Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Старший школьный возраст (15-18) Юношеский
1. Физическое развитие: - замедление темпа роста - завершение окостенения скелета - увеличение мышечной силы - установление кровяного давления - ритмичная работа желез внутренней секреции - завершение полового созревания 2. Познавательная сфера: а) внимание – произвольно, устойчиво б) восприятие – целенаправленно в) память – логическая г) мышление – высокий уровень обобщения и абстрагирования, стремление проникнуть в сущность явлений, критичность, самостоятельность мышления д) речь – точность, яркость словесных форм 3. Формирование личности: - стремление имеет свою точку зрения, дать свою оценку событиям - развитие чувств и волевых процессов - развитие умения комплексной оценки человека (кумиры – гармонически развитые люди) - желание утвердить себя, выразить свою индивидуальность - изменение положения в обществе и коллективе - интерес к этическим проблемам, интимные переживания (первая любовь) - интерес к проблемам смысла жизни, счастья, долга, свободы личности - усиление сознательных мотивов поведения - критическое отношение к действительности, повышение требований к учителям и взрослым - активное осмысление будущего, выбор профессии 4.Проблема цели и целеполагание в педагогике. Основная особенность педагогической деятельности – целенаправленность. Вся педагогическая деятельность целенаправленна. Цели могут быть как глобальными, так и государственными, региональными. Цели школы, уроков, воспитательных мер. ЦЕЛЬ – предвосхищение в сознании того или иного результата, ибо не зная, ЗАЧЕМ учить и воспитываешь, нельзя знать, ЧЕМУ и КАК учить и воспитывать. Цель воспитания - это планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного. Условия успешности: - диагностичность - реальность - приемственность - выдвижение и обоснование цели на каждом этапе пед. деят-ти -направленность на результат ЦЕЛЬ и характер воспитания определяются: Ø экономическим развитием общества; Ø научно-техническим и социальным уровнем развития; Ø развитием педагогической теории и практики; Ø возможностями учебно-воспитательных учреждений; Ø уровнем подготовки педагогических кадров; Ø развитием детей и их возможностями. Виды целей: 1. общая – выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей 2. индивидуальная – предполагает воспитание определенного человека На современном этапе педагогика выступает за единство общих и индивидуальных целей. На практике цель осуществляется через систему конкретных задач. Цель и задача соотносятся как целое и часть. Цель воспитания (общая) – обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее гармоничное развитие. Цель воспитания на современном этапе – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Цель воспитания (нац.система воспитания) – становление и развитие образованной, творческой, национально-сознательной, нравственно и физически здоровой личности. Смысл всей воспитательной работы – нести добро людям. Направления воспитания: 1. формирования мировоззрения 2. интеллектуальное воспитание 3. нравственное воспитание 4. трудовое воспитание 5. патриотическое и интернациональное воспитание 6. эстетическое воспитание 7. физическое, гигиеническое воспитание 8. самообразование, самовоспитание Следует отметить, что в современной педагогике проблема целей воспитания является дискуссионной. Ни одно из существующих определений цели воспитания не представляется исчерпывающим. В различных педагогических концепциях цель воспитания трактуется в зависимости от сознательно-философской позиции авторов. Современная отечественная педагогика предполагает наличие как идеальной, так и реальной цели воспитания. Идеальная цель воспитания отражает соответствие идеалу воспитания, под которым понимается всесторонне развитая гармоническая личность. Философы древности представляли себе человека средоточением функциональных добродетелей. В дальнейшем проблема всесторонне развитой личности была сформулирована К. Марксом. История развития человеческого общества показывает, что в одном человеке реально не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности. Идеальная цель воспитания является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. Реальные цели воспитания в отличие от идеальных изменяются в зависимости от целого ряда условий. Реальные цели воспитания имеют исторический характер. Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер, поскольку отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей. Цели воспитания могут носить и субъективный характер - как правило, в том случае, когда конкретная семья формулирует для себя, каким они хотят вырастить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие. 5.Содержание образования в педагогике. Нормативные документы, определяющие содержание образования. Содержание образования - это конкретный объем ЗУНов по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов (всё то, чему учат). Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства). Существуют следующие общие принципы формирования содержания школьного образования: 1) гуманистичность, обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности; 2) научность, проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса; 3) последовательность, заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него; 4) историзм, означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых; 5) систематичность, предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры; 6) связь с жизнью как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой; 7) соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения; 8) доступность, определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов. Содержание образование представлено: Государственный образовательный стандарт - нормативный документ, в котором определен образовательный минимум (что должен знать и уметь выпускник) для каждой ступени образования. Учебный план - сертификат учебного заведения, в котором определяется перечень учебных предметов, последовательность их изучения и количество учебного времени. Учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание и логику изложения учебного материала по каждому предмету, объем времени на его изучение в целом. Учебники и учебные пособия - средства обучения, основные источники информации и организации самостоятельной работы обучаемых по каждому учебному предмету. Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий: 1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; 2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; 3) распределение предметов по годам обучения; 4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; 5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета; 6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п. На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит; объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу.
На формирование содержания влияют следующие системы:
Общественные потребности Цель Наука
Культура Содержание образования Личные потребности
Техника Возможности Природа
6.Педагогический процесс, его закономерности и структура. Педагогический процесс – целенаправленное и организованное взаимодействие педагогов и воспитанников для реализации целей образования и воспитания в определенной педагогической системе. Функции: -информирующая,-развивающая-аксиологическая,(ценностная ориентция),-соц.адаптации, -воспитательная. Хар-ки: Целенапрвленность,целостность,связь воспитания и деятельности,связь восп.и активности личности. Принципы ПП – основные идеи, нормативные требования к организации и осуществлению ПП (формируются на основе закономерностей ПП): принцип культуросообразности – передача и усвоение в ПП социально-исторического опыта конкретного народа и его культуры; принцип природосообразности – создание в ПП условий для выявления и учета природных задатков, возрастных и индивидуальных особенностей развития личности; принцип гуманизма – понимание личности как высшей ценности и уважение в ПП ее прав, потребностей и интересов. Движущая сила (источник) ПП – противоречие между требованиями к личности, возникающими в ее жизни, и реальными возможностями личности, ее уровнем педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных свойств. Закономерности педагогического процесса: 1. Педагогический процесс в целом закономерно обусловлен потребностями и все возрастающими возможностями общества в формировании всесторонне, гармонически развитой личности. 2. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических). 3. В педагогическом процессе закономерно взаимосвязаны процессы обучения, образования, воспитания и развития, а также процессы воспитания самовоспитания, процессы педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых. 4. Эффективное функционирование педагогического процесса закономерно зависит от единства действий всех субъектов воспитания. 5. Общественно обусловленные задачи воспитания закономерно зависят также от возрастных и других особенностей воспитуемых, уровня развития коллектива. 6. Содержание конкретного воспитательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. 7. Методы и средства воспитания закономерно обусловлены его задачами и содержанием в конкретной ситуации. 8. Формы организации педагогического процесса закономерно обусловлены его задачами, содержанием, избранными методами и средствами воспитания. 9. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса закономерно обеспечивает достижение максимально возможных в данных условиях результатов воспитания за отведенное время. 7.Система образования РБ и её информативно-правовая база. Образование- процесс обучения и воспитания в интересах чел.общества, гос-ва, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном,физ. развитиии, подготовка квалиф.кадров. Вплоть до конца XIX в.существовала начальная школа, позднее появились старшие классы средней общеобр. школы.Происходил процесс соверш. структуры и преемственных связей между различ. образ.-воспит. учреждениями- создали в каждой стране свою систему образования. Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. 3 измерения:1- социальный маштаб рассмотрения, образование в мире,в отдельной стране,регионе(гос., частное, светское образование)2- ступень образ.(дошольное, школьное,, и т.д.)3-профиль образования: общее, специальное(мат,гум,) Государственная политика в сфере образования основывается на след. принципах: приоритетности образования; обязанности общего базового образования,; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию, проф-техническому и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования; приоритета общественных ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научности; экологической направленности образования; демократического характера управления образования; светского характера образования. Национальная система образования включает: участников образовательного процесса, образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы, учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования, государственные органы управления образованием, министерство образ. РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. Образование делится на основное и дополнительное. Основное: дошкольное образование, общее базовое образование, общее среднее образование, проф-технич. образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях образования- внешкольное воспитание и обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров. Учреждение образования- юридические лицо, имеющее исключительное право осуществлять образовательную деятельность. Подразделяются на: дошкольные образовательные учреждения( д.с.,детские ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр)создаются в помошь семье для воспит. детей с 1-6, охраны и укр. физ. и псих. здоровья, подготовительный этап для начального образования. Общеобразовательные учреждения (гос. общеобраз. школы, гимназиями, лицеями)Средняя общеобраз. школа имеет 3 ступени: 1-начальная шк. Обеспечивает становление личности, целостное развитие способностей ребёнка, формирование умения и желания учиться 4 года, 2-основная(базовая шк.)5 лет, Закладывает прочную общеобраз. подготовку, обеспечивает развитие личности, его склонностей, формирует мировоззрение. Является обязательной. 3-общая средняя шк.2 года. Обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обуч., Профессиональные образовательные учреждения - создаются для реализ. проф. образ. программ начального, среднего и высшего проф. образования. Начальное проф.образование нацелено на подготовку работников квалифицированного труда. Среднее проф.образование нацелено на спец.среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образ.базы. Высшее проф.образование нацелено на подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня. Послевузовское образование предоставляет гражданам возможность повысить уровень образования, научной и пед. квалификации. Дополнительные образовательные программы -реализуются в целях всестороннего удовлетворения образ. потребностей граждан, об-ва, гос-ва в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования. Date: 2015-06-11; view: 652; Нарушение авторских прав |