Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие итоги
Философский этап развития психологии в XVII—XIX столетиях – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Можно выделить два основных фактора, способствующих возникновению и формированию психологии как науки. Одним из них является проникновение в психологию эмпирического подхода. Напомним, что суть эмпирического принципа, провозглашенного Ф. Бэконом, заключалась в едином требовании ко всем конкретным наукам исходить в познании законов природы от изучения отдельных фактов и явлений, добываемых с помощью наблюдения и эксперимента. В переходе психологии от традиционных для средневековья общих рассуждений о сущности души к анализу конкретных психических явлений, получаемых на основе опыта, и состоял положительный результат реализации идей Ф. Бэкона в области психологии. Однако сам по себе эмпиризм, заменивший представление о душе как особой неделимой сущности на представление о ней как совокупности психических явлений, не решал однозначно вопрос о методе и путях их познания. Понятие опыта в эмпирической психологии трактовалось в тесной связи с вопросом о взаимоотношении психических явлений с физическом миром и материальным субстратом. Отсюда в определении метода психологии кардинальное значение приобретало то или иное решение психофизической и, прежде всего, психофизиологической проблемы. Психофизическая и психофизиологическая проблема решалась в истории психологии либо в духе дуализма (теория внешнего взаимодействия Р. Декарта, теория параллелизма Г. Лейбница), либо в духе монизма в его материалистической (Б. Спиноза, французские и русские материалисты), или в субъективно-идеалистической форме (Д. Беркли, Д. Юм). Для всех разновидностей идеализма в решении психофизической и психофизиологической проблемы характерно обособление или отрыв психического от физического и физиологического, сведение мира психических явлений к замкнутой системе фактов сознания, недоступных объективному наблюдению. Единственным методом проникновения в сознание провозглашались лишь внутренний опыт, интроспекция, самонаблюдение. В XIX веке в западноевропейской философии и психологии наиболее распространенной формой решения вопроса об отношении души и тела была теория параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое рассматривались как два независимых ряда явлений, но имевших между собой функциональное соответствие. Такой способ рассмотрения психофизиологической проблемы в известной степени допускал возможность судить о психических состояниях по сопровождающим их телесным изменениям и, таким образом, выступал в качестве теоретической предпосылки введению естественнонаучных методов в психологию в рамках идеализма. Именно концепция психофизиологического параллелизма стала философской основой построения экспериментальной психологии на Западе, инициатором создания которой явился В. Вундт. Оставаясь на позициях субъективной психологии, В. Вундт и его последователи не могли признать за объективным методом решающего значения в познании психики. Ведущая роль по-прежнему отводилась интроспекции, а привлечение физиологических методов рассматривалось ими лишь как средство ее контроля, как способ повышения надежности данных самонаблюдения. Интроспективным теориям сознания на протяжении многих столетий противостояла материалистическая линия в психологии, которую в XVIII-XIX веках представляли в Англии Д. Толанд, Д. Пристли, во Франции Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, в России – М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, И.Г. Чернышевский. Рассматривая психическое в качестве природного свойства, философы–материалисты утверждали, что психические явления могут и должны изучаться теми же средствами и методами, которыми пользуются естественные науки, т.е. наблюдением и экспериментом. Эти идеи философского материализма нашли свое выражение в материалистической программе перевода психологии на естественнонаучные основы и методы, которая была разработана с позиций рефлекторного учения крупным русским ученым И.М. Сеченовым.
Литература Основная:
Дополнительная: 1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVH1-XIX вв. М., 1947. 2. Анохин П.K. От Декарта до Павлова. (Триста лет теории рефлекса). М., 1945. 3. Античные философы. (Тексты).- М., 1935. 4. Антология мировой философии в 4-х т., М., 1971 5. Аристотель. О душе. М.,1937. 6. Белинский В.Г. Избр. филос. произв. ТЛ, 2., М.,1948 7. Беркли Д. Трактат о началах человеческого знания. СПб., 1905. 8. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М, 1972. 9. Бэкон Ф. Новый органон. М., 1938. 10. Вундт В. Основания физиологической психологии. (Пер. В.Кандинского). 4.1-2. М., 1880-1881. 11. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912. 12. Гераклит Эфесский. Фрагменты. М., 1910. 13. Герцен А.И. Избр. филос. произв. т. 1, М., 1948. 14. Гиппократ. Избранные книги, т. 1-3, М.,1964 15. Гоббс Т. Левиафан. М., 1936. 16. Дарвин Ч. Сочинения. Т.1-9. М„ Л., 1935-1959. 17. Декарт Р. Избр. произв. М„ 1950. 18. Добролюбов Н.А. Иэбр. философ, произв. М., 1948. 19. Каннабих Ю.В. История психиатрии. М.,1929. 20. Лейбниц Г. Избр. филос. произв. М., 1908. 21. Лoкк Д. Избр. филос. произв. в 2-х т. М., 1960. 22. Ломоносов М.В. Избр. филос. произв. М., 1940. 23. Лекреций К. О природе вещей. Т.1-2. М., 1945-1947. 24. Лурш А. Р. Современная психология в ее основных направлениях. М., 1928. 25. Лypuя А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969. 26. Лурия С.Я. Демокрит. Л., 1970. 27. Майоров Ф.П. История учения об условных рефлексах. М.-Л.. 1954. 28. Психологическая наука в России XX столетия. М., 1997. 29. Радищев А.Н. Избр. филос. произв., 1952. 30. Рамуль К.А. Из истории психологии. Тарту, 1974. 31. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. 32. Северцев Н.А. Эволюция и психика. М., 1922. 33. Сеченов И. М. Избр. филос. и психол. произв. М., 1947. 34. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975. 35. Соколов М.В. Из истории русской психологии. М.. 1961. 36. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник, М., 2002 37. Титченер Э. Учебник психологии. Ч. 1-2. М., 1914. 38. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. М.-Л., 1926. 39. Чернышевский Н.Г. Избр. филос. соч. в 3-х т., М., 1951. 40. Эббингауз Г. Основы психологии. СПб., 1912.
Date: 2015-07-02; view: 440; Нарушение авторских прав |