Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогический процесс как система
В качестве системы, в которой протекает педагогический процесс, выделяются школа (класс, учебное занятие). Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых детей, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — развития личности до конкретных задач формирования отдельных качеств или элементов. Виды педагогических целей: -нормативные государственные цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в законах и государственных стандартах образования; -общественные цели — цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Например, цели работодателя. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы специализаций, разные концепции обучения; -инициативные цели — непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, уровня развития обучающихся, подготовленности педагогов. Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей педагога: -цели формирования знаний, навыков, умений (компетенций), т. е. цели формирования сознания и поведения; -цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям; -цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, интересов обучающихся. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу. Деятельностный компонент отражает взаимодействие педагогов и воспитываемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в научной литературе называют еще организационным или управленческим. Результативный компонент педагогического процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленными целями. 2.Этапы педагогического процесса. Педагогические процессы имеют циклический характер, в развитии которых можно обнаружить одни и те же этапы: 1.Подготовительный этап. На этапе подготовки педагогического процесса создаются условия для протекания процесса в заданном направлении и решаются задачи: -целеполагание; -диагностика условий; -прогнозирование достижений; -проектирование и планирование развития процесса. 2.Основной этап или этап осуществления педагогического процесса. Этап можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя ванные взаимосвязанные элементы: -постановка, разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; -взаимодействие педагогов и учеников; -использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; -создание благоприятных условий; -осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; -обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. 3.Заключительный этап. На данном этапе анализируются достигнутые результаты. Анализ необходим для того, чтобы не повторить ошибок. 3.Педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие — взаимная активность педагога и его воспитанников, их сотрудничество в учебно-воспитательном процессе. От меры педагогического взаимодействия зависит эффективность обучения и воспитания. Его мера динамична и изменяется в благоприятную или неблагоприятную сторону в зависимости от действий педагога, основанных на плохом или хорошем настроении, на взаимном доверии и уважении или недоверии, агрессивности. Педагогическое взаимодействие достигается благодаря умению педагога управлять своим настроением, чувствами, переживаниями, собственной активностью, направленной на поиск взаимопонимания с обучающимися, сопереживания их успехов и неудач, на организацию их работы и поведения с учетом личностных, психических, физических особенностей и возможностей.
Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы: 1.Что такое педагогический процесс? 2.Что представляет собой педагогический процесс как система? 3.Охарактеризуйте основные компоненты педагогического процесса. 4.Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического процесса. 5.Раскройте сущность педагогического взаимодействия. Зависит ли эффективность обучения и воспитания в спорте от педагогического взаимодействия тренера и воспитанников?
Практическая работа: Практическая работа № 38. «Анализ педагогической ситуации».
Проанализируйте следующую ситуацию: В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Группа педагогов посетила уроки физического воспитания в спортзале. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе педагога в следующем: -Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-воспитательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности... А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В спортивном зале как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны мячи, обручи… Спортзал не проветривается, как следует, свет тоже тусклый… -Что касается света и чистоты — это я понимаю, — оправдывался педагог. — Никак не приобретем форму. Но все это не имеет, как мне кажется, отношения к физическому воспитанию. У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя задача — научить ребят, как правильно бегать и прыгать. Можно ли согласиться с таким утверждением педагога? Проанализируйте воспитательные возможности такого урока. Я согласен с педагогом, так как… Я не согласен с педагогом, так как… Воспитательные возможности урока физкультуры я вижу в…
Date: 2015-06-11; view: 795; Нарушение авторских прав |