Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776)
Джордж Беркли (1686–1753) — английский философ, яркий противник материализма и атеизма. Его идеи в значительной мере определили и мировоззрение Д. Юма как в области философии в целом, так и в области психологии. Джордж Беркли родился и получил образование в Ирландии. Он был глубоко религиозным человеком и в 24 года был посвящен в сан дьякона англиканской церкви. Вскоре он опубликовал две философские работы («Новая точка зрения», 1709; «Трактат о принципах человеческих знаний», 1710), которые оказали большое влияние на психологию. Собственно говоря на этом его вклад в психологию и закончился. На одном из званом обеде он познакомился с некой очень богатой дамой и та преподнесла ему в дар весьма крупную сумму денег, что позволило ему обрести финансовую независимость. Он много путешествовал, а умер он в сане эпископа. После смерти его тело, согласно завещанию, оставалось не погребенным в постели до тех пор, пока не стало разлагаться. Он полагал, что это — единственно надежный признак смерти, ему вовсе не хотелось быть похороненным заживо.
Беркли полностью принимал тезис Локка о том, что все наши знания о внешнем мире происходят из опыта (из ощущений), но отвергал различение первичных и вторичных качеств. Если сенсуализм Локка строился на признании реальности внешнего мира, то сенсуализм Беркли был основан на субъективно–идеалистическом толковании. Возможность такого истолкования была у самого Локка в его учении о первичных и вторичных качествах, в учении о внешнем и внутреннем опыте. Двойственность Локка Д. Беркли устраняет тем, что объявляет порождениями субъекта не только вторичные качества (вкус, запах, цвет, звук и т.д.) но и первичные качества (форма, фигура, движение и т.п.). Вне субъекта оба рода качеств исчезают. Внешнего мира как такового не существует. Все, что мы считаем внешними предметами, есть на самом деле комплексы ощущений, только они и имеют силу реальности. Наше сознание конструирует сложное восприятие, соединяя между собой простые представления, идущие от органов чувств. Для объяснения процесса познания Беркли также использовал понятие ассоциации, поэтому его воззрения относят к нараставшей в то время ассоционисткой волне в эмпирической психологии. Беркли понимал, что некоторые наши впечатления обладают определенной независимостью и стабильностью, поэтому ему надо было найти объясняющий это обстоятельство фактор. Выход был найден при помощи введения в эту схему понятия Бога (Беркли все же священник). Бог воспринимает все, что происходит в мире. Если где–нибудь в лесу упадет дерево и не будет никого, кто бы мог услышать это, то звук все же будет существовать, потому что есть Бог, который всегда все слышит. Концепция Д. Беркли в своем крайнем выражении не допускала ни малейшей возможности объективного подхода к анализу психических явлений. Интроспекция провозглашалась единственным методом познания физического и духовного мира. Появление феноменологической теории Беркли Д. Дидро называл “моментом сумасшествия, когда чувствующее фортепиано вообразило, что оно есть единственное существующее фортепиано и что вся гармония вселенной происходит в нем”. Давид Юм (1711–1776). Если Гартли и Пристли выразили ведущий ассоциативный принцип английской психологии на материалистической основе, то Юм вводит принцип ассоциации на базе субъективного и феноменологического понимания психики. Он продолжил линию Беркли в работах: “Трактат о человеческой природе” (1738) и “Исследование о человеческом познании” (1748).
Давид Юм, известный шотландский философ и историк. Ему не довелось закончить полный курс в университете, пробовал себя в коммерции, в литературе, адвокатом, наставником страдающего лунатизмом отпрыска богатого семейства.
Юм был согласен с Беркли, что материальный мир не существует для индивида до тех пор, пока он не доступен наблюдению. Однако Юм пошел дальше. С точки зрения Беркли, Бог непрерывно воспринимает мир и тем самым выступает гарантом стабильности и постоянства физических объектов. Юм же задает следующий вопрос: что будет, если убрать идею Бога из этой картины? В этом случае, говорит Юм, у нас не будет никакой возможности знать, существует ли что–либо вне нашего сознания. Мы в принципе не можем с уверенностью сказать, что внешний мир существует на самом деле. Впечатления и идеи. “Наши восприятия, — утверждал Юм, — суть наши единственные объекты”. Мир собственных восприятий и есть наш опыт. За пределы этого внутреннего опыта выхода нет. Все познание в субъективно-скептической системе Юма сводится к наблюдениям собственных перцепций. Огромное разнообразие впечатлений или перцепций Юм делит на две категории — восприятия (ощущения) и идеи. В основе их различий лежат сила и живость впечатления. Восприятия — это сильные и живые образы. Идеи, являясь производными от восприятий, представляют собой слабые и менее живые копии или снимки с восприятий. Все они являются исходными элементами, из которых слагается человеческое сознание. Ум сам по себе ничего не вносит. Его функция состоит лишь в приведении в порядок, комбинировании и разъединении идей и восприятий. Механизмом объединения простых идей в сложные является ассоциация, понимаемая как “мягко действующая сила”. Согласно Юму, имеется три вида ассоциаций, с помощью которых ум переходит от одной идее к другой: ассоциации по сходству и контрасту; ассоциации по смежности в пространстве и во времени, и ассоциации по причине и действию. В целом позиция Юма близка к механистическому взгляду на мир и продолжает линию эмпиризма и ассоцианизма. С его точки зрения, подобно тому, как астрономы определяют законы движения небесных тел, так и в психологии можно открыть законы строения «психической» Вселенной. Он даже законы ассоциаций рассматривал как какой–то психический эквивалент закона тяготения в физике. Как закон тяготения в физике является основным, так и законы ассоциаций являются универсальными принципами умственной деятельности человека. Изложение философско-психологической системы Юма показывает, что она пронизана духом крайнего субъективизма. Преобразовав локковский внешний опыт целиком во внутренний, Юм не нашел места в нем ни для объекта, ни для субъекта. За пределы калейдоскопически сменяющихся состояний сознания невозможно выйти ни к богу, ни к материи. С необходимостью вставал вопрос о выходе из созданного Юмом тупика. Первые попытки были предприняты Кондильяком; в самой же Англии субъективная линия Беркли-Юма получает дальнейшее развитие в трудах Джеймса Милля (1773-1836) и его сына Джона Стюарта Милля (1806-1873). Их взгляды явились классическим образцом механистической интроспективной ассоциативной психологии.
3. Механистическая интроспективная ассоциативная психология Джеймса Милля (1773–1836) в Англии и «ментальная химия» его сына Джона Стюарта Милля (1806–1873) Date: 2015-07-02; view: 727; Нарушение авторских прав |