Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек оказывается проблематичным для самого себя, оказывается





вынужденным искать объяснение и обоснование собственного'бытия,

которое перестаёт восприниматься, как нечто естественное.

≪В. истории человеческогоk духа я * различаю эпохи обустроенности и

бездомности. В эпоху обустроенности,человек живёт во Вселенной, как дома,

в эпоху бездомности - как в диком поле, где и колышка для палатки не найти.

В первую эпоху антропологическая мысль - лишь часть космологии, в

другую - приобретает особую глубину, а вместе с ней и самостоятель-

ность≫.

§ 3. Индивидуализм или коллективизм? – ложная альтернатива

Итак, XX век породил, по словам Бубера, "невиданное по своим масштабам слияние социальной и космической бездомности, миро- и жизнебоязни в жизнеощущении беспримерного одиночества. Личность чувствует себя одновременно и подкидышем природы, брошенным, подобно нежеланному ребенку, на произвол судьбы, и изгоем посреди шумного человеческого мира"7.

7 Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 228.

Есть ли выход из тупика одиночества? Реакциями на новую ситуацию бездомности оказались индивидуализм и коллективизм. Первая реакция – индивидуализм, – чтобы спастись от отчаяния, поэтизирует одиночество. Индивидуалист принимает его как рок и пытается внушить себе amor fati 8 – "любовь к року". Это – иллюзорное решение, ведь чтобы справиться с ситуацией, одной лишь ее поэтизации недостаточно.

9 Amor fati (любовь к року) – выражение стоиков; у Ницше оно означает радостное принятие сверхчеловеком своей судьбы.

Вторая реакция – коллективизм – состоит в том, что личность, спасаясь от одиночества, пытается раствориться в каком-нибудь большом групповом образовании. Но это растворение само по себе не дает единения личности с личностью.

Эпоха индивидуализма, по мнению Бубера, уже миновала, а коллективизм находится на вершине своего развития, но и в нем уже видны признаки вырождения. Ни тот, ни другой не решают проблемы одиночества, и выбор одного из этих двух – это ложная альтернатива. Подлинным решением является "Третье" – диалогическое существование человека с человеком. Это "Третье" Бубер называет сферой "Между" (das Zwischen). Сфера "Между" – это как бы узкая кромка, на которой происходит встреча Я и Ты. Познание сферы "Между" и должно помочь человечеству в преодолении одиночества. (Подробнее о буберовской концепции диалогического существования мы поговорим в разделе "Коммуникация".)

[Все эти проблемы надо осмыслить применительно к утопии!]

….

 

≫.

Эпохи бездомности провоцируют одиночество. Одиночество - лучшее

состояние для самосознания. Только в одиночестве человек может прийти к

пониманию собственной сущности, задумавшись об основаниях своего бытия.

≪В ледяной атмосфере одиночества человек со всей неизбежностью превращается

в вопрос для самого себя≫.

….

≪Оба мировоззрения - и современный индивидуализм, и современный

коллективизм - как бы ни были различны их причины, в самом существенном

суть итог и проявление одного и того же человеческого состояния. Это

состояние можно определить как невиданное по своим масштабам слияние

социальной и космической бездомности, миро- и жизнебоязни в жизнеощущении

беспримерного одиночества. Личность чувствует себя одновременно

и подкидышем природы, брошенным, подобно нежеланному ребёнку, на

произвол судьбы, и изгоем посреди шумного человеческого мира. Первой реакцией

духа, осознавшего эту новую бездомность, стал современный индивидуализм,

а следующей - современный коллективизм≫50.

В индивидуализме присутствует принятие одиночества и бездомности,

своеобразное amor fati, ницшеанская ≪любовь к судьбе≫, а также определённое

самовозвеличивание субъективности. Прославление одиночества стано-

50 Бубер М. Проблема человека// Бубер М. Я и Ты. М. Высшая школа. С. 151.

вится своеобразной реакцией на его кажущуюся неизбежность, вызываемое

им отчаяние.

В коллективизме страх одиночества выражен гораздо отчётливее, чем в

индивидуализме. Человек готов отречься от собственной свободы и уникальности,

только бы избежать участи одиночки в бессмысленном и беспощадном

к человеку мире. ≪Нет больше оснований бояться жизни: нужно лишь

влиться в ≪общую волю≫ и собственную ответственность за непомерно усложнившееся

бытие растворить в коллективной, которая доказала уже, что


любая сложность ей нипочём. Нет оснований и для космического страха, ибо

на смену Вселенной, которая стала неуютной и с которой невозможно, так

сказать, никакое соглашение, пришла технизированная природа, а с ней -

общество, как таковое, вполне справляется (или кажется справляющимся).

Коллектив берётся обеспечить всеобщую безопасность. Здесь не остаётся

места воображению, бал правит самая i что ни на есть плотная реальность, само

всеобщее кажется обретшим реальность≫51. Но это, единение иллюзорно.

Коллектив обретает власть над личностью, но не способен спасти от одиночества.

Напротив, давление коллектива способно обострить чувство" изоляции

и бессилия. Коллектив требует от человека полной отдачи своего Я. Это

последний заслон от одиночества, который уничтожает самого ≪спасающегося

≫, лишая его возможности остаться самим собой.

≪Между≫, по Буберу, - ≪не вспомогательная конструкция, но истинное

место и носитель межчеловеческого события≫. Одиночество как необходимая

предпосылка самопознания должно стать шагом к преодолению одиночества,

ибо настоящая ≪встреча≫ возможна лишь между ≪одиночками≫.

≪Эта встреча, которая станет возможной и неизбежной после того, как

кончатся все мнимости и иллюзии, может состояться лишь как встреча одиночки

с его собратьями, и именно как таковая и должна состояться. Когда

одиночка узнает Другого во всей его инаковости как самого себя, т. е. как человека,

и прорвётся к этому Другому извне, - только тогда он прорвёт в этой

прямой и преобразующей встрече своё одиночество≫52.

На этом видении человека Бубер предлагал строить новую философскую

антропологию, главным предметом которой должен быть не индивидуум

и не коллектив, но человек с человеком, поскольку сущность человека познаётся

лишь в его отношении к Другому. ≪Я≫ возникает лишь из отношения

к ≪Ты≫.

Несмотря на широкую популярность идей Бубера, дальнейшее осмысление

антропологической проблематики пошло не по намеченной им дороге,

хотя некоторые философы высказывали сходные идеи о необходимости преодоления

ложной альтернативы индивидуализма и коллективизма. К идеям

одного из таких мыслителей мы обратимся чуть позже - это Э. Мунье, создатель

философского течения персонализма.

В рассказе ≪Стена≫ Сартр указал на четыре причины одиночества:







Date: 2015-07-01; view: 706; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию