Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса
Родоначальником эмпирического направления был Френсис Бэкон, а продолжателем — его ученик Томас Гоббс (1588-1679). Этот английский мыслитель объединил эмпирический метод Ф. Бэкона с картезианским рационализмом. Он полностью преодолел дуализм Декарта, устранил богословские предрассудки бэконовского материализма, придал материалистическому учению строго механическую форму. Окончательно эмпиризм оформится у Дж. Локка.
Свои взгляды в области философии и психологии Т. Гоббс изложил в ряде произведений, наиболее значительными из которых являются “О гражданине” (1642), “Левиафан” (1651), “О теле” (1655) и “О человеке” (1658). Гоббс — против дуализма Декарта и деизма Ф. Бэкона. Одна из заслуг Гоббса — установление единства эмпирического и рационального познания. Он противник теории двойственной истины, истина может быть только одна — та, которая достигается и приобретается на основе опыта и разума. Познание начинается с чувственности как начального этапа на пути к обобщениям. Общие свойства вещей устанавливаются с помощью индукции, а затем нужен и обратный путь — дедукция, которая обеспечивает переход от уже познанных общих свойств к познанию новых частных явлений. Таким образом, в методологии Т. Гоббса индукция и дедукция, чувственное и рациональное познание не обособлены и не противопоставлены друг другу, как это имело место у Ф. Бэкона и Р. Декарта. Они представляют собой этапы единого познавательного процесса. Такой путь познания предписывался любой конкретной науке, занимающейся изучением природы. Опираясь на предлагаемый метод, Т. Гоббс дает последовательное изложение своих философских взглядов, раскрывает и природу психических явлений. Материя. В основе всего лежит материя, различная по форме и движению. В мире нет никаких духовных субстанций, бестелесных душ и врожденных идей. Психическое, сознание, мышление — есть телесное свойство. (Без тела нет никакого мышления, как не может быть прогулки без гуляющего). Материя во всех ее проявлениях подчиняется механическим законам. В равной мере механические законы распространяются и на высшие проявления жизни — психику животных и человека. Психика. Психическое — это особое внутреннее состояние движущейся материи. Оно заключается в специфической форме движения, которая возникает в живом теле в результате внешних воздействий. Психическое начинается с внешних давлений на органы чувств. Эти внешние воздействия, распространяясь по нервной системе к мозгу и сердцу, вызывают в них противодвижения. Все — от ощущений до мысли — есть не что иное как внутренние противодвижения. Ощущения и восприятия. Первичной и наиболее универсальной формой перехода внешних движений во внутренние являются ощущения. Все другие психические состояния являются производными от них. Ощущения, как первоначальные формы психического, различаются по качеству. Показания наших ощущений и восприятий вполне достоверны, хотя полного тождества, зеркального сходства между предметом и его образом быть не может. Представления. После прямого воздействия внешних предметов в мозгу остаются следы, ослабленные внутренние движения, т.е. длящиеся, но слабеющие ощущения. Эти остаточные движения — есть представления. Простыми являются те представления, в которых сохраняются образы одного какого-либо предмета. Сложные представления включают в себя либо собирательные образы, либо обобщенные представления. Догадка об ассоциативном механизме психики. В представлениях сохраняется тот же порядок, в каком следовали раньше ощущения и восприятия. Поток представлений может развертываться либо по временной, либо по пространственной смежности, что позволяет переходить мысли об одной вещи к любой другой. Здесь он выдвигает догадку об ассоциативном механизме, хотя сам термин “ассоциация” Т. Гоббсом еще не вводится. Механизм мышления. Сцепления образов сознания могут носить случайный и активный характер. Пассивное течение ассоциаций свойственно для сновидений. Высший уровень ассоциаций характеризуется тем, что здесь поток образов и представлений управляется самим человеком. Целенаправленное оперирование образами и представлениями составляет суть мышления. Механизм мыслительной деятельности трактуется по образцу арифметических действий. В качестве двух основных умственных операций выступали “сложение” и “вычитание”. Операции сложения соответствовало соединение представлений, а операции вычитания — расчленение и разъединение представлений и образов. Таким образом, мысли не являются врожденными, они есть результат сложения и вычитания, т.е. простого механического счета, правильность которого зависит от первичных данных, получаемых в опыте. Роль речи. Важную роль в познавательном процессе играет речь, выступающая в двух функциях — как орудие мысли и как средство общения. Гоббс первый, кто наиболее четко выделил обозначающую и выразительную функцию речи. Заблуждения и непонимание между людьми вызываются двумя главными причинами. Либо люди намеренно или по невежеству употребляют слова, которыми на самом деле обозначают другие мысли, чувства, действия, либо у слушающего используемые слова вызывают не те представления, которые стоят за ними. Побуждения, воля деятельность. Когда внутренние противодвижения протекают внутри мозга, они сопровождаются призраками, представлениями и мыслями. Когда же противодействия распространяются на сердце, заставляя его сжиматься или расширяться и, таким образом, облегчая или затрудняя его деятельность, человек начинает испытывать чувства удовольствия, наслаждения или неудовольствия, отвращения. Все эмоции, страсти, аффекты — это такие состояния, которые побуждают человека стремиться ко всему полезному и устраняться, избегать всего вредного. Воля производна от них и проявляется когда необходимо осуществить выбор однозначного действия. Именно последнее желание в акте обдумывания, примыкающее непосредственно к действию, было названо Т. Гоббсом волей. В этом смысле никакой врожденной свободной воли нет. Подобно мышлению, воля целиком выводима из взаимодействия тел, и в соответствии с этим подчиняется общим законам механики. Итоги. Начатая Ф. Бэконом эмпирическая линия получила в учении Гоббса свое новое материалистическое обоснование. Его идеи ускорили преобразование психологии из науки о душе в науку о психических явлениях. Рассматривая психику в терминах галилеевской механики, Гоббс, даже в большей степени, чем Декарт, способствовал утверждению естественнонаучного и экспериментального подхода в изучении психических явлений, поскольку принципы механики были перенесены им и на высшие проявления человеческой психики — мышление и волю, которые в системе Декарта оставались за пределами внешней и внутрителесной детерминации. Гоббсом был сделан первый набросок ассоциативного механизма, которому в трудах Д. Гартли и Д. Юма будет придано универсальное значение. В этом отношении Гоббса можно считать предвестником будущей ассоциативной психологии, оказавшей непосредственное влияние на формирование теоретических основ экспериментальной психологии в период ее возникновения.
Date: 2015-07-02; view: 583; Нарушение авторских прав |