Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Преодоление дуализма Декарта в детерминистическом учение о психике Б. Спинозы
Гоббс не был одинок в своем опровержении картезиниеанского дуализма. Его протест поддержал видный голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Однако способ преодоления дуализма Декарта у Спинозы существенно отличался от варианта Гоббса. В отличие от Гоббса, провозгласившего в рамках материализма единство опыта и разума, Спиноза пошел по пути материалистической интерпретации картезианского рационализма. Кроме того, если форма и структура философских взглядов Т. Гоббса была ориентирована на галилеевскую геометризованную механику, то Спинозой в качестве идеала и образца для построения и изложения своего учения была взята дедуктивно-геометрическая схема Эвклида. Спинозу объединяет с Гоббсом признание ими природы (материи) в качестве единственной субстанции. Однако новая точка зрения Спинозы была инспирирована не столько учением Гоббса, оказавшим на голландского мыслителя заметное влияние, сколько картезианским учением о двух субстанциях, стремлением его преодолеть. Учение о единой субстанции. Спиноза выдвигает учение о единой субстанции, которая имеет атрибуты и модусы. Это положение является стержнем всей его философско-психологической системы. Он стремится объяснить природу из самой себя. Субстанция существует объективно, независимо от какого-либо внешнего побудителя и творца. Она несотворима и неуничтожима, бесконечна в своем временном и пространственном существовании. Субстанция едина в том смысле, что в природе действуют всегда и всюду одни и те же законы. Сущность субстанции выражается и раскрывается в своих фундаментальных свойствах, которые были названы Спинозой атрибутами. Атрибуты — это существенные и всеобщие аспекты субстанции, которые ей не тождественны, но от нее производны, вторичны. Субстанция обладает множеством атрибутов, из которых человеку, вследствие его ограниченных познавательных способностей, доступны только два — атрибут мышления и атрибут протяжения. Так, бывшие две субстанции у Декарта были преобразованы в два атрибута, для которых не бог, а сама природа является единым источником. Модусы. Все многообразие мира, различные явления и события — есть частные состояния и видоизменения субстанции или ее модусы. По отношению к атрибуту протяжения каждый отдельный модус выражает определенные конкретные протяжения, длительности существования и движения тел. Для атрибута мышления модусами являются отдельные психические состояния — чувственные впечатления, воображение, память, мышление, воля, аффекты. Каждая вещь не сводится к какому-либо одному модусу, она всегда есть единство модусов мышления и протяжения. Другими словами, каждую вещь или явление нужно рассматривать в двух атрибутах — в атрибуте мышления и в атрибуте протяжения. Например, круг, существующий в природе, и идея этого круга есть одна и та же вещь, выраженная в различных атрибутах. Признание всеобщей одушевленности природы позволяет говорить о наличии в учении Спинозы тенденции к гилозоизму. Психофизическая проблема — психофизический монизм. Особой сложной модификацией единства атрибутов мышления и протяжения, модусов души и тела является человек. Сущность человека, как и всякой другой вещи, может быть раскрыта в двух измерениях или атрибутах. В одном случае человек выступает как модус тела, в другом — как модус мышления. Как же реально соотносятся между собой по субстанции единые, но атрибутивно различные модусы души и тела? Предложенная Декартом теория психофизического взаимодействия была для Спинозы неприемлемой. Допущение механического взаимодействия между духовным и телесным противоречит разуму и опыту. Опыт показывает, что “если тело недеятельно, то и душа не способна к мышлению”. Идея интеракции (взаимодействия) души и тела также не согласуется с одним из главных положений Спинозы о том, что один из атрибутов не может быть произведен другим. Каждый из атрибутов не может определять друг друга не потому, что они разной субстанциональной природы, а потому, что оба они имеют в своем основании единый источник и начало, единые законы и причины. Выдвинутую Спинозой новую точку зрения, согласно которой телесное и духовное рассматриваются как две стороны одного и того же (субстанции), принято называть психофизическим монизмом. Принцип психофизического монизма получил в учении Спинозы материалистическую интерпретацию постольку, поскольку психическое выводилось из субстанции и трактовалось как природное свойство. Душевная жизнь конкретного человека. Если при общефилософской форме решения психофизической проблемы у Спинозы отмечается атрибутивное обособление психического и телесного, то при описании конкретной картины душевной жизни человека им устанавливается подлинное единство души и тела. Со стороны телесной организации человек представляет собой множество разнородных структур — жидкие, мягкие и твердые компоненты. Составленное из этих элементов тело, с одной стороны, испытывает действие других тел, с другой — само может различными способами двигать и располагать внешние тела. Все эти движения приводят к внутренним изменениям телесных структур, и эти изменения фиксируются в определенных душевных состояниях. Процесс познания. Процесс познания состоит в поступательном движении от модального уровня знаний о всем конечном, временном и случайном к общим логическим основаниям природных законов и необходимости, от множественности модусов к субстанции. Самый процесс перехода от познания конкретного и индивидуального к общему, от случайного к закономерному, от неадекватного к адекватному проходит ряд этапов и уровней, которых у Спинозы выделяется три — чувственное познание, демонстративное познание и интуитивное познание. Чувственное познание — познание первого рода, мнение. Мнения не точны, смутны, не вполне отчетливы и адекватны. Например, понятия запаха, вкуса, тепла, холода и т.п. — есть субъективные порождения. Они не выражают объективных свойств вещей. Рациональное познание — дает адекватное познание субстанции и ее атрибутов. Низшим его уровнем является демонстративное знание как такой способ познавательной деятельности, который связан с образованием понятий и логических связей. Возможности рассудочного познания ограничены выведением (демонстрацией) атрибутивных аспектов, свойств субстанции. Сущность же самой субстанции доступна только на высшем уровне познания — рациональной интуиции. Интуиция как особый интеллектуальный акт имеет место там, где есть идеи идей. Он связан с состоянием высшей углубленности, сосредоточенности и интенсивности самосознания, порождающим с наибольшей отчетливостью, ясностью и очевидностью высшие универсалии, выражающие всеобщие связи природы в их единстве. Свобода и необходимость. Учение Спинозы о познании имело одной из своих целей разрешить ряд этических проблем, связанных с поиском путей, указывающих человеку его возможности в приобретении свободы и счастья. Одна из этих проблем состояла в выяснении меры свободы и необходимости человеческих поступков. Для ее решения Спиноза обращается к понятию свободной или внутренней необходимости, которая свойственна субстанции. Субстанция свободна в том смысле, что она подчиняется необходимости как причины самой себя и какого-либо принуждения извне не испытывает. Иначе обстоит дело с модусами. Модусы не могут иметь начало в самих себе и потому внешние для них принуждения являются общей неизбежной необходимостью. Человек как один из модусов субстанции не составляет исключения в своей абсолютной зависимости перед лицом внешней детерминации. И глубоко заблуждается тот, кто полагает, что человек может поступать или говорить по своему усмотрению. Это свобода мнимая. На самом деле кажущиеся человеку произвольными его собственные поступки не более свободны, чем, скажем, падение камня в соответствии с его природой. Каков же выход и каковы те пути, которые могли бы привести человека к свободе? В самом общем плане эти пути Спиноза видит в понимании и осознании человеком внешней необходимости и принятии ее как основания для добровольных решений и действий. В более развернутом виде путь преобразования внешней необходимости во внутреннюю необходимость или свободу представлен у Спинозы в учении о страстях и аффектах, анализ которых занимает почти две трети основного произведения философа “Этика”. Исходным в теории аффектов Спинозы является положение о самосохранении, согласно которому все живые существа, в том числе и человеческий организм, стремятся сохранить и утвердить свое существование. Для своего сохранения человеческое тело нуждается во многих веществах, посредством которых оно могло бы непрерывно возрождаться. Для того, чтобы обладать этими веществами человеческое тело должно быть наделено способностью к действию. Способности тела к деятельности могут повышаться или понижаться, а вместе с ними увеличиваться и уменьшаться степень осознания душою этих действий, в результате особых состояний тела. Эти состояния, побуждающие тело к деятельности, были названы Спинозой аффектами. Коренной побудительной силой, обеспечивающей самосохранение человеческого организма является влечение или стремление, природа которого такова, что оно связано как с телом, так и с душою. Влечение может осознаваться, и в этом случае оно приобретает форму желания. Влечение, относящееся только к душе, выступает как воля. Воля, в понимании философа — высший аффект. Человек полон страстей, различных по знаку и интенсивности. Аффекты нельзя истребить, как это предлагали стоики, так как они есть проявление законов природы, а законы природы устранить невозможно. Но и идти на поводу эмоций тоже опасно, особенно в случае слепых и бурных аффектов, ставящих под угрозу благополучие и жизнь человека. Имеются разные пути выхода из аффективных состояний, их подробно анализирует философ. Воля, как высший аффект, диктует человеку действия и решения тем настойчивее, чем адекватнее и отчетливее идеи, которыми располагает человек. Воля определяется степенью осознания человеком своих страстей и состояний, мерой полноты познания законов природы. Именно в этом смысле воля выступает как познанная необходимость, как осознание внешней детерминации, которая субъективно воспринимается как собственное добровольное решение, как внутренняя свобода. Выводы. Мировоззрение и детерминистическое учение Спинозы о психической деятельности оказало значительное и многообразное влияние. Для наших целей было бы достаточно подчеркнуть лишь следующий общий и важный итог: учение Гоббса и Спинозы изменило понимание объекта и метода психологических исследований. С субстанцией души было покончено. Ее место заняла совокупность психических явлений, доступных, подобно другим фактам природы, причинному и опытному анализу (Ярошевский М.Г.).
Date: 2015-07-02; view: 969; Нарушение авторских прав |