психику свою рефлекторную схему? 8. За что автор материалистического учения о рефлексе — Декарт подвергся критике со стороны материалистов Гоббса (1588-1679) и Спинозы (1632-1677)? Что было идеалистического во взглядах Декарта? 9. Заслуги Гоббса и Спинозы в провозглашении и защите принципа детерминизма в психологии. Как можно оценить распространение ими законов механики на объяснение душевных явлений: как прогресс или как тормоз в развитии научных взглядов на психику? (Обоснуйте свой ответ.) 10. Лейбниц (1646-1716) выдвинул понятие бессознательного в психике (перцепция — неосознанное восприятие, апперцепция — осознанное) и, будучи идеалистом, считал, что вселенная построена из множества душ. Тем не менее, именно с идеалистических позиций он внес много нового в научную психологию. Что именно и почему это ему удалось лучше, чем материалистам? 11. Почему Джона Локка (1632-1704) принято считать родоначальником эмпирической психологии? Что такое эмпирическая психология и каковы основные идеи Локка, положившие начало ее развитию? В чем проявлялся дуализм у Локка? 12. После Локка развитие психологических взглядов пошло по двум направлениям — идеалистическому и материалистическому, причем представители обоих направлений опирались на идеи Локка. Покажите на взглядах материалистов Гартли (1705-1757), Дидро (1713-1784), Радищева(1749-1802) и идеалистов во главе с Дж. Беркли (1685-1753), что их идеи являются логическим продолжением идей Локка. Объясните, почему произошло такое раздвоение учения Локка.
Контрольная работа по истории психологии (в форме реферата, доклада)
1. Тему работы выбирает студент самостоятельно. Ею может стать состояние и развитие психологической науки в любой исторический период, в том числе современный, касающийся любой конкретной проблемы (например, развитие научных представлений о памяти или о развитии учения о памяти в работах отечественных психологов А. А. Смирнова и П. И. Зинченко и т. д.) и любой отрасли психологии (общей, социальной, возрастной или педагогической и т. д.). Предпочтительнее, если тема будет относиться к современному этапу развития отечественной психологии (примерно с 30-х гг.) или любому периоду развития клинической психологии. 2. Работа должна быть посвящена логико-психологическому (а не хронологическому) отслеживанию процесса развития психологических знаний по избранной проблеме (теме) в рассматриваемый период. То есть речь должна идти не столько о том, когда и где, а сколько о том, что и почему происходило в развитии научных знаний в данный период. 3. Студент при подготовке работы может опираться на любой литературный источник (учебники, труды психологов, мемуары и биографии ученых-психологов, статьи в печати, справочники, словари, энциклопедии), но ни в коем случае не пересказывать источник, а изложить своими словами мысли и рассуждения об изученном и понятом из него. 4. Объем работы не должен быть большим (не более 8 страниц рукописи), так как лаконичность изложения является свидетельством продуманности излагаемого и признаком четкости понимания проблемы. В этом требовании заложено предостережение: не пользуйтесь только одним источником, сведения из которого невозможно изложить короче. Лучше всего прочитать по теме несколько разных источников в порядке планового изучения предмета. 5. Цель контрольной работы — показать свое умение мыслить исторически при анализе психологического материала, объясняя, чем вызваны поиски и открытия в психологической науке, какие конкретно исторические условия (потребности и запросы общества, противоречия внутри самой науки или что-то другое) послужили толчком к появлению новых идей и выводов науки, стали побудителем движения научной мысли. Поэтому оценка работы будет зависеть от того, в какой мере данная цель достигнута. 6. Основные требования к тексту работы: — психологическая грамотность языка (правильное словоупотребление без смешивания научных понятий с житейскими словами-названиями, лаконичное и строго логичное изложение мысли без общих трафаретных фраз), — при показе современной истории отечественной психологии нужно постараться разобраться, какое значение для практики (для производства, развития рыночной экономики, обучения и воспитания человека, управления людьми и процессами и т. д.) имело и имеет то или иное достижение психологической науки. — работа должна завершаться выводами: какими темпами, т.е. в ногу ли с процессами развития социальной жизни, опережая их или отставая от них, развивалась (или развивается сейчас) данная отрасль или данная проблема психологии и каковы, по мнению студента — автора работы, перспективы развития науки по избранной им проблеме (теме).
Date: 2015-07-02; view: 744; Нарушение авторских прав |