Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические представления Лукреция Кара
Во II в. до н.э. с падением Греции и ряда других стран политическим, экономическим, культурным и научным центром становится Рим. Культура римлян испытывала сильное влияние культур завоеванных Римом стран и, прежде всего Греции. Влияние греческой философии особенно ярко обнаруживается в философских взглядах Лукреция Кара (99-45 гг. до н.э.) — крупнейшего римского ученого, развивавшего материалистическую линию древнегреческих атомистов. Материальный мир, по Лукрецию, от человека не зависим, он существовал до человека, существует при нем, будет существовать после него. Единой субстанцией всех вещей являются атомы, которые существуют независимо от того, видим мы их или не видим. Атомы вечны, неделимы и неразрушимы. Они обладают плотностью, различаются по величине, фигуре, положению и весу. Атомы находятся в вечном движении, причем благодаря своей тяжести могут отклоняться от первоначального движения. Вещи возникают путем столкновения атомов, движущихся в пустоте в самых различных направлениях. Развитие мира происходит по законам, присущим самой природе — по законам необходимости и причины. Принцип саморазвития распространяется Лукрецием и на органическую природу. Все живое возникает из мертвой материи. Сложные организмы происходят из простейших. Из живых существ сохраняются только те, которые оказываются наиболее приспособленными. Люди возникли из животных. Вначале они вели животный образ жизни, затем нужда заставила их употреблять орудия. Использование орудий носило первоначально случайный характер, но постепенно осуществлялся переход к систематическому их употреблению. Душа не существует ни до рождения человека, ни после смерти. Выступая с критикой платоновской аргументации бессмертия души, Лукреций утверждает, что душа возникает вместе с рождением телесного организма, она развивается и усложняется по мере его роста. С гибелью тела душа умирает. Таким образом, душа не отделима от тела и ограничена пределами жизни организма. Душа — телесной природы. Ее материальным носителем являются воздухо-огненные атомы. Сами по себе атомы не образуют души, если они не связаны с телом. Лишь соединяясь между собой и сцепляясь с телом воздухо-огненные атомы образуют чувствительность или душу. Соотношение в душе огненных и воздушных атомов определяет общую ее активность. Более активными являются те люди, души которых содержат большее число огненных атомов. Таких людей Лукреций сравнивал со львами. Преобладание в душе воздушных атомов делает ее менее подвижной, отчего человек становится мало активным, боязливым, не способным бороться с опасностями. Подобных людей философ сопоставлял с пугливыми оленями. Наконец, равномерное распределение огненных и воздушных атомов лежит в основе нормальной душевной деятельности, образующей у человека хладнокровие, выдержку, самообладание и общее спокойствие. В качестве объяснительного принципа возникновения ощущений и восприятий как исходных форм психического Лукрецием вслед за Демокритом и Эпикуром был взят механизм истечений с той лишь разницей, что тонкие оболочки, слетающие с внешних предметов и проникающие в органы чувств назывались им не “идолами” (Демокрит), а “призраками”. Различия в модальности ощущений и восприятий определяются, по Лукрецию, разными свойствами специй (истечений) и атомов, из которых состоят предметы. Философ считает, что для появления образа специи должны обладать известной силой или интенсивностью. Высказывая догадки о порогах чувствительности как абсолютных, так и разностных, Лукреций ссылался, например, на то, что человеку трудно распознать касание пушинок, пылинок или различить прикосновение ножек комара. Много совпадений с Эпикуром имеется у Лукреция при объяснении им природы эмоций, сновидений, происхождения языка. Эмоции ставились в зависимость от характера движения атомов, их формы, а также потребностей. Равномерное течение круглых, гладких атомов и удовлетворение потребностей ведут к возникновению чувства удовольствия и положительных аффектов. Неравномерное движение угловатых, крючковатых атомов и нереализованные потребности вызывают страдания и чувство неудовольствия. В духе взглядов Эпикура развивались Лукрецием идеи относительно сна и сновидений. Сон, по его мнению, есть состояние утомленного и ослабленного тела, при котором человек непосредственно внешних воздействий не воспринимает. Вместе с тем сон - это не абсолютное оцепенение, поскольку во время сна душа спящего человека продолжает бодрствовать, что и проявляется в сновидениях. Сновидения вызываются состояниями тела или его отдельных частей, которые переживают прошлые впечатления или которые продолжают испытывать желания, неосуществленные в реальной жизни. Язык возник естественным путем. Он сложился из звуков, выражающих различные чувства человека по отношению к внешним явлениям. Впоследствии эти звуки закрепляются за данными явлениями или предметами, после чего люди приходят к согласию об их общем употреблении. Как и все вышеназванные проявления души получила причинное объяснение область побудительных сил, стремлений или волевых действий души. Источниками воли являются желания, вытекающие из потребностей и удовлетворяющие эти потребности внешние объекты, которые представлены в душе в виде образов. В отдельных случаях образы предметов, ведущих к удовлетворению потребностей, могут вызываться не прямым воздействием самого объекта, а порождаться желанием, которое было с этим предметом связано ранее. Желания и чувственные образы вещей ведут к образованию образов или “призраков движения”, которые затем переходят в реальные действия. Окончательный же выбор того или другого поведенческого акта определяется разумом, основная функция которого, как уже упоминалось, состоит в сопоставлении и отборе представлений. Напомним также, что мышление трактовалось Лукрецием как материальный процесс, а именно как движение тончайших атомов. Поскольку же атомы способны уклоняться от прямых путей, то воля как выбор окончательного плана, “призрака” поведения выступала, таким образом, как частный случай общей закономерности природы. Верным идеям Эпикура Лукреций остается и в области этики. Сфера побуждения чувств и аффектов рассматривалась им в качестве ведущих движущих сил души. Идеал счастливой жизни Лукреций видел в устранении причин, вызывающих страдания, тревоги и страхи. Страх перед стихиями природы и перед смертью заставил людей “создать для себя богов”. Только через преодоление страхов и суеверия человек может обеспечить себе покой и душевный комфорт. Принцип наслаждения, воинствующий атеизм, с которыми выступили Эпикур, а вслед за ним и Лукреций, стали предметом жесточайшей критики и общего негодования со стороны духовенства. Достаточно упомянуть, что Лукреций был провозглашен богословами сумасшедшим, а книги Эпикура подвержены почти полному истреблению и сожжению.
11. Достижения Александрийских врачей в изучении анатомо-физиологических основ психики (Герофил и Эразистрат) Представители философии достигли весьма значительных успехов в раскрытии сложной картины душевной жизни человека, выделив и описав множество проявлений и функций души — ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь, аффекты, воля, темперамент, характер. Попытки установить материальный субстрат и телесные механизмы психики предпринимались и самими философами. Однако их представления относительно физиологических механизмов, с помощью которых они стремились объяснить психические феномены, строились, как правило, на умозрительной основе из-за недостатка эмпирических сведений в области строения и функций различных систем организма, включая нервную систему, органы чувств и головной мозг. Именно бедностью опытных данных в области анатомии и физиологии человека можно объяснить, например, противоречивость точек зрения при решении философами проблемы локализации души. Напомним, что Аристотель, которого можно считать непревзойденным в смысле естественнонаучной ориентации мыслителем, предпочел, тем не менее, отойти от идей нервизма Алкмеона и принять сердце-центрический вариант в вопросе об органе души. Заметные сдвиги в опытном изучении анатомии и функций организма намечаются в III в. до н.э. Они связаны с именами двух крупных врачей из Александрии Герофила и Эразистрата. В период, когда жили и работали александрийские врачи, еще не было запрета на анатомирование трупов умерших людей. Свободное вскрытие человеческих тел открывало возможность более тщательно исследовать строение различных частей организма, среди которых александрийских врачей больше всего интересовали нервная система и головной мозг. Помимо анатомических исследований мозга и нервной системы, связанных с вивисекцией трупов, александрийские врачи вели наблюдения за душевнобольными людьми, за людьми, получившими мозговые травмы, а также проводили специальные опыты на животных, а иногда и на живых людях — приговоренных к казни преступниках. Эти последние опыты имели целью выявить, сказываются ли и каким образом намеренные раздражения и разрушения отдельных участков мозга на деятельность организма и поведение человека и животных. Все перечисленные исследования привели александрийских врачей к твердому убеждению, что действительным органом души является головной мозг. Более того, ими была установлена некоторая специализация в локализации психических функций. Так, Герофил, функции животной или чувствующей души, т.е. ощущения и восприятия, связывал с мозговыми желудочками. Эразистрат соотносил ощущения и восприятия с мембранами и извилинами головного мозга, а самому мозговому веществу приписывались двигательные функции. Кроме того, им было обнаружено, что от этих двух названных структур мозга отходят разные нервные волокна. Установленная связь каждого из нервных путей с различными участками мозга, несущими разные функции, позволила сделать предположение о том, что и эти два рода нервов должны выполнять различные функции. Так впервые были открыты два типа нервов – чувствительный и двигательный. Заметим, что вторично обнаружил их в начале XVIII в. Г.Бургав, а для того, чтобы этот факт стал окончательной истиной, потребовалось еще почти сто лет (Ч.Белл, 18П;Ф.Мажанди,1822). Установив анатомическую основу психики и связав душевные явления с мозгом, александрийские врачи попытались выявить механизмы тех изменений в нервной системе и мозгу, которые стоят за многочисленными функциями души. Здесь представители древней медицины были вынуждены обратиться к понятию пневмы, введенному, как известно, стоиками. Пневма (воздухо-огненная смесь) рассматривалась в качестве материального носителя жизни и психики. Динамика и преобразование пневмы в организме, по мнению врачей, такова. При вдыхании воздух из легких проникает в сердце. Смешиваясь в нем с кровью, воздух образует жизненную пневму, которая растекается по всему телу, наполняя все его части, включая и головной мозг. В мозгу растительная или жизненная пневма преобразуется в животную (психическую) пневму, которая направляется в нервы, а через них к органам чувств и мышцам, приводя и те и другие в действие. Позднее понятие “животной пневмы” будет преобразовано в понятие “животные духи”. Этим термином будут пользоваться почти до начала XVIII в. Открытие английским ученым Сваммердамом (1637-1680) свойства возбудимости нервной ткани повлекло впоследствии замену понятия “животные духи” на понятие нервного процесса.
Date: 2015-07-02; view: 777; Нарушение авторских прав |