Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические ресурсы, их классификация





Средства, с помощью которых удовлетворяются потребно­сти, называются благами. Любое благо называется экономичес­ким, если оно имеется в распоряжении общества в ограничен­ном количестве.


Для получения экономических благ необходимы соответ­ствующие ресурсы, т.е. все то, что может быть использовано для производства и реализации товаров и услуг. Ими являются:

1) природные - силы и вещества природы, которые пригод­ны для применения в производстве;

2) материальные — все созданные человеком средства произ­водства;

3) трудовые - все трудоспособное население;

4) финансовые — денежные средства, которые общество в со­стоянии выделить на организацию производства.

В мире только три страны имеют практически все извест­ные виды природных ресурсов - это Россия, США и Китай. Разведанные и добытые природные ресурсы становятся сырь­ем для отраслей материального производства. Современная про­мышленность потребляет огромное количество сырья; в тече­ние XX в. распаханность земной суши увеличилась вдвое; в настоящее время потребление человечеством пресной воды пре­вышает 5 тыс. км3 в год (главный потребитель — сельское хо­зяйство); площадь лесов ежегодно уменьшается на 20 млн га, или на 0,5 %. Проблема истощения природных ресурсов и за­грязнения окружающей среды заставляет разрабатывать спосо­бы утилизации промышленных и бытовых отходов.

Ученые предсказывают, что в будущем в экономике глав­ным сырьем станут отходы, а природные запасы станут резерв­ными источниками снабжения. В настоящее время далеко не полно используются ресурсы Мирового океана (биологические, морская вода — своеобразная «живая руда», содержащая 75 хи­мических элементов, минеральные ресурсы дна океана, энер­гетические ресурсы вод Мирового океана - мощность прили­вов), а также климатические ресурсы (энергия Солнца и ветра, тепло, влага, свет). Так, биологические ресурсы океана пока обеспечивают только 2% продовольственного «пайка» челове­чества.

Что касается трудовых ресурсов, то экономически актив­ное население (занятые в производственной и непроизводствен­ной сферах) в странах Запада составляет 70% всех трудовых ресурсов, а в развивающихся странах - 45-55%. В среднем в мире 100 трудоспособных обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.

Следует отличать ресурсы от факторов производства. Фак­торы производства — это уже реально вовлеченные в производ­ственный процесс ресурсы.


1.6. Противоречие системы «ресурсы - потребности» и механизм их разрешения

Аксиомой экономической жизни является ограниченность (или редкость) ресурсов, а с расходованием ресурсов связаны все проблемы экономического развития.

Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производ­ства, информация. С проблемой ограниченности ресурсов стал­киваются также фирмы и общество в целом. Это значит, что в каждый данный момент в экономике имеется строго определен­ное количество трудовых, материальных, финансовых, энерге­тических ресурсов, которые можно использовать для производ­ства товаров и услуг. На земном щаре и в каждой стране в отдельности проживает определенное количество людей, способных трудиться; есть ограниченное количество земли, ко­торое можно использовать для сельскохозяйственного производ­ства и строительства; имеется определенное количество создан­ных людьми средств производства.

Вопрос, как использовать имеющиеся ресурсы, не составил бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены, следова­тельно, можно было бы произвести любое благо в неограничен­ном количестве. Но, как мы помним, в обществе действует за­кон возвышения потребностей, в силу чего в каждый данный момент времени удовлетворить весь спектр имеющихся у лю­дей потребностей имеющимися ресурсами оказывается невоз­можным, т.е. при попытке одновременно удовлетворить все по­требности мы наталкиваемся на абсолютную ограниченность ресурсов. Но если ограничить круг наших потребностей, т.е. выбрать те, которые будем удовлетворять имеющимися ресур­сами, то ограниченность ресурсов станет относительной. В свя­зи с этим возникает необходимость эффективного распределе­ния и использования имеющихся ресурсов для максимального удовлетворения потребностей.

Таким образом, приходим к следующему: потребности об­щества безграничны, полностью неутолимы, а ресурсы обще­ства ограничены или редки. Это противоречие разрешается пу­тем свободного выбора благ и услуг, которые будут производиться из этих ограниченных ресурсов, или иначе выбора тех потребно­стей, которые будут удовлетворяться, и тех, от удовлетворения которых следует в данный момент отказаться.


Более подробно проблема выбора будет рассматриваться в главе 3.


Отражением проблемы выбора является постановка трех основных вопросов экономики, ответы на которые зависят от типа хозяйственной системы: что, как и для кого производить?

Контрольные вопросы и задания

1. Что из перечисленного является предметом труда:

а) инструменты, механизмы, машины, автоматы;

б) полезные ископаемые, данные природой;

в) трубы, бочки, цистерны;

г) сырье, поступающее в дальнейшую обработку.

2. Проблема редкости может быть решена, если:

а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу со­
трудничества;

б) будут открыты практически неисчерпаемые источники
энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обще­
ствами;

г) все сказанное неверно.

3. Станки, здания, оборудование относятся к:

а) природному ресурсу;

б) трудовому ресурсу;

в) капитальному ресурсу;

г) финансовому ресурсу.

4. В чем состоит назначение предпринимательской способно­сти?

5. Что представляет собой структура общественного произ­водства?

6. Охарактеризуйте сферы производства: производство, рас­пределение, обмен и потребление.

7. В чем заключается проблема выбора?

8. Дайте классификацию потребностей.

9. В чем сущность закона возвышения потребностей?

10. Какие ресурсы были наиболее редкими в доиндустриаль-ной экономике, индустриальном и постиндустриальном об­ществе?

11. В чем различие ресурсов и факторов производства?

12. В чем смысл экономической эффективности?

Блицопрос (да/нет)

1. Энергия ветра — это неэкономическое благо.

2. Продукты питания не являются ресурсами.


3. Здания, дороги, каналы — это средства труда.

4. Сырье, поступающее в дальнейшую обработку, — это пред­мет труда.

5. Может ли считаться процессом производства добыча полез­ных ископаемых?

6. Простое воспроизводство — это повторение процесса про­изводства в неизменных масштабах.

7. Ограниченность ресурсов свойственна только первобытно­му обществу.

8. Главные проблемы экономики — что, как, для кого? — не существуют в странах с рыночной экономикой.

9. Противоречие «ресурсы - потребности» разрешается на ос­нове выбора, какие из потребностей удовлетворять и в ка­ком объеме.

10. Если все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного про­дукта можно, только сокращая производство другого, то такую ситуацию можно назвать эффективной.

Литература

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. - М.: Дрофа, 2004. - Гл. 1.

2. Куликов J1.M. Экономическая теория. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — Тема 2.

3. Курс экономической теории: Учебник. — Изд. 5-е, испр., доп. и перераб. — Киров: АСА, 2005. — Гл. 2. § 1—3.

4. Нуреев P.M. Курс микроэкономики. — 2-е изд., изм. — М.: Норма, 2004. - Гл. 2.

5. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. — Ростов н/Д, 1998. - Лекция 3.

6. Спгенлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих. — М.: Рес­публика, 1994. - Гл. 1, 2.

7. Экономика: Учебник/А.И. Архипов [и др.]/ Под ред. А.И. Ар-хипова, А.К. Большакова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - Гл. 1. § 2.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Информация как экономический ресурс.

2. Безграничные потребности и редкость ресурсов.

3. Экономический потенциал России.

4. Россия — ресурсная кладовая мира.


Глава 2







Date: 2015-07-01; view: 3022; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию