Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критика врожденных идей Д. Локком
Противоположные рационализму Декарта, Спинозы и Лейбница традиции в изучении познавательных способностей человека закладываются в XVII столетии крупнейшим английским мыслителем Джоном Локком (1632-1704). Основу философско-психологических взглядов Локка составили общие эмпирические и сенсуалистические установки Ф. Бэкона и Т. Гоббса. Успешные попытки Д. Локка приложить индуктивно-эмпирический метод Ф. Бэкона непосредственно к области психических явлений дают основание видеть в нем родоначальника эмпирической психологии.
Джон Локк родился в семье мелкого чиновника—юриста. Преподавал в университете греческий язык, литературу и философию. Потом занялся медициной, впоследствии увлекся политикой, а после неудачного заговора против английского короля Карла второго вынужден бежать в Голландию. После того, когда можно было вернуться, Локк снова работает в правительстве и пишет свои основные книги. А.И. Герцен справедливо назвал главную книгу Д. Локка “Опыт о человеческом разуме” (1690) “логической исповедью рассудочного движения”, поскольку в ней давалась развернутая картина становления и усложнения психической жизни человека. Как возникает знание? Исходным пунктом в концепции Локка явилась критика им теории врожденных идей, выдвинутая еще в античное время Сократом и Платоном и поддержанная в Новое время Декартом и Лейбницем. Основная посылка Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Философ указывает, что если бы идеи были врожденны, то они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Однако, имеющиеся факты и наблюдения за детьми и душевнобольными свидетельствуют о том, что в действительности такие, например, отвлеченные идеи, как понятие о боге и душе, идеи добра, зла и справедливости и т.п. ими не осознаются, а следовательно, от рождения человеку не даны. Появление абсолютно всех идей можно объяснить через обучение и опыт жизни. Что же собой представляет опыт и как человек приходит к знаниям? Под опытом Локк понимал все то, чем наполняется душа человека в течение всей его индивидуальной жизни. Содержание опыта и его структура складывается из элементарных составляющих, обозначенных философом общим термином “идеи”. Идеями Локк называл и ощущения, и образы восприятия и памяти, общие понятия и аффективно-волевые состояния. Первоначально человек появляется на свет с душою, подобною «чистому» листу бумаги (tabula rasa), на котором только при жизни внешний мир наносит своими воздействиями узоры. Именно внешний мир является первым источников идей. Вслед за Гоббсом Д. Локк утверждал, что все начинается с чувств и “нет ничего в интеллекте, чего не было бы до этого в ощущениях”. Ощущения и рефлексия. По Локку, существуют два различных вида опыта: внешний и внутренний. Один из них основывается на чувствах, другой — на осмыслении своих собственных действий и состояний — рефлексия. Приобретенные во внешнем опыте чувственные идеи выступают в качестве исходного материала для особой внутренней деятельности души, благодаря которой рождаются идеи другого рода, существенно отличающиеся от чувственных идей. Эта особая деятельность души, названная Локком рефлексией, представляет собой способность души обращать свой взор на собственные состояния, порождая при этом новые психические продукты в виде идей об идеях. Хотя рефлексия и не отнесена к внешнему миру, она по своей функции сходна с внешними чувствами, базируется на них и поэтому может быть названа “внутренним чувством” или внутренним опытом. Внутренний опыт и опыт внешний между собой связаны. Рефлексия представляет собой как бы опыт об опыте. Но поскольку рефлексивная деятельность порождает собственные идеи, отличные от идей внешнего опыта, она рассматривалась Локком в качестве другого относительно самостоятельного источника знания. Продуктами чувственного познания являются простые идеи. Продуктами рефлексии, как правило, являются общие понятия и сложные идеи. Но здесь Локк проявляет непоследовательность. Рефлексию он рассматривал как особую силу души, силу разума, которая опирается на внешний опыт, но не вырастает из него. Этим самым внутренний опыт выводился за пределы природной детерминации, что неизбежно приводило английского философа к признанию существования рефлексирующей духовной субстанции. Если у Декарта рефлексия есть самообнаружение врожденных идей, у Локка — познание идей внешнего опыта. Своей новой точкой зрения Локк придал учению о рефлексии (внутреннем опыте) материалистическое звучание, но вместе с тем оно содержало в себе зародыш интроспективного подхода к анализу душевных явлений, который и получит в дальнейшем развитие в рамках английской эмпирической школы. Первичные и вторичные качества. Большое значение для ранней научной психологии имеет различение первичных и вторичных качеств. Под качествами Локк понимал способности вещей вызывать в душе какие-либо идеи. Первичные качества — существуют вне зависимости от нашего восприятия, например, размеры и форма здания. А вот цвет фасада — это пример вторичных качеств, потому что разные люди видят цвета по разному, к примеру, дальтоники. Вторичные качества не существуют сами по себе, а только через наше восприятие. Вторичные качества проявляются только при самом акте восприятия (если не надкусить яблоко, то и не возникнет ощущение его вкуса). Проводя разграничение первичных и вторичных качеств, Локк тем самым фактически признал субъективный характер большей части человеческих восприятий. А может быть все восприятия вообще субъективны, зависят от наблюдателя? Этот вопрос поставил и пытался на него ответить был Джордж Беркли. Теория ассоциаций. Важный раздел эмпирической концепции Локка связан с учением о простых и сложных идеях. Простыми идеями Локк называл неразложимые элементы сознания. Они могут быть получены как из внешнего опыта, так и от рефлексии. Общим продуктом внешнего и внутреннего опыта являются простые идеи удовольствия или страдания. Примерами простых идей внешнего опыта могут быть ощущения, идущие от одного из органов чувств (свет, цвет, запах, звук, вкус, холод, тепло и т.д.) или сразу от нескольких (идеи протяжения, формы, покоя, движения и др.). К простым идеям от рефлексии следует отнести образы восприятия, памяти, воображения. Именно с восприятия чувственных образов и удержания их в памяти начинается собственно рефлексивная деятельность души. Назначение памяти состоит в актуализации “заснувших” идей, в которых душа в данный момент нуждается. Важнейшим условием хорошей памяти является повторение, без которого доставляемые душе идеи бледнеют. Отсюда и происходит известная пословица “повторение — мать учения”. Память становится более прочной, когда идеи не только повторяются, но и сопровождаются чувствами удовольствия или страдания. Как только душа приобрела простые идеи, она переходит от пассивного созерцания к активному преобразованию и переработке простых идей в сложные. Образование сложных идей Локк представлял как простое механическое комбинирование исходных элементов опыта. Комбинирование простых идей осуществляется различными способами. Ими являются ассоциации, соединение, отношение и обособление. Из перечисленных путей механического комбинирования простых идей следует несколько больше остановиться на ассоциациях, поскольку именно им предстояло выступить в XVIII столетии в качестве ведущего объяснительного принципа строения и развития сознания. У Локка ассоциации не являются основным механизмом внутренней деятельности сознания. Их он рассматривал как неверные, ненадежные сочетания идей, как случайные и пассивные связи, свойственные в основном психической жизни душевнобольных и лишь отчасти здоровых людей, например, во время сновидений. Поэтому большинство современных отечественных и зарубежных психологов оценивает Локка не как родоначальника, а лишь как предшественника ассоциативной психологии. Вместе с тем, Локку принадлежит заслуга во введении самого термина “ассоциация идей”. В отличие от ассоциаций более надежными способами образования сложных идей, за которые ответственна рефлексия, являются суммирование или соединение, сопоставление или сравнение и обобщение или обособление. Примером подобных идей могут быть понятия “отец”, “друг”, “материнство”, “тождество” и др. Наконец, последним и высшим способом образования сложных идей является абстрагирование (отвлечение, обособление), посредством которого образуются самые общие понятия, подобные таким, как понятия “души”, “бога” и т.д. Таким образом он описывал технологию мышления. Особую роль в формировании идей внешнего и внутреннего опыта и особенно в преобразовании простых идей в сложные Локк отводил речи. Итоги. Локк оставил в истории мировой психологии глубокий след, прежде всего основанием эмпирического направления. Хотя близкие к его взглядам эмпирические идеи высказывал в эпоху Возрождения Л. Вивес, но в то время они не нашли должной поддержки. И только после Локка эмпирическая линия становится одним из систематически развиваемых направлений не только в Англии, но и за ее пределами. Эмпирические традиции, заложенные Локком, получат в XVIII-XIX веках дальнейшее развитие на материалистической основе во Франции и России, на идеалистической — в Германии. Отрицанием врожденных идей, утверждением опыта как источника содержания сознания, Локк преобразовал картезианскую метафизику в экспериментальную физику души. Ведь в разуме, по мнению философа, нет ничего из того, что не прошло бы через чувства в смысле внешнего или внутреннего опыта. Но поскольку во внутреннем опыте и рефлексии он видел единственный и наиболее достоверный источник знания о самой душевной деятельности, Локк становится родоначальником интроспективной эмпирической психологии. Локк является предвестником и предшественником ассоциативной психологии, основной смысл которой заключается в развитии локковской идеи о том, что все психические образования являются продуктом связи простейших элементов. Как в области политики, так и в своих философско-психологических воззрениях Локк выступил как выразитель компромисса. Разработанная им в целом материалистическая сенсуалистическая теория познания содержала элементы непоследовательности, нашедшие свое выражение в молчаливом признании духовной субстанции, в отрицании души у животных, в признании внутреннего субъективного источника познания, в оценке вторичных идей как производных от самого субъекта. Все эти идеалистические колебания послужили основанием для последующего раздвоения локковского учения на солипсизм Дж. Беркли и Д. Юма и материалистический сенсуализм Д. Дидро, Д. Пристли и др.
Date: 2015-07-02; view: 3664; Нарушение авторских прав |