Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек оказывается проблематичным для самого себя, оказывается
вынужденным искать объяснение и обоснование собственного'бытия, которое перестаёт восприниматься, как нечто естественное. … ≪В. истории человеческогоk духа я * различаю эпохи обустроенности и бездомности. В эпоху обустроенности,человек живёт во Вселенной, как дома, в эпоху бездомности - как в диком поле, где и колышка для палатки не найти. В первую эпоху антропологическая мысль - лишь часть космологии, в другую - приобретает особую глубину, а вместе с ней и самостоятель- ность≫. … § 3. Индивидуализм или коллективизм? – ложная альтернатива Итак, XX век породил, по словам Бубера, "невиданное по своим масштабам слияние социальной и космической бездомности, миро- и жизнебоязни в жизнеощущении беспримерного одиночества. Личность чувствует себя одновременно и подкидышем природы, брошенным, подобно нежеланному ребенку, на произвол судьбы, и изгоем посреди шумного человеческого мира"7. 7 Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 228. Есть ли выход из тупика одиночества? Реакциями на новую ситуацию бездомности оказались индивидуализм и коллективизм. Первая реакция – индивидуализм, – чтобы спастись от отчаяния, поэтизирует одиночество. Индивидуалист принимает его как рок и пытается внушить себе amor fati 8 – "любовь к року". Это – иллюзорное решение, ведь чтобы справиться с ситуацией, одной лишь ее поэтизации недостаточно. 9 Amor fati (любовь к року) – выражение стоиков; у Ницше оно означает радостное принятие сверхчеловеком своей судьбы. Вторая реакция – коллективизм – состоит в том, что личность, спасаясь от одиночества, пытается раствориться в каком-нибудь большом групповом образовании. Но это растворение само по себе не дает единения личности с личностью. Эпоха индивидуализма, по мнению Бубера, уже миновала, а коллективизм находится на вершине своего развития, но и в нем уже видны признаки вырождения. Ни тот, ни другой не решают проблемы одиночества, и выбор одного из этих двух – это ложная альтернатива. Подлинным решением является "Третье" – диалогическое существование человека с человеком. Это "Третье" Бубер называет сферой "Между" (das Zwischen). Сфера "Между" – это как бы узкая кромка, на которой происходит встреча Я и Ты. Познание сферы "Между" и должно помочь человечеству в преодолении одиночества. (Подробнее о буберовской концепции диалогического существования мы поговорим в разделе "Коммуникация".) [Все эти проблемы надо осмыслить применительно к утопии!] ….
≫. Эпохи бездомности провоцируют одиночество. Одиночество - лучшее состояние для самосознания. Только в одиночестве человек может прийти к пониманию собственной сущности, задумавшись об основаниях своего бытия. ≪В ледяной атмосфере одиночества человек со всей неизбежностью превращается в вопрос для самого себя≫. …. ≪Оба мировоззрения - и современный индивидуализм, и современный коллективизм - как бы ни были различны их причины, в самом существенном суть итог и проявление одного и того же человеческого состояния. Это состояние можно определить как невиданное по своим масштабам слияние социальной и космической бездомности, миро- и жизнебоязни в жизнеощущении беспримерного одиночества. Личность чувствует себя одновременно и подкидышем природы, брошенным, подобно нежеланному ребёнку, на произвол судьбы, и изгоем посреди шумного человеческого мира. Первой реакцией духа, осознавшего эту новую бездомность, стал современный индивидуализм, а следующей - современный коллективизм≫50. … В индивидуализме присутствует принятие одиночества и бездомности, своеобразное amor fati, ницшеанская ≪любовь к судьбе≫, а также определённое самовозвеличивание субъективности. Прославление одиночества стано- 50 Бубер М. Проблема человека// Бубер М. Я и Ты. М. Высшая школа. С. 151. вится своеобразной реакцией на его кажущуюся неизбежность, вызываемое им отчаяние. В коллективизме страх одиночества выражен гораздо отчётливее, чем в индивидуализме. Человек готов отречься от собственной свободы и уникальности, только бы избежать участи одиночки в бессмысленном и беспощадном к человеку мире. ≪Нет больше оснований бояться жизни: нужно лишь влиться в ≪общую волю≫ и собственную ответственность за непомерно усложнившееся бытие растворить в коллективной, которая доказала уже, что любая сложность ей нипочём. Нет оснований и для космического страха, ибо на смену Вселенной, которая стала неуютной и с которой невозможно, так сказать, никакое соглашение, пришла технизированная природа, а с ней - общество, как таковое, вполне справляется (или кажется справляющимся). Коллектив берётся обеспечить всеобщую безопасность. Здесь не остаётся места воображению, бал правит самая i что ни на есть плотная реальность, само всеобщее кажется обретшим реальность≫51. Но это, единение иллюзорно. Коллектив обретает власть над личностью, но не способен спасти от одиночества. Напротив, давление коллектива способно обострить чувство" изоляции и бессилия. Коллектив требует от человека полной отдачи своего Я. Это последний заслон от одиночества, который уничтожает самого ≪спасающегося ≫, лишая его возможности остаться самим собой. … ≪Между≫, по Буберу, - ≪не вспомогательная конструкция, но истинное место и носитель межчеловеческого события≫. Одиночество как необходимая предпосылка самопознания должно стать шагом к преодолению одиночества, ибо настоящая ≪встреча≫ возможна лишь между ≪одиночками≫. … ≪Эта встреча, которая станет возможной и неизбежной после того, как кончатся все мнимости и иллюзии, может состояться лишь как встреча одиночки с его собратьями, и именно как таковая и должна состояться. Когда одиночка узнает Другого во всей его инаковости как самого себя, т. е. как человека, и прорвётся к этому Другому извне, - только тогда он прорвёт в этой прямой и преобразующей встрече своё одиночество≫52. … На этом видении человека Бубер предлагал строить новую философскую антропологию, главным предметом которой должен быть не индивидуум и не коллектив, но человек с человеком, поскольку сущность человека познаётся лишь в его отношении к Другому. ≪Я≫ возникает лишь из отношения к ≪Ты≫. … Несмотря на широкую популярность идей Бубера, дальнейшее осмысление антропологической проблематики пошло не по намеченной им дороге, хотя некоторые философы высказывали сходные идеи о необходимости преодоления ложной альтернативы индивидуализма и коллективизма. К идеям одного из таких мыслителей мы обратимся чуть позже - это Э. Мунье, создатель философского течения персонализма. … В рассказе ≪Стена≫ Сартр указал на четыре причины одиночества: Date: 2015-07-01; view: 706; Нарушение авторских прав |