Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проверьте себя перед сдачей экзамена





 

1. Люди еще в глубокой древности интересовались той сторо­ной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе бы­ло представление о наличии души не только у человека, но и у животных, растений, предметов, причем эта душа представля­лась существующей независимо от «тела» (анимизм, анимисти­ческие взгляды на психику: душа и тело существуют параллель­но и независимо друг от друга). Почему тогда были возможны эти взгляды, на каких наблюдениях они основывались? Почему они до сих пор живы в виде обязательных элементов некоторых современных религиозных верований?

2. Представители натурфилософии VII-V вв. до н. э. (Фалес, Анаксимен, Гераклит), преодолев анимизм, создали принципи­ально новое учение — гилозоизм: душа есть у всей материи (т. е. душа уже представлялась не независимым двойником материи, а ее неотъемлемой частью — «одушевленная материя»). Почему-то гилозоизм натурфилософов не устраивал следующих за ними атомистов (философов-материалистов V-I вв. до н. э. Демокрита, Эпикура, Лукреция). Они, развивая дальше идеи натурфилософов, дали толкование души как органа, «оживотворяющего тело». Орган этот руководит духом (или, иначе разумом). Дух и душа — органы тела и образуются из мелких шаровидных, наиболее подвижных атомов. В чем заключается шаг вперед в прогрессивном развитии психологических воззрений в учении атомистов и почему вы так считаете?

3. В объяснении психического атомисты достигли первых крупных успехов — показали зависимость психического от фи­зического, подчиненность ее законам анатомо-физиологических процессов (материализм). Противоречивость их учения — в не­возможности объяснить с этих позиций многое в психике (на­пример, абстрактное мышление, нравственные качества лично­сти, волевое регулирование поведения, выбор цели и т. д.). Объ­ясните, почему на смену взглядам атомистов пришел идеализм (Платон, 428-348 гг. до н. э.). Докажите, что приход идеализма был предопределен предыдущим этапом развития психологиче­ских представлений.

4. Что нового внес Аристотель в объяснение соотношения ду­ши и тела? Можно ли сказать, что Аристотель преодолел дуа­лизм Платона?

5. Как вы оцениваете начало дифференциации знаний «внут­ри психического» (Гален, II в. до н. э.) с точки зрения перспек­тив развития психологических взглядов в идеалистическом или материалистическом направлениях?

6. Идеалистическая трактовка сознания (Плотин, Августин, III-V вв. н. э.) и ее связь с рождением интроспекции как метода психологии. Имеются ли в современной психологии проявления интроспективного метода в изучении психических явлений? (Ес­ли наблюдаются, то приведите пример, а если нет, то, как и чем подтвердите его полное отсутствие как метода необъективного?)

7. Открытие Р. Декартом (1596-1650) рефлекторной природы психики. В чем заключается революционный характер этого от­крытия? А в чем Декарт остался на прежних позициях, не сумев распространить на всю психику свою рефлекторную схему?

8. За что автор материалистического учения о рефлексе — Де­карт подвергся критике со стороны материалистов Гоббса (1588-1679) и Спинозы (1632-1677)? Что было идеалистическо­го во взглядах Декарта?

9. Заслуги Гоббса и Спинозы в провозглашении и защите принципа детерминизма в психологии. Как можно оценить рас­пространение ими законов механики на объяснение душевных явлений: как прогресс или как тормоз в развитии научных взглядов на психику? (Обоснуйте свой ответ.)

10. Лейбниц (1646-1716) выдвинул понятие бессознательного в психике (перцепция — неосознанное восприятие, апперцепция — осознанное) и, будучи идеалистом, считал, что вселенная построена из множества душ. Тем не менее, именно с идеалисти­ческих позиций он внес много нового в научную психологию. Что именно и почему это ему удалось лучше, чем материалистам?

11. Почему Джона Локка (1632-1704) принято считать родо­начальником эмпирической психологии? Что такое эмпириче­ская психология и каковы основные идеи Локка, положившие начало ее развитию? В чем проявлялся дуализм у Локка?

12. После Локка развитие психологических взглядов пошло по двум направлениям — идеалистическому и материалистиче­скому, причем представители обоих направлений опирались на идеи Локка. Покажите на взглядах материалистов Гартли (1705-1757), Дидро (1713-1784), Радищева(1749-1802) и идеа­листов во главе с Дж. Беркли (1685-1753), что их идеи являют­ся логическим продолжением идей Локка. Объясните, почему произошло такое раздвоение учения Локка.


 

Контрольная работа по истории психологии

(в форме реферата, доклада)

 

1. Тему работы выбирает студент самостоятельно. Ею может стать состояние и развитие психологической науки в любой исто­рический период, в том числе современный, касающийся любой конкретной проблемы (например, развитие научных представле­ний о памяти или о развитии учения о памяти в работах отечест­венных психологов А. А. Смирнова и П. И. Зинченко и т. д.) и любой отрасли психологии (общей, социальной, возрастной или педагогической и т. д.). Предпочтительнее, если тема будет отно­ситься к современному этапу развития отечественной психоло­гии (примерно с 30-х гг.) или любому периоду развития клинической психологии.

2. Работа должна быть посвящена логико-психологическому (а не хронологическому) отслеживанию процесса развития пси­хологических знаний по избранной проблеме (теме) в рассматри­ваемый период. То есть речь должна идти не столько о том, ко­гда и где, а сколько о том, что и почему происходило в развитии научных знаний в данный период.

3. Студент при подготовке работы может опираться на любой литературный источник (учебники, труды психологов, мемуары и биографии ученых-психологов, статьи в печати, справочники, словари, энциклопедии), но ни в коем случае не пересказывать источник, а изложить своими словами мысли и рассуждения об изученном и понятом из него.

4. Объем работы не должен быть большим (не более 8 страниц рукописи), так как лаконичность изложения является свидетельством продуманности излагаемого и признаком четкости понима­ния проблемы. В этом требовании заложено предостережение: не пользуйтесь только одним источником, сведения из которого не­возможно изложить короче. Лучше всего прочитать по теме не­сколько разных источников в порядке планового изучения пред­мета.

5. Цель контрольной работы — показать свое умение мыслить исторически при анализе психологического материала, объясняя, чем вызваны поиски и открытия в психо­логической науке, какие конкретно исторические условия (по­требности и запросы общества, противоречия внутри самой нау­ки или что-то другое) послужили толчком к появлению новых идей и выводов науки, стали побудителем движения научной мысли. Поэтому оценка работы будет зависеть от того, в какой мере данная цель достигнута.

6. Основные требования к тексту работы:

— психологическая грамотность языка (правильное слово­употребление без смешивания научных понятий с житейскими словами-названиями, лаконичное и строго логичное изложение мысли без общих трафаретных фраз),

— при показе современной истории отечественной психологии нужно постараться разобраться, какое значение для практики (для производства, развития рыночной экономики, обучения и воспитания человека, управления людьми и процессами и т. д.) имело и имеет то или иное достижение психологической науки.

— работа должна завершаться выводами: какими темпами, т.е. в ногу ли с процессами развития социальной жизни, опережая их или отставая от них, развивалась (или развивается сей­час) данная отрасль или данная проблема психологии и каковы, по мнению студента — автора работы, перспективы развития науки по избранной им проблеме (теме).

 







Date: 2015-07-02; view: 744; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию