Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философско-психологическая система Сократа—Платона
В V-IV вв. до н.э. материалистическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родоначальником которого является Сократ (469-399 гг. до н.э.) и Платон (427-347 гг. до н.э.). Возникновение идеалистической школы Сократа-Платона совпадает со временем, когда в Афинах, где складывается эта школа, происходили острые политические конфликты и столкновения между представителями рабовладельческой демократии и сторонниками монархической формы правления, Запросы и интересы реакционного крыла рабовладельческого общества нашли свое философское обоснование в идеалистических системах Сократа и Платона.
Сократ. Полагал, что природа и сам человек даны от бога и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное назначение философии должно состоять не в умозрительных догадках и построениях картины мира, чем до сих пор занимались его предшественники, а в раскрытии того, как людям следует жить, чем должен человек руководствоваться в своей практической жизни и как ему оказывать воздействие на других людей и самого себя. Предметом знания должно стать, прежде всего, то, что подвластно самому человеку, а наиболее поддающейся человеку областью является его собственный внутренний мир и поведение, а поэтому основное познание должно быть обращено на самого себя, на деятельность своей души. Эта исходная точка зрения Сократа и выражена в используемом им афоризме, принадлежащем, вероятно, Фалесу: “ Познай самого себя ”. Вся этическая система Сократа построена на стремлении понять истинное назначение самого человека. А оно выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Подлинный смысл человеческой жизни состоит в том, как человек все это понимает, ценит, употребляет и относится. Главный принцип для Сократа — это принцип умеренности. Человек не может подняться над природой и выйти из-под зависимости других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желаниями и поведением. Люди, не способные укрощать свои побуждения, остаются рабами телесных страстей и внешней действительности. Увлечение телесными наслаждениями разрушает тело и подавляет душевную деятельность. Человек должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они достигают своего высшего напряжения. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, при котором он, будучи относительно свободным от телесных вожделений, главное усилие воли и разума направляет на поиск истины и смысла жизни. Собственно психологическая часть учения Сократа носит абстрактно-идеалистический характер. Как уже упоминалось, человек, его душа даны от бога. По сравнению с животными бог дал человеку более совершеннейшее строение и душевные способности. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятия, навязываемые человеку извне, а понимание мира, представляющее чисто душевный акт, выражающийся в пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самой душе. Для расширения области пробуждаемых врожденных знаний и идей он использовал в беседе с учеником метод наводящих вопросов (позднее назван методом сократической беседы). Правда для успешного приобретения знаний человек, по мнению философа, должен обладать известными способностями, к числу которых он относил быстроту схватывания, прочность запоминания и интерес или отношение к усваиваемому знанию. Общая оценка философско-психологических взглядов Сократа: 1) В истории философии и психологии Сократ выступил как зачинатель идеалистического направления. 2) В системе Сократа содержались важные для психологии положения. Одно из них состоит в переводе научного интереса с вопроса о природе в целом и первоосновах мироздания на проблему самого человека — его внутреннего, духовного мира. Он впервые подчеркнул ведущее значение в жизни человека активности самого субъекта, его способности управлять собой в соответствии с социально-этическими понятиями и принципами. Последние и выступают в качестве регуляторов поступков и поведения человека. 3) Сократом указаны некоторые существенные признаки, которыми человек отличается от животных. К их числу философ относил прямохождение, наличие освобожденной руки, разум, язык и членораздельная речь. Хотя происхождение этих отличительных признаков было истолковано Сократом в идеалистической форме, самое указание перечисленных свойств, присущих только человеку и выделяющих его из животного мира, имело принципиальное значение для последующих материалистических интерпретаций проблемы антропогенеза.
Сократ родился в столице Греции — Афинах. Получив обычное для того времени начальное образование, он стал воином, участвовал в нескольких битвах и показал себя храбрым и выносливым солдатом. По возвращении на родину он принимал активное участие в культурной и политической жизни Афин, где в тот период наиболее распространенной философской школой была школа софистов, с представителями которой полемизировал Сократ. Сократ также считал своим долгом принимать активное участие в общественной жизни Афин, при этом он далеко не всегда соглашался с мнением большинства в народном собрании и в суде присяжных, что требовало немалого мужества, особенно в период правления «тридцати тиранов». В 399 г. до н.э. его обвинили в том, что «он не чтит богов и развращает юношество», и приговорили к смерти 361 голосами из 500. Он мужественно принял приговор, выпив яд, хотя многие его ученики стремились спасти учителя, устроив ему побег из Афин. Поведение Сократа на процессе, так же как и его смерть, способствовали широкому распространению его взглядов, так как доказывали, что жизнь Сократа неотделима от его теоретических этических воззрений. Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только устное общение в живой беседе приводит к нужному результату — воспитанию личности. О его взглядах нам известно из трех основных источников — комедий Аристофана, воспоминаний Ксенофонта и сочинений Платона. Все авторы подчеркивают, что именно Сократ впервые подошел к душе, прежде всего как к источнику нравственности человека, а не как к источнику активности тела, как это было принято до него в теориях Гераклита и Демокрита. Сократ говорил о том, что душа — это психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Сократ связывал нравственность с поведением человека, говоря о том, что это благо, реализуемое в поступках людей. Однако для того, чтобы оценить тот или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ был вынужден связать нравственность с разумом, подчеркивая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности и поступает соответственно своим знаниям. Поэтому, прежде всего надо обучать детей добру, показывать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их поведение. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. Поэтому так важно раннее обучение детей, особенно таким знаниям, как добро и зло. Проанализировав развитие психики детей, формирование у них знаний об окружающем мире и о себе, Сократ пришел к выводу о том, что в основе этого процесса лежит развитие того, что заложено в душе ребенка. То есть он доказал, что психическое развитие — это саморазвитие, саморазвертывание врожденных способностей. Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек может познать в своем размышлении о природе вещей и передать другим. Доказывая, что такое абсолютное знание не только существует, но и может передаваться одним человеком другому, Сократ одним из первых в психологии обратился к речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передается от поколения к поколению. Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом. Позднее это положение развил его ученик Платон, отождествивший мышление и внутреннюю речь. Однако абсолютное знание невозможно вложить в душу ребенка в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно только развивать из тех зародышей, что имеются в душе ребенка. Причем развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь помогает ему в этом процессе. Фактически речь идет о том, что бессознательное знание, которое до определенной поры дремало в душе ребенка, необходимо сделать осознанным, а потому активно и сознательно управляющим поведением. Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием внутренней потребности в этом знании или внешнего побуждения. Таким внешним побуждением может стать восприятие какой-то вещи, а может и обучение. Поэтому Сократ одним из первых психологов поднял вопрос о необходимости разработки метода, при помощи которого можно помочь актуализации знаний, заложенных в душе ребенка. Он считал, что такой метод основывается на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ребенка, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы знания. Это и был знаменитый метод сократической беседы. В ее основе лежал разработанный Сократом метод «наводящих размышлений», при помощи которых детей подводили к определенному знанию. Сократ никогда не предъявлял знание собеседнику в конечной форме, считая, как уже говорилось выше, что готовое знание невозможно сделать достоянием сознания другого человека и что самое главное — привести его к самостоятельному открытию истины. Помочь ему в этом процессе должны наводящие вопросы, которыми Сократ постепенно и приводил своих слушателей к нужным выводам. Вводя понятие гипотезы, он в беседе показывал, что неправильное допущение приводит к противоречиям и, следовательно, к необходимости выдвинуть другую гипотезу, приводящую к истине. Главное открытие, к которому подводил Сократ своих собеседников, заключалось в том, что всеобщее, абсолютное находится в уме и только из него должно выводиться. Фактически это было первой попыткой разработать технологию проблемного обучения, так как перед учеником ставили определенную проблему в виде вопроса-утверждения, а затем помогали доказать данное утверждение (или опровергнуть его), наводя на правильный ответ системой вопросов, помогающих выстроить алгоритм решения данной проблемы.
Платон. В развернутом виде идеи Сократа были представлены у его ближайшего ученика и последователя Платона. С этих пор развитие античной философии и психологии, а также философии и психологии всех последующих столетий происходит в незатухающей борьбе двух противоположных течений — материализма и идеализма. Хотя творческое наследие Платона велико (всего им написано 36 произведений почти полностью сохранившихся до наших дней), однако специальных работ по психологии у него нет. Психологические вопросы затрагиваются Платоном в ряде произведений. В “Меноне” изложена теория воспоминания. В работе “Федр” дано религиозное описание души, “Теэтет” посвящен критике учения Гераклита о душе. В трактате “Федон” представлено учение о бессмертии души. В произведении “Государство” содержится учение Платона о строении души, делении ее на части. Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей. К этому выводу философ пришел при выяснении сущности ряда этических и эстетических категорий.
Попытаемся показать это на примере. Так, Платон задается вопросом о том, что такое прекрасное само по себе? Отвечая на него, он приводит следующие рассуждения. Согласно Платону, нас окружает множество красивых и прекрасных единичных конкретных вещей. Каждая из них с течением времени теряет свою красоту и на смену им приходят другие прекрасные явления, вещи, предметы. Но что делает все эти красивые отдельные вещи прекрасными? Стало быть, должно существовать нечто такое, что обнимает собою красоту и прекрасное всего единичного, конкретного и преходящего, т.е. должно существовать нечто общее для всего видимого. Это общее, являющееся источником красоты и образцом для всех проявлений материального мира и названо было Платоном идеей, представляющей собой общезначимую идеальную форму. Наряду с идеей прекрасного существует множество других идей. Каждая из них есть чувственно не воспринимаемая, безобразная, бестелесная сущность, невыразимая в категориях числа пространства и времени. Эти общие понятия или идеи были оторваны Платоном от их чувственной основы, противопоставлены материальному миру и превращены в самостоятельные сущности, независимые как от материальных объектов, так и самого человека.
Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бытия, чувственного мира и небытия. Бытие — это мир идей. Небытие — это материальный мир, созданный богом из четырех стихий (воды, земли, воздуха и огня). Чувственный мир, который мы наблюдаем, — представляет собой результат проникновения бытия в небытие, так как все конкретные вещи, с одной стороны, причастны к идее (они есть искаженные подобия или тени идей), а с другой стороны — конкретные вещи причастны к небытию или материи (они ею наполнены). Таким образом, чувственно постигаемое человеком есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи. Все видимое изменчиво, скоротечно, непостоянно, тогда как идеи существуют вечно, они неизменны и постоянны. Окружающий нас мир — это мир тусклых, искаженных, призрачных образов или теней бессмертных и неизменных идей. Идея прекрасного, о которой упоминалось выше, представляет лишь одну из высших идей. Но самой наивысшей идеей является идея блага. Она и есть мировая душа. Однако в мире все противоречиво и противоположно, поэтому им вводится вторая мировая душа — идея зла. Эти две верховные души и дают начало всему. Кроме них, существуют, по Платону, души звезд, планет, людей, животных и т.д. Мировая душа придает движение и активность всему космосу. Аналогичную роль выполняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властвовать и управлять телом. Таким образом, Платон приписывал душам активную функцию. Душа человека не зависит от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного организма — она может переселяться из одного тела в другое. Стремясь обосновать бессмертие души, Платон приводит четыре доказательства. Первое доказательство основано на принципе противоположности. Мир полон противоречий: прекрасное–безобразное; добр–зло; сон–бодрствование и т.д. Через ряд промежуточных состояний одна противоположность возникает из другой, например, сон–пробуждение–бодрствование, день–сумерки–ночь и т.п. Точно так же возникает живое из мертвого, а смертное из живого. Смена смерти на оживление происходит с помощью души. Чтобы такая смена живого на смертное и обратно могла произойти, необходима душа умершего, всегда готовая вселиться в другие нарождающиеся тела. Именно поэтому душа должна существовать, и после смерти и до рождения тела, т.е. быть вечной и бессмертной. Второе доказательство бессмертия души строится на основе теории воспоминания. Знания человек приобретает благодаря врожденной способности души к припоминанию (см. Сократа). Но вспоминать душа человека может только то, что она могла уже знать в прошлом. Для этого душа должна обладать знаниями до того, как ей поселиться в тело. Однако это было бы невозможно, если бы душа не существовала до поселения ее в нарождающееся тело. Но если душа, существует до рождения тела, то она может и должна существовать и после смерти тела, а стало быть, она по своей природе вечна и бессмертна. Третье доказательство основано на положении о тождественности идеи и души, о принадлежности и близости ее ко всему божественному. Платон утверждал, что все составное, сложное распадается и погибает. Разрушению не подлежит только простое и несоставимое. С этой точки зрения тело всегда есть нечто зримое, составное, изменчивое, и потому ему свойственно разрушаться и погибать. В противоположность телу, душа человека и идеи незримы, несоставимы и неразложимы, а поэтому они не подвержены разрушению и вечны. Мир, по мнению Платона, устроен так, что все телесное подчиняется божественному. Когда же душа поселяется в тело, то последнее ей начинает подчиняться. А что создано для власти и управления, то имеет божественное происхождение. Все же божественное вечно. Следовательно, и душа человека бессмертна. Четвертое доказательство вытекает из утверждения, согласно которому душа содержит в себе начало жизни. Душа, погружаясь в какое-либо тело, всегда дарит ему жизнь, Но то, что привносит жизнь, само не приемлет смерти, т.е. оно не может быть смертным. Отсюда душа человека должна быть неуничтожимой и бессмертной. Из приведенных аргументов видно, что все они направлены на обосновании независимости души от тела. Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей. Не всем человеческим душам суждено достигать божественных высот. Души тех, кто были рабами телесных вожделений, кто предавался чревоугодию или другим телесным излишествам, через ряд поколений вырождаются в души животных ослов, волков, ястребов и т.д. К высотам божественного мира идей приближаются только души философов, поскольку лишь им свойственно почти полное освобождение от телесного рабства. Всякий человек стремится к счастью и добродетели. Но, стремясь к благу, человек должен вначале получить знание о нем. Эти знания приобретаются с помощью души. Сама по себе душа не продуцирует эти знания, ибо они существуют независимо от вещей и человека. Основная деятельность души заключается лишь в приобщении к идеям мирового разума посредством акта припоминания своего прошлого, и происходит это воспоминание следующим образом. Душа, находясь в божественном мире идей, получает из него ту сумму знаний, которая оказалась ей доступной в зависимости от прошлой ее телесной отягощенности. Затем, опускаясь на землю и погружаясь в тело, душа забивает лишь то, что она созерцала и с чем соприкасалась в мире идей. Вся последующая ее деятельность направлена только на то, чтобы пробудить и оживить приобретенные ею знания в божественном мире. Отсюда бесполезно обращаться к органам чувств или другим телесным орудиям. Они являются только помехой на пути постижения истины. Тело человека и его органы чувств доставляют душе одни лишь хлопоты и отвлекают душу от ее основной познавательной деятельности — припоминания. Душа мыслит лучше, если ее не тревожит ни зрение, ни слух, ни боль, ни удовольствие. Более того, органы чувств не дают нам истинного знания. Например, видя на бумаге слова чужого языка, человек не может понять их смысла. Стало быть, ощущения и восприятия как таковые имеются, но никаких знаний они человеку не несут. Поэтому истины доступны только разуму, обладающему способностью оживлять в памяти те “чистые” идеи, с которыми душа встречалась в мире идей, будучи свободной от бренного тела. Покидая смертное тело, души не всех людей полностью освобождаются от телесных элементов, поэтому они и по-разному созерцали, покинув тело и высшие идеи, то и на земле, погружаясь в новое тело, они создают целую иерархию различных по уму людей. Душа, увидевшая в божественном мире большую часть верховных идей, вселяется в семя, из которого рождается философ. После философа по уровню разумных способностей идет душа царя или военноначальника, затем государственного деятеля и т.д. У человека Платон выделял два уровня души — высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг. Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя уровнями — низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений (воля, мужество, храбрость, бесстрашие); помещается она в области сердца. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей (в пище, воде), влечений и страстей — в печени. Из приведенной схемы строения души видно, что фактически Платон выделял три ее уровня. Образно это трехчленное разделение души называют “колесницей души”, где пылкий конь тянет возницу к божеству; вожделеющий — к земле, но оба они управляются разумом. На основе деления души на три части, Платоном дается классификация индивидуальных характеров, характеров различных народов, форм правления, разделение общества на сословия. Преобладание разумной души свойственно, по мнению Платона, грекам; доминирование благородной души — народам севера, а вожделеющей души — египтянам и другим народам Востока. Сословная иерархия также строилась по психологическому принципу. Большой ум присущ аристократам, мужество — воинам, страсти и влечения — ремесленникам и рабам. Политический смысл психологии Платона очевиден. Такова в общих чертах система объективного идеализма, развитая Платоном. С психологической точки зрения в ней содержался ряд важных и новых положений. Платону удалось показать, что разум представляет собой систему общезначимых категорий, понятий или идей. Однако природа этих понятий была раскрыта в идеалистической форме. Утверждение независимости души от тела и внешнего мира устанавливало разрыв психофизического и психофизиологического единства.
Платон родился в знатной афинской семье, его разносторонние способности стали проявляться очень рано и послужили основанием для большого числа легенд, самая распространенная из которых приписывает ему божественное происхождение, делая его сыном Аполлона. Его настоящее имя было Аристокл, но еще в, юности он получил новое имя — Платон (широкоплечий). Оно было ему дано в связи с его фигурой, получившей определенные очертания благодаря занятиям гимнастикой, которой он увлекался в ранние годы. Платон обладал несомненным поэтическим даром, его философские произведения написаны хорошим литературным языком. Его путешествия длились около 10 лет. Сицилийский тиран Дионисий, который вначале призвал Платона помочь ему в строительстве идеального государства, разочаровался в знаниях и в самом философе, испугался его растущей популярности и приказал своим придворным продать его в рабство. Его друзья, узнав об этом, собрали необходимую для выкупа сумму, но Платон к этому времени был уже выкуплен. Когда собранные деньги были вручены Платону, он купил участок земли на окраине Афин и основал там свою школу, которую назвал Академией..
Date: 2015-07-02; view: 2357; Нарушение авторских прав |