Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита





Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наи­более крупных философов ан­тичной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н.э.) — ближайший ученик Лев­киппа, философа, одно лишь имя которого дошло до на­ших дней, но которого в истории философии и психоло­гии оценивают как идейного вдохновителя атомистичес­кого учения. Подлинным же основателем атомистического направления принято считать Демокрита, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира.

 

Греческий философ и психолог Демокрит родился на севере Греции в городе Абдеры в знатной и обеспеченной семье. Его родители постарались дать ему самое лучшее образование, однако сам Демокрит счел нужным предпринять несколько длительных пу­тешествий, чтобы углубить свои знания не только в Греции, но и в других странах, прежде всего в Египте, Персии и Индии. На эти путешествия он потратил почти все деньги, оставленные ему родителями, а потому, когда он вернулся на родину, его сограж­дане посчитали его виновным в растрате состояния и назначили судебное заседание, в котором Демокрит должен был доказать правомерность своего поведения либо навсегда покинуть родной дом. В свое оправдание он, доказывая пользу полученных им знаний, прочитал народному собранию основные положения своей книги «Большой мирострой», которая, по мнению современников, была его лучшим произведением. Сила его убеждения была на­столько велика, что сограждане поняли его правоту и посчитали, что деньги были им потрачены с пользой. Его не только оправда­ли, но и вручили награду в 500 таланов (очень большая сумма денег в то время), а также воздвигли медные статуи в его честь. Рассказы о нем свидетельствуют о его глубокой житейской муд­рости, наблюдательности и обширных знаниях, недаром сограж­дане обращались к нему за советами в сложных ситуациях.

 

Демокрит — ученый энциклопедического склада ума, многосторонней и высокой эрудиции, оста­вивший значительный след в развитии философии и психологии, как античного периода, так и более поздних вре­мен. Взгляды Демокрита высоко оценивались его сов­ременниками, позднее Аристотелем, классиками марк­сизма. Вместе с тем его учение вызывало ненависть со стороны представителей зарождающейся идеалистичес­кой линии в античной философии и особенно Платона, скупавшего все книги Демокрита и уничтожавшего их еще при жизни великого философа. Аналогичным обра­зом поступала с произведениями Демокрита христианс­кая церковь. Не удивительно, что из произведений Де­мокрита сохранились лишь отдельные фрагменты и вы­сказывания.

Исходным положением в философской системе Де­мокрита является то, что за первооснову мира им прини­маются не стихии, ибо они сами уже есть сложные по сво­ему составу образования, а атомы. Природа атомов трактовалась Демокритом иначе, чем описывал Анаксагор свойства гомеомерии. В отли­чие от гомеомерии атомы меньше по величине, более лег­ки, они не делимы и не тождественны видимым предметам. Подобно Анаксимандру, Демокрит полагал, что перво­основа должна быть принципиально отличной от своих конкретных проявлений. Но если апейрон у Анаксиман­дра есть вещество с нейтральными качествами, то атомы у Демокрита различаются друг от друга по величине, фор­ме и положению или повороту. В рамках этих признаков существует бесконечное разнообразие атомов, столкно­вение и разделение которых порождает разные их соче­тания, образующие в итоге различные тела и вещи. Глав­ным и необходимым условием движения атомов, их со­единения и разъединения является пустота. Без нее мир был бы неподвижным, он принял бы статически мертвый характер. Только благодаря пустоте атомы могут нахо­диться в постоянном движении, а природа и мир в це­лом в его вечном изменении и развитии.

В результате механических процессов соединения атомов возникает все, что окружает человека, включая и его самого. Жизнь не является продуктом божественного акта, она порождается сцеплением влажных и теплых ато­мов. Животные возникли из воды и ила. От животных про­изошел человек. Все живые существа непрерывно изме­нялись. Вначале рождались глухие, слепые, безрукие, без­ногие существа, которые из-за своей неприспособленности вынуждены были погибнуть. Из множества форм живот­ных, которых создавала природа, выживали наиболее совершенные. К числу самых совершеннейших животных и принадлежит человек.

Душа животных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она телесной природы и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычай­ной подвижностью. Атомы души — круглые, гладкие и родственны атомам огня. Огненные атомы проникают в организм при вдыхании. С помощью дыхания происхо­дит их восполнение в теле. Если душевных атомов в орга­низме становится слишком мало и эта утрата не вос­полняется, наступает смерть. Демокрит был близок к гилозоизму, поскольку предполагал, что солнце и звезды, по-видимому, тоже имеют души, ибо они представляют собой скопление огненных (душевных) атомов.


Проникая в организм, душевные атомы рассеива­ются по всему телу, но вместе с тем в отдельных частях его происходит их скопление. Этими зонами скопления являются область головы, сердца и печени. В области го­ловы задерживаются огненные и наиболее подвижные атомы, движение которых обусловливает течение позна­вательных процессов-ощущений, восприятий и мышле­ния. В области сердца сосредоточиваются атомы круглой формы, но менее подвижные. Этот род атомов связан с эмоциональными и аффективными состояниями. И, на­конец, атомы, скопившиеся в области печени, определя­ют сферу влечений, стремлений и потребностей. Таким образом, Демокрит в отношении локализации души не принимает ни мозго-центрическую точку зрения Алкмео­на, ни сердце-центрическую позицию Эмпедокла. Наме­чая разные уровни душевной деятельности, он пытается соотнести их с различными частями тела. В античную эпо­ху такая точка зрения будет не менее распространенной, чем мозго-центрическая и сердце-центрическая гипотезы относительно субстрата психических функций. Достаточ­но указать, что аналогичной трехуровневой схемы лока­лизации души будет придерживаться Платон с той лишь разницей, что у Демокрита все части души зависят от тела и вместе с его гибелью исчезают, тогда как в системе взгля­дов Платона душа бессмертна, в тело человека поселяет­ся временно и пределами его жизни не ограничена.

Отправными положениями в объяснении возникно­вения ощущений и восприятий являются у Демокрита принцип подобия и механизм истечений. Все ощущения возникают при условии контакта и соприкосновения ор­ганов чувств с внешними телами, представляющими со­бой сцепление различного рода атомов, величина, фор­ма, порядок и положение которых определяют тот или другой вид чувствительности и качественные характери­стики ощущений. Например, если в ухо попадают одно­родные атомы, звук будет восприниматься чистым: если же в ухо проникают разнородные атомы, звуки будут восприниматься сложными. Проникновение мелких ато­мов будет вызывать впечатление высоких тонов, а круп­ных — низких. Аналогичным образом свойства атомов определяют и восприятие цветов, вкусовую чувствитель­ность и другие виды ощущений. Ощущение сладкого, на­пример, связано с гладкими круглыми атомами; ощуще­ние кислого — с шероховатыми, многоугольными ато­мами.

В учении Демокрита об ощущениях впервые обращается внимание на объектив­ную и субъективную стороны чувствительности. Прой­дут десятки столетий, когда в XVII веке в Англии Д.Локк выступит с учением о первичных и вторичных качествах, истоки которого восходят к теории ощущений Демо­крита.

Если возникновение всех видов ощущений выводи­лось Демокритом из непосредственного контакта орга­нов чувств с атомами, то механизм восприятия целост­ных объектов описывался философом с позиций теории истечений. Истечения, названные Демокритом “ идола­ми ”, представляют собой сочетание тонких атомов, вос­производящее форму воспринимаемого предмета. Идо­лы или тонкие оболочки, копирующие форму объекта, исходят от предмета и направляются в самые разные сто­роны окружающей воздушной среды. Одновременно с ис­течениями от объектов во внешнюю среду посылают свои истечения и органы чувств. При встрече истечений, иду­щих от источника и воспринимающего органа в воздуш­ной среде, окружающей глаз, образуется отпечаток, ко­торый и переносится в зрачок глаза. Промежуточная воз­душная среда во время движения идолов может спутывать их и тем самым вызывать неадекватные впечатления. Са­мое же впечатление возникает только в том случае, если идолы, проникая в поры глаза, сталкиваются с атомами души. Если идолы пролетают в тело, где имеются душев­ные атомы другого рода, то они вызывают различные эмо­циональные переживания.


Эмоции и аффекты, подобно ощущениям, опреде­ляются различными свойствами атомов, проникающих в тело. Кроме физических свойств атомов, эмоциональные состояния зависят от потребностей. Положительные эмо­ции вызываются ровным течением круглых, шарообраз­ных атомов при условии удовлетворения потребностей. Отрицательные эмоции возникают в результате действия неравномерно движущихся угловатых и клочковатых ато­мов в случае нереализованных потребностей. Потребно­стям человека Демокрит придавал большое значение. Они рассматривались им как основные движущие силы, кото­рые приводят в действие не только эмоциональные пере­живания. Нужда научила человека всему, она сделала его ум изощренным, позволила приобрести язык, речь и при­вычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы ни­когда выйти из дикого состояния. Многое из того, чему научился человек, происходило, по мнению ученого, в результате подражания. Подражая паукам, люди научи­лись ткацкому ремеслу, а подражая птицам человек на­учился языку и пению. Естественное развитие языка и речи представлялось философу следующим образом. Подра­жая звукам животных, человек начинает обозначать их этими звуками. После этого люди договариваются об общем употреблении звуков и их сочетаний. Особый ин­терес представляет этика Демокрита, которая обращена к отдельному человеку и носит психологический харак­тер. Тонкие наблюдения за людьми и их поступками и поведением нашли свое отражение в ряде поучений и на­ставлений.

Учение Демокрита положило начало причинному объяснению психических процессов, особенно ощущений, восприятий и побудительных сил. Указание Демокрита о связи мышления, как высшего уровня познавательной деятельности, с ощущениями и восприятиями и выраста­нии его из них явилось важной догадкой, которая, одна­ко, будет отвергнута в философии и психологии Сократа и особенно Платона.







Date: 2015-07-02; view: 875; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию