Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа
Эмпедокл. Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организма и его физическое состояние. Философская же схема строения человека и мира в целом на основе четырех стихий или “корней” (земля, вода, воздух, огонь) была развита крупным философом и врачом древности Эмпедоклом (490-430 гг. до н.э.). В целом Эмпедокл продолжал развивать материалистическую линию в философии и психологии, но в отличие от своих предшественников он заменяет теорию единого первоначала на учение о четырех “корнях”. Согласно Эмпедоклу, первоэлементами мироздания является не одна какая-то стихия, а четыре — земля, вода, воздух, огонь. Мир образуется в результате механического сочетания вечных, неизменных и инертных по своей природе стихий под влиянием двух мирообразующих сил, названных Эмпедоклом соответственно Любовь или Дружба и Ненависть или Вражда. Любовь — это сила, соединяющая стихии; Вражда — сила, разделяющая их. Самые эти силы тоже материальной природы и представляют собой особые формы общей смеси первоэлементов. Мир в своем развитии прошел четыре периода, в каждом из которых преобладала либо Любовь, либо Вражда. Первый цикл это период господства Любви, обеспечивающей единство стихий. Во втором периоде доминирующей силой становится Вражда, которая своей деятельностью начинает разделять стихии. Третий период характеризуется абсолютным господством Вражды, что приводит к окончательному расчленению стихий и дифференциации окружающего мира. В четвертом периоде вновь приобретает власть Любовь, которая своей объединяющей деятельностью устанавливает единство разнообразия. Этот четвертый период или цикл, по мнению Эмпедокла, и есть тот мир, в котором живет человек. Четырьмя периодами представлен и путь развития животных. На первой стадии возникали отдельные части и органы живых существ. Второй период характеризуется случайными совпадениями и сочетаниями отдельных органов, в результате чего рождались уроды и чудовища. Третий период представляет собой период разрушения чудовищ из-за их неприспособленности к среде и появление цельно природных, но однополых существ. В последний период происходит дифференциация полов и возникновение животных и людей путем размножения. Развитие животных происходит по необходимости. Из появившихся живых существ выживают те, которые оказываются наиболее приспособленными к внешним условиям. С приспособляемостью связана целесообразность строения частей тела современных животных. Таким образом, Эмпедокл своими взглядами на возникновение и развитие животных, хотя в наивной и фантастической форме в зародыше высказывает идею эволюции. Сок растений и кровь у животных и человека есть ведущая структура организма, и именно кровь и. сок благодаря наиболее совершенному сочетанию в них стихий рассматривались Эмпедоклом в качестве носителей душевных, психических функций. Поскольку психическое приписывалось философом не только животным и человеку, но и растениям, следовательно, Эмпедокл выразил отличную от Фалеса и Алкмеона точку зрения на границы психического, называемую биопсихизмом. Впоследствии принципа биопсихизма будут придерживаться Аристотель, Авиценна и другие философы. У человека центром движения крови является сердце, поэтому оно, а не мозг как это предполагал Алкмеон, является органом души. Кровь определяет и ощущения, и чувства, и мысли. С кровью связаны также особенности общей активности и подвижности человека. Жидкая, горячая кровь обусловливает более тонкую чувствительность и большую активность, и подвижность организма. Холодная, густая, землистая кровь определяет пассивность, медлительность и более грубую чувствительность. То, в какой мере снабжается кровью тот или другой орган тела, определяет потенциальные возможности этих частей тела. Так, например, для оратора необходимо иметь высокоразвитую кровеносную систему языка. У мудрецов лучше всего снабжается кровью головной мозг. Для Эмпедокла принцип подобия приобретает универсальное значение. Он распространяется и на ощущения, и на побудительные силы, и даже на мирообразующие силы — Любовь и Вражду. По мнению философа, для возникновения ощущения необходимо, чтобы подобное действовало на подобное. Любовь, Дружба, Счастье возникают тогда, когда подобные встречается с подобным. Эмпедокл, помимо принципа подобия, вносит новое положение и учение о механизмах восприятия, выдвигая так называемую теорию истечений, с помощью которой он впервые пытается ответить на вопрос о том, как происходит воздействие внешних предметов на органы чувств и как в них возникают ощущения и восприятия. Наиболее полно этот механизм истечений описан философом в отношении зрения. От внешних предметов идут истечения мелких частиц, которые, проникая в поры органов чувств, вызывают образ внешнего предмета. Истечения идут не только от внешних предметов, но и от самих органов чувств. Столкновение идущих навстречу двух видов истечений при условии сходства (подобия) их физической природы и есть тот основной механизм, посредством которого образуются ощущения и восприятия. Принцип подобия и механизм истечений были положены в основу объяснения и цветового зрения. Им указывалось, что от внешних предметов могут истекать разные по своей физической природе частицы. Им соответствуют различные элементы и поры в глазу, через которые эти частицы проникают. Огнем мы видим красный цвет, водой – желто-зеленый, землей — черный и воздухом — белый. Эмпедоклом также впервые высказывается предположение о возможности сведения всей цветовой гаммы к четырем основным цветам. В развитии античной психологии взгляды Эмпедокла занимают видное место, как по своей новизне, так и в отношении влияния их на формирование более поздних представлений о человеке и его психике. Воззрения Эмпедокла способствовали укреплению эволюционного подхода в объяснении возникновения и развития животных, утверждению идеи о материальной природе души, ее внешней и телесной детерминации. Эмпедоклом по-новому были определены границы психического. Сердце–центрическая точка зрения Эмпедокла на проблему локализации души будет одной из распространенных гипотез относительно субстрата психического. Принципа подобия и теории истечений, выдвинутого древним ученым для объяснения механизма восприятия, будут в более позднее время придерживаться Демокрит и все сторонники атомистического учения. Гуморальная теория общей активности и подвижности человека, опирающаяся на принцип соотношения различных элементов крови, станет предпосылкой для построения Гиппократом учения о четырех типах темперамента. Анаксагор. Учение Анаксагора (500–428 гг. до н.э.) отличается от представлений прежних философов тем, что за основу мира им принимаются не отдельные стихии —земля, вода, воздух или огонь, а их дробные частицы, названные Анаксагором “ гомеомериями ”. Это еще не атомы; гомеомерии или семена ближе к молекуле, так как по своей природе они родственны тому большому веществу, которое из гомеомерии составляется. Например, кости состоят из костных частичек. Все тела делимы; во всяком меньшем есть еще меньшее. Все тела и предметы представляют собой сочетание этих мелких частиц — гомеомерий. Качественное своеобразие вещи определяется преобладанием каких-либо гомеомерии в их общей смеси. Гомеомерии сами по себе инертны. Их соединение и разъединение происходит благодаря “Нусу” или “Уму”, основное назначение которого состоит в организации и упорядочении мира (скопление тяжелых, влажных и тяжелых частиц в одном месте, а сухих, светлых, прозрачных — в другом и т.п.). Однако Нус, по Анаксагору, – это не первичная по отношению к материи субстанция. Нус есть самое тончайшее и легчайшее вещество, близкое к воздуху. Он проникает повсюду, поэтому все имеет душу. Растения подобно животным и человеку могут радоваться и огорчаться, только в разной степени. Самой большой способностью ощущать и чувствовать природу обладает человек. И растения, и животные, и человек произошли из гомеомерий, ранее рассеянных в воздухе и впоследствии прибитых к земле дождем. Вначале появились растения, потом животные, из них — человек. В отличие от Алкмеона и Эмпедокла, Анаксагор в качестве общего механизма организации психического выдвигает не закон подобия, а принцип противоположности. Он указывает, что нельзя получить ощущение теплого, если наше тело и воздействующий на него предмет одинаково теплы. Точно так же сладкое, соленое, горькое невозможно определить через них самих. Пресное узнается через соленое, сладкое — через горькое и т.д. Следует поставить в заслугу Анаксагору то, что он первым заметил зависимость ощущений и восприятий от расстояния и интенсивности воздействующего предмета, подойдя, таким образом, к догадке о наличии верхнего порога чувствительности. Философ полагал, что слишком сильные раздражения (чрезмерно яркий свет или сильный звук) устраняют специфику различения и вызывают страдания. В целом в учении Анаксагора выделяются следующие важные положения: 1) представление о корпускулярном строении мира как предпосылка зарождения атомистического направления в философии и психологии; 2) придание Нусу (душе) функций упорядочения и организации; 3) догадка об определяющей роли руки в становлении человека; 4) введение принципа противоположности для объяснения механизма восприятия; 5) предположение о зависимости ощущений от интенсивности, внешних воздействий и условий восприятия. В понимании общей (материальной) природы души Анаксагор примыкает к своим предшественникам, а в определении границ психического он стоял на позициях гилозоизма. Гиппократ. Представление о том, что видимые вещи состоят из смеси первоначал проникает и в естественнонаучную среду. Близкие к этим взглядам общие положения относительно природы в целом и человека в частности выдвигал крупный древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Подобно Эмпедоклу, Гиппократ полагал, что мир образуется из четырех стихий. Однако, по его мнению, нет необходимости прибегать к особым мировообразующим силам, обеспечивающим сочетание и разъединение исходных первоначал. Стихии сами вступают в различные соединения, образуя многообразие природы. Подобно всем другим телам, организм человека также представляет собой смесь четырех начал (земли, воды, воздуха, огня), но связанных в определенной пропорции. Гармоническое сочетание стихий обусловливает физическое здоровье человека. Однако в результате внешних воздействий (климат, смена времени года, условия жизни, характер употребляемой пищи и т.д.) пропорция стихий может нарушаться и вызывать у человека болезни. Поэтому один из путей выхода из болезни должен состоять в изменении внешних условий, географической среды, климата. организации режима питания и соблюдения диеты. Вариации в пропорции стихий у отдельных людей лежат в основе различий между людьми по их конституциональным особенностям, общей активности и подвижности, душевным способностям, склонностям и характеру. Непосредственно эти различия связывались Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в которых в разной мере представлены основные четыре стихии. Степень преобладания какой-либо из названных жидкостей в их смеси и обусловливает основные четыре типа людей — сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Выделением четырех типов темперамента и характера Гиппократ вошел в историю психологии как основоположник дифференциально–психологического подхода к изучению людей. Благодаря представлениям Гиппократа индивидуально-психологическое своеобразие человека стало выступать как вполне закономерный феномен, поскольку конституциональные особенности, общая активность человека, его психические задатки и склонности определяются, с одной стороны, внешними условиями и обстоятельствами, включающими как природные (климатические, географические, метеорологические и т.д.), так и социальные (образ жизни, обычаи, формы правления) факторы, с другой — внутрителесными, гуморальными механизмами. Это тем более важно отметить в связи с тем, что почти в одно время с Гиппократом зарождаются этико-психологические идеалистические системы Сократа–Платона, в которых активность человека трактуется как самобытная, независимая от природных факторов сила. Самая же гуморальная теория темперамента, с момента ее появления и до наших дней, пережила ряд подъемов и спадов. Однако независимо от того принималась или отвергалась гипотеза о четырех типах темперамента, она всегда была и остается до сих пор отправной точкой, как для ее последователей, так и для ее противников. Date: 2015-07-02; view: 1252; Нарушение авторских прав |