Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русская психология в XVIII-XIX веках
6. Русская психология в XVIII-XIX веках: М.В. Ломоносов (1711-1765), Я.П. Козельский (1728-1794) и А.Н. Радищев (1749–1802) По своему вкладу в развитие мировой психологической мысли русская психология занимает одно из ведущих мест. Однако, русская психология оказалась обойденной в зарубежной историографии. Зарубежные историографы (Э. Боринг, Д. Флюгель, Г. Мэрфи и др.), а в равной мере представители официальной философии и психологии дореволюционной России (Э.Л. Радлов, В. Одоевский, А.И. Введенский, Г. Шпет и др.) всячески стремились принизить роль философско–психологических взглядов передовых русских мыслителей. По их мнению, Россия плелась в хвосте западной европейской науки, полностью воспроизводила ее основные черты. Разумеется, русская психология, являясь составной частью всеобщей психологии, не могла не впитать ряд положительных идей, развитых прогрессивными учеными Европы. Однако это не служит основанием к тому, чтобы считать русскую психологию лишенной самобытности и рассматривать ее копией и дубликатом европейской психологии. Если на Западе экспериментальная психология по своим теоретическим основам была наукой XVII-XVIII веков, то в России научная экспериментальная психология формировалась на базе философского материализма XIX века, крупнейшими представителями которого были: А.И. Герцен, В.Г. Белинский. Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Начало материалистической традиции, которую продолжили русские революционеры–демократы XIX века, было положено в XVIII веке, главным образом, М.В. Ломоносовым и А.Н. Радищевым. М.В. Ломоносов (1711-1765). М.В. Ломоносов является родоначальником материалистического направления в психологии. Исходным положением в философии Ломоносова является признание существования мира независимо от человека. Природа развивается по своим законам и в участии духовной силы не нуждается. Человек, подобно всему живому, представляет собой часть природы и отличается от неживой, рядом жизненных свойств, ведущими из которых являются разум и слово. Этими ведущими свойствами человек отличается и от животных. Человек, по Ломоносову, есть “животное словесное”. Поскольку человек рассматривается частью природы, то психические особенности, которые для него характерны, представляют собой свойства, имеющие материальное начало, подобно таким общим свойствам, как, например, величина, твердость, теплота и др. Психические процессы, полагал Ломоносов, есть не что иное, как продолжение в теле человека того механического движения, которое подействовало на организм. Исходя из этого, для познания психических свойств пригодны те же методы, какими изучаются все другие явления природы. Возможность применения объективных средств наблюдения обусловлена тем, что психические состояния человека имеют внешние проявления. “Когда от любви беспокоящийся жених желает познать прямо склонность своей к себе невесты, – указывал Ломоносов, – тогда, разговаривая с нею, примечает в лице перемены цвета, очей обращение и речей порядок, наблюдает ее дружества, обходительства и увеселения... и так по всему тому точно уверяется в подлинном сердце ее состоянии”. В построении психологической картины человека Ломоносов отталкивался от Локка. Психическое начинается с ощущений, причиной которых являются воздействия внешних предметов. Но в отличие от Локка, допускавшего наличие вторичных качеств, М.В Ломоносов считал, что все виды ощущений (зрение, вкус, обоняние, слух, боль и т.д.) определяются объективными свойствами физического источника. Вместо локковских первичных и вторичных качеств Ломоносов выделял общие и частные качества, одинаково объективные, но отличающиеся между собой тем, что общие качества (величина, движение, положение, форма) присущи всем телам и отражаются по геометрическим и механическим законам, тогда как частные качества (запах, вкус, свет) не могут быть познаны по механо–геометрическим законам, поскольку они определяются такими частями материи, которые недоступны простому взору и остроте зрения. Ломоносов категорически отрицал теорию врожденных идей, которую так проповедовали Лейбниц и Вольф. Основой “изобретения идей” являются ощущения и восприятия, а механизмом образования идей — ассоциации. В отличие от Локка, течение ассоциативных процессов направляется активно самим человеком. Предметным содержанием идей являются не факты сознания, а объекты внешнего мира. Органы чувств, нервы и мозг составляют материальный субстрат для сенсорных и мыслительных процессов. В этой связи особое значение имеют исследования Ломоносова в области психофизиологии, где он установил зависимость ощущений от внешнего раздражения, взаимосвязь органов чувств и мозга, определил ряд конкретных зависимостей восприятия от различных условий, выдвинул волновую теорию цветового зрения и т.д. В дальнейший период идеи М.В. Ломоносова развивают Я.П. Козельский и А.Н. Радищев. Я.П. Козельский (1728-1794). Я.П. Козельский очень близко стоял к материализму. Его взгляды формировались под влиянием Д. Локка, Ж. Руссо, К. Гельвеция. Все психические явления, по его мнению, имеют двойную детерминацию, т.е. определяются биологическими и социальными факторами. Разум, как и весь внутренний мир человека, проявляется и формируется в деятельности. Ведущее место занимает общественная деятельность. Главным образом через нее раскрываются духовные силы человека: ум, чувства, воля, темперамент и характер. Представляя психологию как науку о душевных явлениях, Козельский задачу психологии сводил к описанию отдельных психических явлений, которые доступны внешнему опыту. Опыт им разделялся на обыденный и научный. В научном опыте (эксперименте) Козельский усматривал значительные преимущества против обыденного опыта, но он не видел еще возможности применения эксперимента к области душевных явлений. Поэтому его психология строилась на описании фактов, полученных с помощью “простонародного опыта” или наблюдения.
Объективный подход М.В. Ломоносова и Я.П. Козельского в решении психологических проблем позволил первым ученым России положить первые камни материалистической традиции в русской психологии. Материалистическая направленность взглядов М.В.Ломоносова и Я.П. Козельского отличала их от прочих представителей “ученого гнезда Петрова” (Ф. Прокоповича, А.Д. Кантимира, В.Н. Татищева).
А.Н. Радищев (1749–1802). В XVIII веке материалистическая традиция продолжается в трудах оригинального мыслителя и философа А.Н. Радищева. В многоплановой научной системе А.Н. Радищева проблема человека занимает центральное место. Человек представляется ему совершеннейшей частью природы. Являясь частью природы, человек имеет общие черты с ней. Общее у человека с природой заключается в материальном начале. В физическом отношении человеческое тело состоит из тех же стихий, что и другие тела. Вместе с тем человек отличается от физических тел уровнем телесной организации. Свидетельством общих черт человека с органическим миром служат такие проявления жизни, как питание, рост, размножение, Все большее сходство обнаруживается у человека с животными. Все органы, какими одарен человек, имеют и животные. Более высшему уровню живой организации соответствуют и более совершенные природные свойства. Так, раздражимость является общим свойством всей живой материи, чувствительность характерна для животного царства и, наконец, “масленность” свойственна только человеку. Помимо общих черт, объединявших человека с животным миром, А.Н. Радищев выделяет ряд признаков, которыми человек от животных отличается. К этим признакам философ относит: прямохождение, развитие руки, речи, мышления, более долгий период созревания, способность к сопереживанию, общественное житие. Выделение А.Н. Радищевым коренных признаков различия между человеком и животным имело существенное значение для понимания проблемы антропогенеза. Между тем, среди названных признаков не указаны самые важные, а именно: труд и изготовление орудий. Это дает основание думать, что роль труда человека в развитии его психических способностей А.Н. Радищевым не была понята. Значительное место в психологических воззрениях А.Н. Радищева уделяется проблеме онтогенетического развития психических способностей человека. Здесь в наиболее яркой форме проявилась его материалистическая позиция в объяснении природы душевных явлений. Задавшись вопросом о том, существует ли душа до рождения и после смерти человека, А.Н. Радищев отвечает на него как последовательный материалист. Органами психических отправлений, считает он, является мозг, нервы и органы чувств. Без них нет ни мысли, ни чувств: стало быть душа возможна лишь при наличии этих органов. Более того, душа появляется только при условии развитых мозга, нервов и органов чувств. Души у человека нет до тех пор, пока эти органы не достигли определенного уровня развития. Развитие психических способностей происходит по мере физического созревания человека. Душа и психические способности — продукт развитых мозга и нервной системы в целом. Указав целый ряд стадий психического онтогенеза, Радищевым была подчеркнута роль воспитания. По его мнению, воспитание не создает качественно новых умственных сил, оно учит лишь их лучшему употреблению. Будучи хорошо знаком с работами Гельвеция, А.Н. Радищев, подобно Д. Дидро, критикует его за преувеличение роли воспитания и недооценку физических различий между людьми в формировании их психических способностей. Он подчеркивал, что “признавая силу воспитания, мы силу природы не отъемлем”. Психическое, по А.Н. Радищеву, имеет своим началом ощущения. Здесь он прямо ссылается на Д. Локка: “Не от чувств ли ты получаешь все свои понятия и мысли? Если ты мне не веришь, прочти Локка. Он удивит тебя, что все мысли твои, и самые отвлеченнейшие в чувствах твоих имеют свое начало". А.Н. Радищев тем не менее возражал против метафизического взгляда на мышление как на сумму ощущений. Генетическая связь ощущений и мышления не предполагает тождества между ними, как это допускали и французские материалисты (особенно К. Гельвеций и П. Гольбах). Мысль не может быть “простым чувствованием”, она не сводима к ощущениям. Радищев заметил в данном случае обобщающую функцию мышления, его относительную свободу действовать независимо от чувственных впечатлений. Исходя из активной роли мышления и опираясь наряд других фактов, Радищев приходит к выводу о существовании особой активной деятельности души, как бы независимой от тела, но оказывающей на него влияние. Эти соображения легли в основу доказательства бессмертия души. Подчеркивая неоправданное отступление Радищева от материалистического взгляда на процесс познания, А.А. Галактионов и П.В. Никандров пишут: “Таким образом нерешенность проблемы активности сознания и несогласие с механической гносеологией французских материалистов, вынуждали А.Н. Радищева отходить от материализма и искать ответы в арсенале идеализма” После А.Н. Радищева, благодаря воззрениям П. Любовского и А.И. Галича, русская психология получает все более эмпирический оттенок. Они не были материалистами, но оставили значительный след в русской психологии, особенно А.И. Галич, который, по мнению Б.Г. Ананьева, блестяще раскрыл “процесс объективизации субъективной жизни в практической деятельности, особо выделяя значение этой деятельности для объективного содержания нашего самосознания”. В XIX веке последователями материалистических взглядов М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева стали декабристы и виднейшие революционеры-демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский.
Date: 2015-07-02; view: 836; Нарушение авторских прав |