Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Окружающим миром и другими людьми, анализирует прошлое,
определяет настоящее и будущее≫. … Исходя из этого, разграничение понятий ≪самосознание≫ и ≪Я-концепция≫ может быть закреплено в определении Я-концепции как устойчивой совокупности представлений человека о самол1 себе, являющейся результатом интеграции образов ≪Я≫, сформированных в процессе взаимодействия Я- осозиающего и Я-осознаваемого, т.е. в процессе самосознания. С нашей точки зрения, в этом определении выражено неразрывное сосуществование феноменов самосознания и Я-концепции (Я-субъекта и Я-объекта), обусловленное интенционалыгой природой сознания, когда осуществление акта самосознания невозможно без предмета, на который направлен этот акг. … Решающую роль в социологии Э. Дюркгейма занимает понятие социальной солидарности, которое заключает в себе высший ценностный императив развития общества, высшую моральную ценность. Солидарность обеспечивается функционированием определенных институтов, задающих нормы поведения в обществе и сис!ему ориентации каждого отдельного индивида. Исходя из этих представлений, Э. Дюркгейм определяет, что главной функцией религии выступает создание и укрепление общественной солидарности, то есть социально-интегрирующая функция. Это проявляется в определении религии, которое дает французский социолог: ≪Религия - это единая система верований и действий, относящихся к священным, т.е. отделенным, запрещенным вещам; верований и действий, объединяющих в одну нравственную общину, называемую Церковью, всех тех, кто им привержен≫ э6. ≪Религиозные верования всегда являются общими для определенной группы, которая открыто признает свою приверженность им и связанным с ними обрядам. Они не только допускаются всеми членами данной группы в качестве личного дела, но они являются делом группы и создают ее единство≫. Согласно Э. Дюркгейму, за всякой религией стоит общество и общественные связи индивида, которые осуществляются через символическую составляющую религиозной системы. Общество как коллективное 5 4__ При этом и мировоззренческая и обрядовая стороны религии формируют идентичность и самоидентичность индивида, приобщая его к группе. Формируется так называемое ≪Мы-чувство≫ - групповая Я- концепция, когда вся совокупность верований, убеждений и деятелыюстей становится достоянием данного индивида, разделяется им с общностью так же, Дюркгейм Э. Социология. М., С. 53. как разделяется, например, обильная трапеза после удачной охоты. Как можно заметить, и процесс идентификации, и мировоззренческая функция религии осуществляются только в рамках группового окружения. Поэтому группа и взаимоотношения между ее членами — это не только цель и результат функционирования религии, но это еще способ и условие эффективного осуществления ее функций. … Магические действия имеют всегда конкретную цель и привязаны к конкретной ситуации. Например, всякий раз, когда индивид или Машновский Б. Магия, наука и религия. М, 1998. 35 группа сталкивались с состоянием фрустрации б 0, вызванной, например, смертью близкого, несоответствием целей и средств их достижения, неудачей, бессилием перед сложившимися жизненными обстоятельствами, недос га точностью знаний и рациональных возможностей, то подобное можно было объяснить путем простейшей рационализации: объявить магический ритуал или действие неправильно выполненным, либо же сослаться на более сильное магическое заклинание или ритуал, осуществленный недоброжелателем. Можно предположить, что в данном случае негативное влияние неблагоприятных обстоятельств на индивидуальное и групповое самосознание блокировалось подобной рационализацией, что исправляло самооценку и негативные Я-образы (образы того, каким я или мы вместе не должны быть) замещались более благоприятными. Ритуалы и магические действия, индивидуальные или групповые, выполняли в этом случае функцию разрядки эмоционального и соматического напряжения, с которым не справляется рационализация. (В этом случае можно наблюдап* взаимодействие первобытных ≪рациональной и двигательной психотерапий≫).__ Магические ритуалы и действия в этом случае есть зафиксированная в традиционных формах спонтанная компенсирующая активность, вызванная состоянием фрустрации и включающая всю совокупность соответствующих переживаний. Посредством этой обрядовой активности сохранялся социальный порядок, и даже в условиях фрустрации потребностей восстанавливалась уверенность в будущем, появлялась надежда на благоприятный исход дела. … Важнейшим понятием в социологических исследованиях немецкого социолога Г. Зиммеля выступает понятие формы, под которой он понимал некий динамичный процесс упорядочивания жизненных духовных содержаний. Формы - это структуры, в которых осуществляются человеческие намерения и устремления. В этом случае ≪религия выступает как одна из форм, посредством которой общество создает себе гарантию правильного поведения индивидуума≫64. Среди множества жизненных отношений людей ≪...в которых религиозная тональность проявляется прежде всего≫ 5, Г. Зиммель особо выделяет отношения к людям. Он отмечает, что существует сходство ≪...между отношениями индивидуума к божеству и его отношением к социальной общности. Решающую роль здесь играет чувство зависимости≫. Г. Зиммель констатирует, что социальные формы обретают религиозные настроения и тем самым ≪возникает форма религии как самостоятельный ; образ мыслей и действий≫, которые затем ≪сопровождают все социальные запросы и требования, в действительности образуют внутреннее, нерасторжимое единство с ними≫. Г. Зиммель отмечал, что социальное единство, его мощь, предстоящие перед индивидуумом, вызывая соответствующие чувства, обретают формы трансцендентного единства, воплощенного в божестве, ≪...божество является как бы трансцендентным местом сосредоточений групповых сил... взаимодействия и взаимовлияния, осуществляющихся в действительности между элементами группы и образующих это единство в функциональном плане, преобразовались в лоне Бога в самостоятельные сущности...≫. Посредством единства, воплощенного в религиозной форме, ≪религиозные порывы≫ личности обретают совершенство и устойчивость существования, объединяя многообразие противоречий общественного и индивидуального в области трансцендентного. ≪Глубинная сущность идеи Бога состоит именно в том, что многообразие и противоположность вещей находят в ней связь и единство≫. Тем самым преодолевается фрагментарность и отрывочность действительного мира. Относительное единство социальной группы, обретая религиозные формы, принимает характер абсолютной согласованности групповых и личных целей и интересов. В этом смысле в религии можно видеть попытку разрешения извечного конфликта между индивидуальным и социальным, между свободой 6 1__ … Если для представителей структурно-функционального подхода религия выступала как функциональная система, направленная на сохранения общественной солидарности, то, например, для немецкого философа и социолога М. Вебера религия выступала как фактор изменения и трансформации общества. Для нас важно подчеркнуть, что для М. Вебера религия выступала как система смыслополагания и мотивации действий, как 70 - отдельного индивида, так и целых общественных групп. Подобное понимание религии социолог выстраивал исходя из понятия ≪социальное действие≫, трактуемого как осмысленное действие, ориентированное на поведение других, когда субъективно предполагается, что смысл этого действия разделяется другими людьми. Религиозное мировоззрение, будучи совокупностью норм и ценностных ориентации, оформляет социальные действия через их соотнесение с ценностями религии. Религия формирует определенный ≪этос≫ группы, что можно проинтерпретировать как совокупность мировоззренческих констант и ориентирующих категорий, сформированных в той или иной культуре и направляющих деятельность целых социальных групп и народов. Благодаря этому вырабатывается определенная практика отношений к действительности, которая допускает серьезные отличия в разных религиях (неприятие, отрицание мира, приспособление к миру, овладение миром), что соответствующим образом влияет на социальное поведение и деятельность. Это осуществляется через формирование специфичной, присущей каждой конфессии, мотивации поведения верующего, когда определенный ее тип (ритуально-культовый, аскетически-деятельностный, мистико-созерцательный, интеллектуально- догматический) создает специфические черты личности верующего, определяющие, в том числе, его хозяйственную деятельность и поведение72. … Таким образом, проведенный в данном параграфе анализ позволяет выделить три ключевых функции религии, которые выступают в качестве основания для формирования, развития и функционирования самосознания и Я-концепции верующего: мировоззренческую, идентифицирующую и интегрирующую. Мировоззренческая функция связана с формированием религиозной картины мира, совокупности представлений о мире и о месте человека в нем. Интегрирующая функция заключается в создании формы и порядка социальных взаимодействий путем организации межличностных и групповых отношений. В этом смысле религия представляет собой ≪...форму, в которую мы вынуждены отливать свои действия≫ (Э. Дюркгейм), когда общество посредством этой формы ≪...создает себе гарантию правильного поведения индивидуума≫ (Г. Зиммель). Идентифицирующая функция реализуется в том, что с помощью мировоззренческой системы религии, через усвоение религиозных ценностей, норм и представлений происходит сам о идентификация индивида как религиозного субъекта. Как можно полагать, ключевое значения для развития Я - концепции верующего имеет то, что в процессе реализации и взаимодействия этих функций в рамках отношения ≪религия — общество — личность≫ формируется и транслируется система исторически обобщенных, ставших религиозными символами образов человека. Именно в результате усвоения личностью верующего этих /6 См.: Овсиенко Ф.Г. Йингер Дж. Милыон // Религиоведение. Энциклопедический словарь. Под редакцией А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. С. 472. религиозных образов, в процессах взаимодействия верующего с его Т1 ближайшим социальным окружением и формируется его Я-концепция.__ … К пиковым переживаниям психолог относил и так называемые мистические переживания — интенсивные переживания религиозного опыта. Хотя А. Маслоу и отвергал всякую теологическую и сверхъестественную трактовку данных переживаний, характеризуя их как ≪переживания, возникающие вполне естественным путем≫82, он отмечал их сильное влияние на удовлетворения потребности личности в самоактуализации. Подобные переживания, а это отмечает сам А. Маслоу, очень похожи на переживания сопутствующие процессу религиозного обращения, которые описывал У. Джемс. Личность переживает единение и гармонию с окружающим миром, Вселенной, ощущает выход за ограничивающие рамки обыденного мира, что способствует обретению новых отношений с самим собой. Мистические переживания зачастую приводят само актуализирующуюся личность к более глубокому самопознанию и самосознанию, что позволяет, ориентируясь на 81 Маслоу А. Указ. соч. С. 227. 82 Там же. С. 199,226 и MaslowA. Religions, values and peak experience. N.Y., 1964: 83 Там же. С 199. религиозные ценности, брать на себя ответственность в процессе осуществления жизненного выбора. … Эти травмирующие, запретные переживания и опыт принадлежа человеку, отрицаются им, становятся отчужденными от него, приобретают при этом новые формы и соответствующие им смыслы и значения, символически далекие от первоначальных, но внутренне тесно связанные с ними. В этом случае, если прямо следовать концепции 3. Фрейда, и реальность внешнего мира, и реальность ≪Я≫ принимают иллюзорный характер, когда самосознание по своей сути выступает как совокупность психологических защит, что обуславливает специфику поведения верующего и его отношение к реальности и ее восприятие. Человек воспринимает самого себя посредством религиозных символов и представлений. Таким же образом воспринимаются и отношения с окружающими людьми и социальными институтами. … Но позднее, согласно 3. Фрейду, влияние религии абсолютно противоположно. Она препятствует истинному становлению человека, поскольку отстраняет его от реальности и блокирует разум. А именно с разумом 3. Фрейд связывает действительное становление человека как субъекта, поскольку он дает возможность и способность научиться иметь дело с реальностью. … Date: 2015-07-01; view: 746; Нарушение авторских прав |