Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тезисы, выносимые на защиту
1) Одиночество имеет определённую специфику на разных этапах процесса индивидуализации, поэтому можно выделить несколько ≪идеальных типов≫ одиночества: элитарное одиночество; одиночество отчаяния; стандартизированное одиночество; персоналистическое (нарциссическое) одиночество; десоциализированное одиночество. 2) Широкое распространение одиночества в современных обществах имеет культурные и социальные предпосылки, сформировавшиеся в процессе модернизации, в первую очередь, западных обществ и получившие позже распространение и за их пределами. К культурным предпосылкам следует отнести специфическое антропоцентрическое мировоззрение, выразившееся, в частности, в западной философии, особенно в экзистенциализме. К социальным предпосылкам следует отнести структурные изменения общества, связанные с развитием капиталистической экономики, индустриализацией, урбанизацией, формированием массового общества. 3) В традиционных обществах одиночество не имело широкого распространения, хотя существовали практики целенаправленного уединения, связанные, как правило, с достижением религиозных целей. Одиночество как динамический социокультурный и психологический феномен, приобретает особую значимость и широкое распространение в эпоху современности в связи с развивающимся процессом индивидуализации и глубокими культурными изменениями, обусловленными распадом целостной картины мира и формированием антропоцентрического мировоззрения, чреватого субъективизмом и релятивизмом. Изменение мировоззренческих ориентиров находит своё наглядное выражение в западной философии Нового времени. 4) Анализ развития проблематики западной философии демонстрирует постепенное нарастание значимости проблематики одиночества. Своего апогея интерес к данной теме достигает в экзистенциальной.философии, для^ко- торой одиночество становится сущностной характеристикой человека. Таким образом, экзистенциальная проблема современного человека, обусловленная специфической ситуацией эпохи, превращается философами- экзистенциалистами в антропологическую универсалию, в чём можно увидеть культурную и социальную ограниченность данного философского направления. 5) Одиночество отличается от уединения - добровольного ограничения социальных контактов, сопряжённого с реализацией определённого смысла (например, достижение религиозного спасения или самосовершенствование). Таким образом, ключевым фактором, определяющим мучительность переживания одиночества, является не ограничение социальных контактов само по себе, а отсутствие смысла существования. 6) Одиночество можно определить как присущий преимущественно современным обществам динамичный комплексный феномен, имеющий психологический, социальный и культурный аспекты и выражающийся в пере- живании человеком отчуждённости от общества, порождённой искажением межличностной коммуникации и ценностно-смысловой неопределённостью. … [в утопии не должно быть одиночества, но должна быть возможность уединения?] … В рамках психоаналитического подхода проблеме одиночества много внимания уделял Г. Зилбург, предпринявший, вероятно, первый психологический анализ одиночества. Он различает уединённость и одиночество как ≪нормальное≫ и ≪преходящее умонастроение≫, возникающее в результате отсутствия конкретного ≪кого-то≫ (уединение), и негативное состояние - непреодолимое, постоянное ощущение (одиночество). … По Зилбургу, одиночество соотносится с патологическими чертами характера: нарциссизмом, манией величия и враждебностью, инфантильно преувеличенным представлением о собственном всемогуществе, эгоцентризмом. Одинокий индивид, по мнению Зилбурга, способен проявлять скрытность или открытую враждебность, направленную как вовнутрь, так и вовне. … Другой представитель психоаналитического подхода — Д. Салливан - также усматривал корни одиночества взрослого человека в его детстве, в потребности в человеческой близости, имеющую свою специфику на разных этапах взросления. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребёнка к контакту. В подростковом возрасте индивид испытывает потребность в приятеле, с которым можно делиться самым сокровенным. У подростков, испытавших трудности в контакте с родителями недостаёт социальных навыков, чтобы наладить контакты со сверстниками. Это может приводить к одиночеству … В рамках человеко-центрического подхода, разработанного Карлом Роджерсом, анализ одиночества базируется на понятии ≪Я-концепции≫ личности. Здесь большое значение приобретает анализ социального фактора в формировании предпосылок одиночества, хотя определяющее значение придаётся всё же факторам личностным. Роджерс полагает, что общество навязывает индивиду определённые стандарты поведения, что ведёт к разрыву между внутренним Я индивида и его социальным образом, связанным с исполнением социальных ролей. Исполнение социальных ролей без внутреннего осознания и принятия их смысла ведёт к отчуждённому и> бессмысленному существованию индивида. В то же время индивид заинтересован в признании со стороны других людей и опасается быть ими отвергнутым. Роджерс говорит об этом так: ≪Одиночество ... наиболее резко и болезненно проявляется у тех индивидов, которые по той или иной причине оказываются - будучи лишёнными своей привычной защиты - уязвимыми, испуганными, одинокими, но обладающими истинным ≪Я≫ и уверенными в том, что будут отвергнуты всем остальным миром≫. … Согласно Роджерсу, именно боязнь быть отвергнутыми ≪держит людей замкнутыми в своём одиночестве≫. Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных ролей и поэтому продолжает испытывать опустошённость. … Роджерс не разделял убеждение психоаналитиков о детских корнях одиночества. По его мнению, содержание опыта одиночества составляют текущие социальные влияния, которые испытывает личность. … Занимающие сходную с Роджерсом позицию У. Садлер и Т. Джонсон пишут: ≪Чтобы обнаружить физическую изоляцию, достаточно иметь одни глаза, но чтобы узнать одиночество, необходимо испытать его≫. Одиночество понимается ими как индивидуальное и уникальное переживание. Но при всей уникальности переживания одиночества есть общие элементы, характерные для всех его проявлений. Это, например, специфическое чувство полной погружённости в самого себя, а также специфическая тотальность - чувство одиночества не похоже на локальные ощущения, переживания, оно целостно, охватывает бытие1 личности целиком. … Одиночество - это особая форма самовосприятия, форма самосознания. Таким образом, у одиночества есть когнитивный аспект, связанный с самоосмыслением личности. Человек обычно воспринимает себя в определённом отношении к окружающему миру. Мы включены в обширную сеть взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит нам о нарушениях в этой сети. Потому одиночество часто проявляется в желании включённости в какую- либо группу, общность … Так, Боумен выдвинул гипотезу о трёх силах, ведущих к усилению одиночества в современном обществе: 1) ослабление связей в первичной группе; 2) увеличение семейной мобильности; 3) увеличение социальной мобильности. … Рисмен, в частности, выделил несколько типов социального характера: традиционный, изнутри-ориентированный, извне-ориентированный. Извне- ориентированная личность может приобрести синдром обеспокоенности и чрезмерную потребность в пристальном внимании к себе со стороны других людей, которая никогда полностью не удовлетворяется. Члены современного массового общества; являющиеся извне-ориентиованными личностями, образуют, как заявляет Рисмен в своей^известной книге, ≪одинокую толпу≫. … Вейс выделил два типа одиночества: • эмоциональное одиночество - результат отсутствия тесной интимной привязанности. Эмоционально одинокий человек испытывает < беспокойство, тревогу и опустошённость; • социальное одиночество становится ответом на отсутствие тесных дружеских связей или чувства групповой принадлежности к. какой- либо общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальное™. … Анализ одиночества был предпринят и в рамках когнитивистского подхода. Данный подход акцентирует роль познания как главного фактора, опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Э. Пепло, представительница данного подхода, применяет теорию атрибуции (объяснения) и показывает, что познание причин одиночества влияет на интенсивность переживания одиночества. Когнитивный подход предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид осознаёт рассогласование между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. … В рамках экзистенциального подхода (И. Ялом), возникшего под влиянием экзистенциальной философии, одиночество (изоляция) рассматривается как данность человеческого существования, (экзистенции). Ялом* отмечает, что это не некое ситуативное, временное состояние, но нечто фундаментальное, присущее человеку - изоляция, отделённо сть от других созданий (≪пропасть между собой и другими≫) и от мира (≪отделённость между индивидом и миром≫). Ялом рассматривает несколько путей, ведущих к осознанию экзистенциальной изоляции - прежде всего, конфронтацию со смертью и свободой. Здесь Ялом развивает традиционные мотивы экзистенциального философствования (об этом типе философствования мы будем подробно говорить отдельно). … Представители экзистенциального подхода в психологии призывали людей преодолеть страх одиночества и научиться позитивно его использовать. Обобщая всё сказанное ранее, можно сделать вывод, что в отличие от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во- первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в онтологических условиях человеческого бытия. Действительно, изолированность отдельного индивидуума от общества есть данность, и причины этой изолированности лежат в условиях его бытия. Действительно, эта данность не может рассматриваться как патология, ибо только через изолированность можно определять понятие ≪отдельный≫ и отчасти понятие ≪индивид≫. Не будь ≪изолированности≫, не было бы и отдельных индивидов, разнообразия человеческих индивидуальностей. … Очевидно, что одиночество не синонимично уединению. Уединение вполне можно понимать как добровольное ограничение социальных контактов, связанное с необходимостью ≪побыть наедине с самим собой≫, сосредоточиться на решении какой-то задачи, заняться творчеством и т. д. Именно 23 так понимали уединение, например, представители американской школы трансцендентализма (Г. Торо). … По мнению трансценденталистов, внутреннее духовное богатство человеческой личности ограничивается воздействием косной социальной среды. Поэтому для раскрытия личности необходимо уединение. Генри Торо, следуя этому принципу, прожил два с лишним года в лесной хижине и описал этот опыт уединения в известной книге ≪Уолден, или Жизнь в лесу≫. … Проводя различие между одиночеством и уединением, Торо придавал первому отрицательное, а второму положительное значение. Одиночество — болезненное состояние оторванности человека от природы, от самого себя, возникающее в толпе, среди беспорядочной и бессмысленной суеты. ≪Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат≫. ≪Мы живём в тесноте и спотыкаемся друг о друга и от этого, мне думается, несколько теряем друг к другу уважение. Для подлинно важного и сердечного общения такая частота не нужна≫16. Уединение же - благотворно. Оно предстаёт как способ обретения гармонии с миром и самим собой. Человек не одинок, когда он занимается каким-то интересным и полезным делом. Иными словами, человек не одинок, когда его одиночество сопряжено со смыслом. В этом случае надо говорить об уединении. … Следует отметить, что сознательное уединение издавна практиковалось мудрецами и мистиками для удаления от мирской суеты и бесполезных забот. … можно отметить, что, например, Э. Фромм различал физическое и моральное одиночество. Моральное одиночество — это обособление индивида, сопряжённое с переживанием отсутствия смысла существования. Именно такое одиночество переживается особенно тяжело. Одиночество же, не сопровождаемое утратой смысла, вполне может быть весьма продуктивным психологическим состоянием. Собственно, такое продуктивное и осмысленное одиночество и есть ≪уединение≫. [ЭТО ЧУДОВИЩНО ВАЖНО!!! Я КАК РАЗ ЭТО И УТРАТИЛ] … Однако уединение недоступно людям, которые не могут наладить контакт с самими собой, не понимающим самих себя. Алексеев пишет: ≪Уединённость это. чувство, обладающее положительным катексисом, которое может испытывать здоровая личностью той ситуации и при:тех обстоятельствах, при которых невротическая личность, испытывает чувство одиночест- ва≫17. … Таким образом, с психологической точки зрения, проблема одиночества - это проблема психического здоровья личности, связанная, однако, с социальным контекстом (состоянием социальных связей). … Подводя итог обзору различных психологических подходов к феномену одиночества, Алексеев формулирует следующие выводы: ≪Одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. Изоляция есть поддающееся наблюдению состояние, регулируемое и в какой-то степени контролируемое. Восприятие изоляции большей частью зависит от того, каким значением Date: 2015-07-01; view: 847; Нарушение авторских прав |