Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рыночный социальные характеры
… Э. Фромм был далеко не единственным автором, обратившим внимание на пагубное воздействие конкурентной рыночной экономики и связанных с ней насаждающихся стереотипов поведения. Карен Хорни, другой известный представитель психоанализа, писала в своей работе ≪Невротическая личность нашего времени≫, что потенциальное враждебное напряжение между людьми, порождаемое конкуренцией, порождает постоянный страх. Другим важным источником страха.является перспектива≫ неудачи^ перспектива более реальная, чем достижение успеха: A^вeдь именно успех является мерилом человеческого' достоинства! в. современном рыночном, обществе. Кроме того, неудача реально влечёт за собой фрустрацию основных потребностей, и эта перспектива тоже порождает страх. Неудача означает не только ухудшение материального положения, но потерю престижа и уважения со стороны окружающих, резкое снижение самооценки. … Хорни пишет: ≪Под давлением существующей идеологии даже абсолютно нормальный человек считает, что его значимость напрямую связана с успехом, сопутствующим ему. Нет надобности говорить о том, что это создаёт шаткую основу для самоуважения. Все эти факторы вместе - соперничество и сопутствующие ему потенциальные враждебные отношения между людьми, страхи, сниженное самоуважение - в психологическом плане приводят к тому, что человек чувствует себя изолированным. Даже когда у него много друзей и он счастлив в браке, эмоционально он всё же изолирован. Эмоциональную изоляцию выносить Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э.Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С.68. трудно любому человеку, однако она становится бедствием, если совпадает с мрачными предчувствиями и опасениями на свой счёт≫67. … Концепция Фромма, описывающая различные типы непродуктивных отношений между людьми, ставит проблему лучшего понимания человеком самого себя. Ведь причиной непродуктивности является не только негативное влияние общества, но и неспособность людей адекватно понимать самих себя, анализировать свои отношения с другими людьми. Ведь если бы негативное влияние общества на характеры людей было тотальным - были бы невозможны продуктивные личности и нормальные человеческие отношения. Но и продуктивные личности, и здоровые отношения существуют. Значит, немало зависит от самого человека, его способностей и желания решать собственные проблемы, ответственно и сознательно относиться к своей жизни. … Одиночество следует понимать как состояние, порождаемое растущей свободой личности, ростом личностного самосознания и нарушением социальных связей между людьми - искажённой коммуникации. Следовательно; преодоление одиночества мыслимо на путях выстраивания, неискажённой коммуникации, а также - духовного развития* самой; личности, совершенствования её способности' к самостоятельной смыслополагающей активности и способности к пониманию других; людей: и; самой.: себя; ≪Одиночество - это тюремная камера, которая открывается только изнутри≫..((АльфредолаМонт)> … Поскольку искажённая коммуникация во многом; порождается социальными и культурными условиями, её: ≪реконструкция≫ на микроуровне представляет собой слишком масштабную задачу, чтобы ожидать в ближайшее время её радикального решения. Провал массовых социальных движений первой половины XX века наглядно это показал. Предпосылки искажённой коммуникации в современных обществах устранить,невозможно. Но остаётся сам человек, погружённый, в свои повседневные заботы, включённый в сеть неформальных связей. Именно на микроуровне - в плане социальном, и на личностном уровне - в плане антропологическом, возможно решение проблемы одиночества. Превратить одиночество в уединение, создавать экзистенциальные: сообщества - всё это под силу человеку, если он решится на встречу с самим собой и ≪другим≫, понятым не как средство, а как цель. Экзистенциалисты не зря так много внимания уделяли решимости и, ответственности. Но на исходе XX - в начале XXI1 века проблема социальной изоля- 98 ции, отчуждения и одиночества обострилась. Косвенными свидетельствами этого являются статистические данные, свидетельствующие о росте депрессивных расстройств, распространении наркомании и алкоголизма, непрочность семей, рост преступности и т. д. Всё это — симптомы отсутствия социальной солидарности. Современные (уже постсовременные) общества стали ещё более атомизированными, чем общества классического модерна. Социальная структура стала ещё более сложной и подвижной, темп социальных изменений - ещё выше. Возникли новые формы ≪бегства от свободы≫ и от самого себя. И в то же время появилось множество новых возможностей для творческого саморазвития человека. Порождённая эпохой современности дихотомия между свободой и одиночеством, возможностями и реальностью продолжает существовать и обостряться. Об этом мы и будем говорить в последней главе нашей работы. … С некоторой иронией Липовецки пишет: ≪Когда прекращается экономический рост, на смену ему приходит психическое развитие; когда информация заменяет производство, рост самосознания требует всё новых ≪источников сырья≫: в ход идёт йога, психоанализ, язык тела, дзен, групповая динамика, трансцендентальная медитация; экономический подъём сопровождается преувеличенным значением ≪пси≫ и мощным ростом нарциссизма. На- правляя страсти на собственное ≪Я≫, которое становится пупом земли, ≪пси≫- терапия, дополненная физическими упражнениями или восточной философией, создаёт ранее незнакомый, образ. Нарцисса, отныне отождествляемый с \ понятием ≪человек психологический≫. Нарцисс, одержимый, самим собой, не 1 витает в облаках, не находится под воздействием наркоза, он упорно трудит- ся над освобождением собственного Я, над великой судьбой собственной са- t мобытности и независимости: отказаться от любви, любить самого себя так, чтобы не нуждаться в ком-то другом, чтобы стать счастливым≫73. … Липовецки отмечает рост внимания именно к проблемам психического, духовного развития. Так что, казалось бы, Нарцисс находится на пути от одиночества к уединению. Он неустанно обращается к самому себе. Происходит неустанная работа сознания по освобождению, наблюдению и объяснению своей личности. Бауман называет этот же феномен ≪отслеживанием≫, Гидденс - ≪рефлексивностью≫. Человек постоянно размышляет над собой и своими поступками, желаниями. Но парадоксальным образом эта постоянная сосредоточенность на себе порождает равнодушие и апатию. Отчуждение приобретает в зрелом потребительском обществе новую форму - опустошения, размывания идентичности. Наблюдается всеобщая 73 Липовецки Ж. Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме. СПб., ≪Владимир Даль≫, 2001. С. 85. 105 демотивация, общественное пространство превращается в пустыню, поскольку весь смысл существования человека сосредотачивается в изолированных индивидах, субъективность которых размывается бесконечной рефлексией. … Но уход в нарциссическое одиночество, одновременно и приятный, и травматичный - не является делом свободного выбора. Липовецки считает, что сама структура современных обществ, характер их экономики и культуры предполагает именно такой тип поведения, как наиболее адаптивный. Нарциссизм - не отклонение, это норма для потребительского информационного общества с гибкой экономикой, дальнейшим размыванием больших социальных групп (классы если и сохранились сегодня, то как чисто количественная категория, номинальная или статистическая социальная группа). Всё слишком быстро меняется, никто не может быть уверен ни в чём. Поэтому перенос акцента на самосознающую, постоянно рефлексирующую личность вполне логичен. В одиночку удобнее всего встраиваться в постоянно меняющиеся структуры, кочевать с места на место, меняя работу и образ жизни. …. Но что же происходит с этим эго? Происходят парадоксальные вещи: чем больше человек сосредотачивается на самом себе, чем больше граней он открывает у своего Я, тем более это Я распадается и фрагментируется, теряется чёткая идентичность. Отсюда и ослабление механизмов самоконтроля, стремление потворствовать своим желаниям - всё это понимается, как ≪спонтанность ≫, ≪игровой подход к жизни≫, на деле же представляет собой ослабление воли - размывание единства субъектности. Человеку становится всё труднее ≪собраться≫, ≪сосредоточиться≫, испытать какое-то сильное чувство, поскольку это тоже требует сосредоточенности. Иными словами, в, постсовременном обществе прочный, единый ≪субъект ≫ эпохи классического модерна исчезает, субъекта нет. Индивидуальность превращается в некий пучок влияний со стороны, собственных желаний и мыслей, в поток психических состояний, не имеющий чёткого ядра. … Но этот новый индивид, казалось бы, имеющий все предпосылки для творческого преодоления одиночества, тем не менее, не перестал от него страдать. Полноценные отношения между Я и Другим становятся теперь невозможными по причине поглощённости каждого Я самим собой и размыванием личностного ядра, устойчивого Я, которое могло бы открываться Другому, открывая Другого для себя. А в пространстве условностей и фрагмен- тированных идентичностей едва ли возможны прочные устойчивые отношения. … Нарциссизм предполагает новое отношение к другому Я, и это новое отношение имеет и позитивную, и негативную сторону. Под позитивным следует понимать снижение уровня взаимной агрессии. Под негативным - равнодушие. То, что 3. Бауман красноречиво проиллюстрировал вопросом 75 Липовецки Ж. Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме. СПб., ≪Владимир Даль≫, 2001. С.87. Каина Богу: ≪Разве я сторож Брату моему?≫. В нарциссическом обществе никто никому не хочет быть сторожем. … ≪Нарциссизм притупляет остроту борьбы в человеческих джунглях, производя опустошения в социальных кругах и иерархиях, ослабляя желание быть объектом восхищения и зависти себе подобных. Налицо молчаливая глубинная революция в межличностных отношениях: в настоящее время важно обязательно быть самим собой, увеличивать собственное значение без оглядки на критерии чужого Я; видимый успех... начинает утрачивать свою притягательность; соперничество постепенно уступает нейтральным отношениям между людьми, где чужое Я, лишённое излишней весомости,'уже не является ни противником, ни конкурентом, став индифферентным, десуб- станционализированным... Другое Я в качестве анонимной точки отсчёта оказывается в загоне в той же мере, как социальные институты и высшие ценности≫76. … Зато оно сохраняет значимость как объект интереса к личным проблемам другого Я, подробностям его жизни. Т. е. другое Я превращается в объект любопытства или ≪психологического анализа≫. Отсюда - интерес к определённого типа шоу, превращение приватного в публичное (применительно к политикам и всякого рода знаменитостям), а также, например, феномен личных дневников-блогов в Интернете, которые могут читать все. … Чего хочет Нарцисс от Других? Он уже не хочет самоутверждаться, конкурировать, доказывать что-то, что-то терять и чем-то жертвовать. Он хочет ≪оказаться в обществе раскованных и коммуникабельных людей, ≪симпатяг ≫, близких ему по интересам и привычкам... Собственно, это желание и направляет потребности в созидании сообществ в постсовременном обществе - психологические семинары и тренинги, клубы по интересам, религиозно- философские кружки - весьма распространённые типы добровольных объединений. Липовецки Ж. Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме. СПб., ≪Владимир Даль≫, 2001. С.107- 108. 108 Нарцисс не испытывает ни малейшей тяги ≪сливаться≫ с многолюдными социальными движениями, утверждаться за счёт исповедания идеологий, его невозможно ≪мобилизовать≫. Он просто хочет быть рядом с удобными ≪другими≫, не создающими проблем и напряжения, ничего не требующими от него. Обязательства воспринимаются, как обуза. … Но Липовецки не видит здесь повода для особой тревоги: ≪... вялый социум является точной копией равнодушного Я, наделённого недостаточно сильной волей, нового зомби, пронизанного информацией. Ни к чему отчаиваться, ≪ослабление воли≫ - вовсе не катастрофа...; непринуждённая апатичность представляет собой скорее крепостной вал на пути взрывов исторической религиозности (религиозного фанатизма) и гигантских параноидальных проектов. Занятый лишь собой, стремящийся к личному совершенству и равновесию, Нарцисс препятствует разговорам о мобилизации масс... Эра ≪воли≫ проходит... Логика экспериментальной системы, основанной • на быстром возникновении комбинаций, требует устранения ≪воли≫< вместе с её функционированием. Некий ≪волевой центр≫ с присущей ему достоверностью, с его внутренней силой, всё ещё является очагом сопротивления ускоренному экспериментированию: уж лучше апатия нарциссов, хрупкое Я, единственно способное идти синхронно вместе с систематической и уско- 77 ренной экспериментальной работой≫. … Апатичная и не имеющая прочных групповых привязанностей, нарцис- сическая личность, тем не менее, испытывает потребность в общении и новой информации. Удивительным изобретением, соответствующим всем потребностям и особенностям нарцисса стал Интернет. Первоочередная (военная и научная) цель его создания — сегодня уже не так важна. Важно то, что сеть стала средой, где нарциссизм может расцветать, как нигде. Интернет позволяет быть в мире, не выходя из дома, отгородиться от реальности и, в то же время, сохранять иллюзию причастности к ней. Реальное соприкосновение с миром заменяется освоением информации. Информация позволяет заполнить внутреннюю пустоту, от которой нарцисс страдает, развеять постоянно гложущую его скуку, получить новые впечатления. С другой стороны, Интернет позволяет, казалось бы, преодолеть чувство одиночества, которое становится всё более и более ощутимым. Журнал ≪Русский Newsweek≫ в статье ≪Одиночество- в сети≫ пишет: ≪В век глобализации и информационных технологий всё больше людей чувствуют себя одинокими, и учёные пока не понимают, как с этим бороться. По данным исследователей из американского Университета Дьюка, с 1985 по 2004 год утроилось число американцев, которые утверждают, что у них нет друзей. И уже каждый четвёртый американец живёт в абсолютном одиночестве — в 1940 году таковых было всего 7 %.__ … Итак, в постсовременном обществе процесс индивидуализации переходит в новое качество, общество становится крайне индивидуализированным (термин Баумана) или персоналистическим (термин Липовецки). Вопросы самопознания, самоопределения, саморазвития становятся актуальными, как никогда, оттесняя в сознании людей на задний план социальные, экономические, политические проблемы. Сфера личной свободы также расширяется беспрецедентно, но всё это сопровождается ростом апатии, депрессивности, фрагментацией личности, кризисом идентичности и иными кризисными моментами. Индивидуализированное общество, как мы отмечали выше, вовсе не преодолело одиночество, хотя придало ему новый вид и выработало новые социальные формы бегства от него, в том числе, способы, подразумевающие использование новейших коммуникационных технологий. … Говоря о нарциссической личности и её одиночестве, мы упустили ещё один важный момент. Одиночество может стимулироваться так называемым социальным исключением. Более или менее комфортное благополучное одиночество обеспеченного человека и одиночество изгоя - это разные вещи. Нарциссическое общество, несмотря на высокий уровень потребления, не решило проблемы неравенства. Основной группой социально исключённых традиционно являются ≪бедные≫. В бедность же человек может ≪провалиться ≫ (как выражается социолог У. Бек) абсолютно внезапно. … Провал в бедность может стать следствием болезни, влекущей за собой утрату дееспособности и средств к существованию, для женщин - следствием развода (особенно, если женщина остаётся с детьми): Потеря жилья и работы также способны перевести людей в разряд социально исключённых. Старость нередко становится причиной исключения и одиночества. Люди, стабильно принадлежащие к бедным слоям, могут формировать определённые механизмы взаимопомощи, связи по месту жительства, соседства. Те, кто беднеет внезапно (а такому риску сегодня подвержены, фактически, все) оказываются в иной ситуации. Такие люди довольно быстро утрачивают привычный круг общения и единственные, с кем они могут контактировать - это социальные работники (в случае, если они есть). Но это не тот тип общения, который способен преодолеть одиночество. … Брюкнер пишет: ≪...людей объединяют перенесённые трагедии. Мы уже не обольщаемся- планами разом уничтожить все беды, как когда-то социалисты- революционеры, но обороняемся, точечно и только тогда, когда что-то коснётся нас самих. Каждый случай травмы, аварии, нападения порождает особую реакцию, каждый-раз образуются союзы и комитеты жертв, члены которых общаются между собойш помогают друг другу. Люди разного происхождения, из разной среды случайно, оказываются! связанными общей болью и, убедившись в ограниченных возможностях психологов и врачей, решают объединяться, чтобы бороться вместе≫82. Жертвы больше не хотят быть исключёнными. Они всё более активно борются за то, чтобы их признали равноправными членами общества - такими, какие они есть. Характерными примерами являются разнообразные знаковые мероприятия - Олимпиады для инвалидов, Конкурсы красоты среди них же. Люди ≪с отклонениями≫ должны быть адаптированы в общество. … В современной западной психотерапии и социальной работе относительно недавно возникло новое направление - помощь в решении личностных проблем именно путём конструирования сообществ. Мы позволим себе привести довольно большую выдержку из аналитического обзора, посвященного проблеме психотерапевтической работы с со- 82 Брюкнер П. Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха. 2007. С. 201. обществами ввиду его большой практической значимости. Возникшая на Западе практика ещё более необходима сегодня в России, с её глубочайшей атомизацией и социальной апатией. ≪Основными ценностями в работе с сообществами являются справедливость, Date: 2015-07-01; view: 385; Нарушение авторских прав |