Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Френсис БЭКОН как основатель эмпирического направления в философии и психологии
В XVII столетии наиболее передовые позиции как в экономическом, так и в культурном отношении занимала Англия. Сила философских представлений английских мыслителей этого периода заключалась в их материалистической направленности. Отсюда материализм распространялся на другие страны, в том числе и в Россию. Одним из первых английских философов, выразивших новые веяния в общественной жизни и обобщивший успехи и достижения естествознания, был Ф. Бэкон (1561–1626), с которого начинается родословная английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Основные философско-психологические и методологические взгляды изложены в книге “Новый органон” (1620). Уже самим названием своей работы Ф. Бэкон как бы провозглашает обязательство раскрыть новые пути и подходы к познанию действительности. “Великое восстановление наук” Бэкон предлагает начать, прежде всего, с освобождения их от средневековой мистики. При объяснении природы души Ф. Бэкон, тем не менее, не смог преодолеть многовекового влияния богословских идей эпохи феодализма и был вынужден встать на позиции деизма. По его мнению, человек наделен двумя душами – чувствующей и разумной. Первая из них по своей природе телесна — это особое свойство тела, как способность, имеющая материальную природу. Разумная душа — имеет божественное происхождение, должна оставаться в ведении теологии. Весь чувственный материал (чувствующая душа), доставляемый человеку органами чувств, подвергается обработке этой разумной души, деятельность которой по отношению к первичным ощущениям проявляется в памяти, воображении и мышлении. По этим трем составляющим разумной души Ф. Бэкон считал возможным классифицировать и самих людей, и род их занятий, и даже науки. Он полагал, что названные три способности разумной души (память, воображение и рассудок) даны людям в разной степени, и в зависимости от того, какие из этих свойств представлены в большей мере, должно определить тот или другой род деятельности человека. · Причины человеческих заблуждений и недостатков по Ф. Бэкону. Бэкона больше занимает не психология, а методология познания. На пути познания, считал Ф. Бэкон, человек встречается с рядом трудностей и препятствий, которые мешают правильному познанию мира. Эти трудности познания, чаще лежат в самом человеке, его «недостатках». Эти недостатки Ф. Бэкон свел к четырем основным видам, которые аллегорически были названы им призраками Рода, Пещеры, Рынка и Театра. Первые два “призрака” обусловлены главным образом природными свойствами человекам его психики, а два других “призрака” приобретаются при жизни и порождаются особенностями совместной жизни людей. Заблуждения первого вида (Призраки Рода), выражаются в том, что каждый человек искажает, подобно неровному зеркалу, природу познаваемых вещей в результате общеродовых пороков, т.е. таких, которые свойственны всем людям без исключения (например, глазу недоступно атомарное строение вещей, и стало быть наши ощущения и восприятия в известной степени обманывают нас в отношении реальных свойств предметов). В данном и подобных случаях на помощь человеку могут прийти микроскоп или другие приборы, исправляющие возможные искажения и заблуждения. Заблуждения второго вида (Призраки пещеры) — связаны с индивидуальными особенностями каждого человека, которые могут иметь не только врожденное происхождение, но также приобретаться в индивидуальном опыте. Примерами подобных заблуждений могут служить, в частности, наличие у отдельных лиц цветовой слепоты, не позволяющей им видеть мир в красках. Исправление этих пороков и им подобных возможно через коллективную деятельность людей. Заблуждения третьего вида (Призраки Рынка, Призраки Театра) — связаны с совместной деятельностью людей. Призраки Рынка — это широко распространенное среди людей неправильное использование языка, неодинаковое толкование слов и понятий. Львиную долю вины в словесной путанице Ф. Бэкон отводил схоластике, поэтому и преодоление данного порока должно быть прежде всего связано с борьбой со схоластическими злоупотреблениями. Призраки Театра — это те препятствия в познании истины, которые основаны на некритическом принятии ложных учений и теорий, подверженности предрассудкам, на слепом преклонении перед авторитетами, которые, подобно актерам, в театре, подчиняли себе чувства и умы людей. Для того, чтобы сорвать созданные устным и печатным словом “театральные маски” с ложных авторитетов и их философских, умозрительных систем, необходимо, согласно Ф. Бэкону, перейти к опыту, т.е. непосредственному изучению самой природы. Опытное познание мира — это не только путь преодоления несовершенств и заблуждений человека, а именно тот новый метод постижения истины, способ обогащения человечества новыми открытиями, обеспечивающими могущество и господство человека над силами природы. Сам опыт разделялся Ф. Бэконом на житейский или случайный и опыт научный, который выступал в форме направленного наблюдения или управляемого эксперимента, как искусственного приема допрашивать природу и проникать в ее внутренние законы. Для того, чтобы из полученного эмпирического материала могли быть выведены и открыты общие принципы мироздания необходим специальный метод научного поиска, который бы позволял подниматься от частных и отдельных фактов к установлению самых общих законов природы. Это — индукция как способ обобщения эмпирических данных, полученных после предварительного расчленения вещей и явлений природы на отдельные части и составные элементы. Для того, чтобы предотвратить и удержать разум от преждевременных и опрометчивых обобщений Ф. Бэкон предлагает специальные методические приемы при проведении опыта и упорядочивании его результатов. Приписываемое Ф. Бэкону якобы пренебрежительное отношение к дедукции как синтетическому методу познания достаточных оснований не имеет, хотя некоторая недооценка познавательной роли дедукции действительно имела место в разработанной им методологии. Сам Ф. Бэкон не имел возможности приступить и распространить свой индуктивно-эмпирический метод на область психических явлений, однако общее значение идей Ф. Бэкона для психологии весьма велико и существенно. Date: 2015-07-02; view: 618; Нарушение авторских прав |