Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика
Интенсивное развитие капиталистических отношений в XVI-XVII веках повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Прежде всего это касается естествознания, особенно тех его областей, которые имели практическое значение для мануфактур. К их числу относились больше всего “механические искусства”, связанные с созданием различных механизмов, техники, машин и приборов. Даже в литературе, популярных романах и детских сказках присутствовали «механические идеи» (Ганс Христиан Андерсен: сказка о птичке – механическом соловье). На смену схоластике все более настойчиво пробивало себе дорогу представление о природном происхождении человека, о его могуществе и неограниченных возможностях в познании и покорении природы. Общее выступление против церковных догматов, борьба за светский характер науки — является одной из отличительных тенденций в развитии философии и психологии Нового времени. РАЦИОНАЛИЗМ и ЭМПИРИЗМ. Наметившийся коренной перелом в развитии естествознания выдвигал на передний план и делал особо острым вопрос общих принципов и методов познания. Его разрешение было невозможно без обращения к основным психическим способностям и функциям человека, т.е. к психологии. При разработке проблем, связанных с методологией, и методов познания, ученые разделились на два течения – эмпирическое и рационалистическое. Основатели эмпирического направления Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк и их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное происхождение. Представители рационалистического течения, пионерами которого выступили Р. Декарт и Г. Лейбниц, считали, что источник знаний заключен в самом разуме, а всеобщие понятия имеют априорное происхождение, т.е. выводились из самого ума и врожденных интеллектуальных способностей. В соответствии с этими различиями представители эмпиризма рассматривали в качестве ведущего научного метода индукцию, предполагающую восхождение от частных и отдельных фактов, устанавливаемых в чувственном опыте, к общим принципам и законам. Тогда как представители рационализма видели основу приобретения достоверных знаний в дедукции как способе выведения искомых истин из принципов либо ранее установленных, либо врожденных (Р. Декарт, Г. Лейбниц). Противоборство и столкновение рационалистического и эмпирического направлений составляло другую общую тенденцию в развитии философии и психологии Нового времени. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. Противоречия, возникшие между учеными XVII столетия в области общей методологии познания обострялись и усложнялись разногласиями в решении другого, не менее принципиального вопроса — психофизической проблемы. Различные способы решения ее разделили мыслителей на два других непримиримых лагеря — материализма и идеализма. Эта линия борьбы стала ведущей в усилении и дифференциации идейных позиций не только между упомянутыми рационалистическим и эмпирическим течениями, но и внутри них. Наряду с различиями в подходах к решению психофизической проблемы сторонников рационалистического и эмпирического направлений объединяли и некоторые общие моменты, которые были связаны с состоянием и уровнем науки в целом. Их всех объединяла тенденция все явления неживой и живой природы трактовать и объяснять в терминах механики. Философско—психологические учения Нового времени, будучи механистическими по форме, были вместе с тем и метафизическими по способу мышления. Перенесение в область философии и психологии механистических взглядов породило односторонность и ограниченность моделей поведения и сознания человека, выдвинутых крупнейшими мыслителями XVII—XVIII веков. Date: 2015-07-02; view: 463; Нарушение авторских прав |