Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дуализм и рационализм в философски–психологической системе Р. Декарта
Сподвижником Ф. Бэкона в борьбе с богословием и средневековой схоластикой, в стремлении разработать новую методологию, которая способствовала бы преодолению предрассудков, явился крупнейший мыслитель Нового времени Р. Декарт (1596-1650). Однако в лице великого французского мыслителя учение Ф. Бэкона нашло и своего противника. Если Ф. Бэкон считал главным источником человеческих заблуждений умозрительные спекуляции и требовал в познании обращаться прежде всего к опыту, чувственному познанию, то Р. Декарт, наоборот, считал чувства и опыт основным источником ошибок и ложных истин. Для Р. Декарта опыт не является источником достоверного знания, а таковым является сила разума. “Только один интеллект, писал он, способен познавать истину, хотя он и должен прибегать к помощи воображения, чувств и памяти...”. Уже из приведенного высказывания видно, что, принижая значение опытного познания в постижении истины, Декарт тем не менее не отрицал полностью его роли. Так, описывая порядок познавательного процесса, он указывал, что познание должно начинаться с принятия общего положения, сложной идеи. Через разложение этой сложной идеи до простых, ясных идей и их опытной проверки открывается возможность для перехода от простого к более сложному, от легкого — к более трудному, от истин известных — к новым идеям и открытиям. Что же касается техники постановки опытов и экспериментирования, разработанной Ф. Бэконом, Р. Декарт открыто признавался, что в этом отношении ему нечего ни добавить, ни возразить. Методологические принципы познания, изложенные Р. Декартом первоначально в “Правилах для руководства ума” (1628-1629), затем в метафизических “Рассуждениях о методе” (1637), “Началах философии” (1644), “Размышлениях о первой философии” (1641), выступили в качестве введения ко всей системе философско-психологических взглядов, представленных в систематическом и завершенном виде в трактате “Страсти души” (1649). Картезианская интуиция. Отправной точкой послужил вопрос о критерии достоверного знания. В качестве такого критерия Декартом была выдвинута интуиция, понимаемая как состояние умственной самоочевидности. Согласно философу, за истинное можно принять все, что воспринимается субъектом в наиболее ясном и отчетливом виде и выступает для него как нечто самоочевидное и не вызывающее никакого сомнения. Наличие же сомнения есть в свою очередь признак ложного и недостоверного знания. По существу сомнению может быть подвергнуто все, кроме самого акта сомнения, ибо он выступает для субъекта как существующий факт, в котором он не может сомневаться. Но сомнение есть деятельность мысли, и если состояние сомнения существует как истина, то такой же истиной должно стать и существование мышления. Другими словами, если я сомневаюсь, стало быть я мыслю. Но мышление не может быть без нечто мыслящего, т.е. субъекта мышления или “Я”. Таким образом, если я сомневаюсь — я мыслю, а если я мыслю, следовательно, я существую, но существую как особая мыслящая вещь или субстанция, как душа или дух. Так, Декарт через обоснование достоверности существования сомневающейся мысли приходит к признанию самостоятельной мыслящей субстанции, которая, по его мнению, совершенно не зависима от тела и которая не перестала бы быть всем тем, чем есть, если бы тела даже вовсе не было. Врожденные идеи. Если сущность духовной субстанции составляет мышление, то какими идеями душа оперирует и откуда извлекаются разумом достоверные знания? Отвечая на этот вопрос, Декарт обращается к религиозным учениям о существовании бога, о бессмертии души и врожденных идеях. Напомним, что, по Декарту, всеобщие истинные знания из опыта не выводимы, истины не могут быть установлены на основе показаний органов чувств или данных воображения из-за их обманчивости и смутности. В то же самое время интуиция должна быть обеспечена материалом, из которого могло бы выстраиваться содержательное знание. Именно это побудило Декарта придти к признанию ряда врожденных идей, составлявших исходное знание, которое и осознается субъектом с помощью интуиции. К числу врожденных идей он относил прежде всего понятие о боге и его существовании, идеи числа, телесности и структурности тел, свободной воли и др. Особое значение в этом списке отводилось врожденной идее бога, опираясь на которую Декарт пытался доказать и обосновать реальное бытие бога. Поскольку понятие бога человеку врожденно и бог, таким образом, мыслим человеком, а то, что мыслимо, является, по Р. Декарту, признаком реального существования, стало быть бог реально существует. Логическая несостоятельность приведенного так называемого онтологического доказательства бытия бога, неправомерность перехода от мыслимости бога к действительному его существованию, было предметом критики многих современников Декарта. Нельзя не видеть в признании Декартом божества значительной уступки религии, однако нельзя не отметить и того, что это признание имело одну немаловажную особенность. Она состояла в том, что понятие бога и его существование выводилось из индивидуального разума и, таким образом, бог оказывался зависимым от самого человека, а не наоборот, что существенно расходилось с традиционными религиозными представлениями. Обращение к богу и доказательствам его бытия потребовалось Р. Декарту для решения ряда труднейших вопросов. Сложность заключалась в том, что исходная картезианская формула “cogito ergo sum” не давала возможности логическому выведению и обоснованию существования внешнего мира, объяснению активности и движения материи, а также происхождения живых существ и особенно мыслящих людей, поскольку мышление, которым отличается человек от животных, тоже не выводимо из свойств материи. Поэтому бог выступает у Декарта как посредник между мыслящим субъектом и природой, как творец всего окружающего и как гарант безошибочной деятельности разума, как самый надежный источник “естественного света”, не допускающего какого-либо обмана и лжи. Концепция свободной воли. Но если бог “не может быть обманщиком”, то на чей счет а таком случае следует отнести те ошибки и заблуждения, которые допускаются людьми, наделенными божеством способностями точного и адекватного знания? По Декарту, оказывается, что хотя в мышлении и имеют место заблуждения, однако они вызываются не самим разумом. Ошибки возникают не от самого ума, а от стоящей выше разума, но сосуществующей вместе с ним в душе человека другой данной богом способности — свободной воли. Воля как способность свободного выбора утверждения или отрицания в мыслях, будучи безразличной как к истине, так и ко лжи, может искажать мышление, приводить к путанице и к ошибкам. Таким образом, волевой акт в учении Декарта сам трактовался как сторона рациональной деятельности. Однако в этом случае становилось непонятным как и почему самая рациональная деятельность может вносить ошибки и путаницу в суждениях и мыслях. Физика и метафизика, светский идеализм. Однако несмотря на противоречия, возникающие в связи с учением о боге и врожденных идеях, Декарт, опираясь на положение о не выводимости мышления и воли из материального мира и его механических законов, приходит к дуалистическому учению о двух самостоятельных субстанциях — мыслящей (духовной) и протяженной (телесной), существование каждой из которых зависит от бога. В соответствии с этой точкой зрения философско-психологические взгляды Декарта распадаются как бы на две части — физику или общее учение о природе и метафизику как учение о боге и душе. Если в своем учении о протяженной материи Декарт выступил как материалист, то в его учении о душе обнаруживается светский идеализм, т.е. идеализм, основанный не на вере и божественном откровении, а на рационалистических принципах. В этом смысле Декарта можно оценивать как стоящего впереди средневековья, но не впереди своего времени. Физиология, человек как машина. Составной частью учения Декарта о протяженной телесной субстанции являются вопросы физики и физиологии, строения и деятельности животных и человека. Многие его идеи опирались как на достижения своих современников, так и на собственные наблюдения и опыты, проведенные им на животных. В области естественных наук Декарта интересовали не только проблемы механики, физики, оптики, геометрии, но также вопросы эмбриологии, анатомии и физиологии животных, психофизиологии. Так, им была высказана идея о повторении в индивидуальной жизни особи этапов развития животного мира. Декартом была поддержана предложенная Гарвеем новая схема кровообращения, по аналогии с которой он попытался рассмотреть работу нервной системы животных и человека. Это позволило ему заложить идею и дать первое описание схемы безусловного рефлекса и таким образом сформулировать принцип детерминизма, который был распространен не только на область органических процессов, но и на широкий круг психических явлений. Ведущим и исходным тезисом в объяснении жизнедеятельности животных явилось положение о машинообразном характере их поведения. Изучая строение и деятельность животных, Декарт заметил большое сходство в работе их телесных органов и механических устройств. Принцип автоматизма или машинообразности распространялся Декартом и на действия человеческого тела. Все телесные отправления, такие как пищеварение, сердцебиение, питание, рост, дыхание, а также ряд психофизиологических функций — ощущения, восприятия, страсти и аффекты, память и представления, внешние движения всех органов тела — все они происходят точно так, как работают часы или другие механизмы. Внешние воздействия вызывают в органах чувств движения, которые мгновенно передаются по натянутым чувствительным нитям в полости мозга, а вызванные в мозгу движения побуждают находящиеся в нем “животные духи” в виде мельчайших материальных и быстрых частиц направляться к “мускулам” и, наполняя их, вызывать движение нужных органов тела. Рассмотрение Декартом телесных и низших психических процессов частными случаями физико-механических явлений коренным образом меняло традиционный взгляд на поведение и психику животных и человека. Помимо того, что в этой области изгонялась мистика и схоластика, новая точка зрения вела к отказу от понятий растительной и животной души, предполагала распространение на область органических и психических явлений методов изучения, аналогичных тем, которые применяются в физике и механике. Именно поэтому Декарта справедливо оценивают как открывателя экспериментальной психофизиологии и как первого физиологического психолога. Однако следует иметь в виду, что такие психические акты, как ощущения, восприятие, память, представления, воображение, аффекты относились Декартом к чисто телесным проявлениям и из сферы психического исключались. Только мышление составляет суть духовной субстанции. Сознание по Декарту. Таким образом, собственно психическим Декарт считал только то, что пронизывается разумом или осознается мыслящей субстанцией. Впервые в истории психологической мысли психическое стало ограничиваться сферой только сознаваемых явлений. На смену древней широкой трактовки души приходит новая концепция, согласно которой психическое стало сводиться к самосознанию. Этой концепции суждено было стать ведущей точкой зрения, получившей широкое распространение в Европе и определившей формирование многих философско-психологических систем двух последующих столетий. Начиная с Декарта психология перестала существовать как наука о душе, а стала выступать как наука о сознании. А с точки зрения метода познания, картезианское определение психического как непосредственно переживаемого и осознаваемого означало то, что явления сознания доступны только самому субъекту и способ их обнаружения может быть только один — самонаблюдение, интроспекция. Признание Декартом существования двух различных независимых субстанций определило и различие методов их познания: экспериментальный метод для анализа механики тела, интроспекция — для познания души. Учение Декарта о двух субстанциях, сведение психического к самосознанию вели к значительным противоречиям и затруднениям в решении ряда других принципиальных вопросов. Один из них касался наличия психики у животных. Животные лишены духовной мыслящей субстанции и именно бог отличил их от человека. В результате разведения психического и телесного, Декарт вынужден был оборвать связь и между психикой животных и человека, окончательное восстановление которой было осуществлено только через два столетия благодаря работам Дарвина. Психофизическая проблема. Итак, согласно Декарту, человек отличается от животного тем, что бог соединил в нем душу с телом. Однако этот вывод и заключение сразу ставили проблему связи двух независимых субстанций в человеке, требовали ответа на вопрос о том, как они между собой соотносятся. Декарт не мог пройти мимо фактов, указывающих на взаимное влияние и обусловленность души и тела. Он отмечал, например, что голод и различные телесные болезни ведут к печали духа, что особенности телосложения и темперамента определяют характер эмоций, чувств и образ мыслей, и что при полном прекращении жизнедеятельности организма душа покидает тело. Все эти факты не могли не привести к выводу о том, что тело определенным образом оказывает воздействие на духовную субстанцию. В свою очередь и самая духовная субстанция, т.е. мышление, оказывает влияние на тело, определяя целесообразность различных двигательных актов в поведении человека в целом. Все перечисленные факты ставили под сомнение исходный тезис о взаимонезависимости двух субстанций. Тем не менее от первоначальной дуалистической схемы Декарт отказаться не смог, а в качестве выхода им выдвигается учение о психофизическом взаимодействии. Согласно этой теории телесное и душевное, сосуществуя в человеке независимо друг от друга, могут вступать во взаимодействие. Это взаимодействие души и тела осуществляется в шишковидной железе, которая находится в центре мозга. Движения животных духов в мозгу могут затрагивать шишковидную железу, приводить ее в колебание и тем самым производить изменения в состояниях духовной субстанции в форме осознания производимых животными духами толчков и колебаний шишковидной железы. Имеет место и обратное влияние, когда душа своей собственной деятельностью может через колебание шишковидной железы вызывать изменения и перераспределения животных духов. Продуктам взаимодействия души и тела являются страсти души. Страсти — это страдательные состояния души. Они не представляют собой собственные действия души, а всегда полностью или частично зависят от объекта и являются переживаниями движения животных духов, вызываемых различными внешними обстоятельствами. Что касается собственных действий души, то они составляют другой вид душевных состояний, которые порождаются самою душою и с которыми связаны мыслительные акты в их чистом виде без всяких телесных проявлений. А это, кроме мышления, волевые побуждения с произвольными движениями и действиями. Нередко продуцируемые душою чистые идеи, надавливая на животные духи, вызывают в них движения. Таким образом и собственные действия души могут также сопровождаться движениями. В данном случае можно допустить, что Декартом была сделана догадка об идеомоторных актах. Три уровня поведения человека. В целом в поведении и деятельности человека Декартом намечается три уровня. Первый уровень связан с протеканием безусловно-рефлекторных актов, когда животные духи при своем движении не затрагивают шишковидной железы. Второй уровень составляют страсти души или восприятия, представляемые душе вещами. Третий уровень — это чистое мышление и воля, с которыми связано созерцание высших врожденных идей и осуществление произвольных актов. Из названных уровней деятельности особое внимание уделено Декартом страстям души (трактат “Страсти души” был написан для шведской королевы Кристины в качестве этической программы). Страсти души трактовались Декартом широко и не всегда однозначно. Но в широком смысле слова страсти по Декарту включали по существу все познавательные процессы, кроме чистого мышления, а именно: ощущения, восприятия, представление, память, воображение, образное мышление, а также эмоции и аффекты. Под последними имелись в виду такие душевные состояния, которые указывали организму на вредность или полезность внешних воздействий. Касаясь общих понятий и чистого мышления, Декарт впервые после Аристотеля пытается установить и показать специфику и своеобразие понятий в отличие от образов. Он неоднократно подчеркивал, что чувствам не все доступно и возможности их ограничены и только мышление открывает новые горизонты видения мира. Так, чувственно никто не может представить себе тысячеугольник, а с помощью понятий и мышления это оказывается возможным. Как продукты взаимодействия души и тела, эмоции и чувства человека могут помогать или, наоборот, мешать мышлению. В одних случаях страсти оказываются полезными для познавательной деятельности в том смысле, что благодаря им человек фиксирует свое внимание на важных мыслях. Но иногда страсти усыпляют внимание, вносят путаницу в ход мышления и подавляют его своей мощью, неся таким образом с собою большое зло и вред. Декарт предлагает два пути усмирения страстей и аффектов. Один из них связан с переходом к каким либо другим видам деятельности. Второй способ — это рациональный путь снятия эмоциональных напряжений. Он связан с логическим обоснованием несостоятельности возникшего аффекта. Выяснение же причин, вызывающих аффекты, дает основу для коррекции и управления своими душевными состояниями, поступками и поведением. Итоги. Одним из наиболее важных для психологии достижений французского мыслителя явилось его рефлекторное учение. То, что раньше, начиная с Аристотеля, называли растительной и животной душами, стало выступать как действие рефлекторной машины, как деятельность телесного организма, устроенного и работающего по законам механики. Новым содержанием наполнилось у Декарта и понятие души или психического. За психическое принималось только то, что непосредственно осознает сам субъект. Положено начало для интроспективного понимания предмета и метода психологии. Начиная с Декарта психология стала трактоваться не как наука о душе, а как наука о сознании, и поскольку психическое (сознание) дано непосредственно только субъекту, то в качестве ведущего способа познания психического провозглашалась рефлексивная деятельность человека или интроспекция. Противопоставление методов изучения души и тела вызывалось общими дуалистическими установками в философии Декарта, резко разграничивавшей и отделявшей физику от метафизики, реальный мир и природу от бога, животных от человека и, наконец, душу от тела в самом человеке. Явное раздвоение и противоречия философско-психологической системы Декарта не могли не оставить глубокий след на последующее развитие философии и психологии. Они стимулировали развитие материалистических учений Т. Гоббса в Англии и Б. Спинозы в Голландии. Картезианская философия послужила исходным пунктом для критических размышлений Д. Локка, положившего начало английскому эмпиризму XVIII века. В своей значительной части взгляды Р. Декарта составили идейные источники для формирования в XVIII столетии французского материализма. Особенно заметное влияние картезианское учение оказало на Ж. Ламетри – родоначальника французского материализма. Непосредственное воздействие метафизические размышления Р. Декарта оказали и на развитие идеалистических течений в немецкой философии и психологии и практически всех интроспективных учений и направлений в европейской психологии и философии XVIII-XIX веков.
Date: 2015-07-02; view: 1369; Нарушение авторских прав |