Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей





Стоицизм представляет философскую школу, возникшую на рубеже IV-III вв. до н.э. и просуществовавшую почти до V в. новой эры. История стоицизма охватывает три перио­да — древний, средний и поздний. Родиной древней стои являются Афины, а средняя и поздняя стоя развивались в Риме. Основателями древней стои были Зенон, Хри­зипп и их последователи Аристон и Персей. Первыми и крупными представителями римской стои были Сенека и Эпиктет.

Между древней и поздней стоей имеются существен­ные различия. Главными из них являются два:

Во-первых, представители древней стой касались в основном проблем мироздания и сущности природы, а для позднего стоициз­ма характерен переход от обозрения природы и космоса к рассмотрению проблем морали и нравственности.

Вто­рое значительное различие заключается в том, что ран­няя стоя, опираясь, главным образом, на учения Герак­лита и Аристотеля, стояла ближе к материализму, тогда как в средней и особенно в поздней стое намечается за­метный поворот в сторону идеализма.

Объединяют же всех представителей этой философской школы идеи все­общей неотвратимости событий, фатальной неизбежнос­ти, предопределенности и необходимости, как в отно­шении явлений природы, так и в отношении судьбы и жизни каждого человека.

Каковы же общие взгляды сто­иков на мир и природу в целом, а также человека и его душевные способности?

Подобно Аристотелю, стоики полагали, что возникновение всех вещей происходит в результате взаимодействия двух мирообразующих начал — пассив­ного и активного. Активной мирообразующей силой яв­ляется воздухо-огненная стихия, названная стоиками пневмой или “творческим огнем”. Пассивным началом выступает материя, представляющая собой полужидкую холодную массу, состоящую из воды и земли. Разнообра­зие материального мира есть результат многообразных сцеплений и расщеплений пассивных элементов, т.е. воды и земли, под влиянием активной деятельности пневмы. Развитие мира, космоса происходит по строгой необходимости.

Качественное своеобразие и определенность вещей обусловливаются степенью активности и напряженнос­ти, с которой пневма соединяется с материей. Чем пнев­мы больше и чем она подвижнее, тем мир становится раз­нообразней, сложнее, подвижнее и живее. И наоборот, чем пневмы меньше и чем меньше ее напряженность и актив­ность, тем менее подвижной, менее жизненной, более хо­лодной, статичной и мертвой становится природа.

В зависимости от степени выраженности и активности пнев­мы весь космос представлялся стоикам состоящим из че­тырех уровней. Первым из них является уровень нежи­вой природы, при котором имеет место слабое проявле­ние пневмы. На втором уровне — уровне растений пневма достигает известного развития, она более подвижна и ак­тивна, в результате чего она оказывается способной обес­печить функции роста, питания и размножения у расти­тельных организмов. Пневма становится еще более раз­витой и активной на третьем уровне — уровне животных, на котором пневма может выражаться не только в функ­циях роста, питания и размножения, но также проявлять себя в чувственности, побуждениях и инстинктах. Выс­шее свое выражение пневма получает на уровне челове­ка. Пневма в ее наиболее совершеннейших проявлениях я есть то, что составляет человеческую душу.

Из вышеизложенного видно, что душа человека по своей природе материальна. Она подобна теплому ды­ханию. В основе своей душа едина, на части не членима, но может проявляться в различных способностях, каж­дая из которых определяется разной степенью развития и интенсивности пневмы. Всего стоиками выделялось восемь способностей души. Свойственная человеку, как и всему живому, способность к размножению и росту, спо­собность речи, пять основных видов чувствительности и гегемоникон, выступающий в качестве носителя высшей и ведущей способности, связанной с переработкой всех поступающих впечатлений в общие представления, поня­тия, волевые и побудительные акты.

От рождения геге­моникон подобен чистому листку бумаги, записи на ко­торой появляются только при жизни в результате взаимодействия человека с внешним миром. Зрение, слух, осязание, вкуси обоняние, т.е. чувствительность служит первичной формой записи впечатлений на гегемониконе. Пос­ле этого в гегемониконе происходит переработка чув­ственных впечатлений в общие представления, которым стоики приписывали характеристики и признаки, свой­ственные понятиям. Процесс формирования этих обоб­щенных представлений и составляет суть мышления.


Ведущим и единственным механизмом образования общих представлений или понятий являются ассоциации, которым стоики придавали универсальное значение. В этом смысле стоики выступают как предвестники ассоциатив­ной психологии. В отличие от Аристотеля, выделившего три вида ассоциаций, стоики увеличили их число до пяти. По их мнению, связи между представлениями могут ус­танавливаться по сходству (портрет-оригинал), аналогии (циклоп-пигмей), сочетанию (образ кентавра), противо­положности (белое-черное) и перемещению (образ чело­века с глазом во лбу).

Способность оперирования обобщенными представлениями оконча­тельно формируется у человека к четырнадцати годам, т.е. переход к понятийному мышлению выс­тупал у них как завершающий этап совершенствования и раз­вития пневмы, начавшегося с первых чувственных отпе­чатков на гегемониконе.

С мышлением стоики тесно связывали и аффектив­ную сторону души. Аффекты понимались ими как реак­ции на отклонения в мыслительной деятельности, пото­му оценивались ими как противоестественные и болезнен­ные состояния души. Они требуют не столько управления ими, сколько полного искоренения и избавления от них. Идеал стоиков — это человек, свободный от чрез­мерных желаний и аффектов.

К такому идеалу они от­носили только мудрецов и философов, которые, на их взгляд, рождаются раз в сто лет. Все же простолюдины далеки от идеала. Они остаются рабами игры своих стра­стей. Поэтому смысл и цель жизни каждого человека дол­жны заключаться в стремлении к достижению абсолют­ной невозмутимости духа, победа над аффектами и, прежде всего страха перед смертью, связанного с инстинктом само­сохранения. Необходимо заметить, что стоики первыми вводят понятие инстинкта. Инстинкт свойственен и лю­дям и животным. У животных он заменяет разум. Имен­но благодаря инстинкту животные обладают способно­стью проявлять адекватное окружающей их среде пове­дение.

В области этики стоики проповедовали идеи непро­тивления и приспособления к законам природы и обще­ства. Они полагали, что человек не в состоянии преодо­леть внешние преграды. Надо не изменять мир, не поко­рять природу, а приспособляться к существующим условиям и через это приспособление противостоять по­току событий. Никто и ничто не может изменить законы необходимости. Задача человека — жить сообразно этим законам, приводить свои мысли и стремления в соответ­ствие с ними. Люди должны проявлять смирение, покор­ность и терпение перед выпавшей на их долю судьбой или роком. Идея смирения, непротивления, отказа от борьбы и т.п. в этике стоиков станут впоследствии основой для христи­анской морали.







Date: 2015-07-02; view: 1062; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию