Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогический процесс как система





 

Система условий протекания процесса     Система форм и методов реализации Педагогический процесс
Процесс формирования
Процесс развития
Процесс воспитания
Процесс обучения
Сотрудничество педагогов и обучающихся
Протекание педагогического процесса

 

В качестве системы, в которой протекает педагогический процесс, выделяются школа (класс, учебное занятие).

Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых детей, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты:

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — развития личности до конкретных задач формирования отдельных качеств или элементов.

Виды педагогических целей:

-нормативные государственные цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в законах и государственных стандартах образования;

-общественные цели — цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Например, цели работодателя. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы специализаций, разные концепции обучения;

-инициативные цели — непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, уровня развития обучающихся, подготовленности педагогов.

Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей педагога:

-цели формирования знаний, навыков, умений (компетенций), т. е. цели формирования сознания и поведения;

-цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям;

-цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, интересов обучающихся.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу.

Деятельностный компонент отражает взаимодействие педагогов и воспитываемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в научной литературе называют еще организационным или управленческим.

Результативный компонент педагогического процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленными целями.

2.Этапы педагогического процесса.

Педагогические процессы имеют циклический характер, в развитии которых можно обнаружить одни и те же этапы:

1.Подготовительный этап. На этапе подготовки педагогического процесса создаются условия для протекания процесса в заданном направлении и решаются задачи:

-целеполагание;

-диагностика условий;

-прогнозирование достижений;

-проектирование и планирование развития процесса.

2.Основной этап или этап осуществления педагогического процесса. Этап можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя ванные взаимосвязанные элементы:

-постановка, разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

-взаимодействие педагогов и учеников;

-использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

-создание благоприятных условий;

-осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

-обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

3.Заключительный этап. На данном этапе анализируются достигнутые результаты. Анализ необходим для того, чтобы не повторить ошибок.

3.Педагогическое взаимодействие.

Педагогическое взаимодействие — взаимная активность педагога и его воспитанников, их сотрудничество в учебно-воспитательном процессе. От меры педагогического взаимодействия зависит эффективность обучения и воспитания. Его мера динамична и изменяется в благоприятную или неблагоприятную сторону в зависимости от действий педагога, основанных на плохом или хорошем настроении, на взаимном доверии и уважении или недоверии, агрессивности.

Педагогическое взаимодействие достигается благодаря умению педагога управлять своим настроением, чувствами, переживаниями, собственной активностью, направленной на поиск взаимопонимания с обучающимися, сопереживания их успехов и неудач, на организацию их работы и поведения с учетом личностных, психических, физических особенностей и возможностей.

 

Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы:

1.Что такое педагогический процесс?

2.Что представляет собой педагогический процесс как система?

3.Охарактеризуйте основные компоненты педагогического процесса.

4.Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического процесса.

5.Раскройте сущность педагогического взаимодействия. Зависит ли эффективность обучения и воспитания в спорте от педагогического взаимодействия тренера и воспитанников?

 

Практическая работа:

Практическая работа № 38. «Анализ педагогической ситуации».

 

Проанализируйте следующую ситуацию: В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Группа педагогов посетила уроки физического воспитания в спортзале. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе педагога в следующем:

-Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-воспитательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности... А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В спортивном зале как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны мячи, обручи… Спортзал не проветривается, как следует, свет тоже тусклый…

-Что касается света и чистоты — это я понимаю, — оправдывался педагог. — Никак не приобретем форму. Но все это не имеет, как мне кажется, отношения к физическому воспитанию. У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя задача — научить ребят, как правильно бегать и прыгать.

Можно ли согласиться с таким утверждением педагога? Проанализируйте воспитательные возможности такого урока.

Я согласен с педагогом, так как…

Я не согласен с педагогом, так как…

Воспитательные возможности урока физкультуры я вижу в…

 

 

Date: 2015-06-11; view: 748; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию