Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неприязнь





Рядом с людьми, к которым испытываешь неприязнь, чувствуешь себя одиноким.

В те минуты жизни, когда душа "кричит" от безысходности и нужно

оставаться твёрдым, это лучше, чем быть в кругу близких и приятных тебе

людей, т. к. это ведёт к "раскисанию".

Безразличие

Безразличие ведёт к потере смысла жизни, а эта утрата - к одиночеству. ≪Если

бы в ту минуту мне даже объявили, что меня не убьют и я могу преспокойно

отправиться восвояси, это не нарушило бы моего безразличия: ты утратил

надежду на бессмертие, какая разница, сколько тебе осталось ждать -

несколько часов или несколько лет. Теперь меня ничто не привлекало, ничто

не нарушало моего спокойствия≫55.

Воспоминания

Воспоминания, с которыми происходит утрата чувства реальности времени,

вводят в забытье, т. е. погружают в одиночество.

Страх

Результат - ощущение разобщённости тела и души, когда перестаёшь жить,

будучи живым.

Здесь же следует отметить, что личность, не находящая удовлетворения

ни в одном из указанных типов сообщества, нуждается в ином, более

личностно окрашенном типе коммуникации. Этот тип коммуникации Ясперс

и называет коммуникацией экзистенциальной.

Экзистенциальная коммуникация сопряжена с такими экзистенциальными:

характеристиками человека, как единичность и свобода. Соответственно,

она должна быть избавлена от любого принуждения и утилитаризма. Если

мы вступаем в коммуникацию не ради раскрытия себя другому человеку,

такому же единичному и свободному, но ради каких-то сторонних целей,

значит, данный тип коммуникации нельзя считать подлинным.

Экзистенциальная коммуникация, подразумевающая полную личностную

открытость, всегда сопряжена с определённым риском. Мы не можем

знать намерений другого человека, никаких гарантий не существует; И тем

не менее, человек долженидти на такойриск, поскольку без Другого существование

Я будет неполным И'ущербным..Ясперс пишет:.≪Я-не могу стать самим

собой, не вступив в коммуникацию≫.

Важной предпосылкой экзистенциальной коммуникации является наличие

у её участников общей ситуации. (Мы отмечали выше, что понятие ситуации

- одно из базовых в экзистенциальной философии. Оно обозначает

уникальный биографический контекст, в котором находится каждый конкретный

индивид, исторический и неизбежный фон, на котором разворачивается

драма его личной судьбы). Общность, ситуации облегчает взаимопонимание,

постижение души другого человека, без чего экзистенциальная коммуникация

невозможна. Разум, симпатия, сопереживание — всё это необходимые

компоненты полноценного общения на уровне экзистенции.

Логическим продолжением темы экзистенциальной коммуникации является

тема экзистенциального сообщества. Экзистенциальная коммуникация

может включать более или- менее широкий круг участников (очевидно,

что не слишком большой; ибо любая; массовость служит предпосылкой отчуждения).

Экзистенциальное сообщество.столь же хрупко и-'уязвимо, как и экзистенциальная

коммуникация между двумя людьми. Оно сохраняется лишь

благодаря свободному решению участников поддерживать его и хранить

верность и обязательства по отношению друг другу. Принципиально свободный

и неутилитарный характер отличает экзистенциальное сообщество от

всех иных видов стихийно или целенаправленно сформированных общественных

групп и объединений.

Персонализм является наглядным показателем того, что опираясь лишь

на самого себя, человек неизбежно оказывается в тупике бессмысленности

бытия, и единственной последовательной1 позицией его оказывается трагический

стоицизм и готовность смотреть в глаза Ничто. Это, собственно, и.-явля-

ется позицией атеистического экзистенциализма от Хайдеггера до Сартра.

Чтобы выйти из этого тупика, неизбежным оказывается признание Высшего

Начала бытия. Это мы видели уже на заре экзистенциализма - у Паскаля и

Кьеркегора. К такому же итогу неявно приходит и агностик К. Ясперс. Чётко

заявлена эта позиция в русской философии, в работах таких экзистенциальных

философов, как Л. Шестов и Н. Бердяев. Для них была ясна ущербность

замкнутого самобытия личности. Личность реальна только тогда, когда есть

нечто, что выше её, что служит её онтологическим основанием.

≪Наш гуманизм - это стремление к целостности. Современный мир

расщепил человека на отдельные части, и каждая из них, будучи оторвана от

целого, приходит в упадок. Мы пытаемся вернуть человеку его целостность,

62 Мунье Э. Что такое персонализм? М. 1994. С. 56.

соединить в нём тело и душу, созерцание и труд, мышление и деятельность.

...Мы стремимся к тому, чтобы между человеком мысли и человеком дела,

между всеми людьми установились отношения братства, о которых они сами

еще ничего не знают, препятствуя порой установлению этих отношени•и~≫ 63.

….

Начнём с того, что противоречие между индивидуальным существованием

и обществом, напряжение между Я и Другими заложено в самой сущности

человека, является одним из базисных экзистенциальных противоречий,

которые заданы самим характером человеческого бытия. Экзистенциальные

противоречия невозможно устранить, однако возможны разные -

продуктивные и непродуктивные реакции на их наличие.

Базовым экзистенциальным противоречием, свойственным человеку,

является противоречие (у Фромма - ≪дихотомия≫) между жизнью и смертью.

Человек осознает неизбежность смерти и должен как-то приспособиться

к этому базовому онтологическому факту (мы помним, какую роль играла

смертность, временность в экзистенциализме). И именно из этой дихотомии

6 3 Мунье Э. Что такое персонализм? М. 1994. С. 100.

неизбежно вытекает следующая — между краткостью человеческой, жизни,

протекающей, к тому же, в определённой исторической ситуации, и индивидуальными

притязаниями человека.

Однако влияние общества отнюдь не всегда благотворно. Чувства отчуждения

и одиночества, от которых страдает современный человек, во многом

- следствие той системы отношений, которая сложилась в современных

индустриальных обществах. Фромм вовсе не идеализировал предшествующие

индустриальному обществу типы социальной организации. Они подавляли

индивидуальность ещё больше, но в иной форме. Применительно к ним

следовало бы говорить не об отчуждении личности и её одиночестве, но - об

отсутствии личностного начала, почти полном растворении ≪Я≫ в коллективе.

Важной составляющей взглядов Фромма на проблему одиночества является

проводимое им различение физического и морального одиночества.

Даже изолированный человек может не чувствовать себя одиноким, если

имеет возможность соотнести себя с какой-то системой ценностей и идей,

которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл. Иначе он оказывается

во власти сомнений и разрушительного скептицизма, которые-парализуют

его способности действовать, а значит и жить.

Напротив, человек, обладающий чувством причастности к некоему

смысловому единству, может чувствовать себя в психологическом плане

вполне комфортно, даже не общаясь с людьми или сведя это общение к минимуму.

Пример такого типа поведения во все времена и во всех культурах

дают ≪религиозные виртуозы≫, отшельники, чья жизнь наполнена общением

с Высшим началом. Несколько отвлекаясь от концепции Фромма, можно

вспомнить примеры такого позитивного осмысленного одиночества, порождаемого

современной культурой. Например, Г. Торо, представитель американского

трансцендентализма, развивал такое плодотворное одиночество в

единении с природой, Вселенной.__

Одиночество - вещь болезненная и мучительная, но для мыслящего человека

необходимая. Поэтому следует научиться создавать своё одиночество,

находясь в эпицентре общественной жизни. Не обязательно быть только глубоко

религиозным человеком, чтобы легко переносить одиночество. Увлечённость

идеей, творчеством, также даёт человеку смысл существования. Т.е.

важным критерием в различении позитивного и негативного одиночест-

89

ва (или, как мы отмечали в первой главе, уединения и одиночества) следует

считать его осмысленность.

Как отмечает Фромм, человек — существо, нуждающееся в ≪системе

ориентации≫, системе, которая давала бы объяснение происходящему и намечала

перспективы деятельности. Такими системами могут быть религии,

идеологии, философские доктрины. Если одиночество человека наполнено

смыслом для него, оно не переживается как мучительное состояние. Если же

смысла нет, то, даже находясь рядом с другими, человек может чувствовать

мучительное отчуждение и бессмысленность.

Характер, по Фромму, не врождённая, но приобретаемая характеристика

личности, совокупность выработанных в результате воспитания поведенческих

реакций на окружающий мир, предполагающая определённый, устойчивый

тип поведения. Фромм различает индивидуальный и социальный характеры,

хотя они взаимосвязаны. Первый - уникален, второй свойственен

многим людям, сформированным в сходном окружении.

Проблема одиночества имеет ко всем этим рассуждениям самое непосредственное

отношение. Человек нуждается в других людях для преодоления

одиночества. Но могут быть продуктивные и непродуктивные формы отношений

между людьми. Продуктивным отношением Фромм считает любовь.

Не только любовь в сексуальном смысле (хотя и этот аспект, естественно,

им учитывается), но любовь как понимание другого; уважение его свободы

и уникальности, признание другого в.его неизбежной!инаковости; ответственная

забота о нём, не превращающаяся в назойливую опеку. Любовь

подразумевает равноправное общение сторон, добровольную взаимоотдачу и

взаимопонимание, взаимное духовное и эмоциональное обогащение сторон.

Любовь как сущностное отношение устраняет одиночество.

Однако гораздо больше распространены иные, непродуктивные формы

отношений между людьми, которые не подразумевают равноправия, но строятся

на различных формах подавления и эксплуатации ≪другого≫. Естественно,

такие отношения не могут преодолеть одиночества, хотя могут создать

видимость такого преодоления: Поэтому люди охотно используют ≪непродуктивные

≫ типы отношений, зачастую, не осознавая реальных механизмов,

лежащих в основе своего собственного поведения. Фромм выделил следующие

виды непродуктивных межличностных отношений: симбиотические

отношения, отчуждённость и разрушение.

При симбиотических отношениях человек утрачивает свободу. Избавление

от одиночества происходит за счёт того, что человек как бы растворяется

в другом, становится его частью. При этом типе отношений человек ста-

новится либо ≪поглощённым≫, либо ≪поглощающим≫. Фромм обозначает

первое как ≪мазохизм≫, а второе — как ≪садизм≫.

В основе мазохизма лежит стремление человека избавиться от своей

индивидуальности, убежать от свободы, неизбежности выбора. Такой тип

поведения может ≪рационализироваться≫ (термин Фрейда, означающий попытку

≪логического≫ и ≪приемлемого≫ объяснения иррационального импульса)

по-разному: как ≪жертвенность≫, ≪самоотдача≫, ≪служение≫ и т. д.

Культура общества может содержать ценности и нормы, легитимирующие

подобное поведение, в таком случае ≪рационализировать≫ подобное поведение

человеку ещё проще. Но в его основе лежит потеря себя, страх и нежелание

быть собой.

Стремление ≪поглощать≫ другого; названное Фроммом садизмом,

предполагает несколько иную модель. Здесь человек стремится полностью

контролировать другого, получить, безраздельную власть над ним., С-подчинённым

человеком обращаются, как, с вещью. Рационализироваться этот тип

отношений может, как ≪забота≫, ≪опека≫, покровительство, защита и т.д.

≪Другой≫ признаётся недееспособным-, неспособным на самостоятельные

решения и даже не имеющий права на*них.

И мазохизм, и садизм не преодолевают одиночества. Ведь нормального

диалога, истинной коммуникации не получается при неравноправии сторон.

Однако вполне возможна обоюдная зависимость (пара ≪мазохист-садист≫ -

распространённое явление). Но это говорит лишь о том, что люди, не умея

построить нормальные отношения, спасаются от одиночества, отрекаясь от

собственной сущности - свободы и продуктивности.

Другой вид отношений представляет собой дистанцированность, отчуждённость.

В данном случае человек воспринимает других, как угрозу своей

индивидуальности или безопасности. В некоторой степени дистанцирование

необходимо для развития человека, но часто оно принимает болезненные

формы.

В эмоциональном плане дистанцирование сопровождается чувством

безразличия к окружающим, сопровождаемым самодовольством, или, наоборот,

глубоким чувством собственной неполноценности и ненужности. В современных

обществах дистанцирование с присущим ему равнодушием к окружающим

часто маскируется поверхностным дружелюбием и ни к чему не

обязывающей общительностью. Ведь современное общество требует от нас,

чтобы мы были ≪коммуникабельными≫ и ≪открытыми≫...

Фромм пишет: ≪Поскольку отчуждённость и деструктивность - пассивная

и активная формы одногош того жетипа отношений, они часто сочетаются

в различных пропорциях. Однако их различия значительнее, чем различия

между активной и, пассивной формами симбиотических отношений.

Деструктивность - это< результат более сильной и более поверхностной блокировки

продуктивности, чем отчуждённость. Это извращённая форма

стремления к жизни; это энергия ≪непрожитой≫ жизни, трансформируемая в

энергию разрушения действительной жизни≫65.

Фромм выделил несколько типов социального характера с непродуктивной

ориентации. Это рецептивный, эксплуататорский, накопительский,

Date: 2015-07-01; view: 376; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию