Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие проблемы экономической теории
Своеобразной азбукой экономической теории являются ее общие проблемы — основы любой экономики, с изучения которых начинается данный раздел. Глава 1 Производство и экономика Здесь, в нашей земной жизни, царствует производство. Элиас Канетти Употребления нет пределов. Жан Бодрийар 1.1. Производство. Материальное и нематериальное производство. Воспроизводство. Воспроизводство простое и расширенное. Для того чтобы существовать в этом мире, люди должны есть, пить, одеваться, обуваться, иметь жилье и т.д. Всего этого в готовом виде в природе не существует, люди все это вынуждены производить. Производство есть процесс создания жизненных благ, целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Результатом производства является создание благ. Все, что нас окружает, создано людьми и образует так называемую «вторую природу», в которой мы и существуем. Чем больше развивается человечество, тем больше эта «вторая природа». Все, что создано людьми из материалов природы, является материальными благами, а все, что без природных материалов, — нематериальными благами. В этом смыс- ле различают материальное и нематериальное производство. Материальное производство составляют промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, охота, рыболовство, собирательство лекарственных растений. Эти отрасли создают материальные блага либо обеспечивают их движение до потребителя (производство материальных услуг). В отраслях нематериального производства создаются нематериальные блага (духовные ценности), а также оказываются нематериальные услуги (здравоохранения, образования, научного консультирования и др.). Кроме материального и нематериального следует различать производство прямых и производство косвенных благ. Прямые блага (или блага низшего порядка) непосредственно удовлетворяют наши потребности. Это предметы потребления, такие как хлеб и другие продукты питания, одежда и др. Косвенные блага (высшего порядка) — это средства производства, с помощью которых производятся предметы потребления: станки, печи и другое производственное оборудование и сырье. Производство возможно только как взаимодействие различных его факторов. Все они могут быть представлены тремя группами: 1. Человеческий фактор производства. Речь идет о способности человека к труду, рабочей силе как совокупности физических и умственных сил, применяемых в производстве. В эпоху научно-технической революции из всех способностей наибольшее значение приобретают творческие возможности, высокий уровень и новизна знаний, ответственность. Очень высоко ценятся управленческие способности и предпринимательские, так что предпринимательство даже рассматривается как самостоятельный фактор производства. 2. Средства производства (или физический капитал). Это созданные людьми материальные блага, включающие в себя две группы вещей: средства труда, с помощью которых создаются необходимые блага (производственные здания, инструменты, приборы, машины и сооружения, транспортные средства и т.д.), и предметы труда — то, из чего производят, на что воздействуют люди в процессе труда (руда, уголь, дерево, материалы и т.д.). 3. Земля. Это все природные, естественные ресурсы, которые либо непосредственно участвуют в производстве, либо являются его условием. Это сама земля, ее недра, вода, воздух... Современное производство немыслимо и без других факторов, среди которых ученые называют саму организацию производства и его технологию, информационный фактор (информационно-компьютерные системы необыкновенно ускоряют развитие производства), науку, энергетический фактор (который приобрел сегодня особо важное и самостоятельное значение), экологический фактор, учет которого в хозяйственной практике стал обязательным, инфраструктура. Инфраструктура — это отрасли и сферы, создающие общие условия для нормального функционирования производства. Выделяют производственную инфраструктуру, которая непосредственно обслуживает производство (склады, материально-техническое снабжение, транспорт, связь, дороги, вычислительные центры и пр.), и непроизводственную (социальную), обеспечивающую социально-культурные условия жизни людей (жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, служба быта, образования, здравоохранения и др.). В процессе производства все эти факторы соединяются и создают продукт, являющийся результатом производства. Прекратить процесс создания благ и услуг люди не могут, как не могут они прекратить процесс потребления благ, удовлетворения потребностей. В противном случае утратятся условия нашего жизнеобеспечения. Поэтому производство — процесс объективно существующий, т.е. закономерный, независимый от воли и сознания отдельных людей. Процесс этот постоянно повторяется, в целом являясь непрерывным. Постоянно повторяющийся процесс производства называется воспроизводством. Различают простое и расширенное воспроизводство. При простом размеры выпуска продукции неизменны, при расширенном - растут. Для современного общества характерно расширенное воспроизводство. Процесс производства всегда осуществляется в обществе, в системе общественного разделения труда, т.е. каждый производитель связан многочисленными хозяйственными нитями с другими людьми. К примеру, крупнейшая компания по производству автомобилей «Дженерал моторе» пользуется услугами 137 тыс. поставщиков. Все участники производства используют знания, научные открытия, опыт друг друга и блага, созданные одними людьми, потребляются другими. Именно из-за того, что труд разделен между людьми и специализация труда не знает границ, произ- водство является общественным процессом взаимодействия не только его основных факторов, но и производителей, что находит свое отражение в движении общественного продукта через ряд взаимосвязанных стадий: от производства через распределение и обмен к потреблению. Эти стадии самостоятельны лишь относительно и существуют как «разные грани» единого процесса общественного производства, соединены между собой прямыми и обратными связями. Так, производство выступает не только процессом создания необходимых для жизни благ и тем самым средством удовлетворения потребностей людей, но и «генератором» самих потребностей: появление тех или иных новых потребностей в решающей степени обусловлено самим производством. К примеру, потребность в телевизорах, компьютерах, телефонах возникла лишь на базе создания и организации достаточно массового их производства. Стадия распределения означает не только распределение произведенных благ между членами общества, но и распределение средств производства и соответственно членов общества по сферам и отраслям производства, экономическим регионам, предприятиям, а также по цехам и участкам работы на предприятии. В этом смысле распределение есть момент производства. Обмен, как и распределение, представляет собой, с одной стороны, самостоятельную функцию в движении продукта, а с другой — совершается и в самом производстве в виде обмена деятельностью и способностями. Потребление — завершающая стадия движения продукта, где удовлетворяются потребности людей. Это личное потребление, обеспечивающее воспроизводство рабочей силы и создающее стимул развития и совершенствования производства. С другой стороны, существует производственное потребление — расход материалов при изготовлении продуктов, потребление электроэнергии при работе оборудования как составное звено самого процесса производства. Учебные занятия, которые происходят в аудитории, являют собой результат распределения студентов по аудиториям согласно учебному расписанию, процесс потребления знаний студентами, обмен информацией друг с другом и преподавателем, процесс производства профессионалов.
1.2. Производительные силы общества Date: 2015-07-01; view: 1259; Нарушение авторских прав |