Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа





Эмпедокл. Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организма и его физичес­кое состояние. Философская же схема строения человека и мира в целом на основе четырех стихий или “корней” (зем­ля, вода, воздух, огонь) была развита крупным философом и врачом древности Эмпедоклом (490-430 гг. до н.э.). В целом Эмпедокл продолжал развивать материалис­тическую линию в философии и психологии, но в отличие от своих предшественников он заменяет теорию единого первоначала на учение о четырех “корнях”.

Согласно Эмпедоклу, первоэлементами мироздания является не одна какая-то стихия, а четыре — земля, вода, воздух, огонь. Мир образуется в результате механического соче­тания вечных, неизменных и инертных по своей природе стихий под влиянием двух мирообразующих сил, назван­ных Эмпедоклом соответственно Любовь или Дружба и Ненависть или Вражда. Любовь — это сила, соединяющая стихии; Вражда — сила, разделяющая их. Самые эти силы тоже материальной природы и представляют собой осо­бые формы общей смеси первоэлементов.

Мир в своем развитии прошел четыре периода, в каждом из которых преобладала либо Любовь, либо Вражда. Первый цикл ­это период господства Любви, обеспечивающей единство стихий. Во втором периоде домини­рующей силой становится Вражда, которая своей деятель­ностью начинает разделять стихии. Третий период характе­ризуется абсолютным господством Вражды, что приводит к окончательному расчленению стихий и дифференциации окружающего мира. В четвертом периоде вновь приобре­тает власть Любовь, которая своей объединяющей деятель­ностью устанавливает единство разнообразия. Этот чет­вертый период или цикл, по мнению Эмпедокла, и есть тот мир, в котором живет человек.

Четырьмя периодами представлен и путь развития животных. На первой стадии возникали отдельные части и органы живых существ. Второй период характеризу­ется случайными совпадениями и сочетаниями отдель­ных органов, в результате чего рождались уроды и чудо­вища. Третий период представляет собой период разру­шения чудовищ из-за их неприспособленности к среде и появление цельно природных, но однополых существ. В последний период происходит дифференциация полов и возникновение животных и людей путем размножения. Развитие животных происходит по необходимости. Из появившихся живых существ выживают те, которые ока­зываются наиболее приспособленными к внешним усло­виям. С приспособляемостью связана целесообразность строения частей тела современных животных. Таким об­разом, Эмпедокл своими взглядами на возникновение и развитие животных, хотя в наивной и фантастической форме в зародыше высказывает идею эволюции.

Сок растений и кровь у животных и челове­ка есть ведущая структура организма, и именно кровь и. сок благодаря наиболее совершенному сочетанию в них стихий рассматривались Эмпедоклом в качестве носите­лей душевных, психических функций. Поскольку психи­ческое приписывалось философом не только животным и человеку, но и растениям, следовательно, Эмпедокл вы­разил отличную от Фалеса и Алкмеона точку зрения на границы психического, называемую биопсихизмом. Впос­ледствии принципа биопсихизма будут придерживаться Аристотель, Авиценна и другие философы.

У человека центром движения крови является серд­це, поэтому оно, а не мозг как это предполагал Алкмеон, является органом души. Кровь определяет и ощущения, и чувства, и мысли. С кровью связаны также особеннос­ти общей активности и подвижности человека. Жидкая, горячая кровь обусловливает более тонкую чувствитель­ность и большую активность, и подвижность организма. Холодная, густая, землистая кровь определяет пассив­ность, медлительность и более грубую чувствительность. То, в какой мере снабжается кровью тот или другой орган тела, определяет потенциальные возможности этих час­тей тела. Так, например, для оратора необходимо иметь высокоразвитую кровеносную систему языка. У мудре­цов лучше всего снабжается кровью головной мозг.

Для Эмпедокла принцип подобия приобретает уни­версальное значение. Он распространяется и на ощуще­ния, и на побудительные силы, и даже на мирообразую­щие силы — Любовь и Вражду. По мнению философа, для возникновения ощущения необходимо, чтобы подобное действовало на подобное. Любовь, Дружба, Счастье возникают тогда, когда подобные встречается с подобным.

Эмпедокл, помимо принципа подобия, вно­сит новое положение и учение о механизмах восприятия, выдвигая так называемую теорию истечений, с помощью которой он впервые пытается ответить на вопрос о том, как происходит воздействие внешних предметов на орга­ны чувств и как в них возникают ощущения и восприя­тия. Наиболее полно этот механизм истече­ний описан философом в отношении зрения. От внешних предметов идут истечения мелких частиц, которые, про­никая в поры органов чувств, вызывают образ внешнего предмета. Истечения идут не только от внешних предме­тов, но и от самих органов чувств. Столкновение идущих навстречу двух видов истечений при условии сходства (подобия) их физической природы и есть тот основной механизм, посредством которого образуют­ся ощущения и восприятия.


Принцип подобия и механизм истечений были положены в основу объяснения и цвето­вого зрения. Им указывалось, что от внешних предметов могут истекать разные по своей физической природе частицы. Им соответствуют различные элементы и поры в глазу, через которые эти частицы проникают. Огнем мы видим красный цвет, водой – желто-зеленый, землей — черный и воздухом — белый. Эмпедоклом также впервые высказы­вается предположение о возможности сведения всей цве­товой гаммы к четырем основным цветам.

В развитии античной психологии взгляды Эмпе­докла занимают видное место, как по своей новизне, так и в отношении влияния их на формирование более по­здних представлений о человеке и его психике.

Воззре­ния Эмпедокла способствовали укреплению эволюцион­ного подхода в объяснении возникновения и развития животных, утверждению идеи о материальной природе души, ее внешней и телесной детерминации. Эмпедок­лом по-новому были определены границы психическо­го. Сердце–центрическая точка зрения Эмпедокла на проблему локализации души будет одной из распростра­ненных гипотез относительно субстрата психического. Принципа подобия и теории истечений, выдвинутого древним ученым для объяснения механизма восприятия, будут в более позднее время придерживаться Демокрит и все сторонники атомистического учения. Гуморальная теория общей активности и подвижности человека, опи­рающаяся на принцип соотношения различных элемен­тов крови, станет предпосылкой для построения Гиппок­ратом учения о четырех типах темперамента.

Анаксагор. Учение Анаксагора (500­–428 гг. до н.э.) отличается от представлений прежних фило­софов тем, что за основу мира им принимаются не от­дельные стихии —земля, вода, воздух или огонь, а их дроб­ные частицы, названные Анаксагором “ гомеомериями ”. Это еще не атомы; гомеомерии или семена ближе к мо­лекуле, так как по своей природе они родственны тому большому веществу, которое из гомеомерии составляет­ся. Например, кости состоят из костных частичек. Все тела делимы; во всяком меньшем есть еще меньшее. Все тела и предметы представляют собой сочетание этих мелких ча­стиц — гомеомерий. Качественное своеобразие вещи оп­ределяется преобладанием каких-либо гомеомерии в их общей смеси.

Гомеомерии сами по себе инертны. Их соединение и разъединение происходит благодаря “Нусу” или “Уму”, основное назначение которого состоит в организации и упо­рядочении мира (скопление тяжелых, влажных и тяжелых частиц в одном месте, а сухих, светлых, прозрачных — в дру­гом и т.п.). Однако Нус, по Анаксагору, – это не первичная по отношению к материи субстанция. Нус есть самое тон­чайшее и легчайшее вещество, близкое к воздуху. Он про­никает повсюду, поэтому все имеет душу. Растения подоб­но животным и человеку могут радоваться и огорчаться, только в разной степени. Самой большой способностью ощущать и чувствовать природу обладает человек. И растения, и животные, и че­ловек произошли из гомеомерий, ранее рассеянных в возду­хе и впоследствии прибитых к земле дождем. Вначале по­явились растения, потом животные, из них — человек.


В отличие от Алкмеона и Эмпедокла, Анаксагор в качестве общего механизма организации психического выдвигает не закон подобия, а принцип противополож­ности. Он указывает, что нельзя получить ощущение теп­лого, если наше тело и воздействующий на него предмет одинаково теплы. Точно так же сладкое, соленое, горь­кое невозможно определить через них самих. Пресное уз­нается через соленое, сладкое — через горькое и т.д. Следует поставить в заслугу Анаксагору то, что он первым заметил зависи­мость ощущений и восприятий от расстояния и интенсив­ности воздействующего предмета, подойдя, таким образом, к догадке о наличии верхнего порога чувствительности. Философ полагал, что слишком сильные раздражения (чрезмерно яркий свет или сильный звук) устраняют спе­цифику различения и вызывают страдания.

В целом в учении Анаксагора выделяются следующие важные положения:

1) представление о корпускулярном строении мира как предпосылка зарождения атомистичес­кого направления в философии и психологии;

2) придание Нусу (душе) функций упорядочения и организации;

3) до­гадка об определяющей роли руки в становлении челове­ка;

4) введение принципа противоположности для объяс­нения механизма восприятия;

5) предположение о зависи­мости ощущений от интенсивности, внешних воздействий и условий восприятия.

В понимании общей (материаль­ной) природы души Анаксагор примыкает к своим пред­шественникам, а в определении границ психического он стоял на позициях гилозоизма.

Гиппократ. Представление о том, что видимые вещи состоят из смеси первоначал проникает и в естественнона­учную среду. Близкие к этим взглядам общие положения относительно природы в целом и человека в частности выдвигал крупный древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Подобно Эмпедоклу, Гиппократ полагал, что мир обра­зуется из четырех стихий. Однако, по его мнению, нет необходимости прибегать к особым мировообразующим силам, обеспечивающим сочетание и разъединение исход­ных первоначал. Стихии сами вступают в различные со­единения, образуя многообразие природы.

Подобно всем другим телам, организм человека так­же представляет собой смесь четырех начал (земли, воды, воздуха, огня), но связанных в определенной пропорции. Гармоническое сочетание стихий обусловливает физическое здоровье человека. Однако в результате внешних воз­действий (климат, смена времени года, условия жизни, ха­рактер употребляемой пищи и т.д.) пропорция стихий мо­жет нарушаться и вызывать у человека болезни. Поэтому один из путей выхода из болезни должен состоять в изме­нении внешних условий, географической среды, климата. организации режима питания и соблюдения диеты.


Вариации в пропорции стихий у отдельных людей ле­жат в основе различий между людьми по их конституциональным особенностям, общей активности и подвижно­сти, душевным способностям, склонностям и характеру. Непосредственно эти различия связывались Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в которых в раз­ной мере представлены основные четыре стихии. Степень преобладания какой-либо из названных жидкостей в их смеси и обусловливает основные четыре типа людей — сан­гвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

Выделением четырех типов темперамента и харак­тера Гиппократ вошел в историю психологии как осново­положник дифференциально–психологического подхода к изучению людей. Благодаря представлениям Гиппок­рата индивидуально-психологическое своеобразие чело­века стало выступать как вполне закономерный феномен, поскольку конституциональные особенности, общая актив­ность человека, его психические задатки и склонности определяются, с одной стороны, внешними условиями и обстоятельствами, включающими как природные (клима­тические, географические, метеорологические и т.д.), так и социальные (образ жизни, обычаи, формы правления) факторы, с другой — внутрителесными, гуморальными ме­ханизмами. Это тем более важно отметить в связи с тем, что почти в одно время с Гиппократом зарождаются эти­ко-психологические идеалистические системы Сократа­–Платона, в которых активность человека трактуется как самобытная, независимая от природных факторов сила. Самая же гуморальная теория темперамента, с момента ее появления и до наших дней, пережила ряд подъемов и спа­дов. Однако независимо от того принималась или отвер­галась гипотеза о четырех типах темперамента, она всегда была и остается до сих пор отправной точкой, как для ее последователей, так и для ее противников.







Date: 2015-07-02; view: 1252; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию