Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие итоги





Философский этап развития психологии в XVII—XIX столетиях – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Можно выделить два основ­ных фактора, способствующих возникновению и фор­мированию психологии как науки.

Одним из них являет­ся проникновение в психологию эмпирического подхода. Напомним, что суть эмпирического принципа, провозг­лашенного Ф. Бэконом, заключалась в едином требова­нии ко всем конкретным наукам исходить в познании законов природы от изучения отдельных фактов и явле­ний, добываемых с помощью наблюдения и эксперимен­та. В переходе психологии от традиционных для средневе­ковья общих рассуждений о сущности души к анализу конкретных психических явлений, получаемых на основе опыта, и состоял положительный результат реализации идей Ф. Бэкона в области психологии.

Однако сам по себе эмпиризм, заменивший пред­ставление о душе как особой неделимой сущности на пред­ставление о ней как совокупности психических явлений, не решал однозначно вопрос о методе и путях их позна­ния. Понятие опыта в эмпирической психологии тракто­валось в тесной связи с вопросом о взаимоотношении пси­хических явлений с физическом миром и материальным субстратом. Отсюда в определении метода психологии кардинальное значение приобретало то или иное реше­ние психофизической и, прежде всего, психофизиологи­ческой проблемы.

Психофизическая и психофизиологическая пробле­ма решалась в истории психологии либо в духе дуализма (теория внешнего взаимодействия Р. Декарта, теория па­раллелизма Г. Лейбница), либо в духе монизма в его ма­териалистической (Б. Спиноза, французские и русские ма­териалисты), или в субъективно-идеалистической форме (Д. Беркли, Д. Юм). Для всех разновидностей идеализма в решении психофизической и психофизиологической про­блемы характерно обособление или отрыв психического от физического и физиологического, сведение мира пси­хических явлений к замкнутой системе фактов сознания, недоступных объективному наблюдению. Единственным методом проникновения в сознание провозглашались лишь внутренний опыт, интроспекция, самонаблюдение.

В XIX веке в западноевропейской философии и пси­хологии наиболее распространенной формой решения вопроса об отношении души и тела была теория паралле­лизма, согласно которой психическое и физиологическое рассматривались как два независимых ряда явлений, но имевших между собой функциональное соответствие. Та­кой способ рассмотрения психофизиологической пробле­мы в известной степени допускал возможность судить о психических состояниях по сопровождающим их теле­сным изменениям и, таким образом, выступал в качестве теоретической предпосылки введению естественнонауч­ных методов в психологию в рамках идеализма. Именно концепция психофизиологического параллелизма стала философской основой построения экспериментальной психологии на Западе, инициатором создания которой явился В. Вундт. Оставаясь на позициях субъективной пси­хологии, В. Вундт и его последователи не могли признать за объективным методом решающего значения в позна­нии психики. Ведущая роль по-прежнему отводилась ин­троспекции, а привлечение физиологических методов рас­сматривалось ими лишь как средство ее контроля, как способ повышения надежности данных самонаблюдения.

Интроспективным теориям сознания на протяжении многих столетий противостояла материалистическая ли­ния в психологии, которую в XVIII-XIX веках представ­ляли в Англии Д. Толанд, Д. Пристли, во Франции Ж. Ла­метри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, в России – М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, В.Г. Белинс­кий, Н.А. Добролюбов, И.Г. Чернышевский. Рассматривая психическое в качестве природного свойства, философы­–материалисты утверждали, что психические явления мо­гут и должны изучаться теми же средствами и методами, которыми пользуются естественные науки, т.е. наблюде­нием и экспериментом. Эти идеи философского материа­лизма нашли свое выражение в материалистической про­грамме перевода психологии на естественнонаучные ос­новы и методы, которая была разработана с позиций рефлекторного учения крупным русским ученым И.М. Сеченовым.

 

Литература

Основная:

  1. Якунин В.А. История психологии: Учебн.пособие.– СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1998.–376 с. (есть др. издания)
  2. Марциновская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие – М.: «Академия», 2001.- 544 с.
  3. Ждан А.Н. История психологии: Учебник.–М.: Изд-во МГУ, 1990.–367 (есть др. издания)
  4. Д. Шульц, С.Э. Шульц История современной психологии \ Перев. с англ. – СПб.: «Евразия», 1998.-528 с.
  5. Ярошевский М.Г. История психологии.– М.: Мысль, 1985.–575 с
  6. Марциновская Т.Д. История детской психологии: Учебник – М.: Владос, 1998.- 272 с.
  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  8. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии.– М., 1999 г.

Дополнительная:

1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVH1-XIX вв. М., 1947.

2. Анохин П.K. От Декарта до Павлова. (Триста лет теории реф­лекса). М., 1945.

3. Античные философы. (Тексты).- М., 1935.

4. Антология мировой философии в 4-х т., М., 1971

5. Аристотель. О душе. М.,1937.

6. Белинский В.Г. Избр. филос. произв. ТЛ, 2., М.,1948

7. Беркли Д. Трактат о началах человеческого знания. СПб., 1905.

8. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психоло­гии. М, 1972.

9. Бэкон Ф. Новый органон. М., 1938.

10. Вундт В. Основания физиологической психологии. (Пер. В.Кандинского). 4.1-2. М., 1880-1881.

11. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.

12. Гераклит Эфесский. Фрагменты. М., 1910.

13. Герцен А.И. Избр. филос. произв. т. 1, М., 1948.

14. Гиппократ. Избранные книги, т. 1-3, М.,1964

15. Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.

16. Дарвин Ч. Сочинения. Т.1-9. М„ Л., 1935-1959.

17. Декарт Р. Избр. произв. М„ 1950.

18. Добролюбов Н.А. Иэбр. философ, произв. М., 1948.

19. Каннабих Ю.В. История психиатрии. М.,1929.

20. Лейбниц Г. Избр. филос. произв. М., 1908.

21. Лoкк Д. Избр. филос. произв. в 2-х т. М., 1960.

22. Ломоносов М.В. Избр. филос. произв. М., 1940.

23. Лекреций К. О природе вещей. Т.1-2. М., 1945-1947.

24. Лурш А. Р. Современная психология в ее основных направ­лениях. М., 1928.

25. Лypuя А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.

26. Лурия С.Я. Демокрит. Л., 1970.

27. Майоров Ф.П. История учения об условных рефлексах. М.-Л.. 1954.

28. Психологическая наука в России XX столетия. М., 1997.

29. Радищев А.Н. Избр. филос. произв., 1952.

30. Рамуль К.А. Из истории психологии. Тарту, 1974.

31. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

32. Северцев Н.А. Эволюция и психика. М., 1922.

33. Сеченов И. М. Избр. филос. и психол. произв. М., 1947.

34. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психоло­гической науки в СССР. М., 1975.

35. Соколов М.В. Из истории русской психологии. М.. 1961.

36. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник, М., 2002

37. Титченер Э. Учебник психологии. Ч. 1-2. М., 1914.

38. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. М.-Л., 1926.

39. Чернышевский Н.Г. Избр. филос. соч. в 3-х т., М., 1951.

40. Эббингауз Г. Основы психологии. СПб., 1912.


 

 

Date: 2015-07-02; view: 389; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию