Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антропоцентризм философии Нового времени





Переход к эпохе Нового времени, разрушение образа целостного природного

и социального космоса, где каждый элемент, в том числе и человек,

имел своё собственное место, привели к тому, что феномен одиночества получил

широкое распространение. Само видение человека, формирующееся в

эпоху Нового времени, как мы видели, потенциально чревато одиночеством.

Новое положение человека проецировалось и 'в сферу онтологических построений.

Мышление становилось индивидуалистичным, сконцентрированным

на личности, её внутреннем мире; которому, как некий мёртвый и

инертный ≪объект≫ противостоял мир внешний. Мышление становилось индивидуалистичным

и в плане автономии. Познающий субъект уже не- считал

себя обязанным ориентироваться на традиционные авторитеты, их символическая

власть была в значительной степени подорвана.

Философия Рене Декарта совершенно естественным образом принимает

за точку отсчёта индивидуальное сознание человека, которое оказывается

гарантом существования мира в целом. Ведь именно факт мышления подтверждает

факт существования.

Характеризуя философию Декарта как один из наглядных примеров

рождения новоевропейской философии из факта распада традиционных сообществ

и падения традиционных авторитетов, Норберт Элиас писал: ≪Своей

предпосылкой способ мышления Декарта имеет определённое ослабление и

33 Элиас Н. Общество индивидов. М.: Праксис. 2001. С.140-141.

утрату власти теми общественными объединениями и институтами, которые

были главными выразителями средневековой мыслительной традиции. В его

способе мышления отразился современный ему опыт того, что люди в состоянии

без опоры на церковные или античные авторитеты, только лишь на

основе собственных наблюдений и мыслительной деятельности, разгадать

природные взаимосвязи... Это... открытие самих себя как существ, способных

без оглядки на авторитеты посредством собственного мышления и наблюдения

добиться достоверного знания..., выдвинуло на первый план в том

образе, который у них был о самих себе, их собственную мыслительную деятельность,

овеществлено названную рассудком, и их собственную способность

восприятия, т. е. чувства≫34.

Ещё более зримо индивидуалистична философия Томаса Гоббса, видевшего

в человеке сгусток неуёмных желаний, а общественную жизнь без

благотворного контроля со стороны государства трактовал как тотальную

войну, всеобщее соперничествоиндивидов.

Радикальное сомнение во всём, кроме самоощущения мыслящей личности

- симптом болезни отчуждения, ставшей неотъемлемой характеристикой

существования современного человека. Сомнение стало лейтмотивом западной

философии Нового времени, преломляясь по-разному в философии

Дэвида Юма и Иммануила Канта, всей традиции европейского Просвещения,

с присущей ему критикой ≪старого порядка≫ во всех его аспектах. (Современный

мыслитель П. Слотердайк всю историю западного мышления представил

в виде всё прогрессирующей, разъедающей общественные устои критики

и порождаемого этой критикой неизбежного цинизма).

Однако философия Декарта, Гоббса, Лейбница и других мыслителей

раннего модерна, как правило, лишена трагичности. Обособленность личности

от бытия ещё не стала психологической проблемой, болезненным переживанием.

Но именно такой характер она приобретает в философии Блеза

Паскаля.

Философия Паскаля вносит некоторый диссонанс в философию Нового

времени с её рационализмом, критическим настроем и индивидуалистическим

подходом к пониманию человека. Паскаль, признавая возможности разума

в сфере научного познания, видел и границы рационализма. Он осознавал,

что разум не сможет заменить религию и мораль, не сможет придать

смысл человеческому существованию. И само существование человека виделось

ему в двойственном плане - возвышенном и трагическом.

Человек занимает особое положение в бытии — он способен осознать

себя и мир. Человек рождён-для того, чтобы мыслить. В1 то же время человек

настолько ничтожен по* сравнению с безбрежностью* мира, что его уязвимость

и беззащитность может вызвать ужас. Человек несовершенен, подвержен

разнообразным порокам и заблуждениям. Его величие лишь в том, что

он способен осознать своё ничтожество. В его существовании невозможно

найти никакого смысла (если мыслить сугубо рационалистически).

Однако общее настроение философии эпохи Просвещения и Нового


времени было иным. Человек, становясь автономной личностью, наделённый

естественными правами, способный к безграничному познанию мира и власти

над ним, ещё не ощущал в полной мере угрозы одиночества, заброшенности

и покинутости. Но безграничный рационализм Просвещения, всеобъемлющий

критицизм и приземлённый материализм некоторых его представителей,

упрощённое понимание человека довольно скоро'вызвали ответную-

негативную реакцию. Огромную роль≫в разочаровании в.некоторых просветительских

идеалах сыграли события^ политические, прежде всего, Великая

Французская революция с присущим ейразгулом насилиям террора. Вера в

возможности человека на рациональных основаниях реконструировать общество

была поколеблена. Сама общественная жизнь, претерпевшая радикальные

изменения под воздействием прогресса знания, технологий, развития-хозяйства,

предстала в неком новом свете - как нечто внешнее и враждебное

человеку и ≪природе≫. Прошлое, воспринимавшееся в, эпоху Просвещения

как царство предрассудков, несправедливости и невежества, приобрело вдруг

ореол особой утраченной привлекательности.

Так возникло движение романтизма, для представителей которого проблема

одиночества предстала как одна из центральных. Движение охватывало

литературу, философию и искусство. Оно охватило Францию, Германию,

Италию, Испанию, Англию - все наиболее развитые европейские страны. Затронуло

оно и Россию — прежде всего, в литературном плане. Наивысший

расцвет движения приходился на конец XVII - первую половину XVIII века.

Романтизм - весьма разнородный феномен, не существует его общепринятой

дефиниции. Само слово ≪романтический≫ появилось в Англии около

середины XVII века. Оно означало нечто экстравагантное, фантастическое.

Общая база романтизма - особый психологический настрой, особый

этос. Мир воспринимается сквозь призму человеческих переживаний, страстей.

Эмоциональная, чувственная природа человека, игнорируемая просветительским

рационализмом и материализмом (в трактовке человека, прежде

всего, как ≪тела≫, некой ≪машины≫), получает в романтизме основное значение.

Романтизм подразумевал особое отношение человека к миру, отнюдь

не гармоническое. Мир (прежде всего, природа) предстаёт и как объект восхищения,

возвышенных переживаний, даже поклонения - и в то же* время,

как нечто пугающее своей стихийной неодолимой силой. Природа воспринимается

эстетически и мистически. С другой стороны, общество восприни- •

мается как душная, давящая среда, сковывающая1 своими нелепыми формальностями

и ничтожными заботами свободный человеческий дух. ≪Свобода

≫ - ключевое слово романтизма.

≪Некоторые константы психологического поведения романтического

типа всё же могут быть выделены в рамках этоса. Состояние внутреннего

дискомфорта, душевные страдания и метания духа, ищущего и не находящего

покоя, ведут к конфликту с реальностью, от которой романтический герой

бежит. Не то чувство, что выше разума, или нечто от особой непосредственности,

интенсивности или настоятельности, даже не меланхолическая созерцательность;

скорее, сам факт чувственности в своей незамысловатой простоте


приведён в состояние крайней восприимчивости и раздражённости. ≪В

романтической чувственности доминирует болезненная любовь к неразрешимости

и двусмысленности, непреходящей безысходности, самолюбование

в страданиях≫. ≪Sehnsucht≫ -... желание вернуться к некоему состоянию покоя

и счастья, когда-то знакомому, но утраченному; это вместе с тем и жела-

ние, никогда не достигающее цели: ≪Sucht≫ - страсть (болезненная страсть) +

≪sehnen≫ -тосковать, стремиться - недостижимое желание≫35.

Тема одиночества в романтизме имела своеобразный контекст. Одиночество

понималось, скорее, в позитивном ключе, хотя и с некоторыми трагическими

нотами, - как одиночество выдающейся личности, героя, гения. Романтическому

герою тесны рамки обыденного существования. Он наделён

талантом, для него характерны сильные страсти, он - мятежник, бунтарь. Он

- выше обычных людей, которые не понимают его. Это настроение хорошо

выразил Пушкин в своём обращении к Поэту: ≪Ты - Царь. Живи один≫. Выдающуюся

личность нередко подстерегает ранняя трагическая, но возвышенная

смерть. Происходит ≪романтизация≫ смерти. А также - некотораяроман-

тизация Зла. Лермонтовский Демон-характерный тому пример:

Одиночество в романтической традиции - неизбежный удел избранных,

а не толпы. Оно само по себе - знак ≪высшей души≫, форма самоутверждения

личности в свободе и собственной уникальности; Таким образом, в

контексте романтизма одиночество не есть феномен однозначно негативный.

Однако наличие этого феномена достаточно чётко осознаётся, что для нашего

исследования важно.

Большой вклад в осмысление проблемы одиночества внёс датский

мыслитель Серен Кьеркегор, считающийся основоположником философии

экзистенциализма. Проблема одиночества связана в его творчестве с особым

пониманием сущности человека.

Кьеркегор был первым, кто использовал термин ≪экзистенция≫ - ≪существование

≫ - для обозначения специфически человеческого бытия, отличного

от бытия ≪вещи≫. ≪Существование≫ - уникально, и в этом смысле про-

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб, 1997. T.4. С.6-7.

тивостоит абстрактному универсалистскому пониманию человека,- отчуждённому

от реальной жизненной ситуации.. -

Различая ≪абстрактного≫ и ≪субъективного≫ мыслителей, Кьеркегор,

по сути, описывает различие между абстрактным пониманием человека и человеком,

понятым в экзистенциальном ключе.

≪"Абстрактный мыслитель" у Кьеркегора - это мыслитель, который не

испытывает интереса к потребностям и обстоятельствам своего существования,

который не понимает самого себя, в результате чего он существует не


как человек, а как разновидность особого дарования, "гения, но не человека,

существование которого является в полном смысле слова человеческим". Для

абстрактного мыслителя не собственное существование, а мышление является

самоцелью. Таким образом, у абстрактного мыслителя мышление и существование

распадаются. Тогда как существующий мыслитель - это тот, для

кого существование представляет наивысший интерес, а мышление, в свою

очередь, обусловлено целями и трудностями его бытия, для него мышление

не самоцель, а находится на службе его существования≫3.

[У Ницше понятие жизнь – тоже самое]

Подробный анализ Я и тех состояний, которые оно переживает, позволяет

охарактеризовать философию Кьеркегора как философию одиночества.

Она трагична, но не безысходна. Поскольку для Кьеркегора, в отличие от более

поздних его последователей, свойственно упование на Бога, который возвышается

по ту сторону бездны человеческого отчаяния, готовый помочь человеку,

если он сам совершит прыжок веры, сам'двинется навстречу Богу.

На этой стадии человека часто охватывает страсть к одиночеству, он

видит в этом некую печать избранности: ≪Очень часто его охватывает потребность

в одиночестве... То, что он наделён этой потребностью в большей

степени, чем это обычно свойственно людям, служит для него знаком, что

природа его более глубока. Потребность в одиночестве служит для нас дока-

38

зательством духовности и мерой последней≫.

Человек полностью поглощён ≪отчаянием своего Я к себе самому≫. Он

осознаёт свою слабость, и в этом - корень отчаяния. Человек и полагается на

духовные силы своего Я, и видит их ограниченность. Кьеркегор называет такого

человека ≪герметиком≫, поскольку его существование сопряжено с ≪закрытостью

≫, замкнутостью внутри своего Я.

Отчаяние ≪герметика≫ - это ≪отчаяние-слабость≫. ≪Отчаяние-

мужество≫, ≪отчаяние-вызов≫ - другая форма отчаяния, свойственная этическому

человеку. Это самая ≪сгущенная≫ форма отчаяния, ≪демоническая≫ его

форма. Своё Я и его утверждение оказывается даже дороже спасения.

≪Отчаявшийся, который желает быть собою, поневоле терпит-всякое

мучительное состояние, неотделимое от своего конкретного Я. Он даже со

всей страстью бросается в это мучение, которое в конце концов становится

демонической яростью. И если бы теперь Бог в небе со всеми своими ангелами

предложил ему избавить его от мучений, он отказался бы... - сейчас уже

слишком поздно, он предпочитает возмущаться против всего, быть неправедной

жертвой..., оставаться тем, кто исправно следит за своим мучением,

чтобы это мучение у него не отняли, - иначе как ему доказать своё право на

это и убедить в этом праве себя самого?

Духовный человек всегда одинок, чем дальше он идёт по пути духовности,

тем более глубоко его одиночество. Однако через страх, отчаянье и

веру он способен обрести Бога. Таким образом, одиночество среди≫ людей

многократно ≪компенсируется≫.

Одиночество, таким образом, - фундаментальная характеристика чело-

веческой экзистенции. Оно - необходимое условие духовного развития личности.

Однако ещё раз отметим, что одиночество и другие мучительные состояния

человека обретают смысл лишь при соотнесении человека с Богом.

Иначе они не только мучительны, но и гибельны.

 

Философия Ницше имеет одиночество в качестве своей предпосылки и

никаких рецептов преодоления одиночества не даёт. Благородный человек

должен быть одинок. Прославление господства власти над другими - это, в

конечном итоге, оборотная сторона страха перед людьми и отчуждения от

них.

Таким образом, опираясь на экзистенциальную философию, можно

представить проблему одиночества как проблему неправильной, непродуктивной

коммуникации, искажённой социальности., В.работах философов-

экзистенциалистов противопоставление правильной и ложной социальности

прослеживается довольно отчётливо.

[Скорее – по Ясперсу – отсутствие экзистенциальной коммуникации]

≪Люди≫, Man - олицетворение ≪середины≫, отвергающей всё выдающееся

и оригинальное, безответственности - потому что ≪люди вообще≫ ни

за что не отвечают. Растворяясь в Man, личность утрачивает и индивидуальные

черты, и отрекается от собственной ответственности, которая составляет

подлинную сущность человека. ≪Каждый оказывается другой и никто не он

сам≫.

Таким образом, попечение вовсе не исключает оди-

ночества. Главным для человека остаётся не отношение к другим, а отношение

к себе. Ни зов совести, ни обретаемая решимость не подсказывают человеку,

что он должен делать, в чём смысл его одинокого бытия. В этом, на

наш взгляд, заключается слабое место философии Хайдеггера. Содержание

жизни по-прежнему остаётся непрояснённым. Конечной инстанцией, с которой

сталкивается человек, оказывается Ничто.

Мартин Бубер писал о хайдеггеровском человеке следующее: ≪Человек

≪действительного≫ наличного бытия в хайдеггоровском смысле, т. е. человек

само-бытия, который, по Хайдеггеру, есть цель экзистенции, - это не тот человек,

который действительно живёт с другим человеком, а, наоборот,' неспособный

к такой жизни, т. е. человек, для которого действительная жизнь существует

лишь в общении с самим собой. Но это только видимость действительной

жизни, утончённая и пагубная игра духа. Именно такого - современного

человека и такую современную игру духа и запечатлела философия

Хайдеггера. Из жизненной целостности Хайдеггер выгородил область, где

человек относится к самому себе, ибо он абсолютизировал обусловленную

временем ситуацию радикально одинокого человека и думал вывести сущность

человеческого бытия из полунощного кошмара≫48.

Бубер ясно обозначил причины обострённого интереса к антропологической







Date: 2015-07-01; view: 3416; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.042 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию