Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса





 

Родоначальником эмпирического направления был Френсис Бэкон, а продолжателем — его ученик Тома­с Гоббс (1588-1679). Этот английский мыслитель объединил эмпирический метод Ф. Бэкона с картезианским рационализмом. Он полно­стью преодолел дуализм Декарта, устранил богословские предрассудки бэконовского материализма, придал материалистическому учению строго ме­ханическую форму. Окончательно эмпиризм оформится у Дж. Локка.

 

Свои взгляды в области философии и психологии Т. Гоббс изложил в ряде произведений, наиболее значи­тельными из которых являются “О гражданине” (1642), “Левиафан” (1651), “О теле” (1655) и “О человеке” (1658).

Гоббс — против дуализма Декарта и деизма Ф. Бэкона. Одна из заслуг Гоббса — установление единства эмпирического и ра­ционального познания. Он противник теории двой­ственной истины, истина может быть только одна — та, которая достигается и приобретается на основе опыта и разума. Познание начинается с чувственности как начального этапа на пути к обобщениям. Общие свойства вещей устанавливаются с помощью индукции, а затем нужен и обратный путь — дедукция, которая обеспечива­ет переход от уже познанных общих свойств к познанию новых частных явлений.

Таким образом, в мето­дологии Т. Гоббса индукция и дедукция, чувственное и рациональное познание не обособлены и не противопос­тавлены друг другу, как это имело место у Ф. Бэкона и Р. Декарта. Они представляют собой этапы единого познавательно­го процесса. Такой путь познания предписывался любой конкретной науке, занимающейся изучением природы. Опираясь на предлагаемый метод, Т. Гоббс дает по­следовательное изложение своих философских взглядов, раскрывает и природу психических явлений.

Материя. В основе всего лежит материя, различная по форме и движению. В мире нет никаких духовных субстанций, бестелесных душ и врожденных идей. Психическое, сознание, мышление — есть телесное свойство. (Без тела нет никакого мышле­ния, как не может быть прогулки без гуляющего). Мате­рия во всех ее проявлениях подчиняется механическим законам. В равной мере механические законы распрост­раняются и на высшие проявления жизни — психику жи­вотных и человека.

Психика. Психическое — это особое внутреннее состояние движущейся материи. Оно заключается в специфической форме движения, которая возникает в живом теле в ре­зультате внешних воздействий. Психическое начинается с внешних давлений на органы чувств. Эти внешние воздействия, распространяясь по нервной системе к мозгу и серд­цу, вызывают в них противодвижения. Все — от ощу­щений до мысли — есть не что иное как внутренние проти­водвижения.

Ощущения и восприятия. Первичной и наиболее универсальной формой пе­рехода внешних движений во внутренние являются ощу­щения. Все другие психические состояния являются про­изводными от них. Ощущения, как первоначальные формы психическо­го, различаются по качеству. Показания наших ощущений и восприятий вполне достоверны, хотя полного тождества, зеркального сходства между предме­том и его образом быть не может.

Представления. После прямого воздействия внешних предметов в мозгу остаются следы, ослабленные внутренние движе­ния, т.е. длящиеся, но слабеющие ощущения. Эти оста­точные движения — есть представления. Простыми являются те представления, в которых сохраняются образы одного какого-либо предмета. Сложные представления включа­ют в себя либо собирательные образы, либо обобщенные представления.

Догадка об ассоциативном механизме психики. В представлениях сохраняется тот же поря­док, в каком следовали раньше ощущения и восприятия. Поток представлений может развертываться либо по временной, либо по пространственной смежнос­ти, что позволяет переходить мысли об одной вещи к лю­бой другой. Здесь он выдвигает догадку об ассоциативном ме­ханизме, хотя сам термин “ассоциация” Т. Гоббсом еще не вводится.

Механизм мышления. Сцепления образов сознания могут но­сить случайный и активный характер. Пассивное течение ассоциаций свойственно для сновидений. Высший уровень ассоциаций характеризуется тем, что здесь поток образов и представлений управляется самим человеком. Целенаправленное оперирование образами и представлениями составляет суть мышления. Механизм мыслительной деятельности трактуется по образцу арифметических действий. В качестве двух ос­новных умственных операций выступали “сложение” и “вычитание”. Операции сложения соответствовало соеди­нение представлений, а операции вычитания — расчлене­ние и разъединение представлений и образов. Таким образом, мысли не являются врожден­ными, они есть результат сложения и вычитания, т.е. про­стого механического счета, правильность которого зави­сит от первичных данных, получаемых в опыте.


Роль речи. Важную роль в познавательном процессе играет речь, выступающая в двух функциях — как ору­дие мысли и как средство общения. Гоббс первый, кто наиболее четко выделил обозначающую и выразительную функцию речи.

Заблуждения и непонимание между людьми вызываются двумя главными причинами. Либо люди намеренно или по невежеству употребляют слова, которыми на самом деле обозначают другие мыс­ли, чувства, действия, либо у слушающего используемые слова вызывают не те представления, которые стоят за ними.

Побуждения, воля деятельность. Когда внутренние противодвижения протекают внутри мозга, они сопровож­даются призраками, представлениями и мыслями. Когда же противодействия распространяются на сердце, зас­тавляя его сжиматься или расширяться и, таким обра­зом, облегчая или затрудняя его деятельность, человек начинает испытывать чувства удовольствия, наслажде­ния или неудовольствия, отвращения. Все эмоции, стра­сти, аффекты — это такие состояния, которые побужда­ют человека стремиться ко всему полезному и устранять­ся, избегать всего вредного. Воля производна от них и проявляется когда необходи­мо осуществить выбор однозначного действия. Именно последнее желание в акте обдумывания, примыкающее непосредственно к действию, было на­звано Т. Гоббсом волей. В этом смысле ни­какой врожденной свободной воли нет. Подобно мыш­лению, воля целиком выводима из взаимодействия тел, и в соответствии с этим подчиняется общим законам механики.

Итоги. Начатая Ф. Бэконом эмпири­ческая линия получила в учении Гоббса свое новое ма­териалистическое обоснование. Его идеи ускорили пре­образование психологии из науки о душе в науку о пси­хических явлениях.

Рассматривая психику в терминах галилеевской механики, Гоббс, даже в боль­шей степени, чем Декарт, способствовал утверждению естественнонаучного и экспериментального подхода в изучении психических явлений, поскольку принципы ме­ханики были перенесены им и на высшие проявления че­ловеческой психики — мышление и волю, которые в сис­теме Декарта оставались за пределами внешней и внут­рителесной детерминации.

Гоббсом был сделан первый набросок ассоциативного механизма, которому в трудах Д. Гартли и Д. Юма будет придано универсальное значе­ние. В этом отношении Гоббса можно считать предвес­тником будущей ассоциативной психологии, оказавшей непосредственное влияние на формирование теоретичес­ких основ экспериментальной психологии в период ее возникновения.

 







Date: 2015-07-02; view: 583; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию