Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпринимательство как фактор производства





Погоня за прибылью с- единственный спо­соб, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают.

Фридрих фон Хайек

Предпринимательство — необходимая принадлежность ры­ночного хозяйства. А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реа­лизации коммерческой идеи и получения прибыли. Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предприниматель­ской. Деятельность предпринимателя имеет определенные при­знаки: риск; инициативу; предприимчивость; самостоятель­ность; ответственность; активный поиск.

В зависимости от содержания деятельности различают виды предпринимательства.

Производственное предпринимательство — это такое, в ко­тором осуществляется производство товаров, услуг, информа­ции, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательства — основная.

Коммерческое предпринимательство состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг и не связано с произ­водством продукции.

Финансовое предпринимательство — разновидность коммер­ческого. Объектом купли-продажи здесь являются деньги, ва­люта, ценные бумаги.


 




Посредническое предпринимательство проявляется в дея­тельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сдел­ке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель по­лучает доход.

Страховое предпринимательство — особая форма финансо­вого предпринимательства, заключающаяся в том, что предпри­ниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Как видим, все виды предпринимательства направлены на получение дохода. Но для этого необходимо научиться комби­нировать ограниченные ресурсы.

Риск - один из основных признаков предпринимательства. Риск означает вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и пла­ном. Различают несколько видов риска: производственный, коммерческий, финансовый, кредитный и процентный.

Вознаграждением фактора предпринимательство выступа­ет прибыль.

Проблема прибыли - одна из наиболее сложных и спор­ных в экономической теории.

Русское слово «прибыль» в «Толковом словаре» В. Даля трактуется как «рост», «увеличение», «приращение», т.е. «при­бавка» к первоначально затраченной сумме капитала. Обнару­живается эта прибавка тогда, когда товары не только произве­дены, но и проданы. Поэтому прибыль напрямую связывают с успехом в коммерческой деятельности.

В связи с этим появляются закономерные вопросы: в ка­кой сфере она создается, кем производится, за счет чего воз­никает. Разные школы на эти вопросы отвечают по-разному. Меркантилисты считали, что прибыль создается в обращении и ее источником выступает внешняя торговля.

А. Смит и Д. Рикардо оценивали прибыль как вычет из продукта труда рабочего.

К. Маркс рассматривал прибыль как вторичную, производ­ную и трансформированную форму прибавочной стоимости, порожденную только наемным трудом.

Английский экономист Джон Стюарт Милль называет при­быль «вознаграждением за воздержание» предпринимателя. Дей­ствительно, предприниматель мог бы, условно говоря, «проку-


тить» деньги в свое удовольствие, но вложил их в производство. Взвешенный и серьезный подход к проблеме прибыли оп­ределит ее следующим образом - как вознаграждение бизнес­мену за работу, т.е. за расходование его предпринимательских способностей:

1) идею бизнеса и ее разработку (бизнес-план);

2) оплату факторов производства (трудовых, природных, ка­питальных);

3) организацию их хозяйственного функционирования;

4) ответственность и риск за их эффективное использование (возможные потери, убытки, недополучение дохода). Теперь обратимся к количественной оценке прибыли. Прибыль обычно определяют как разность между полной

выручкой и полными издержками (всеми расходами на произ­водство). Определить полную выручку несложно. Она состав­ляет произведение количества произведенной продукции на цену единицы товара. Но что включить в полные издержки?

С точки зрения бухгалтера, который на практике занима­ется учетом всех затрат фирмы, в издержки должны включать­ся денежные расходы, которые фирма несет на приобретение машин, оборудования, сырья, материалов, на выплату заработ­ной платы раб отникам и т.д. Фирма выплачивает эти деньги внешним по отношению к.ней хозяйствующим субъектам. По-а*гомУ данные затраты называются внешними издержками. Еще они называются бухгалтерскими (они полностью отражены в бухгалтерском учете), или явными. В этой связи бухгалтерская


прибыль представляет собой разн6Тть~мёжду полной выручкой ~ йТщёШнТДСш~(5у,„

Однако нам уже известно, что в основе принципов приня­тия экономических решений лежит тот факт, что хозяйствующий субъект сталкивается с ограниченностью ресурсов и должен сде­лать выбор между альтернативными способами использования этих ресурсов. Другими словами, производитель должен иметь в виду, что те или иные ресурсы могут быть использованы альтернативным образом, и, следовательно, необходимо сопоста­вить ожидаемые выгоды от этих альтернатив. Принимая реше­ние об использовании ресурсов в данном производстве, предпри­ниматель отказывается от производства других товаров и услуг, т. е. жертвует ценностью альтернативных возможностей.

С этой точки зрения можно утверждать, что издержки, ко-


 




торые следует учитывать примтгшнятии эко номических реше­
ний jyroiBge nia альтернативные изде рж ки, т.е. альтернативная
стоимость (ценност ь) ресурсов при наилучшем альтернативном
---- вариантгттхттрТшёнения. \

Например, выбрав Сложение капитала в производство ме­
бели, предприниматель по существу жертвует доходом, который
он мог бы получить в страховом деле или производстве кухон­
ной утвари. Этот упущенный доход должен входить в издержки
владельца капитала.

Используя собственные ресурсы (собственный капитал, собственную землю, собственные предпринимательские способ­ности), владелец этих факторов не несет явных денежных за­трат, это неоплачиваемые, или внутренние, издержки. Но это именно издержки, поскольку они могут быть представлены в денежной форме в виде платежей, которые могли бы быть по­лучены фирмой при альтернативном использовании данных внутренних ресурсов. Потеря этих платежей и означает, что фирма несет издержки.

Итак ^экономически йлтодход к издержк ам предполагает учеткак^явных. так и не явных издержек. И ес)ти_яв ные - что те, что принимают форму денежных платежей поставщикам ^ фагкторов производства (зарабо тная плата — денежный платеж _ __

^^юставщйтшграбочей силы, т.е. ра бочи м; затраты денежные на покупку машин, материалов и пр.). тп^ёят ше изтгержкги м оу^""^-/^ "но оценить как алы'е'рнативные и здержки ис пол ьзования p ecyj-_^

~сов7прйнадлежа щих самой фирме, т.е. не оп ла чиваемые ею из- дегтжки.

^Неявные издержки могут быть представде_ н_ы как: L>^C-^

а) д^ше^щыёТ!^

более выгодном использовании принадлежащих ей ресур­сов; сюда относятся и издержки упущенных возможностей (недополученная прибыль);

б) нормальн ая прибыль как минимальное вознаграждение
предпринимателю, удерживающее его в выбранной им пт-
расли деятельности.

Экономическая прибыл ь - это разность между полученной выручкой и экономическими издержками. Экономическая при­быль ме ньше бухгалтерской на величину неявных издержек. Чтобы ее представить, надо из бухгалтерскоиТтрибылй вычесть: "•" плату самому предпринимателю (если он сам управлял сво­им производством);


 

• ренту (если он использовал свой собственный участок зем­ли или собственное производственное помещение);

• процент (если в производстве применялся собственный, принадлежащий самому бизнесмену капитал).


Если останется прибыль, то это и будет экономическая прибыль - Экономическая прибыль = выручка - (явные издержки + + неявные издержки). _

Экономиче ская прибыль может быть равна нулю. Э то оз­начает, что предприниматель использует свои ресурсы с опти­мально допустимой для общества эффективностью. Нулевая экономическая прибыль образует достаточное условие для того, чтобы удержать предпринимателя в данной отрасли производ­ства.

Если экономическая прибыль - величина положительная, т.е. больше нуля, то что она собой представляет и за счет чего образуется?

Наличие экономической прибыли экономисты объясняют отдачей специфического ресурса — предпринимательских спо­собностей:

а) принимать решение об использовании в производстве то­
варов и услуг других ресурсов;

б) применять более прогрессивные способы управления фир­
мой;

в) использовать инновации как в производственных процес­
сах, так и в выборе форм реализуемого товара;

г) идти на риск принятия всех подобных решений.
Рассмотренные выше возможности изменений рыночной

ситуации имеют для фирмы внешний характер и не могут уп­равляться. Роль предпринимателя в этих случаях сводится к интуитивному умению предвосхищать события и работать «на опережение». Однако предприниматель способен в надежде на увеличение прибыли по своей инициативе идти на какие-нибудь инновации: применять новые материалы, вводить неизвестные технологии, заменять капитальное оборудование и т.п. Резуль­тат подобных действий предпринимателя также не может быть предсказан со всей определенностью, поскольку остается риск неудачи.

Наконец, мы должны вспомнить, что фирма будет получать экономическую прибыль, если ей удастся монополизировать рынок какого-то товара. Монопольная прибыль возникает по-


тому, что монополист сокращает объем производства и повы­шает цену товара.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоит отличие рынка товаров от рынка факторов
производства?

2. Объясните с точки зрения понятия производного спроса на факторы производства, почему такие профессии, как пря­ха, кузнец и т.п., стали «умирающими», ведь изделия руч­ного труда достаточно высоко ценятся?

3. Почему в России увеличился спрос на услуги юристов, спе­циалистов по рекламе продукции?

4. Назовите основные особенности предложения факторов производства.

5. В чем состоит специфика рынка труда?

6. Перечислите факторы, изменяющие спрос на труд и пред­ложение труда.

7. Что представляет собой заработная плата?

8. Чем вызвана дифференциация в оплате труда?

9. Каково влияние государства и профсоюзов на рынок тру­да?

10. Почему вообще капитал пользуется спросом?

11. Что понимается под инвестициями в человеческий капи­
тал?

12. Ожидаемая норма прибыли при вложении капитала в про­изводство X — 12 %. Будет ли осуществляться этот проект инвестиций при ставке процента, равной 3, 8, 13?


13. Что представляют собой реальная и номинальная ставки процента?

14. Ожидаемая норма прибыли от инвестиций — 7%, рыночная ставка процента — 12, ежегодный темп инфляции — 7 %. Будет ли осуществляться данный проект инвестиций (с точ­ки зрения рационального экономического поведения)?

15. Дайте определение земельной ренты. Изобразите графичес­ки спрос на землю и предложение земли.

16. Что такое дифференциальная рента?

17. Что представляет собой цена земли?

18. Земельная рента будет расти при прочих равных условиях, если:

а) снижается цена земли;

 

б) растет спрос на землю;


в) сокращается спрос на землю;

г) предложение земли растет.

19. Вы располагаете определенной денежной суммой. Перед
вами открываются различные альтернативные пути исполь­
зования этих денег: купить земельный участок; поместить
на срочный вклад в банк; приобрести капитальное обору­
дование для выпуска продукции, пользующейся большим
спросом и приносящей большой доход.

В каком случае вы остановите свой выбор на покупке зем­ли? Какие экономические показатели вы учитываете при этом? Какова теоретическая формула для определения цены земельного участка?

20. Объясните, почему получение экономической прибыли связано с неопределенностью, риском, инициативой пред­принимателя?

21. Какую роль в деятельности фирмы играет стремление к получению монопольной прибыли?

Блицопрос (да/нет)

1. Особенностью спроса на факторы производства является то, что он имеет вторичный, т.е. производный, характер.

2. «Ковры стоят так дорого, потому что высока заработная плата уникальных мастеров ковроткачества, которых нани­мает фирма, производящая мягкую мебель и ковер для ин­дивидуальных заказчиков». Это так?

3. Спрос на капитал на рынке факторов производства — это спрос на физический капитал (например, на машинное оборудование).

4. При данном спросе на инвестиции их величина будет со­кращаться, если будет расти процентная ставка.

5. Реальная процентная ставка может быть отрицательной.

6. Предложение земли абсолютно неэластично по цене.

7. Величина земельной ренты уменьшится, если кривая спро­са на землю сдвинется вправо.

8. Экономическая прибыль — это разница между валовыми доходами и экономическими издержками.

9. Если валовые доходы фирмы равны ее издержкам, то эко­номическая прибыль оказывается «нулевой», т.е. «нормаль­ной».

10. «Прибыль — это социальное и экономическое зло. Ведь именно стремление к прибыли толкает фирмы к установ-


лению монопольной власти на рынке; а монопольная власть - это нерациональное распределение ресурсов». Вы согласны с этим?

Литература

1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономичес­кая теория. - СПб.: Питер, 2002. - Гл. 11.

2. Базылев Н.И., Гурко СП,, Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - Гл. 14.

3. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. - М.: Высшая школа, 1994. - Гл. 14. §1.

4. Курс экономической теории: Учебник. - Изд. 5-е, испр., доп. и перераб. - Киров: АСА, 2005. - Гл. 11—14.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. — М.: Республика, 1992. - X 2. Гл. 29, 30, 31.

6. Современная экономика: Лекционный курс. — Изд. 6-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - Лекция 10.

7. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и при­менение. - М.: Финансы и статистика, 1992. - Т. 2. Гл. 13 § 3, 4, 14; гл. 15.

8. Экономика: Учебник/А.И. Архипов [и др.]/Под ред. А.И. Ар-хипова, А.К. Большакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - Гл. 1. § 1, 4.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Спрос и предложение труда в современной России.

2. Особенность действия эффекта дохода и замещения на рынке труда.

3. Рынки капиталов: дисконтирование и принятие решений по инвестициям.

4. Природные ресурсы как фактор производства.

5. Становление рынка земли в России.

6. Уроки аграрной реформы ПА. Столыпина.

7. Значение прибыли для развития страны.








Date: 2015-07-01; view: 2196; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию