Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика основных дидактических категорий





 

Дидактическая категория Сущность основных дидактических категорий
Обучение Специально организованный, целенаправленный двусторонний процесс взаимодействия педагога и обучающихся под руководством педагога, направленный на передачу и активное усвоение обучающимися знаний, умении, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Учение Деятельность обучающихся по усвоению предлагаемых им знаний, формированию умений их использовать в практической деятельности, оценке учебных достижений, осознанию личностного смысла и социальной значимости получаемой информации. Об эффективности процесса обучения судят по результатам усвоения обучающимися знаний, овладения ими умениями и навыками, их творческого применения.
Преподавание Деятельность педагога по организации усвоения учебного материала (передачи информации, формировании у обучающихся умений и навыков; организации учебно-познавательной деятельности обучающихся; оказании помощи при затруднении в процессе учения; стимулировании интереса, самостоятельности и творчества обучающихся; оценке учебных достижений обучающихся).
Знания Совокупность закрепленных в определенной системе в сознании обучающихся научных теорий, фактов, законов, понятий, которые они могут использовать в деятельности и в жизни.

продолжение таблицы 38

 

Умения Способы применения знаний на практике.
Навыки Умения выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма, в результате сознательного многократного повторения одних и тех же действий, движений или решения типовых задач в учебной деятельности.
Компетенции Полученные в результате образования знания, умения, навыки, ценностно-эмоциональное отношение к ним и предмету деятельности, направленные на самостоятельное и успешное участие в ней.

 

3.Структура дидактики.

В структуре дидактики различают общую и частные дидактики.

Общая дидактика изучает такие закономерности процесса обучения, которые можно использовать в преподавании всех учебных дисциплин и на всех уровнях учебной деятельности (начальное обучение, углубленное изучение предмета, совершенствование знаний, умений и навыков).

Частные дидактики (предметные методики) рассматривают специфические особенности обучения конкретному предмету (например, методика обучения физической культуры, математики). Частные дидактики руководствуются основными теоретическими положениями общей дидактики.

4.Движущие силы и закономерности процесса обучения.

Движущими силами процесса обучения являются противоречия между:

-новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения и достигнутым уровнем знаний, умений, навыков;

-требованиями общества к уровню обученности и образованности личности и ее познавательным способностям;

-известным и неизвестным — основа проблемного обучения;

-фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятием;

-знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности.

Закономерности процесса обучения:

1.Двусторонность процесса обучения.

2.Активность ученика в процессе обучения.

3.Сотрудничество и сотворчество обучающихся и педагога.

4.Зависимость содержания образования от развития наук, научно-технического прогресса общества и познавательных возможностей личности.

5.Зависимость содержания, методов, средств и форм обучения от целей образования и обучения, поставленных обществом, от целей конкретной образовательной организации.

 

Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы:

1.Какое место занимает обучение в развитии человека?

2.Когда возникла дидактика как отрасль научного знания?

3.Что такое дидактика? Что изучает дидактика?

4.Дайте характеристику задачам дидактики.

5.В чем состоит сущность понятий «знание», «умение», «навык», «компетенция»?

6.Выделите и обоснуйте компоненты структуры дидактики.

7.Что следует понимать под педагогическими противоречиями?

8.Назовите и раскройте основные закономерности процесса обучения в избранном виде спорта.

 

Практическая работа:

Практическая работа № 39. «Сравнение определений понятия «процесс обучения»» Заполнение таблицы.

 

Сравнение определений понятия «процесс обучения»

 

Определение понятия «процесс обучения», автор, источник На чем сделан акцент Что общего В чем различие
«Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями» (Харламов И.Ф., Педагогика. — Минск, 1979).      
«Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» (Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1988).    
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» (Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1996).    

 

Date: 2015-06-11; view: 1092; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию