Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элиас Н. Общество индивидов. М, С. 144





30

и одинок он именно потому, что не понимает смысла происходящих с ним

бедствий. Но когда этот смысл для него проясняется, ситуация одиночества

исчерпывает себя).

….

Можно выделить в человеческой истории' два1 таких значимых переломных

периода. Первый - описанное философом-экзистенциалистом Карлом

Ясперсом ≪осевое время≫23, второй - глубокий духовный перелом, связанный

с переходом к эпохе современности. Характерно, что оба перелома

связаны с формированием нового понимания человека.

Архаическое мировоззрение, уходящее корнями ещё в первобытность,

не предполагало выделение человека из природной реальности, наполненной

разнообразными мифическими существами и силами. В рамках архаического

мировоззрения ещё не сформировались такие понятия, как нравственность,

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика. 1994.

31

личная ответственность, вина и т. д. Т. е. человек ещё в полной мере не осознаёт

себя и специфику своего положения в мире, не отделяет себя от него.

Но в ≪осевое время≫ формируются новые религиозные и философские

идеи (конфуцианство и даосизм в Китае, зороастризм в Иране, философия в

Греции, пророческое движение в Палестине, буддизм в Индии), которые уже

являются плодом пробудившегося к самопознанию и нравственной рефлексии

человеческого духа. Таким образом, ≪осевое время≫ можно считать эпохой

духовного рождения человека. И не случайно все перечисленные выше

религиозные и философские системы не анонимны. Известны имена тех, кто

их создал, известны (хотя и в разной степени) их биографии. И для всех них

свойственно совершенно новое поведение — они в какой-то степени были

≪одиночками≫, они противопоставляли свои идеи сложившейся традиции и

верованиям их обществ. Противостояние могло, принимать и форму открытого

; конфликта: Т. е. период пробуждения^человеческого духа стал н периодом

возрастания значимости творческого одиночества - уединения.

Таким образом, на основе вышесказанного можно утверждать следующее:

одиночество не синонимично ограничению социальных контактов. Об

одиночестве следует говорить лишь тогда, когда это ограничение пережива-

ется болезненно - как отчуждение, вынужденная изоляция, отсутствие смысла

индивидуального существования. Подобная ситуация не является универсальной.

В частности, традиционные общества, как правило, не создают подобной

антропологической ситуации. (Однако в качестве исключения такая

ситуация возможна). Применительно к традиционным обществам можно говорить

о наличии устойчивых практик уединения, связанных с достижением

религиозных целей, но не об одиночестве как массово распространенной

проблеме.

§ 2. Формирование мировоззренческих предпосылок одиночества.

Итак, на фоне растущего могущества человек оказывается в ситуации

смысловой неопределённости и безосновности. Это - черты исторической

ситуации, в которой происходит дальнейшее развитие современного человека.

Из своей безосновности он попытается сделать основание всего мироздания,

из своего одиночества - апологию собственной исключительности. В

эпоху Нового времени человек открывает самого себя как ≪личность≫ или

≪субъект≫.

§ 3. Социальные предпосылки одиночества:







Date: 2015-07-01; view: 1100; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию