Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночный социальные характеры





Э. Фромм был далеко не единственным автором, обратившим внимание

на пагубное воздействие конкурентной рыночной экономики и связанных

с ней насаждающихся стереотипов поведения. Карен Хорни, другой известный

представитель психоанализа, писала в своей работе ≪Невротическая

личность нашего времени≫, что потенциальное враждебное напряжение между

людьми, порождаемое конкуренцией, порождает постоянный страх. Другим

важным источником страха.является перспектива≫ неудачи^ перспектива

более реальная, чем достижение успеха: A^вeдь именно успех является мерилом

человеческого' достоинства! в. современном рыночном, обществе. Кроме

того, неудача реально влечёт за собой фрустрацию основных потребностей, и

эта перспектива тоже порождает страх. Неудача означает не только ухудшение

материального положения, но потерю престижа и уважения со стороны

окружающих, резкое снижение самооценки.

Хорни пишет: ≪Под давлением существующей идеологии даже абсолютно

нормальный человек считает, что его значимость напрямую связана с

успехом, сопутствующим ему. Нет надобности говорить о том, что это создаёт

шаткую основу для самоуважения.

Все эти факторы вместе - соперничество и сопутствующие ему потенциальные

враждебные отношения между людьми, страхи, сниженное самоуважение

- в психологическом плане приводят к тому, что человек чувствует

себя изолированным. Даже когда у него много друзей и он счастлив в браке,

эмоционально он всё же изолирован. Эмоциональную изоляцию выносить

Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э.Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С.68.

трудно любому человеку, однако она становится бедствием, если совпадает с

мрачными предчувствиями и опасениями на свой счёт≫67.

Концепция Фромма, описывающая различные типы непродуктивных

отношений между людьми, ставит проблему лучшего понимания человеком

самого себя. Ведь причиной непродуктивности является не только негативное

влияние общества, но и неспособность людей адекватно понимать самих

себя, анализировать свои отношения с другими людьми. Ведь если бы негативное

влияние общества на характеры людей было тотальным - были бы

невозможны продуктивные личности и нормальные человеческие отношения.

Но и продуктивные личности, и здоровые отношения существуют. Значит,

немало зависит от самого человека, его способностей и желания решать

собственные проблемы, ответственно и сознательно относиться к своей жизни.

Одиночество следует понимать как состояние, порождаемое растущей

свободой личности, ростом личностного самосознания и нарушением социальных

связей между людьми - искажённой коммуникации. Следовательно;

преодоление одиночества мыслимо на путях выстраивания, неискажённой

коммуникации, а также - духовного развития* самой; личности, совершенствования

её способности' к самостоятельной смыслополагающей активности и

способности к пониманию других; людей: и; самой.: себя; ≪Одиночество - это

тюремная камера, которая открывается только изнутри≫..((АльфредолаМонт)>

Поскольку искажённая коммуникация во многом; порождается социальными

и культурными условиями, её: ≪реконструкция≫ на микроуровне

представляет собой слишком масштабную задачу, чтобы ожидать в ближайшее

время её радикального решения. Провал массовых социальных движений

первой половины XX века наглядно это показал. Предпосылки искажённой

коммуникации в современных обществах устранить,невозможно. Но остаётся

сам человек, погружённый, в свои повседневные заботы, включённый

в сеть неформальных связей. Именно на микроуровне - в плане социальном,

и на личностном уровне - в плане антропологическом, возможно решение

проблемы одиночества. Превратить одиночество в уединение, создавать экзистенциальные:

сообщества - всё это под силу человеку, если он решится на

встречу с самим собой и ≪другим≫, понятым не как средство, а как цель. Экзистенциалисты

не зря так много внимания уделяли решимости и, ответственности.

Но на исходе XX - в начале XXI1 века проблема социальной изоля-

98

ции, отчуждения и одиночества обострилась. Косвенными свидетельствами

этого являются статистические данные, свидетельствующие о росте депрессивных

расстройств, распространении наркомании и алкоголизма, непрочность

семей, рост преступности и т. д. Всё это — симптомы отсутствия социальной

солидарности. Современные (уже постсовременные) общества стали

ещё более атомизированными, чем общества классического модерна. Социальная

структура стала ещё более сложной и подвижной, темп социальных

изменений - ещё выше. Возникли новые формы ≪бегства от свободы≫ и от

самого себя. И в то же время появилось множество новых возможностей для

творческого саморазвития человека. Порождённая эпохой современности дихотомия

между свободой и одиночеством, возможностями и реальностью

продолжает существовать и обостряться. Об этом мы и будем говорить в последней

главе нашей работы.

С некоторой иронией Липовецки пишет: ≪Когда прекращается экономический

рост, на смену ему приходит психическое развитие; когда информация

заменяет производство, рост самосознания требует всё новых ≪источников

сырья≫: в ход идёт йога, психоанализ, язык тела, дзен, групповая динамика,

трансцендентальная медитация; экономический подъём сопровождается

преувеличенным значением ≪пси≫ и мощным ростом нарциссизма. На-

правляя страсти на собственное ≪Я≫, которое становится пупом земли, ≪пси≫-

терапия, дополненная физическими упражнениями или восточной философией,

создаёт ранее незнакомый, образ. Нарцисса, отныне отождествляемый с

\ понятием ≪человек психологический≫. Нарцисс, одержимый, самим собой, не

1 витает в облаках, не находится под воздействием наркоза, он упорно трудит-

ся над освобождением собственного Я, над великой судьбой собственной са-

t

мобытности и независимости: отказаться от любви, любить самого себя так,

чтобы не нуждаться в ком-то другом, чтобы стать счастливым≫73.

Липовецки отмечает рост внимания именно к проблемам психического,

духовного развития. Так что, казалось бы, Нарцисс находится на пути от

одиночества к уединению. Он неустанно обращается к самому себе. Происходит

неустанная работа сознания по освобождению, наблюдению и объяснению

своей личности. Бауман называет этот же феномен ≪отслеживанием≫,

Гидденс - ≪рефлексивностью≫. Человек постоянно размышляет над собой и

своими поступками, желаниями. Но парадоксальным образом эта постоянная

сосредоточенность на себе порождает равнодушие и апатию.

Отчуждение приобретает в зрелом потребительском обществе новую

форму - опустошения, размывания идентичности. Наблюдается всеобщая

73 Липовецки Ж. Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме. СПб., ≪Владимир Даль≫, 2001. С. 85.

105

демотивация, общественное пространство превращается в пустыню, поскольку

весь смысл существования человека сосредотачивается в изолированных

индивидах, субъективность которых размывается бесконечной рефлексией.

Но уход в нарциссическое одиночество, одновременно и приятный, и

травматичный - не является делом свободного выбора. Липовецки считает,

что сама структура современных обществ, характер их экономики и культуры

предполагает именно такой тип поведения, как наиболее адаптивный.

Нарциссизм - не отклонение, это норма для потребительского информационного

общества с гибкой экономикой, дальнейшим размыванием

больших социальных групп (классы если и сохранились сегодня, то как чисто

количественная категория, номинальная или статистическая социальная

группа). Всё слишком быстро меняется, никто не может быть уверен ни в

чём. Поэтому перенос акцента на самосознающую, постоянно рефлексирующую

личность вполне логичен. В одиночку удобнее всего встраиваться в постоянно

меняющиеся структуры, кочевать с места на место, меняя работу и

образ жизни.

….

Но что же происходит с этим эго? Происходят парадоксальные вещи:

чем больше человек сосредотачивается на самом себе, чем больше граней он

открывает у своего Я, тем более это Я распадается и фрагментируется, теряется

чёткая идентичность. Отсюда и ослабление механизмов самоконтроля,

стремление потворствовать своим желаниям - всё это понимается, как ≪спонтанность

≫, ≪игровой подход к жизни≫, на деле же представляет собой ослабление

воли - размывание единства субъектности. Человеку становится всё

труднее ≪собраться≫, ≪сосредоточиться≫, испытать какое-то сильное чувство,

поскольку это тоже требует сосредоточенности.

Иными словами, в, постсовременном обществе прочный, единый ≪субъект

≫ эпохи классического модерна исчезает, субъекта нет. Индивидуальность

превращается в некий пучок влияний со стороны, собственных желаний и

мыслей, в поток психических состояний, не имеющий чёткого ядра.

Но этот новый индивид, казалось бы, имеющий все предпосылки для

творческого преодоления одиночества, тем не менее, не перестал от него

страдать. Полноценные отношения между Я и Другим становятся теперь невозможными

по причине поглощённости каждого Я самим собой и размыванием

личностного ядра, устойчивого Я, которое могло бы открываться Другому,

открывая Другого для себя. А в пространстве условностей и фрагмен-

тированных идентичностей едва ли возможны прочные устойчивые отношения.

Нарциссизм предполагает новое отношение к другому Я, и это новое

отношение имеет и позитивную, и негативную сторону. Под позитивным

следует понимать снижение уровня взаимной агрессии. Под негативным -

равнодушие. То, что 3. Бауман красноречиво проиллюстрировал вопросом

75 Липовецки Ж. Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме. СПб., ≪Владимир Даль≫, 2001. С.87.

Каина Богу: ≪Разве я сторож Брату моему?≫. В нарциссическом обществе никто

никому не хочет быть сторожем.

≪Нарциссизм притупляет остроту борьбы в человеческих джунглях,

производя опустошения в социальных кругах и иерархиях, ослабляя желание

быть объектом восхищения и зависти себе подобных. Налицо молчаливая

глубинная революция в межличностных отношениях: в настоящее время

важно обязательно быть самим собой, увеличивать собственное значение без

оглядки на критерии чужого Я; видимый успех... начинает утрачивать свою

притягательность; соперничество постепенно уступает нейтральным отношениям

между людьми, где чужое Я, лишённое излишней весомости,'уже не

является ни противником, ни конкурентом, став индифферентным, десуб-

станционализированным... Другое Я в качестве анонимной точки отсчёта

оказывается в загоне в той же мере, как социальные институты и высшие

ценности≫76.

Зато оно сохраняет значимость как объект интереса к личным проблемам

другого Я, подробностям его жизни. Т. е. другое Я превращается в объект

любопытства или ≪психологического анализа≫. Отсюда - интерес к определённого

типа шоу, превращение приватного в публичное (применительно к

политикам и всякого рода знаменитостям), а также, например, феномен личных

дневников-блогов в Интернете, которые могут читать все.

Чего хочет Нарцисс от Других? Он уже не хочет самоутверждаться,

конкурировать, доказывать что-то, что-то терять и чем-то жертвовать. Он хочет

≪оказаться в обществе раскованных и коммуникабельных людей, ≪симпатяг

≫, близких ему по интересам и привычкам... Собственно, это желание и

направляет потребности в созидании сообществ в постсовременном обществе

- психологические семинары и тренинги, клубы по интересам, религиозно-

философские кружки - весьма распространённые типы добровольных объединений.

Липовецки Ж. Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме. СПб., ≪Владимир Даль≫, 2001. С.107-

108.

108

Нарцисс не испытывает ни малейшей тяги ≪сливаться≫ с многолюдными

социальными движениями, утверждаться за счёт исповедания идеологий,

его невозможно ≪мобилизовать≫. Он просто хочет быть рядом с удобными

≪другими≫, не создающими проблем и напряжения, ничего не требующими

от него. Обязательства воспринимаются, как обуза.

Но Липовецки не видит здесь повода для особой тревоги: ≪... вялый

социум является точной копией равнодушного Я, наделённого недостаточно

сильной волей, нового зомби, пронизанного информацией. Ни к чему отчаиваться,

≪ослабление воли≫ - вовсе не катастрофа...; непринуждённая апатичность

представляет собой скорее крепостной вал на пути взрывов исторической

религиозности (религиозного фанатизма) и гигантских параноидальных

проектов. Занятый лишь собой, стремящийся к личному совершенству и

равновесию, Нарцисс препятствует разговорам о мобилизации масс... Эра

≪воли≫ проходит... Логика экспериментальной системы, основанной • на быстром

возникновении комбинаций, требует устранения ≪воли≫< вместе с её

функционированием. Некий ≪волевой центр≫ с присущей ему достоверностью,

с его внутренней силой, всё ещё является очагом сопротивления ускоренному

экспериментированию: уж лучше апатия нарциссов, хрупкое Я,

единственно способное идти синхронно вместе с систематической и уско-

77

ренной экспериментальной работой≫.

Апатичная и не имеющая прочных групповых привязанностей, нарцис-

сическая личность, тем не менее, испытывает потребность в общении и новой

информации. Удивительным изобретением, соответствующим всем потребностям

и особенностям нарцисса стал Интернет. Первоочередная (военная

и научная) цель его создания — сегодня уже не так важна. Важно то, что

сеть стала средой, где нарциссизм может расцветать, как нигде.

Интернет позволяет быть в мире, не выходя из дома, отгородиться от

реальности и, в то же время, сохранять иллюзию причастности к ней. Реальное

соприкосновение с миром заменяется освоением информации. Информация

позволяет заполнить внутреннюю пустоту, от которой нарцисс страдает,

развеять постоянно гложущую его скуку, получить новые впечатления.

С другой стороны, Интернет позволяет, казалось бы, преодолеть чувство

одиночества, которое становится всё более и более ощутимым. Журнал

≪Русский Newsweek≫ в статье ≪Одиночество- в сети≫ пишет: ≪В век глобализации

и информационных технологий всё больше людей чувствуют себя

одинокими, и учёные пока не понимают, как с этим бороться. По данным исследователей

из американского Университета Дьюка, с 1985 по 2004 год утроилось

число американцев, которые утверждают, что у них нет друзей. И

уже каждый четвёртый американец живёт в абсолютном одиночестве — в

1940 году таковых было всего 7 %.__

Итак, в постсовременном обществе процесс индивидуализации переходит

в новое качество, общество становится крайне индивидуализированным

(термин Баумана) или персоналистическим (термин Липовецки). Вопросы

самопознания, самоопределения, саморазвития становятся актуальными, как

никогда, оттесняя в сознании людей на задний план социальные, экономические,

политические проблемы. Сфера личной свободы также расширяется

беспрецедентно, но всё это сопровождается ростом апатии, депрессивности,

фрагментацией личности, кризисом идентичности и иными кризисными моментами.

Индивидуализированное общество, как мы отмечали выше, вовсе не

преодолело одиночество, хотя придало ему новый вид и выработало новые

социальные формы бегства от него, в том числе, способы, подразумевающие

использование новейших коммуникационных технологий.

Говоря о нарциссической личности и её одиночестве, мы упустили ещё

один важный момент. Одиночество может стимулироваться так называемым

социальным исключением. Более или менее комфортное благополучное

одиночество обеспеченного человека и одиночество изгоя - это разные вещи.

Нарциссическое общество, несмотря на высокий уровень потребления, не

решило проблемы неравенства. Основной группой социально исключённых

традиционно являются ≪бедные≫. В бедность же человек может ≪провалиться

≫ (как выражается социолог У. Бек) абсолютно внезапно.

Провал в бедность может стать следствием болезни, влекущей за собой

утрату дееспособности и средств к существованию, для женщин - следствием

развода (особенно, если женщина остаётся с детьми): Потеря жилья и работы

также способны перевести людей в разряд социально исключённых.

Старость нередко становится причиной исключения и одиночества.

Люди, стабильно принадлежащие к бедным слоям, могут формировать

определённые механизмы взаимопомощи, связи по месту жительства, соседства.

Те, кто беднеет внезапно (а такому риску сегодня подвержены, фактически,

все) оказываются в иной ситуации.

Такие люди довольно быстро утрачивают привычный круг общения и

единственные, с кем они могут контактировать - это социальные работники

(в случае, если они есть). Но это не тот тип общения, который способен преодолеть

одиночество.

Брюкнер пишет: ≪...людей объединяют перенесённые трагедии. Мы

уже не обольщаемся- планами разом уничтожить все беды, как когда-то социалисты-

революционеры, но обороняемся, точечно и только тогда, когда

что-то коснётся нас самих. Каждый случай травмы, аварии, нападения порождает

особую реакцию, каждый-раз образуются союзы и комитеты жертв,

члены которых общаются между собойш помогают друг другу. Люди разного

происхождения, из разной среды случайно, оказываются! связанными общей

болью и, убедившись в ограниченных возможностях психологов и врачей,

решают объединяться, чтобы бороться вместе≫82.

Жертвы больше не хотят быть исключёнными. Они всё более активно

борются за то, чтобы их признали равноправными членами общества - такими,

какие они есть. Характерными примерами являются разнообразные знаковые

мероприятия - Олимпиады для инвалидов, Конкурсы красоты среди

них же. Люди ≪с отклонениями≫ должны быть адаптированы в общество.

В современной западной психотерапии и социальной работе относительно

недавно возникло новое направление - помощь в решении личностных

проблем именно путём конструирования сообществ.

Мы позволим себе привести довольно большую выдержку из аналитического

обзора, посвященного проблеме психотерапевтической работы с со-

82 Брюкнер П. Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха. 2007. С. 201.

обществами ввиду его большой практической значимости. Возникшая на Западе

практика ещё более необходима сегодня в России, с её глубочайшей

атомизацией и социальной апатией.

≪Основными ценностями в работе с сообществами являются справедливость,

Date: 2015-07-01; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию