Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ответственность, бережное отношение и общность
… Ценность общности (community) отражает мечты, надежды и упования специалистов и волонтёров, выбравших для себя эту область деятельности: • надежда на товарищество, дружеские отношения, любовь, принятие и терпимость; • надежда на то, чтобы быть включёнными.в сообщество, и чтобы особенности каждого человека признавались и служили источником радости и силы; • надежда на то, что наши слабости и промахи не затмят наш потенциал (как отдельных людей, так и сообществ), и что нас примут такими, ка- кие мы есть≫. Таким образом, мы можем констатировать, что глубоко индивидуализированное постсовременное общество не только создаёт предпосылки для одиночества и предоставляет различные средства ≪бегства от него≫, но и вырабатывает механизмы, способные его преодолевать. И вполне закономерно таким механизмом оказываются сообщества. … В постсовременном обществе массовое распространение одиночества и приспособление к индивидуалистическому образу жизни, в немалой степени обусловленное ростом потребительских возможностей, приводит к переоценке одиночества как образа жизни. Одиночество постепенно превращается в норму к даже своеобразную ценность. Этот процесс особенно заметен в наиболее развитых странах, прежде всего, в Европе. Неон затрагивает не только Европу. Превращение одиночества в норму,, похоже; угрожает всем обществам, где модернизация осуществляется успешно, растёт уровень потребления, и расширяются возможности для социального продвижения и индивидуального выбора. Современные европейцы всё чаще выбирают одиночество. ≪Счастье в одиночестве≫ - новый девиз независимости. Австрийский социолог, исследователь молодёжи и семьи Леопольд Розенмайер, создаёт понятие ≪Singularisierung ≫ - ≪зингуляризация≫, чтобы тем самым обозначить общую тенденцию к одиночеству (изоляции) в современном обществе84. Этим понятием он называет ≪психосоциальную тенденцию≫ к отчуждению, которое развивается в индивидуализированных обществах уже в семье, из которой происходит ребёнок, и находит своё продолжение во взрослой жизни в качестве одинокого существования и одиночества после разлуки, развода или вдовства. Розенмайер основывается при описании процессов зингуляризации на психоаналитическую теорию нарциссизма и статистические данные. Детское одиночест-__ во посредством собственной детской комнаты, из-за отсутствия родительского внимания, наличия единственного ребёнка в семье ведёт, согласно Розен- майеру, к одиночеству и перегрузке, которые, по мысли Эрика Эриксона, препятствуют формированию сильной личности. Розенмайер таким образом рассматривает тему негативных последствий процесса индивидуализации. … В Европе с каждым годом растёт число одиночек, вполне довольных своей жизнью. Около 48% взрослого населения Европы одиноки, но это не мешает им быть счастливыми! А ведь счастье - естественное стремление личности. Проблема в том, что каждый подразумевает под ≪счастьем≫, каким его видит и какие выбирает пути для его достижения. Привычка к одиночеству позволяет по-новому оценивать отношения с другими. … Одиночество - это то качество человеческой личности, которое присуще в той или иной степени каждому из нас. Есть люди, которые испытывают чувство одиночества постоянно, в силу сложившихся жизненных обстоятельств, и страдают от этого. Большинству же из нас хочется иногда побыть наедине с собой, чтобы привести в порядок собственные мысли и чувства (одиночество как возможность к рефлексии, умение подвергать мыслительному анализу различные стороны действительности, собственные чувства и поведение), отдохнуть от будничной суеты, даже от чьей-либо заботы, внимания и участия1. Но это - кратковременное желание, оно быстро проходит, и J такие моменты одиночества воспринимаются легко и с наслаждением, потому что человек знает, что в любой момент он в силах изменить ситуацию в обратном направлении. И это, как мы уже констатировали в нашей работе, не одиночество, а уединение, что, как известно, далеко не одно и то же. … Здравомыслящий человек, способный к анализу, целеустремлённый, с активной жизненной позицией не будет попусту страдать от неустроенности личной жизни в традиционном понимании: в любом обществе есть негласные возрастные нормы. В определённом возрасте человек должен окончить школу, поступить в вуз, начать работать, создать семью, родить детей. Эти нормы призваны ≪подсказать≫, так ли складывается жизнь. Каждый чувствует себя тревожно, если отстаёт от ≪расписания≫. Но сегодня одиночество и самостоятельное выстраивание биографической траектории становится всё более осознанным альтернативным направлением жизни многих людей в европейском обществе. Одинокие люди ничуть не чувствуют себя отделёнными. Многие целенаправленно ищут состояния одиночества, т. к. они расценивают его как ментальный отдых, как шанс стать ≪Я≫. Одиночество, таким образом, для многих одиноких - желанное состояние: попытка вырваться из бурного 122 потока повседневных забот и обязанностей, из информационного потока, отдохнуть от непрерывного общения и будничного стресса. Возможно также - это попытка ослабить чувство ответственности за других, что с незапамятных времён формировало наше солидарное общество. Говоря иными словами, быстро растущее количество людей хотя и одиноко, но, тем не менее, счастливо.__ … Профессор, доктор микросоциологии университета имени Гумбольдта в Берлине, председатель VII-ой. отчётной комиссии по семейным делам немецкого Бундестага Ханс Бертрам - эксперт по населению, самый известный исследователь семьи в Германии, занимается изучением её роли. Бертам исследует также проблему деторождения, связанную с кризисом современной немецкой семьи, вызванным растущим количеством нетрадиционных браков, ведущих, в свою очередь, к увеличению количества одиноких людей. Бертрам утверждает, что около 1/3 совершеннолетних людей в Германии являются одинокими90. Однако он не видит в этом причин для беспокойства. С исторической точки зрения доля одиноких невысока. В прежние века для со- Psychologie heute. April'07. S. 21. Там же. S. 21. вершеннолетних в Европе не было характерно создавать собственные семьи. Тогда свободные люди жили как раб на подворье или были частью большой семьи братьев и сестёр. Многие оставались холостыми всю свою жизнь и считали нормальным, что большинство не создавали своих собственных семей. Проблема того, что доля одиноких людей сегодня оценивается как высокая, обусловлена тем, что мы оцениваем жизненные отношения с точки зрения 50-60-х годов XX века. … Однако оснований заниматься! переживаниями* и-поведением свободных людей достаточно: каковы они, собственно; и-почему у них нет постоянного партнёра? Картина одиночки в обществе, о которых мы знаем из телевизионных сериалов или сообщений СМИ; часто искажена: молодые люди изображаются как безответственные и не способные к устойчивым отношениям любители удовольствий; пожилые - одинокими, озлобленными или даже отчаявшимися искателями духовного партнёра. Эти стереотипы не всегда соответствуют действительности. Но в этих клише всё же что-то есть. Являются ли одинокие люди ≪другими≫ по сравнению с теми, у кого есть пара? Как показывают исследования, проведённые в Германии, никто как из ≪добровольных≫, так и ≪вынужденных≫ одиночек не высказал желания навсегда остатьсяхвободным. Они определяют своё одиночество не как долгосрочную жизненную концепцию, а как переходную стадию. Тем не менее, одиночки чаще отклоняют брак и реже ориентируют свои жизненные планы на традиционный семейный образ жизни. Часто переживания раннего детства формируют образец связей и отношений. Уверенный стиль отношений имеет лишь половина свободных людей, при этом нет различий между мужчинами и женщинами. Многие одиночки стараются избегать отношений в силу влия- ния экономического развития, которое затрудняет совместную жизнь. Американский психолог Джилиан Штраус91 на основании интервьюирования идентифицировала семь барьеров, затрудняющих устойчивые отношения. … 1. Культ Я. Ориентация на удовлетворение собственных потребностей. Личные желания - такие как самоосуществление, независимость и собственная профессиональная карьера - оттеснили другие желания на задний план. Люди надеются, что найдётся постоянный партнёр, не требующий особого внимания. Но это заблуждение, ибо жизненные отношения - это работа, и едва ли она возможна без взаимного внимания и компромиссов. 2. Иллюзия, что любовь возможна без страданий. Почему нужно страдать, почему - приносить жертвы? Во времена, когда вершится собственная биография, каждый считается кузнецом своего счастья. Сегодняшняя молодёжь ожидает от совместной жизни счастья и обогащения. То, что совместная жизнь - требующий усилий процесс, включающий страдания, - к этому они не готовы. Они старательны в профессии, но небрежны в работе над отношениями: если становится трудно, они склоняются к прекращению отношений и осуществлению ≪права на свободные от трений отношения≫ с новым партнёром. Они не думают о том, что разделённая боль и совместная борьба любящих на пути преодоления трудностей может сплачивать. 3. Вера в неограниченный выбор. Мы живём в эпоху потребительской культуры, когда людям навязываются многочисленные предложения и повсюду ожидают бесчисленные возможности. Кто слишком быстро решается на что-либо, возможно, сделает не лучший выбор, а кто довольствуется вторым местом - тот просто несчастный. Пул потенциальных партнёров для жизни стал, видимо, бесконечно* велик: если в собственной фирме или в любимом ресторанчике претендентов больше не находится, для мобильных глобализованных людей тысячекилометро- Psychologie heute. April 2007. S. 23. вые расстояния или религии больше не представляют никаких барьеров. Интернет- сайты изобилуют предложениями. Это изобилие вызывает боязнь и нерешительность. Многие прибегают в этом случае к вспомогательным средствам, подходя к поиску партнёра как к покупке DVD-плеера: составляют список желаемых и необходимых ≪качеств≫ и нередко застревают в сравнениях и проверках, т. к. ни один смертный на самом деле не может быть столь великолепным. 4. ≪Наследие≫ разведённых родителей. Сегодняшняя молодёжь хорошо осведомлена о расставаниях. Многие были вынуждены пережить развод родителей, что повлияло на их собственные любовные отношения: у детей разведённых родителей отсутствуют модели, как спорить, как ссориться, будучи парой, как продолжать строить совместные жизненные планы, несмотря на противоречия. Так как им пришлось пережить факт разрушившейся'любви; некоторые не могут решиться на отношения с одним партнёром. Эти недостающие жертвенные способности наводят учёных на мысль, что дети разведённых родителей обладают повышенным риском увидеть свой собственный брак рухнувшим. Ничего удивительного, что молодое поколение неверно, думает об обоюдном союзе ≪до самой смерти≫. Из чувства страха развестись самому, некоторые резко завышают требования к будущему партнёру. Они хотят быть связаны только с особенным и великолепным человеком - в надежде таким выбором быть застрахованными от развода. 5. Последствия равноправия. Мысль, что мужчины и женщины равноправны, для молодого поколения естественна: женщины ведут сегодня свою собственную жизнь, они трудятся и финансово независимы. Старые представления о мужчине как о кормильце и о женщине как хранительнице семейного очага, заботящейся о доме и детях, утратили своё прежнее значение. Как при новых, равных условиях вести совместную жизнь? Сценарий, как сегодня вести себя мужчине и женщине, что они могут ожидать друг от друга в браке, до сих пор отсутствует. Молодые люди стоят перед трудной задачей: сформировать новую жизнь с отношениями в свободном от правил пространстве. Ведь женщины на самом деле хотят, чтобы о них заботились, оставляя их независимыми, а мужчины хотят, чтобы в них нуждались, но не взваливали на них всё бремя финансового обеспечения. Последствиями для обеих сторон являются беспорядок и разногласия. … 6. Модель суперзвезды. Молодое поколение узнало, что классовые различия, во всяком случае, теоретически, преодолимы. Дети рабочих могут учиться и стать главой государства, юноша с проблемной кожей может быть выбран частным ТВ суперзвездой - карьера, о которой мечтают многие. Однако совместим ли экстравагантный стиль жизни с семейной жизнью в доме рядовой застройки? Намного привлекательнее кажется, жизнь-выдающейся личности. Широкое освещение средствами массовой* информациишодробностей из жизни.знаменитостей влечёт сравнение себя с успешными людьми-и стремление перенять их стиль, жизни. Звёзды часто представляются телевидением как свободные от уз, ведущие свою жизнь в роскоши, далёкой от семейных будней, демонстрируют своё естественное отношение к расставаниям, скорые новые связи. Этот образ суперзвезды молодые люди всё чаще воспринимают каю модель для подражания: они ищут гламур в стороне от семейных будней, надеясь, что жизнь им постоянно будет дарить волнения за счёт новых партнёров и проектов, и верят, что это и есть компоненты возможной и успешной жизни. 7. Пробное партнёрство. Сегодня люди женятся всё позже. Для решения связать себя, создать семью, молодёжь оставляет всё больше времени. Отсрочка оставляет преимущества: прежде всего, женщины без семьи могут всю себя посвятить профессиональному развитию. И мужчины, и женщины в этом случае набираются опыта в делах любви. Однако ≪партнёрства на пробу≫ представляют барьер в отношениях. В то время как при первой любви господствуют лишь небольшие ожидания,- с каждым расставанием увеличиваются сомнения. Чем большее количество разрывов отношений переживают люди, тем скептичнее они становятся. В ожидании новых отношений возрастает страх их крушения. Пережитого с прежними партнёрами хотелось бы избежать в будущем. Нерешительность вступать в отношения обнаруживает ещё один недостаток: на основании своих биологических часов женщинам, которые хотят иметь детей, максимум в возрасте около 30 лет, под давлением сроков, необходимо найти постоянного партнёра. Мужчины в том же возрасте часто испытывают давление: т. к. они намного дольше способны производить потомство, они полагают, что для окончательного выбора партнёрши для жизни у них ещё достаточно времени..__ …. Одиночество редко выбирается добровольно, и его начало формируется в зависимости от фазы.жизни. В молодом возрасте это чаще всего профессиональный рост, учёба-ил№военнаяг служба, которые делают необходимым переезд в другой город. В ≪среднем возрасте одиночестве связано, скорее, с последствиями расставаний или развода, в то время как в≪ старости к одиночеству приводит чаще смерть партнёра. Переезды, расставания или смерть партнёра называют критическими событиями жизни, которые носят стрессовый характер. Рассматривая это в позитивном ключе, речь идёт о развивающих задачах, успешное решение которых укрепляет растерянных людей. Кто, например, удачно совершил один переезд, тот спокойно смотрит на следующий. С переездами часто меняется1 социальное окружение. Такие изменения в социальных сетях могут вызвать чувство одиночества. … Однако возникают и новые формы социального поведения, направленные на борьбу с одиночеством в качестве самопомощи (например, посещение клуба, общественная активность, домашнее животное как замена партнёру или помощь для флирта, создание удовлетворительной сети контактов) Ю4 uif Poschardt: Einsamkeit. Die Entdeckung ernes Lebensgefuhls. Kabel by Piper. Miinchen 2005. aus Freitag 52 vom 22.12.2006. (Walter van Rossum: Labyrinthe der Einsamkeit). www.freitag.de/2006/52 или помощи семье (например, поведенческий или коммуникативный тренинг, семинары по флирту). … Во-первых, мы предлагаем ввести следующее определение одиночества: одиночество — присущий преимущественно современным обществам динамичный комплексный феномен, имеющий психологический, социальный и культурный аспекты и выражающийся в невротическом переживании отчуждённости от общества, порождённом искажением межличностной коммуникации и ценностно-смысловой неопределённостью. …. Нам видится целесообразным выделить: 1. Элитарное одиночество (переходное). 2. Одиночество отчаяния. 3. Стандартизированное одиночество. 4. Персоналистическое или- нарциссическое одиночество. 5. Десоциализированное одиночество. Элитарное одиночество характерно для самого раннего этапа процесса индивидуализации, связанного с эпохой Возрождения, эмансипацией творческой и интеллектуальной деятельности человека, изменениями в политических отношениях. На этом этапе процессом индивидуализации оказываются охвачены, главным образом, представители элиты, общества. В данном случае мы понимаем ≪элиту≫ не как стабильно правящую группу, а как совокупность индивидов, наделённых выдающимися способностями и качествами в разных областях. Элитарное • одиночество не является одиночеством в полном смысле этого слова. Это, скорее, уединение, сопровождаемое осознанием собственной избранности. Точнее, некоторое промежуточное состояние между мятущимся одиночеством и умиротворённым уединением. Этот переходный тип одиночества характерен для представителей элиты модернизирующихся обществ вплоть до начала политических революций, приведших в движение 106 Элиас Н. Общество индивидов. М.: Праксис. 2001. С.170-171. широкие массы людей, и эпохи промышленного переворота. Но этот тип одиночества существует и сегодня. Одиночество отчаяния. Этот тип одиночества порождается масштабными изменениями в укладе жизни, связанными с промышленной революцией и урбанизацией. Для него характерно вынужденное вовлечение в индивидуализацию широких масс людей. Социальной базой этого типа одиночества является покинувший свою деревню крестьянин, промышленный рабочий, мелкий служащий или торговец, люмпен и т. д. - обитатели больших городов, озабоченные проблемами поиска работы и обеспечения собственного выживания. Именно этот тип одиночества характеризуется, на наш взгляд, наименьшей степенью- осознанности собственной личности и наибольшей степенью отчуждённости от общества и склонен переживать индивидуализацию, как несчастье. ≪Бегство от свободы≫ - реакция≪отчаявшихся≫. Именно такой тип одиночества стал базой' для формирования массовых идеологических солидаристских социальных движений конца XIX - начала XX века. Стандартизированное одиночество. Этот тип одиночества связан с распространением в современных обществах формализованных бюрократизированных структур: В рамках этих структур индивид подвергается более или менее жёсткому дисциплинарному контролю и вынужден подчиняться формальным правилам. Деятельность индивида стандартизирована и ограничивается узкими рамками служебной компетенции. Он не отвечает ни за постановку целей деятельности, ни за конечный результат. Подобные структуры (или ≪человеческие машины≫, как называл их Макс Вебер) провоцируют у человека ощущение бессмысленности происходящего и собственной деятельности, способствуют ≪моральному одиночеству≫, отчуждению от собственной свободной и творческой сущности, сводят назначение и жизненное призвание человека к выполнению' какой-то одной узкой задачи. Этот тип одиночества не подразумевает страха за собственное физическое выживание, зато способствует восприятию собственного существования как скучного и абсурдного: Формой бегства от подобного типа одиночества является поиск развлечений в свободное от работы время, а с формированием потребительского общества — ещё и ≪потребительство≫, сведение смысла существования к приобретению всё новых и новых товаров и услуг. Данный тип одиночества предполагает интеграцию индивида в общество на уровне формального членства в той или иной организации, но отчуждение от общества на уровне целей и ценностей. Персонализированное или нарциссическое одиночество. Этот тип одиночества формируется на той стадии процесса индивидуализации, которая соотносится с вступлением общества в постсовременную эпоху. Данный тип одиночества подразумевает высокий уровень самосознания индивидуума, постоянный интерес к самому себе, отслеживание своего психического и физического состояния, потребность в самореализации, новой информации, новых ощущениях. Одиночество проявляется в том, что человек почти полностью утрачивает интерес к общественно-значимым проблемам и полностью сосредотачивается на самом себе, погружается в свой внутренний мир и ищет там смысл своего существования. Однако постоянные рефлексивность и отслеживание приводят к размыванию чёткого ядра личности, к кризису идентичности, фрагментированности Я. Попыткой преодолеть одиночество на этом этапе является создание сообществ, посвященных именно поддержанию и конструированию собственной идентичности, реализации своих интересов и своего Я. Преодолению одиночества препятствует, с одной стороны, эгоцентризм и нежелание чем- либо связывать и ограничивать себя, а, с другой - смысловая неопределённость, ощущение пустоты, апатии и скуки, вызванные критической рефлексией и переизбытком информации. … Диссертация: Я-концепция религиозной личности
Основополагающим фактором в процессе формирования Я-концепции выступает процесс и результат усвоения оценок собственных качеств и характеристик со стороны других людей, складывающихся, в том числе, в результате социальных взаимоотношении, в которых самосознание играет решающую роль. Именно такая функция самосознания как способность к социальному сравнению, выступает необходимым основанием для формирования и функционирования Я- концепции. … Большой вклад в исследования Я-концепции личности внес символический интеракционизм в лице Ч.Х. Кули и Дж. Мида. Они исходили из того, что поведение человека в обществе определяется теми значениями, которыми они наделяют свое окружение. Данные значения формируются посредством социальных интсракций. Согласно Ч.Х. Кули, формирование Я- концепции осуществляется через совокупность представлений человека о том, ч го о нем думают и как его оценивают другие2 9. Философ использует известную метафору - ≪зеркальное Я≫, когда человек для того, чтобы увидеть и оценить себя, прежде всего, всматривается в других, ориентируясь на их мнения и представления о себе. Это становится возможным только через совокупность отношений человека со своим ближайшим кружением, которые представляют индивиду обратную связь для самооценки. Именно в рамках первичных групп происходит социализация человека и формирование его как личности. В межличностных коммуникациях человек дан другому человеку в форме совокупности различных характеристик и проявлений, которые становятся символами, требующими специального истолкования каждым из участников подобных взаимоотношений. Данное истолкование, согласно Ч.Х. Кули, осуществляется посредством воображения как универсальной человеческой способности, необходимой для формирования социальной сущности человека. … Другой представитель символического интеракционизма - Дж. Мид - указывал, что Я-концепция - это обобщенный образ ≪Я≫, представляемый мнениями окружающих людей. Для обозначения суммы этих мнений, ' которые ожидаются, предвосхищаю тся, идеально представляются индивидом в процессе социального взаимодействия, психолог использовал метафору 2 9 См.. Cooley СИ. Human Nature and the Social Order. New Yoik. 1912 Перевод с английского: Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000. 3 0 См • Mead Y.H Mind, self and society from the standpoint of a social behaviorist. Chicago. Unit., 1946. ≪обобщенный Другой≫. Внутреннее ≪Я≫ человека, согласно Дж. Миду, формируется в результате интериоризации культурных, символических содержаний, структурирующих поведение человека и обладающих общими значениями для всех членов социума. На основе этого человек способен предвосхищать поведение других людей и предсказывать то, как другие воспринимают и прогнозируют его поведение. Формирование структуры личности происходит через постоянное проигрывание ребенком роли другого, посредством чего и происходит усвоение норм и моделей поведения. … Трактовка Я-концепции как результата взаимодействия человеческого ≪Я≫ и ближайшего социального окружения характерна и для подхода К. Роджерса. Структура личности, согласно американскому психотерапевту, включает в себя так называемое феноменальное поле — всю совокупность опыта переживаний; сознание - символизированная часть феноменального поля, которое включает и ≪Я≫ как совокупность представлений о самом себе или ≪актуальное Я≫; ≪идеальное Я≫ — представления о том, кем человек хотел бы стать ". Определяющую роль в развитии личности играют отношения к человеку со стороны других людей, а также отношения к собственному ≪Я≫, то есть к представлениям о самом себе. … Р. Берне выстраивает свою концепцию самосознания личности, основываясь на двух основополагающих аспектах Я-концепции: это, прежде всего, совокупность представлений индивида о самом себе и самооценка этих представлений °. На основании этого Р. Берне определяет Я-концепцию человека как совокупность установок, направленных па самого себя, и выделяет в ней следующие элементы: образ ≪Я≫ — представления о самом себе; самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа ≪Я≫ могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением; потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом ≪Я≫ и самооценкой36. В соответствии с этим Р. Берне выделяет три составляющих Я — концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. При этом психолог подчеркивает важность социальной сферы, в которой происходит развитие и становление всех составляющих Я-концепции личности, выявляет ее зависимость от общекультурных, групповых и индивидуальных ценностей, усвоенных индивидом"7. Р. Берне указывает, что ≪всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными Т о принципами, правилами поведения и т.п.≫. Далее Р. Берне указывает на очень важное свойство Я-концепции, а именно — на соотношение Я-идеального (то, кем человек хотел бы быть), Я-зеркального (установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие) и Я-реального (то, кем человек является). Существует сильная зависимость указанных элементов друг 3 5 Берне Р. Я - концепция и воспитание. М., 1986. С. 30-31. 3 6 Там же. С. 32. 3 7 Там же. С. 34. 3 8 Там же. С. 36. от друга, что воплощается в динамике отношений человека к самому себе, в его самооценке, а также в отношениях с окружающими людьми.__ … В символическом интеракционизме" активно разрабатываются идеи о наличии у человека личной и социальной идентичностей, отражающих соответственно индивидуальное и социально заданное в человеке. Например, И. Гоффман отмечает, что социальную идентичноеть составляют результаты типизации личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, личную идентичность - индивидуальные свойства и проявления человека, стиль и история его жизни, это связано с ощущением своеобразия и непрерывности своей жизнедеятельности. … Р. Фогельсон45, формулируя модель ≪борьбы идентичностей≫, выделяет четыре ее вида: реальная идентичность — самовосприятие индивидом самого себя в ситуации ≪здесь и сейчас≫, реальная его самооценка; идеальная идентичность — идентичность, к которой индивид стремится, это то, каким индивид хочет быть; негативная идентичность — это тот, каким индивид не хотел бы стать; предъявляемая идентичность - совокупность образов, ролей и типов поведения, которые индивид демонстрирует в социуме с целью повлиять на оценки самого себя со стороны других людей. Процесс борьбы идентичностей характеризуется постоянными попытками индивида установить конгруэнтность реальной и идеальной идентичностей, избежать совпадения реальной и негативной идентичностей. … Таким образом, для зарубежных исследователей Я-концепция как предмет научного анализа выступает в качестве психологического механизма, формирование которого происходит в ситуациях межличностных и социальных отношений. В результате происходит усвоение совокупности представлений человека о самом себе через оценку его со стороны других, прежде всего, значимых для него людей. Формирование этого процесса невозможно без интериоризации личностью культурных, символических содержаний, ≪обладающих общими значениями для всех членов общества≫ (Ч. X. Кули, Дж. Мид), ≪общекультурных, групповых, и индивидуальных ценностей≫ (Р. Берне), что позволяет прогнозировать собственное поведение и предвосхищать поведение других. Личность в своем развитии стремится, прежде всего, к позитивному самоотношению и позитивному отношению со стороны других людей. Негативный же опыт, связанный с соответствующими социальными ситуациями, создает неконгруэнтность внутреннего опыта взаимодействий ≪Я-реального≫ и ≪Я-идеалыюго≫, что приводит к конфликтным личностным переживаниям. В структуре Я-концепции личности исследователи выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющую, причем становление такой структуры самосознания тесно связано со структурой социальных взаимодействий.__ … ≪Я-конценция — это осознанная, Date: 2015-07-01; view: 396; Нарушение авторских прав |