Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сидорова Лия Геннадьевна
Индоктринация: этический анализ Этика
Современность выдвигает новые требования к этико-философскому дискурсу, старые проблемы появляются в новом обличий. Попытки сформулировать идеалы гражданского общества сплошь и рядом оборачиваются демагогией. В новых неожиданных контекстах весьма сложно четко отделить ситуацию требовательной нравственной ответственности, высокое искусство риторики, с одной стороны, от недопустимого морализирования, с другой. … Индоктринация выступает как одна из неадекватных, но распространенных квазирациональных реакций на переживание невыносимости бытия. Человечество существует в стихии индоктринации, но особенности ее функционирования изучены недостаточно, В обществе, где активно функционирует риторика, где развит социальный институт образования, (будь то Древняя Греция или современная Россия), всегда бытийствует индоктринация. И здесь исключительно важно обладать четкими критериями отделения риторики как культуры речи от риторики как индоктринации, то есть овладения сознанием людей во имя корыстных целей под видом образования. Вопрос о вербальных компенсациях кризиса важен для понимания не только нравственной ситуации современности, но и самой философии: почему одни эпохи развития философской мысли видят главную задачу в формулировке эффективных этических постулатов, а на некоторых других этапах развития философии практически никто не интересуется самой проблемой, и этическая проблематика отодвигается на второй план. Индоктринация обычно рассматривается с точки зрения обыденного сознания, не подвергаясь этическому анализу. Практика широкого, но неотрефлектированного употребления понятия «индоктринация» в философской литературе и отсутствие его анализа в нашей философско- этической традиции делает актуальным обращение к заявленной теме и в практическом плане. … Термин «индоктринация» используется современной англоамериканской философией педагогики и понимается как внушение установок и догм таким образом, чтобы исключить критическое восприятие со стороны учеников.' Понятие индоктринации имеет тенденцию теряться в ряду схожих - морализирование, лицемерие, ханжество, поучение - и отсутствует в русскоязычной как научной, так и справочной литературе. В подавляющем большинстве случаев, индоктринация рассматривается либо с позиций обыденного сознания, либо в специальных работах по прикладной этике, не подвергаясь 'См.: The Oxford Companion to Philosophy. Oxford, 1995. - P.867 философско-этическому анализу. Авторы ограничиваются описательными и эмпирическими констатациями или подменяют анализ эмоциональной оценкой. Индоктринация не становилась предметом специальной философской рефлексии не только в отечественной, но и в англоязычной литературе. … Библейская традиция, порицающая формализм в нравственности, - букву, которая «мертвит» (фарисейство как лицемерное благочестие, стремление представить мораль как набор прописных истин), отчетливо тематизировала моральную ущербность таких практик, как морализирование и индоктринация. Мыслители нового и новейшего времени, даже заявляющие о своем нахождении вне религиозного дискурса, по существу наследуют этот библейский пафос. Стремление к подлинной, а не формальной, добродетели прослеживается в теоретических построениях французских просветителей XVIII века. Порицают морализирование Ф. Ницше, К. Маркс, 3. Фрейд. Современная этика и философия образования по существу продолжает пользоваться инструментарием, предложенным данной традицией. … XX век, становление средств массовой коммуникации и их использование в политике (тоталитарные пропаганда и агитация) и в экономике (реклама) дали новый импульс к исследованию индоктринации в широком смысле слова. Попытка осмыслить индоктринацию в рамках социальной психологии XIX-XX веков привели к ее интерпретации в качестве компенсируюш;его механизма и таким образом к признанию ее жизненно важной функции - адаптации человека к быстро изменяюш;емуся миру, потоку информации и т.д., вербализации «сценарной установки». Психологи и социологи с конца XIX- начала XX вв. разрабатывают феномен индоктринации в специальных теориях. Особенно интересны в этом плане исследования, посвященные пропаганде, внушению и суггестии. В аспекте агитации и пропаганды и внедрения доктрины в массовое сознание тема представлена в работах таких социологов и философов, как Г. Тард, Г. Лебон, Т. Адорно, Э. Канетти, В. Райх. Понятия суггестии и контрсуггестии глубоко разработаны Б.Ф. Поршневым и его последователями. Индоктринация толкуется, например, как «внушение идей» (В.Вундт, С. Московичи, В. Бехтерев и др.) … Современная западная философская мысль концентрируется на «боязни индоктринации» вообш;е, на боязни какой-либо моральной «оценки». Причем эта боязнь столь же неотрефлектированна, как и само понятие индоктринации. В русской традиции особый интерес к рассматриваемой тематике возникает также на рубеже XIX-XX веков (работы Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева, СП. Булгакова, Н.И. Кареева; характерна также актуализация «первоисточников» морализма — трудов Т. Карлейля и С. Смайльса, массовой «павленковской» серии и т.д.). Пока в нашей литературе проблема индоктринации по существу не исследуется. Немногочисленные современные российские исследователи, занимающиеся данной тематикой (например, О.С. Соина, В.А. Прокофьев), рассматривают данный феномен в русской этической мысли как данность, онтологически имманентную национальному менталитету. … Объект исследования - риторический дискурс. Предмет исследования — специфические особенности и противоречия риторического дискурса, которые возникают в процессе образования. … Индоктринация рассматривается как механизм компенсации, превращенная форма воспитательного воздействия; [т.е. скрытое внушение, без явной декларации о намерениях, установках, целях] … В классической философской традиции морализирование определяется как "оценка тех или иных общественных явлений, И основанная не на анализе объективных закономерностей развития действительности, а на абстрактных идеалах и пожеланиях. Такая оценка, выносимая без понимания сущности явления, бывает обычно следствием неправомерного распространения принципов и критериев морального сознания на те области практической и теоретической деятельности людей, где применение только их явно недостаточно. При этом научное познание действительности, понимание законов ее развития подменяется субъективными представлениями о желаемом ходе событий, нравственным негодованием, когда эти события развиваются вопреки намерениям моралистов" '. Более современный "Энциклопедический словарь по этике" трактует термин морализаторство как " понятие, применяющееся для обозначения такой позиции при вынесении моральной оценки или нравственного проучения, которые по тем или иным причинам вызывают сомнение в их этической оправданности" … Действуя совокупно, морализирование и идеологизация "забивают нравственные начала в их зародыше". … Индоктринация, являясь синонимом морализирования, нуждается в рассмотрении как нравственный феномен. [????] … В частности возможна связка особой активности "доктринерской работы" с классификацией эпох, выстроенной М. Бубером. В работе "Проблема человека" он выделяет эпохи бездомности и обустроенности. Первая не имеет общей картины мира: она мозаична, фрагментарна. Люди в подобной ситуации испытывают "антропологический страх". Эпоха обустроенности характеризуется редукцией, упрощенностью, стремлением "каталогизировать" окружающий мир, и именно на этом этапе как нельзя более уместной оказывается доктрина. [скорее сама эта эпоха возникает на базе доктрины] … Наиболее упрощенный и схематичный вариант создания и действия доктрины можно представить следующим образом. "Заказчиком" может выступать как индивидуум (крайне редко), так и сообщество лиц. Учитывая объективные обстоятельства, сложившуюся ситуацию и желаемый результат, "заказчик" обращается к "вдохновителю" - человеку, разрабатывающему центральный образ, "ядро" доктрины. Инспиратор - автор идеи, непосредственной разработкой деталей будет заниматься группа создателей. В идеальной модели создания доктрины заказчик одновременно будет инспиратором, что обеспечит максимальную смысловую насыщенность и "жизнеспособность". Чем больше посредников (связующих звеньев) в "трио" заказчик - создатели — вдохновитель, тем меньше вероятность ее успеха: при длинной коммуникативной цепочке утрачивается ряд первичных смыслов и появляются сторонние элементы (как результат воздействия субъективного фактора). "Ядро" доктрины - образ, имидж. Какой бы абстрактной изначально она ни была, в каждом отдельно взятом социуме она будет "работать" только при наличии некоего "идеального героя", вокруг которого группируются остальные идеи доктрины (например, за отвлеченную идею конституции никто не выступит, если не будет реального ее " гаранта"). … Социум, руководствуясь современной ситуацией, определяемой уровнем жизни, духовными запросами, включенностью в коммуникации с другими этносами, существующими предрассудками, мифами, архетипами, творящими сознание людей, выдвигает ряд требований к доктрине. Все они зависят от ситуации, но, так или иначе, могут быть отнесены к: Date: 2015-07-01; view: 498; Нарушение авторских прав |