Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии
Первой страной, где будет положено начало оформления экспериментальной психологии, предстояло стать Германии. Философские корни, на которые она опиралась, представляли собой синтез принципов английской эмпирической ассоциативной школы с собственной немецкой идеалистической традицией, своеобразие которой заключалось в понимании души как неразложимой, активной мирообразующей сущности, отличной от материального начала и первичной по отношению к телу. Начинает идеалистическую традицию Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) — современник всех основных гениев XVII века и их идейный противник. Идеи Декарта, Гоббса, Спинозы, Локка были критически переработаны и им в собственную оригинальную систему принципов и понятий. Лейбниц не мог не заметить, что Спиноза не сумел полностью преодолеть дуализм Декарта, поскольку в учении голландского философа картезианское разделение мира на две субстанции оставило свои следы в виде раздвоения и обособления атрибутов протяжения и мышления. Лейбница не удовлетворяло сохранившееся противопоставление духа и материи, психического и физического. С целью восстановить их единство, он выдвигает учение, позволяющее объяснить бесконечное многообразие мира исходя из единой по природе и происхождению, но разнокачественной по своим состояниям, субстанциональной основы. Неприемлемым для Лейбница в учении Спинозы оказался также и фатализм, т.е. положение о безусловной зависимости всех модусов перед диктатом субстанции. Вместе с тем Лейбниц становится на сторону Спинозы в своей полемике с Локком относительно роли опыта и разума в познании. Соглашаясь с Локком в том, что познание начинается с чувств, Лейбниц в то же самое время полагал, что чувственный источник познания не ведет к адекватному знанию. Истины и ясные идеи могут устанавливаться только при вмешательстве разума и интуиции, причем сами идеи и истины врожденны и из опыта не выводимы. На этом основании Г. Лейбниц в качестве возражения Д. Локку, сказавшему, что в интеллекте нет ничего, что не прошло бы через чувства и опыт, пишет: “Нет ничего в разуме, чего не было раньше в ощущениях, за исключением самого разума”. Стремясь преодолеть односторонний эмпирический подход Д. Локка, Г. Лейбниц пытается установить связь чувственного и рационального. Но поскольку рациональное познание из опыта не вырастает, то единство опыта и разума выступает в учении Лейбница не как восхождение от чувственных форм к идеям, а как наложение рационального на чувственный опыт. Поэтому в значительной части познавательные ошибки возникают не столько по вине чувств, сколько из-за слабости самого разума и его основных функций внимания, как стремления к ясности, и памяти. У истоков новой концепции Г. Лейбница лежало и материалистическое учение Т. Гоббса, но и оно было впоследствии отвергнуто немецким философом из-за крайнего механицизма и метафизичности. Взгляду Т. Гоббса на мир как на механический агрегат мертвых статических тел Г. Лейбниц противопоставил свое представление о действительности как о беспрерывном потоке изменений реальности и сознания. Свое мировоззрение Г. Лейбниц изложил в ряде произведений, наиболее значительными из которых являются “Новые опыты о человеческом разуме”, написанное в рукописи в 1703 году как возражение на книгу Д. Локка “Опыте человеческом разуме”; “Теодиция” (1710) и “Монадология” (1714). Методологические принципы. Стержнем философско-психологической системы Лейбница, связывающим все ее разделы и части, является ряд исходных методологических принципов или законов. Принципом всеобщих различий Лейбниц пытался утвердить всеобщую изменчивость в мире физических явлений и сознания, отрицать как абсолютное сходство друг с другом существующих вещей, так и повторяемость состояний одной и той же вещи во времени, и этим самым указать на качественное многообразие мира. Принцип тождества неразличимых вещей заключается в том, что не следует различать вещи, если на самом деле они являются одной и той же вещью и, наоборот, отождествлять вещи различные по своим качествам. Принцип непрерывности указывает на то, что повсюду в мире имеются незаметные переходы в восхождении вещей по степеням совершенства. Все вещи составляют своеобразный континуум, где степень близости или отдаленности двух соседних по качеству вещей определяет меру их сходства или различия, несводимых при этом никогда к нулю. Противоположным по своему смыслу к принципу непрерывности является закон дискретности или монадности, согласно которому сама постепенность и непрерывность слагается из малых скачков и разрывов, порождающих индивидуальные объекты, их автономность и качественное своеобразие. Именно с помощью принципа дискретности Лейбницу удается объяснить качественное многообразие и неповторимость различных вещей и состояний сознания. Монадология. Исходя из приведенных принципов Лейбниц развертывает систему взглядов, представляющую собой своеобразное идеалистическое перевоплощение атомистической картины мира. По Лейбницу, “истинными атомами природы” являются душеподобные единицы — монады, из бесчисленного множества которых состоит мироздание. Монады просты, неделимы и вечны. Они автономны, и влияние одной монады на другую исключено. Ведущими и коренными свойствами каждой монады являются активность (стремление) и представления. Жизнь монады состоит в беспрерывном стремлении и переходе от смутных представлений (перцепций) к более ясным и отчетливым представлениям, названным философом апперцепциями. Подобно стоикам, выделявшим четыре уровня эволюции пневмы, Лейбниц полагал, что в исторической перспективе развитие монад проходит несколько стадий, каждой из которых соответствует определенная форма монады. Самой первичной формой являются чистые монады. Для них характерно наличие активности, но отсутствие каких-либо представлений. Такое состояние монады подобно сну без сновидений. Чистые монады проявляются в качестве неживой, но активной и вечно движущейся материи. За чистыми монадами следуют монады–души, обладающие смутными представлениями в результате низкой степени стремлений к ясности. Эта форма монад выступает на уровне растений и животных. Человеку свойственны более совершенные монады, называемые монады–духи. Их совершенство выражается в наибольшей ясности и отчетливости представлений. Завершает иерархию монад монады ангела и бога, полностью свободные от материальной оболочки и обладающие абсолютной полнотой знаний и предельно ясным самосознанием. Таким образом, эволюция и развитие души или монады, по Лейбницу, представляет собой непрерывное движение представлений от их смутных состояний (перцепций) к более ясным и отчетливым — апперцепциям. Эта внутренняя динамика предстает как определенная история жизни монады, текущие состояния которой предопределены прошлым и одновременно “беременны” своим будущим. Развертывание активности и содержания монад в их общей и индивидуальной эволюции происходит в соответствии с изначальной упорядоченностью — “предустановленной гармонией”, которая определяется богом, представляющим собой верховную форму в иерархии монад. Психофизический параллелизм. Согласно Лейбницу, монада есть единство душевных состояний и их телесного выражения. Как душа монада может проявить и обнаружить себя только через телесное. Подобно Аристотелю, Лейбниц утверждал, что души от тела отделить нельзя, и эта связь души с телом установлена изначально. В отличие от Декарта, связь души и тела трактовалась Лейбницем не как механическое взаимодействие, а как функциональное соответствие между психическими состояниями и сопровождающими их телесными изменениями. Создавая известное состояние в душе, монада-бог производит и соответствующие им состояния тела. Душа и тело, по мнению философа, подобны паре часов, различных по устройству, но с одинаково поставленными стрелками, в результате чего при их независимой работе они могут показывать одно и то же время. Эту точку зрения, противопоставляющую психическое и физическое принято называть психофизическим параллелизмом.
Лейбниц не был первым в формулировании принципа психофизического параллелизма. Первоначально он был выдвинут последователем Декарта, преобразовавшим картезианские взгляды в религиозное учение, известное под названием окказионализма (от слова occation – случай) Мальбраншем (1638-1715). Мальбранш и его сторонники полагали, что субстанции не взаимодействуют, а состояния в обеих из них приводятся в строгое соответствие богом в каждом отдельном психофизическим акте. Предлагаемая схема многократного вмешательства и участия божества в согласовании состоянии души и тела Лейбницу показалась искусственной и она была заменена им на принцип предустановленной психофизической гармонии, согласно которому соответствие всех возможных конкретных состояний в душе и теле устанавливается божеством лишь однажды и изначально.
Выдвинутым способом решения психофизической проблемы Лейбниц отрицал не только телесную детерминацию психики, но и зависимость ее от внешнего окружения. У Лейбница внешний мир является лишь запускающим механизмом для саморазвертывания изначально заложенных в монаде потенций. Душа от рождения – это не чистая доска (tabula rasa), как полагали в древнее время стоики, а впоследствии Локк, а она подобна мрамору с имеющимися в нем прожилками, которые в наиболее отчетливой форме выступают и выявляются лишь в руках опытного художника. Содержание души, ее стремления и представления врожденны. Их переход из потенциального состояния в актуальное осуществляется посредством собственной деятельности монады, выражающейся в колебаниях внимания, процессах воспоминания и осознания. Лейбниц рассматривал монаду как душу лишь по отношению ее к самой себе. По отношению к другим монадам она может выступать только в виде телесных проявлений. Но телесные проявления не выражают сущности монады, поскольку “... все происходит в душах так, как если бы вовсе не было тел, а в телах – так, как если бы не существовало вовсе душ...”. Отрицание психофизиологических корреляций вело к выводу о невозможности познания других душ по их внешним телесным проявлениям. Отсюда вытекает, что психическое может быть раскрыто и обнаружено только через самое себя, посредством рефлексивной деятельности монады или самопознания. Итоги. Учение Лейбница внесло немало идей и тенденций, которые окажут значительное влияние на последующее развитие психологии. Главными из них необходимо признать следующие. Лейбниц впервые показал активную природу сознания, динамизм и постоянную изменчивость его. Учение Лейбница о перцепциях и апперцепциях станет исходным основанием, на котором будут строиться последующие концепции души в немецкой психологии. Оно оказало влияние и в ряде других отношений. Прежде всего, включение в сферу психического, помимо сознаваемых явлений досознательных перцепций, расширяло границы психического, которые были сужены Декартом до самосознания. Логическим следствием этого нового подхода явилась и реабилитация психики животных. Они вновь обрели душу и перестали быть простыми механическими автоматами. Далее, разделение психического не перцепции и апперцепции предполагало существование границы, по одну сторону которой лежат процессы досознательные, по другую — осознаваемые. В этом смысле Лейбниц становится предвестником учения о порогах сознания, с которым выступит в XIX веке Гербарт, и которое станет отправным в психофизических измерениях и опытах Фехнера. От Лейбница немецкая психология усвоила принцип психофизического параллелизма, на основе которого будет строится экспериментальная психология в Германии.
Date: 2015-07-02; view: 647; Нарушение авторских прав |