Сведения из истории развития ФОО
На протяжении развития педагогики и школы существовали следующие системы образования:
Индивидуальная, индивидуально-групповая (использовалась в период средних веков).
Особенности классно-урочной системы:
- постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс)
- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения)
- учебный процесс проходит в виде особых, взаимосвязанных, следующих друг за другом частей (уроков)
- каждый урок посвящен только 1 предмету (монизм – от слова «один»)
- постоянное чередование уроков (расписание)
- руководящая роль учителя (пед.руководство)
- использование разных видов и форм познавательной деятельности учеников
Белл-ланкастерская система взаимного обучения (1795 г., Англия). От имени священника А.Белла и учителя Джона Ланкастера. Сущность системы: Старшие ученики сначала под руководством учителя
сами изучали учебный материал, а затем, получив необходимые инструкции, обучали младших товарищей.
Батовская система (США) Время учителя делилось на 2 части: на урочную работу с классом и на индивидуальные занятия, оказание помощи как слабым, так и сильным ученикам в более успешном овладении учебным материалом. Мангеймская система (Европа) (конец 19 в.) – система избирательного обучения.
Ученики в зависимости от их способностей и успеваемости делились на классы сильных, средних и слабых.
Дальтон-план (в начале 20 в., г.Дальтон) – лабораторная система, или система мастерских.
Вместо традиционных классов в школе организуются предметные мастерские, в которых каждый ученик занимается индивидуально, получая задания от учителя и пользуясь его помощью. Учитель выступает в роли консультанта. Отменялись уроки.
1931-1932 гг. Возвращение в России классно-урочной системы.
· в высшей школе
В средней школе Республики Беларусь преобладает классно-урочная система обучения.
Признаки: постоянный состав примерно одного возраста и уровня подготовки, планирование, учебный процесс – взаимосвязанные части-уроки, постоянное расписание, каждый урок – только одному предмету, руководящая роль учителя, постоянное место – кабинет, постоянная продолжительность, вариативность д-ти учащихся.
преимущества: строгая организационная структура,экономична,благоприятные условия для взаимообучения, воспитания и развития личности,проста в управлении обучением (авторитарный стиль преобладает).
недостатки: ориентация на среднего ученика,работа в навязанном темпе,формальная организация работы.
Урок — это коллективная форма организации обучения с учащимися одного возраста и постоянного состава, с ограниченными временными рамками, по заранее составленному расписанию, с единой для всех программой обучения. Позволяет не только организовать УПД учащихся, но и формирования мировоззрения, воспитания, творческого развития и саморазвития. На уроке реализуются все функции ПО, в нём взаимосвязаны все компоненты По, благоприятные условия для сочетания фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы детей.
Особенности: определённый объём учебного материала,постоянный состав учащихся,руководство учителя,последовательность структурных этапов,чёткое время,обязательность посещения,обязательная реализация все принципов в сочетании.
К уроку предъявляются общие дидактические, развивающие, воспитательные, организационные, санитарно-гигиенические и др. требования.
Date: 2015-06-11; view: 593; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|