Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Аристотеля о душе





Трудности и противоречия в понимании природы психического, кото­рые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой — из учения о душе Платона тре­бовали своего разрешения. Попытку снять противополож­ность двух полярных точек зрения осуществляет ближай­ший ученик Платона Аристотель (384-324 гг. до н.э.), один из самых крупнейших философов древности.

 

Известный греческий ученый Аристотель был одним из са­мых выдающихся ученых Греции. Он заложил основы многих наук, оставив заметный след и в развитии возрастной психоло­гии. Аристотель родился в Македонии, на севере Греции, в семье известного врача при дворе правителя Македонии Филиппа. Его семья была семьей потомственных медиков, а потому и Аристо­тель с детства предназначался для этой профессии. Однако, полу­чив медицинское образование, он отправился в Афины изучать философию, поступив для этого в школу Платона. Вернувшись в Македонию, он стал наставником сына Филиппа, Александра, будущего известного полководца Александра Македонского.

 

Подоб­но Демокриту, Аристотель был ученым энциклопедистом, внесшим вклад по существу во все области современного ему знания. Его взгляды представляют собой обобщение, итог и вершину всей древнегреческой науки.

Литературно-философское наследие Аристотеля велико. Большая честь его сочинений сведена в отдель­ные сборники под названиями: “Органон”, “Метафизи­ка” и “Физика”. Произведением, в котором Аристотель непосредственно касается вопросов психологии, является трактат “О душе” (в разделе “Физика”).

Вопрос о душе рассматривался Аристотелем как одна из централь­ных проблем философии, поскольку, по его мнению, “по­знание души может дать много нового для всякой исти­ны, главным же образом для познания природы". Было бы уместно заметить, что эта точка зрения Арис­тотеля весьма созвучна современным представлениям о месте психологии в системе наук.

Аристотель был пер­вым, кто написал специальный трактат “О душе”. По­скольку в этом произведении собственные взгляды Арис­тотеля предваряются обзором представлений о душе его предшественников, то упомянутое сочинение философа можно рассматривать также и как первое историогра­фическое исследование в области философии и психо­логии.

Психологическая концепция Аристотеля была тес­но связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир и его развитие понимались Ари­стотелем как результат постоянного взаимопроникнове­ния двух начал — пассивного (материи) и активного нача­ла, названного Аристотелем формой.

Материя – это все то, что окружает человека и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им вследствие своей организующей функции каче­ственную определенность. Материя и форма представля­ют собой начала взаимно предполагаемые и неотделимые друг от друга. Материя не может существовать не офор­мляясь. Точно также форма не может существовать без материальной основы. Материя пассивна, форма актив­на. Являясь организующей и качество образующей силой, форма составляет сущность вещей. Формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им расте­ния, животные или человек.

Учение Аристотеля о мате­рии и форме и о душе как форме живого имело ряд важ­нейших следствий.

До Аристотеля филосо­фам-материалистам душа представлялась как особое состояние первоосновы (у Фалеса вода, Анаксимандра — апейрон, Анакси­мена — воздух, Гераклита — огонь, Демокрита — ато­мы). У идеалиста Платона душа выступала как особая бестелесная сущность. Обе точки зрения вызы­вали возражение у Аристотеля. Душа, по его мнению, не может рассматриваться ни как одно из состояний пер­воматерии, ни как оторванная от тела самостоятельная сущность. Душа есть активное, деятельное начало в ма­териальном теле, его форма, но не само вещество или тело. Душа и тело неразрывно связаны и не могут существовать друг без друга. Таким образом, Аристотель в ре­шении вопроса о природе души одновременно преодо­левает и ограниченность взглядов античных материалис­тов и крайний идеализм Платона. Однако эту точку зрения Аристотеля нельзя считать последовательно материали­стической, она дуалистична, поскольку, устанавливая единство души и тела, философ в самом исходном пункте принимает их (душу и тело, форму и материю) как два самостоятельных начала.

Наряду с обоснованием единства души и тела Арис­тотель вслед за материалистами доказывал, что объектив­ным содержанием и источником психического является внешний мир. Особенно наглядно это видно из его объяснений процесса познания. Напомним, что сходство и подобие образов души с реальными объектами Эмпедоклом, Демокритом и впос­ледствии Эпикуром и Лукрецием объяснялись проникно­вением в поры органов чувств тонких оболочек (идолов, призраков, специй), копирующих свойства или форму тех объектов, из которых эти оболочки истекают. По мне­нию же Аристотеля, чувственный образ — это не тот са­мый воспринимаемый объект в миниатюре, а только его форма, копия, слепок с вещи без ее материи, подобно от­тиску печати на воске или бумаге без самой печати.


Для возникновения восприятия как деятельности, связанной с принятием воспринимающим органом фор­мы внешнего предмета без его материи, необходимо, с точки зрения Аристотеля, наличие трех главных условий:

1) воздействующего объекта;

2) промежуточной среды и

3) ощущающей способности.

Ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психического. Чув­ственные образы — это самые первые свидетели внешнего мира. Аристотель указывает пять основных видов чув­ствительности: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Сопоставление различных видов ощущений между собой предполагает нечто единое, к чему разные чувствен­ные впечатления могли бы относиться. Этот единый орган, в котором должно происходить соотнесение од­них впечатлений с другими, был назван Аристотелем “общим чувствилищем”. Общее чувствилище — это централь­ный орган, куда направляются все ощущения, возникшие при непосредственном взаимодействии органов чувств с внешними предметами. Основными функциями общего чувствилища являются упорядочение, сопоставление, разъединение, перестройка чувственных образов, соотнесение прошлых впечатлений со вновь пос­тупающими.

В качестве основного механиз­ма взаимодействия ощущений Аристотель указывал ас­социации. Последние различались на ассоциации по сходству, противоположности и временной смежности. Посредством ассоциаций могут возникать и такие впе­чатления, которые прямым воздействием внешнего предмета и не вызываются. Таким образом, общее чувствилище выступает не только как орган, где осуществляется синтез ощущений, но и как орган, в котором вырабатываются память, представления и воображение. Все эти чувствен­ные формы являются ни чем иным как промежуточными звеньями или этапами постепенного преобразования и трансформации чувственности в мысль. Трудно переоце­нить значение учения Аристотеля об общем чувстве, ибо оно прокладывало мост между ощущением и мышлением, мост, которого не смогли возвести Демокрит и тем более Платон.

Мышление, по Аристотелю, невозможно без чув­ственного опыта. В то же самое время мышление проникает в недоступную органам чувств сущ­ность вещей. Эта сущность вещей дана в чувствах лишь в виде возможностей. Мысль представлялась великому фи­лософу как высшая форма психического, объединяющая собой массу чувственных форм. Другими словами, мыш­ление — это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое.

Однако в вопросе о природе мышления полностью преодолеть идеализм Аристотель не смог. Он выдвигает положение о существовании родового разума, который в противоположность индивидуальному мышлению, зави­симому от тела и исчезающему со смертью человека, с телом органически не связан, не разрушим, вечен и пре­делами жизни человека не ограничен.


Что же заставило Аристотеля признать существование этого высшего разума, под которым имелись в виду чистые, без телесной примеси все­общие формы?

В чувственных впечатлениях обобщен­ные и общезначимые формы (идеи) даны в виде возможности и потенции. Но каким образом эти формы актуализируются и выделяются из чувственных форм? В случае ощущений и вос­приятий ощущающая способность как возможность по­явления чувственных форм актуализируется благодаря воздействию на органы чувств внешнего предмета. А причиной актуализирующей заключенные в чувственных об­разах в виде потенции обобщенные формы (понятия, идеи) Аристотель и считает надиндивидуаль­ное, родовое мышление или верховный разум, который надстраивается у человека над уже известными нам познавательными формами души и завершает их иерархию. Именно под влиянием верховного разума происхо­дит образование или реализация идеальных обобщенных форм, заданных в чувственных формах в виде возмож­ностей.

Аристотель разрабатывает и другие специфические свойства души — стрем­ления и аффективные переживания. Возникновение эмоций и стремлений (воли) также вызываются естественными причинами. Ими являются потребности организма и вне­шние предметы, которые ведут к их удовлетворению. Подобно познавательным процессам, аффек­тивные состояния всегда сопровождаются внутрителес­ными изменениями, а стремления завершаются внешни­ми двигательными актами, образующими в конечном ито­ге целостное поведение.

Общую двигательную активность человека Аристо­тель связывал с кровью, в которой он видел основной ис­точник жизнедеятельности организма. В аристотелевской гумораль­ной теории темперамента основой различий в уровне об­щей подвижности являются разные состояния одной и той же жидкости (крови), а не четырех, как это было в учении о типах темперамента Гиппократа. Растекаясь по всему телу, кровь дает жизнь его органам чувств и мыш­цам. Через нее они связываются с сердцем, которое и вы­ступало в качестве центрального органа души. Что каса­ется головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для охлаждения крови. Таким образом, в вопросе о субстрате психики Аристо­тель примыкает к Эмпедоклу, выражая сердце-центричес­кую точку зрения.

Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о трех способностях души. Растительные способности души обеспечивают питание и рост организмов, их размножение. Растительные функции являются основой, на кото­рой возникают и развиваются чувствующие способности души. Первичной ощущающей способностью выступает осязание, к которому впоследствии присоединяются ос­тальные виды чувствительности. Все виды ощущений, вступая во взаимодействие, образуют сенсорные синте­зы, с которыми органически связываются аффективные переживания и стремления. Итак, в сферу чувствующих способностей входят ощущения и побудительные силы. Из них вырастают разумные способности, служащие ос­новой формирования понятий и ума. Соотношение между названными тремя видами способностей таково, что низшие способности входят обязательно в высшие, т.е. высшие способности необхо­димо включают в себя низшие, как бы развиваются из них.


Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается в двух существенных моментах. Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части; во-вторых, аристотелевская схема строения души проник­нута идеей развития. Это видно из того, что, с одной стороны, от­дельные способности души выступают как последователь­ные этапы ее эволюции, а с другой — развитие индивиду­альной человеческой души представлялось Аристотелю как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие.

 







Date: 2015-07-02; view: 1789; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию