![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Учение о душе Эпикура
После Аристотеля и стоиков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в естествознании факты все с большей настойчивостью и очевидностью указывали на существенные различия между растениями и животными. Философы все более склонялись к тому, чтобы отграничить от общебиологических явлений собственно психические явления, которые были еще слитыми в учении Аристотеля. Психологические взгляды стоиков, в которых одухотворялась вся природа, в еще большей степени расходились с наметившимся новым подходом. Эта новая точка зрения на состав души, а стало быть и границы психического, отмечается уже у перипатетиков (последователей Аристотеля), но более ярко она нашла выражение в философско-психологических взглядах Эпикура и Лукреция. Эпикур жил в 341-271 гг. до н.э. Политическая неустойчивость страны, социальные коллизии и потрясения, испытываемые Грецией в этот период, не могли не отразиться на характере теоретических взглядов философа. В его учении вновь с особой остротой выдвигаются проблемы этико-психологического плана. Поворот к ограничению психики областью чувственности и разума Эпикур осуществляет на основе атомистического учения, выдвинутого Демокритом. Однако в учении Эпикура можно обнаружить и идеи философов милетской школы и Гераклита. Отвергая учение Платона, Эпикур считал, что первичной реальностью является материальный мир, независимый от человека. Все явления природы протекают по законам самой природы. Вселенная — это мир вещей и пустоты. Исходными элементами всего сущего являются атомы, которые отличаются друг от друга не только величиной, формой, порядком и положением, как это отмечалось Демокритом, но еще и весом или тяжестью. Атомы находятся в вечном движении, необходимым условием которого является пустота. Без пустоты атомам негде было бы двигаться. Душа — это то, что придает движение. А то, что придает движение, не может быть само пустотой. Следовательно, душа человека материальна. Ум есть совокупность атомов, соединенных с телом. Представляя собой тончайшее вещество, душа распространяется по всему телу, с которым она тесно связывается. Без тела душа рассеивается, тело же без души — разрушается. Первой формой психического являются, по Эпикуру, не растительные функции, как это было у Аристотеля, а ощущения и восприятия. В них отражаются внешние предметы и их свойства. Благодаря чувствам человеку представляется то, что находится вне его. Механизм ощущений и восприятий описывался Эпикуром с позиций теории истечений. Здесь он целиком идет за Демокритом. С критикой теории истечений против представителей атомизма, в том числе и Эпикура, выступали позднее богословы. Они считали, например, что если от тел постоянно исходили бы истечения, то через определенное время от этих тел ничего не осталось бы. Однако Эпикур отмечал, что и из органов чувств, как и от других предметов, идут истечения, которые, достигая воспринимаемый объект и, пополняя его, сохраняют предмет относительно постоянным в своих размерах. Ощущения и восприятия являются исходным материалом, из которого образуются представления. Без ощущений и восприятий представления и память не возникают. Представления подразделялись философом на частные и общие. В частных представлениях отражаются единичные предметы. Общим же представлениям приписывались характеристики и признаки понятий. Общие представления — это обобщенные чувственные образы, возникающие при участии памяти посредством наложения впечатлений. В результате такого наложения индивидуальные признаки и черты единичных впечатлений снимаются и исчезают, остается только то, что является в них общим. Мышление заключается в том, чтобы сравнивать между собой сохраняемые памятью единичные и обобщенные образы и сопоставлять их со вновь поступающими впечатлениями. Критерием истинного знания является совпадение мысли с реальностью, которая с достоверностью дана в первичных восприятиях. В душе нет никаких врожденных идей. Все понятия или что то же самое, по Эпикуру, всеобщие представления имеют своей основой ощущения и восприятия, вызываемые, в свою очередь, внешними предметами. Величие Эпикура в том и состоит, что он всему пытается найти естественную основу, причину. Детерминистическое объяснение получают в психологии Эпикура развитие языка, природа сновидений, побудительные силы. Сновидения есть возобновление образов, подученных ранее наяву. Как правило, во сне человек видит то, что в реальной жизни оказалось ему недоступным, т.е. сновидения в большой части связаны с нереализованными желаниями. Несколько по-новому Эпикуром решается проблема развития языка. Речь и язык имеют естественное происхождение. Внешние воздействия вызывают не только образ вещей, но и различное к ним эмоциональное отношение. Эти состояния находят свое внешнее выражение в звуках, относимых к предметам, с которыми связано возникшее переживание. Позднее предметы начинают обозначаться буквосочетаниями и затем целыми словами. В разных местностях чувства, вызываемые сходными явлениями и предметами окружающей действительности, выражались у людей различными звуками, и это явилось причиной возникновения разных языков. В вопросе о природе эмоций и аффективных переживаний взгляды Эпикура сходны с представлениями Демокрита. Эмоции объяснялись в терминах атомистического учения. Чувство удовольствия и положительные эмоции связаны с удовлетворением потребностей и равномерным движением круглых, гладких атомов. Отрицательные аффекты и чувство неудовольствия или страдания возникают в том случае, если потребности организма не удовлетворяются, а движение атомов неравномерно, причем сами атомы шероховаты и имеют крючкообразную, угловатую форму. Побуждения, чувства, аффекты, переживания рассматривались Эпикуром как ведущие движущие силы человека, наполняющие смыслом его жизнь и определяющие его поступки и поведение. По мнению Эпикура, счастье человека состоит в стремлении к удовлетворению потребностей и наслаждению. Но удовольствие и наслаждение понимались им не как безрассудное и чрезмерное увлечение телесными излишествами, что пытались приписать и в чем хотели обвинить Эпикура богословы. Для него удовольствие и страдание есть приобретение спокойного расположения духа, устранение страданий и тревог, горя и душевных мук, освобождение от невыносимых переживаний и аффективных состояний, преодоление различного рода страхов. Для восстановления спокойствия души важное значение имеет удовлетворение основных естественных потребностей. С точки зрения Эпикура, человек живет в нескольких системах событий — необходимых, случайных и событий ему подвластных. В первых двух случаях люди мало что могут изменить в целях улучшения собственной жизни и обретения личного счастья. А вот третья область, которая включает в себя сферу морали, чувств и поведения, может контролироваться и управляться самим человеком. Большое значение в этом имеет философия, основное назначение которой Эпикур видел в поиске и указании ею людям путей обретения счастья. Только через философию, призванную открывать и указывать пути преодоления тревог и страхов, человек может обрести истинное счастье, покой и наслаждение в его хорошем смысле слова. Эта основная идея философии и психологии Эпикура нашла свое отражение в надписи, которая венчала вход в парк, где он проводил беседы и занятия со своими учениками. Надпись гласила: “Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо — наслаждение”.
Date: 2015-07-02; view: 1793; Нарушение авторских прав |