Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Окружающим миром и другими людьми, анализирует прошлое,





определяет настоящее и будущее≫.

Исходя из этого, разграничение понятий ≪самосознание≫ и ≪Я-концепция≫

может быть закреплено в определении Я-концепции как устойчивой

совокупности представлений человека о самол1 себе, являющейся результатом

интеграции образов ≪Я≫, сформированных в процессе взаимодействия Я-

осозиающего и Я-осознаваемого, т.е. в процессе самосознания. С нашей точки

зрения, в этом определении выражено неразрывное сосуществование

феноменов самосознания и Я-концепции (Я-субъекта и Я-объекта),

обусловленное интенционалыгой природой сознания, когда осуществление

акта самосознания невозможно без предмета, на который направлен этот акг.

Решающую роль в социологии Э. Дюркгейма занимает понятие

социальной солидарности, которое заключает в себе высший ценностный

императив развития общества, высшую моральную ценность. Солидарность

обеспечивается функционированием определенных институтов, задающих

нормы поведения в обществе и сис!ему ориентации каждого отдельного

индивида. Исходя из этих представлений, Э. Дюркгейм определяет, что

главной функцией религии выступает создание и укрепление общественной

солидарности, то есть социально-интегрирующая функция. Это проявляется в

определении религии, которое дает французский социолог: ≪Религия - это

единая система верований и действий, относящихся к священным, т.е.

отделенным, запрещенным вещам; верований и действий, объединяющих в

одну нравственную общину, называемую Церковью, всех тех, кто им

привержен≫ э6. ≪Религиозные верования всегда являются общими для

определенной группы, которая открыто признает свою приверженность им и

связанным с ними обрядам. Они не только допускаются всеми членами данной

группы в качестве личного дела, но они являются делом группы и создают ее

единство≫. Согласно Э. Дюркгейму, за всякой религией стоит общество и

общественные связи индивида, которые осуществляются через символическую

составляющую религиозной системы. Общество как коллективное

5 4__

При этом и мировоззренческая и обрядовая стороны

религии формируют идентичность и самоидентичность индивида, приобщая

его к группе. Формируется так называемое ≪Мы-чувство≫ - групповая Я-

концепция, когда вся совокупность верований, убеждений и деятелыюстей

становится достоянием данного индивида, разделяется им с общностью так же,

Дюркгейм Э. Социология. М., С. 53.

как разделяется, например, обильная трапеза после удачной охоты. Как можно

заметить, и процесс идентификации, и мировоззренческая функция религии

осуществляются только в рамках группового окружения. Поэтому группа и

взаимоотношения между ее членами — это не только цель и результат

функционирования религии, но это еще способ и условие эффективного

осуществления ее функций.

Магические действия имеют всегда конкретную цель и

привязаны к конкретной ситуации. Например, всякий раз, когда индивид или

Машновский Б. Магия, наука и религия. М, 1998.

35

группа сталкивались с состоянием фрустрации б 0, вызванной, например,

смертью близкого, несоответствием целей и средств их достижения, неудачей,

бессилием перед сложившимися жизненными обстоятельствами,

недос га точностью знаний и рациональных возможностей, то подобное можно

было объяснить путем простейшей рационализации: объявить магический

ритуал или действие неправильно выполненным, либо же сослаться на более

сильное магическое заклинание или ритуал, осуществленный

недоброжелателем. Можно предположить, что в данном случае негативное

влияние неблагоприятных обстоятельств на индивидуальное и групповое

самосознание блокировалось подобной рационализацией, что исправляло

самооценку и негативные Я-образы (образы того, каким я или мы вместе не

должны быть) замещались более благоприятными. Ритуалы и магические

действия, индивидуальные или групповые, выполняли в этом случае функцию

разрядки эмоционального и соматического напряжения, с которым не

справляется рационализация. (В этом случае можно наблюдап*

взаимодействие первобытных ≪рациональной и двигательной психотерапий≫).__

Магические ритуалы и действия в этом случае есть зафиксированная в

традиционных формах спонтанная компенсирующая активность, вызванная

состоянием фрустрации и включающая всю совокупность соответствующих

переживаний. Посредством этой обрядовой активности сохранялся


социальный порядок, и даже в условиях фрустрации потребностей

восстанавливалась уверенность в будущем, появлялась надежда на

благоприятный исход дела.

Важнейшим понятием в социологических исследованиях немецкого

социолога Г. Зиммеля выступает понятие формы, под которой он понимал

некий динамичный процесс упорядочивания жизненных духовных

содержаний. Формы - это структуры, в которых осуществляются человеческие

намерения и устремления. В этом случае ≪религия выступает как одна из

форм, посредством которой общество создает себе гарантию правильного

поведения индивидуума≫64. Среди множества жизненных отношений людей

≪...в которых религиозная тональность проявляется прежде всего≫ 5, Г.

Зиммель особо выделяет отношения к людям. Он отмечает, что существует

сходство ≪...между отношениями индивидуума к божеству и его отношением

к социальной общности. Решающую роль здесь играет чувство зависимости≫.

Г. Зиммель констатирует, что социальные формы обретают религиозные

настроения и тем самым ≪возникает форма религии как самостоятельный

; образ мыслей и действий≫, которые затем ≪сопровождают все социальные

запросы и требования, в действительности образуют внутреннее,

нерасторжимое единство с ними≫. Г. Зиммель отмечал, что социальное

единство, его мощь, предстоящие перед индивидуумом, вызывая

соответствующие чувства, обретают формы трансцендентного единства,

воплощенного в божестве, ≪...божество является как бы трансцендентным

местом сосредоточений групповых сил... взаимодействия и взаимовлияния,

осуществляющихся в действительности между элементами группы и

образующих это единство в функциональном плане, преобразовались в лоне

Бога в самостоятельные сущности...≫. Посредством единства, воплощенного

в религиозной форме, ≪религиозные порывы≫ личности обретают

совершенство и устойчивость существования, объединяя многообразие

противоречий общественного и индивидуального в области трансцендентного.

≪Глубинная сущность идеи Бога состоит именно в том, что многообразие и

противоположность вещей находят в ней связь и единство≫. Тем самым

преодолевается фрагментарность и отрывочность действительного мира.

Относительное единство социальной группы, обретая религиозные формы,

принимает характер абсолютной согласованности групповых и личных целей и

интересов. В этом смысле в религии можно видеть попытку разрешения

извечного конфликта между индивидуальным и социальным, между свободой

6 1__

Если для представителей структурно-функционального подхода религия

выступала как функциональная система, направленная на сохранения

общественной солидарности, то, например, для немецкого философа и

социолога М. Вебера религия выступала как фактор изменения и

трансформации общества. Для нас важно подчеркнуть, что для М. Вебера

религия выступала как система смыслополагания и мотивации действий, как

70 -

отдельного индивида, так и целых общественных групп. Подобное

понимание религии социолог выстраивал исходя из понятия ≪социальное

действие≫, трактуемого как осмысленное действие, ориентированное на


поведение других, когда субъективно предполагается, что смысл этого

действия разделяется другими людьми. Религиозное мировоззрение, будучи

совокупностью норм и ценностных ориентации, оформляет социальные

действия через их соотнесение с ценностями религии. Религия формирует

определенный ≪этос≫ группы, что можно проинтерпретировать как

совокупность мировоззренческих констант и ориентирующих категорий,

сформированных в той или иной культуре и направляющих деятельность

целых социальных групп и народов. Благодаря этому вырабатывается

определенная практика отношений к действительности, которая допускает

серьезные отличия в разных религиях (неприятие, отрицание мира,

приспособление к миру, овладение миром), что соответствующим образом

влияет на социальное поведение и деятельность. Это осуществляется через

формирование специфичной, присущей каждой конфессии, мотивации

поведения верующего, когда определенный ее тип (ритуально-культовый,

аскетически-деятельностный, мистико-созерцательный, интеллектуально-

догматический) создает специфические черты личности верующего,

определяющие, в том числе, его хозяйственную деятельность и поведение72.

Таким образом, проведенный в данном параграфе анализ позволяет

выделить три ключевых функции религии, которые выступают в качестве

основания для формирования, развития и функционирования самосознания и

Я-концепции верующего: мировоззренческую, идентифицирующую и

интегрирующую. Мировоззренческая функция связана с формированием

религиозной картины мира, совокупности представлений о мире и о месте

человека в нем. Интегрирующая функция заключается в создании формы и

порядка социальных взаимодействий путем организации межличностных и

групповых отношений. В этом смысле религия представляет собой ≪...форму,

в которую мы вынуждены отливать свои действия≫ (Э. Дюркгейм), когда

общество посредством этой формы ≪...создает себе гарантию правильного

поведения индивидуума≫ (Г. Зиммель). Идентифицирующая функция

реализуется в том, что с помощью мировоззренческой системы религии, через

усвоение религиозных ценностей, норм и представлений происходит

сам о идентификация индивида как религиозного субъекта. Как можно

полагать, ключевое значения для развития Я - концепции верующего имеет то,

что в процессе реализации и взаимодействия этих функций в рамках

отношения ≪религия — общество — личность≫ формируется и транслируется

система исторически обобщенных, ставших религиозными символами образов

человека. Именно в результате усвоения личностью верующего этих

/6 См.: Овсиенко Ф.Г. Йингер Дж. Милыон // Религиоведение. Энциклопедический словарь. Под редакцией

А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. С. 472.


религиозных образов, в процессах взаимодействия верующего с его

Т1

ближайшим социальным окружением и формируется его Я-концепция.__

К пиковым переживаниям психолог относил и так называемые

мистические переживания — интенсивные переживания религиозного опыта.

Хотя А. Маслоу и отвергал всякую теологическую и сверхъестественную

трактовку данных переживаний, характеризуя их как ≪переживания,

возникающие вполне естественным путем≫82, он отмечал их сильное влияние

на удовлетворения потребности личности в самоактуализации. Подобные

переживания, а это отмечает сам А. Маслоу, очень похожи на переживания

сопутствующие процессу религиозного обращения, которые описывал У.

Джемс. Личность переживает единение и гармонию с окружающим миром,

Вселенной, ощущает выход за ограничивающие рамки обыденного мира, что

способствует обретению новых отношений с самим собой. Мистические

переживания зачастую приводят само актуализирующуюся личность к более

глубокому самопознанию и самосознанию, что позволяет, ориентируясь на

81 Маслоу А. Указ. соч. С. 227.

82 Там же. С. 199,226 и MaslowA. Religions, values and peak experience. N.Y., 1964:

83 Там же. С 199.

религиозные ценности, брать на себя ответственность в процессе

осуществления жизненного выбора.

Эти травмирующие, запретные переживания и опыт принадлежа человеку,

отрицаются им, становятся отчужденными от него, приобретают при этом

новые формы и соответствующие им смыслы и значения, символически

далекие от первоначальных, но внутренне тесно связанные с ними. В этом

случае, если прямо следовать концепции 3. Фрейда, и реальность внешнего

мира, и реальность ≪Я≫ принимают иллюзорный характер, когда самосознание

по своей сути выступает как совокупность психологических защит, что

обуславливает специфику поведения верующего и его отношение к реальности

и ее восприятие. Человек воспринимает самого себя посредством религиозных

символов и представлений. Таким же образом воспринимаются и отношения с

окружающими людьми и социальными институтами.

Но позднее, согласно 3. Фрейду,

влияние религии абсолютно противоположно. Она препятствует истинному

становлению человека, поскольку отстраняет его от реальности и блокирует

разум. А именно с разумом 3. Фрейд связывает действительное становление

человека как субъекта, поскольку он дает возможность и способность

научиться иметь дело с реальностью.







Date: 2015-07-01; view: 746; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.034 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию