Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей
Стоицизм представляет философскую школу, возникшую на рубеже IV-III вв. до н.э. и просуществовавшую почти до V в. новой эры. История стоицизма охватывает три периода — древний, средний и поздний. Родиной древней стои являются Афины, а средняя и поздняя стоя развивались в Риме. Основателями древней стои были Зенон, Хризипп и их последователи Аристон и Персей. Первыми и крупными представителями римской стои были Сенека и Эпиктет. Между древней и поздней стоей имеются существенные различия. Главными из них являются два: Во-первых, представители древней стой касались в основном проблем мироздания и сущности природы, а для позднего стоицизма характерен переход от обозрения природы и космоса к рассмотрению проблем морали и нравственности. Второе значительное различие заключается в том, что ранняя стоя, опираясь, главным образом, на учения Гераклита и Аристотеля, стояла ближе к материализму, тогда как в средней и особенно в поздней стое намечается заметный поворот в сторону идеализма. Объединяют же всех представителей этой философской школы идеи всеобщей неотвратимости событий, фатальной неизбежности, предопределенности и необходимости, как в отношении явлений природы, так и в отношении судьбы и жизни каждого человека. Каковы же общие взгляды стоиков на мир и природу в целом, а также человека и его душевные способности? Подобно Аристотелю, стоики полагали, что возникновение всех вещей происходит в результате взаимодействия двух мирообразующих начал — пассивного и активного. Активной мирообразующей силой является воздухо-огненная стихия, названная стоиками пневмой или “творческим огнем”. Пассивным началом выступает материя, представляющая собой полужидкую холодную массу, состоящую из воды и земли. Разнообразие материального мира есть результат многообразных сцеплений и расщеплений пассивных элементов, т.е. воды и земли, под влиянием активной деятельности пневмы. Развитие мира, космоса происходит по строгой необходимости. Качественное своеобразие и определенность вещей обусловливаются степенью активности и напряженности, с которой пневма соединяется с материей. Чем пневмы больше и чем она подвижнее, тем мир становится разнообразней, сложнее, подвижнее и живее. И наоборот, чем пневмы меньше и чем меньше ее напряженность и активность, тем менее подвижной, менее жизненной, более холодной, статичной и мертвой становится природа. В зависимости от степени выраженности и активности пневмы весь космос представлялся стоикам состоящим из четырех уровней. Первым из них является уровень неживой природы, при котором имеет место слабое проявление пневмы. На втором уровне — уровне растений пневма достигает известного развития, она более подвижна и активна, в результате чего она оказывается способной обеспечить функции роста, питания и размножения у растительных организмов. Пневма становится еще более развитой и активной на третьем уровне — уровне животных, на котором пневма может выражаться не только в функциях роста, питания и размножения, но также проявлять себя в чувственности, побуждениях и инстинктах. Высшее свое выражение пневма получает на уровне человека. Пневма в ее наиболее совершеннейших проявлениях я есть то, что составляет человеческую душу. Из вышеизложенного видно, что душа человека по своей природе материальна. Она подобна теплому дыханию. В основе своей душа едина, на части не членима, но может проявляться в различных способностях, каждая из которых определяется разной степенью развития и интенсивности пневмы. Всего стоиками выделялось восемь способностей души. Свойственная человеку, как и всему живому, способность к размножению и росту, способность речи, пять основных видов чувствительности и гегемоникон, выступающий в качестве носителя высшей и ведущей способности, связанной с переработкой всех поступающих впечатлений в общие представления, понятия, волевые и побудительные акты. От рождения гегемоникон подобен чистому листку бумаги, записи на которой появляются только при жизни в результате взаимодействия человека с внешним миром. Зрение, слух, осязание, вкуси обоняние, т.е. чувствительность служит первичной формой записи впечатлений на гегемониконе. После этого в гегемониконе происходит переработка чувственных впечатлений в общие представления, которым стоики приписывали характеристики и признаки, свойственные понятиям. Процесс формирования этих обобщенных представлений и составляет суть мышления. Ведущим и единственным механизмом образования общих представлений или понятий являются ассоциации, которым стоики придавали универсальное значение. В этом смысле стоики выступают как предвестники ассоциативной психологии. В отличие от Аристотеля, выделившего три вида ассоциаций, стоики увеличили их число до пяти. По их мнению, связи между представлениями могут устанавливаться по сходству (портрет-оригинал), аналогии (циклоп-пигмей), сочетанию (образ кентавра), противоположности (белое-черное) и перемещению (образ человека с глазом во лбу). Способность оперирования обобщенными представлениями окончательно формируется у человека к четырнадцати годам, т.е. переход к понятийному мышлению выступал у них как завершающий этап совершенствования и развития пневмы, начавшегося с первых чувственных отпечатков на гегемониконе. С мышлением стоики тесно связывали и аффективную сторону души. Аффекты понимались ими как реакции на отклонения в мыслительной деятельности, потому оценивались ими как противоестественные и болезненные состояния души. Они требуют не столько управления ими, сколько полного искоренения и избавления от них. Идеал стоиков — это человек, свободный от чрезмерных желаний и аффектов. К такому идеалу они относили только мудрецов и философов, которые, на их взгляд, рождаются раз в сто лет. Все же простолюдины далеки от идеала. Они остаются рабами игры своих страстей. Поэтому смысл и цель жизни каждого человека должны заключаться в стремлении к достижению абсолютной невозмутимости духа, победа над аффектами и, прежде всего страха перед смертью, связанного с инстинктом самосохранения. Необходимо заметить, что стоики первыми вводят понятие инстинкта. Инстинкт свойственен и людям и животным. У животных он заменяет разум. Именно благодаря инстинкту животные обладают способностью проявлять адекватное окружающей их среде поведение. В области этики стоики проповедовали идеи непротивления и приспособления к законам природы и общества. Они полагали, что человек не в состоянии преодолеть внешние преграды. Надо не изменять мир, не покорять природу, а приспособляться к существующим условиям и через это приспособление противостоять потоку событий. Никто и ничто не может изменить законы необходимости. Задача человека — жить сообразно этим законам, приводить свои мысли и стремления в соответствие с ними. Люди должны проявлять смирение, покорность и терпение перед выпавшей на их долю судьбой или роком. Идея смирения, непротивления, отказа от борьбы и т.п. в этике стоиков станут впоследствии основой для христианской морали. Date: 2015-07-02; view: 1062; Нарушение авторских прав |