Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Антропоцентризм философии Нового времени
Переход к эпохе Нового времени, разрушение образа целостного природного и социального космоса, где каждый элемент, в том числе и человек, имел своё собственное место, привели к тому, что феномен одиночества получил широкое распространение. Само видение человека, формирующееся в эпоху Нового времени, как мы видели, потенциально чревато одиночеством. Новое положение человека проецировалось и 'в сферу онтологических построений. Мышление становилось индивидуалистичным, сконцентрированным на личности, её внутреннем мире; которому, как некий мёртвый и инертный ≪объект≫ противостоял мир внешний. Мышление становилось индивидуалистичным и в плане автономии. Познающий субъект уже не- считал себя обязанным ориентироваться на традиционные авторитеты, их символическая власть была в значительной степени подорвана. … Философия Рене Декарта совершенно естественным образом принимает за точку отсчёта индивидуальное сознание человека, которое оказывается гарантом существования мира в целом. Ведь именно факт мышления подтверждает факт существования. … Характеризуя философию Декарта как один из наглядных примеров рождения новоевропейской философии из факта распада традиционных сообществ и падения традиционных авторитетов, Норберт Элиас писал: ≪Своей предпосылкой способ мышления Декарта имеет определённое ослабление и 33 Элиас Н. Общество индивидов. М.: Праксис. 2001. С.140-141. утрату власти теми общественными объединениями и институтами, которые были главными выразителями средневековой мыслительной традиции. В его способе мышления отразился современный ему опыт того, что люди в состоянии без опоры на церковные или античные авторитеты, только лишь на основе собственных наблюдений и мыслительной деятельности, разгадать природные взаимосвязи... Это... открытие самих себя как существ, способных без оглядки на авторитеты посредством собственного мышления и наблюдения добиться достоверного знания..., выдвинуло на первый план в том образе, который у них был о самих себе, их собственную мыслительную деятельность, овеществлено названную рассудком, и их собственную способность восприятия, т. е. чувства≫34. … Ещё более зримо индивидуалистична философия Томаса Гоббса, видевшего в человеке сгусток неуёмных желаний, а общественную жизнь без благотворного контроля со стороны государства трактовал как тотальную войну, всеобщее соперничествоиндивидов. … Радикальное сомнение во всём, кроме самоощущения мыслящей личности - симптом болезни отчуждения, ставшей неотъемлемой характеристикой существования современного человека. Сомнение стало лейтмотивом западной философии Нового времени, преломляясь по-разному в философии Дэвида Юма и Иммануила Канта, всей традиции европейского Просвещения, с присущей ему критикой ≪старого порядка≫ во всех его аспектах. (Современный мыслитель П. Слотердайк всю историю западного мышления представил в виде всё прогрессирующей, разъедающей общественные устои критики и порождаемого этой критикой неизбежного цинизма). … Однако философия Декарта, Гоббса, Лейбница и других мыслителей раннего модерна, как правило, лишена трагичности. Обособленность личности от бытия ещё не стала психологической проблемой, болезненным переживанием. Но именно такой характер она приобретает в философии Блеза Паскаля. Философия Паскаля вносит некоторый диссонанс в философию Нового времени с её рационализмом, критическим настроем и индивидуалистическим подходом к пониманию человека. Паскаль, признавая возможности разума в сфере научного познания, видел и границы рационализма. Он осознавал, что разум не сможет заменить религию и мораль, не сможет придать смысл человеческому существованию. И само существование человека виделось ему в двойственном плане - возвышенном и трагическом. … Человек занимает особое положение в бытии — он способен осознать себя и мир. Человек рождён-для того, чтобы мыслить. В1 то же время человек настолько ничтожен по* сравнению с безбрежностью* мира, что его уязвимость и беззащитность может вызвать ужас. Человек несовершенен, подвержен разнообразным порокам и заблуждениям. Его величие лишь в том, что он способен осознать своё ничтожество. В его существовании невозможно найти никакого смысла (если мыслить сугубо рационалистически). … Однако общее настроение философии эпохи Просвещения и Нового времени было иным. Человек, становясь автономной личностью, наделённый естественными правами, способный к безграничному познанию мира и власти над ним, ещё не ощущал в полной мере угрозы одиночества, заброшенности и покинутости. Но безграничный рационализм Просвещения, всеобъемлющий критицизм и приземлённый материализм некоторых его представителей, упрощённое понимание человека довольно скоро'вызвали ответную- негативную реакцию. Огромную роль≫в разочаровании в.некоторых просветительских идеалах сыграли события^ политические, прежде всего, Великая Французская революция с присущим ейразгулом насилиям террора. Вера в возможности человека на рациональных основаниях реконструировать общество была поколеблена. Сама общественная жизнь, претерпевшая радикальные изменения под воздействием прогресса знания, технологий, развития-хозяйства, предстала в неком новом свете - как нечто внешнее и враждебное человеку и ≪природе≫. Прошлое, воспринимавшееся в, эпоху Просвещения как царство предрассудков, несправедливости и невежества, приобрело вдруг ореол особой утраченной привлекательности. … Так возникло движение романтизма, для представителей которого проблема одиночества предстала как одна из центральных. Движение охватывало литературу, философию и искусство. Оно охватило Францию, Германию, Италию, Испанию, Англию - все наиболее развитые европейские страны. Затронуло оно и Россию — прежде всего, в литературном плане. Наивысший расцвет движения приходился на конец XVII - первую половину XVIII века. … Романтизм - весьма разнородный феномен, не существует его общепринятой дефиниции. Само слово ≪романтический≫ появилось в Англии около середины XVII века. Оно означало нечто экстравагантное, фантастическое. Общая база романтизма - особый психологический настрой, особый этос. Мир воспринимается сквозь призму человеческих переживаний, страстей. Эмоциональная, чувственная природа человека, игнорируемая просветительским рационализмом и материализмом (в трактовке человека, прежде всего, как ≪тела≫, некой ≪машины≫), получает в романтизме основное значение. … Романтизм подразумевал особое отношение человека к миру, отнюдь не гармоническое. Мир (прежде всего, природа) предстаёт и как объект восхищения, возвышенных переживаний, даже поклонения - и в то же* время, как нечто пугающее своей стихийной неодолимой силой. Природа воспринимается эстетически и мистически. С другой стороны, общество восприни- • мается как душная, давящая среда, сковывающая1 своими нелепыми формальностями и ничтожными заботами свободный человеческий дух. ≪Свобода ≫ - ключевое слово романтизма. … ≪Некоторые константы психологического поведения романтического типа всё же могут быть выделены в рамках этоса. Состояние внутреннего дискомфорта, душевные страдания и метания духа, ищущего и не находящего покоя, ведут к конфликту с реальностью, от которой романтический герой бежит. Не то чувство, что выше разума, или нечто от особой непосредственности, интенсивности или настоятельности, даже не меланхолическая созерцательность; скорее, сам факт чувственности в своей незамысловатой простоте приведён в состояние крайней восприимчивости и раздражённости. ≪В романтической чувственности доминирует болезненная любовь к неразрешимости и двусмысленности, непреходящей безысходности, самолюбование в страданиях≫. ≪Sehnsucht≫ -... желание вернуться к некоему состоянию покоя и счастья, когда-то знакомому, но утраченному; это вместе с тем и жела- ние, никогда не достигающее цели: ≪Sucht≫ - страсть (болезненная страсть) + ≪sehnen≫ -тосковать, стремиться - недостижимое желание≫35. … Тема одиночества в романтизме имела своеобразный контекст. Одиночество понималось, скорее, в позитивном ключе, хотя и с некоторыми трагическими нотами, - как одиночество выдающейся личности, героя, гения. Романтическому герою тесны рамки обыденного существования. Он наделён талантом, для него характерны сильные страсти, он - мятежник, бунтарь. Он - выше обычных людей, которые не понимают его. Это настроение хорошо выразил Пушкин в своём обращении к Поэту: ≪Ты - Царь. Живи один≫. Выдающуюся личность нередко подстерегает ранняя трагическая, но возвышенная смерть. Происходит ≪романтизация≫ смерти. А также - некотораяроман- тизация Зла. Лермонтовский Демон-характерный тому пример: … Одиночество в романтической традиции - неизбежный удел избранных, а не толпы. Оно само по себе - знак ≪высшей души≫, форма самоутверждения личности в свободе и собственной уникальности; Таким образом, в контексте романтизма одиночество не есть феномен однозначно негативный. Однако наличие этого феномена достаточно чётко осознаётся, что для нашего исследования важно. … Большой вклад в осмысление проблемы одиночества внёс датский мыслитель Серен Кьеркегор, считающийся основоположником философии экзистенциализма. Проблема одиночества связана в его творчестве с особым пониманием сущности человека. Кьеркегор был первым, кто использовал термин ≪экзистенция≫ - ≪существование ≫ - для обозначения специфически человеческого бытия, отличного от бытия ≪вещи≫. ≪Существование≫ - уникально, и в этом смысле про- Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб, 1997. T.4. С.6-7. тивостоит абстрактному универсалистскому пониманию человека,- отчуждённому от реальной жизненной ситуации.. - Различая ≪абстрактного≫ и ≪субъективного≫ мыслителей, Кьеркегор, по сути, описывает различие между абстрактным пониманием человека и человеком, понятым в экзистенциальном ключе. ≪"Абстрактный мыслитель" у Кьеркегора - это мыслитель, который не испытывает интереса к потребностям и обстоятельствам своего существования, который не понимает самого себя, в результате чего он существует не как человек, а как разновидность особого дарования, "гения, но не человека, существование которого является в полном смысле слова человеческим". Для абстрактного мыслителя не собственное существование, а мышление является самоцелью. Таким образом, у абстрактного мыслителя мышление и существование распадаются. Тогда как существующий мыслитель - это тот, для кого существование представляет наивысший интерес, а мышление, в свою очередь, обусловлено целями и трудностями его бытия, для него мышление не самоцель, а находится на службе его существования≫3. [У Ницше понятие жизнь – тоже самое] … Подробный анализ Я и тех состояний, которые оно переживает, позволяет охарактеризовать философию Кьеркегора как философию одиночества. Она трагична, но не безысходна. Поскольку для Кьеркегора, в отличие от более поздних его последователей, свойственно упование на Бога, который возвышается по ту сторону бездны человеческого отчаяния, готовый помочь человеку, если он сам совершит прыжок веры, сам'двинется навстречу Богу. … На этой стадии человека часто охватывает страсть к одиночеству, он видит в этом некую печать избранности: ≪Очень часто его охватывает потребность в одиночестве... То, что он наделён этой потребностью в большей степени, чем это обычно свойственно людям, служит для него знаком, что природа его более глубока. Потребность в одиночестве служит для нас дока- 38 зательством духовности и мерой последней≫. … Человек полностью поглощён ≪отчаянием своего Я к себе самому≫. Он осознаёт свою слабость, и в этом - корень отчаяния. Человек и полагается на духовные силы своего Я, и видит их ограниченность. Кьеркегор называет такого человека ≪герметиком≫, поскольку его существование сопряжено с ≪закрытостью ≫, замкнутостью внутри своего Я. … Отчаяние ≪герметика≫ - это ≪отчаяние-слабость≫. ≪Отчаяние- мужество≫, ≪отчаяние-вызов≫ - другая форма отчаяния, свойственная этическому человеку. Это самая ≪сгущенная≫ форма отчаяния, ≪демоническая≫ его форма. Своё Я и его утверждение оказывается даже дороже спасения. … ≪Отчаявшийся, который желает быть собою, поневоле терпит-всякое мучительное состояние, неотделимое от своего конкретного Я. Он даже со всей страстью бросается в это мучение, которое в конце концов становится демонической яростью. И если бы теперь Бог в небе со всеми своими ангелами предложил ему избавить его от мучений, он отказался бы... - сейчас уже слишком поздно, он предпочитает возмущаться против всего, быть неправедной жертвой..., оставаться тем, кто исправно следит за своим мучением, чтобы это мучение у него не отняли, - иначе как ему доказать своё право на это и убедить в этом праве себя самого? … Духовный человек всегда одинок, чем дальше он идёт по пути духовности, тем более глубоко его одиночество. Однако через страх, отчаянье и веру он способен обрести Бога. Таким образом, одиночество среди≫ людей многократно ≪компенсируется≫. … Одиночество, таким образом, - фундаментальная характеристика чело- веческой экзистенции. Оно - необходимое условие духовного развития личности. Однако ещё раз отметим, что одиночество и другие мучительные состояния человека обретают смысл лишь при соотнесении человека с Богом. Иначе они не только мучительны, но и гибельны. …
Философия Ницше имеет одиночество в качестве своей предпосылки и никаких рецептов преодоления одиночества не даёт. Благородный человек должен быть одинок. Прославление господства власти над другими - это, в конечном итоге, оборотная сторона страха перед людьми и отчуждения от них. … Таким образом, опираясь на экзистенциальную философию, можно представить проблему одиночества как проблему неправильной, непродуктивной коммуникации, искажённой социальности., В.работах философов- экзистенциалистов противопоставление правильной и ложной социальности прослеживается довольно отчётливо. [Скорее – по Ясперсу – отсутствие экзистенциальной коммуникации] … ≪Люди≫, Man - олицетворение ≪середины≫, отвергающей всё выдающееся и оригинальное, безответственности - потому что ≪люди вообще≫ ни за что не отвечают. Растворяясь в Man, личность утрачивает и индивидуальные черты, и отрекается от собственной ответственности, которая составляет подлинную сущность человека. ≪Каждый оказывается другой и никто не он сам≫. … Таким образом, попечение вовсе не исключает оди- ночества. Главным для человека остаётся не отношение к другим, а отношение к себе. Ни зов совести, ни обретаемая решимость не подсказывают человеку, что он должен делать, в чём смысл его одинокого бытия. В этом, на наш взгляд, заключается слабое место философии Хайдеггера. Содержание жизни по-прежнему остаётся непрояснённым. Конечной инстанцией, с которой сталкивается человек, оказывается Ничто. … Мартин Бубер писал о хайдеггеровском человеке следующее: ≪Человек ≪действительного≫ наличного бытия в хайдеггоровском смысле, т. е. человек само-бытия, который, по Хайдеггеру, есть цель экзистенции, - это не тот человек, который действительно живёт с другим человеком, а, наоборот,' неспособный к такой жизни, т. е. человек, для которого действительная жизнь существует лишь в общении с самим собой. Но это только видимость действительной жизни, утончённая и пагубная игра духа. Именно такого - современного человека и такую современную игру духа и запечатлела философия Хайдеггера. Из жизненной целостности Хайдеггер выгородил область, где человек относится к самому себе, ибо он абсолютизировал обусловленную временем ситуацию радикально одинокого человека и думал вывести сущность человеческого бытия из полунощного кошмара≫48. … Бубер ясно обозначил причины обострённого интереса к антропологической Date: 2015-07-01; view: 3416; Нарушение авторских прав |