Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философско-антропологический анализ сущности одиночества





 

Предметом рассмотрения данной диссертации является феномен одиночества.

В энциклопедической и научно-популярной литературе "феномен"

понимается как:

• явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь1,

и как:

• данный в чувственном созерцании. Предмет опытного знания. Истинный

предмет познания2.

А "одиночество" - состояние одинокого (отделённый от других подобных,

без других, себе подобных; без близких3) человека. Одиночество - это

глубокая боль того, что мы не чувствуем никого близким себе, и ни с кем не

можем разделить то, что есть в нас.

Всё это позволяет сделать следующий вывод: феномен одиночества,

отражающий изменчивость социокультурного бытия человека, бывший социальной

аномалией в традиционных культурных обществах, прошедших

стадию модернизации, становится из социокультурной аномалии социокультурным

феноменом, входящим в нормативное поле культуры современного

Запада и вестернизированного Востока и требует комплексного междисциплинарного

подхода.

По словам Т. Вульфа, "одиночество* отнюдь не редкость, не какой-то

необычный случай, напротив, оно всегда было и остаётся главным и неизбежным

испытанием в жизни человека". Жизненный характер проблемы

обусловливает её значимость для исследований не только с позиций психологии,

социологии, политологии, но и философской антропологии.

Проблема одиночества принадлежит к числу наиболее значимых для

понимания бытия человека и имеет много аспектов, требующих внимания со

стороны различных наук. Философия как уникальная форма культуры и общественного

сознания изучает смыслы реальности для общества и человека,

и, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. Широкое распространение

самого явления одиночества демонстрирует необходимость

философского осмысления, т. к. одиночество есть одна из основных проблем

философии человеческого существования.

Между тем наиболее изученным остаётся психологический подход к

рассмотрению данного феномена. Философию же (в отличие от психологии)

интересуют не особенности переживаний чувства одиночества у тех или

иных индивидов, не случайные причины данного явления, а те общие ≪бытийные

≫ и духовные основания, из которых произрастают эти чувства.*

Западные философы и учёные уже более столетия исследуют феномен

одиночества, что в отечественной науке привлекло внимание, главным образом,

только в последние десятилетия. Для этого были свои причины. С точки

зрения официальной идеологии, социалистическое общество гарантировало

гармоничное отношение между индивидом и коллективом. Поэтому даже реальные

факты, свидетельствующие о значимости и распространённости одиночества,

не могли порождать широких исследований. Ведь коллективизм

был одной из базовых идеологических установок советского общества, а сомнение

в идеологических постулатах не допускалось. В целом, одиночество

исследовалось как негативное временное явление, преодолеваемое воспитательными,

образовательными, организационно-педагогическими мероприятиями.

Социальное одиночество •• усугубляется культурным кризисом, отсутствием

чёткой системы духовных ориентиров, что, как мы увидим далее, делает

переживание одиночества ещё более мучительным.

Феномен одиночества получил теоретическое обоснование в трудах таких

авторов; как Г. Зилбург, Д. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман, К. Роджерс,

У. Садлер, Т. Джонсон, Э. Пепло, И. Ялом. В их работах исследовались сущность,

последствия и причины одиночества. Если для одних авторов источники

одиночества коренились, прежде всего, в самой личности, то для других

причины этого явления следует искать в биографической ситуации или- характеристиках

социальной среды, в которую включён человек. Исследовались

также когнитивные аспекты проблемы одиночества - то, каким образом

человек интерпретирует свою жизненную ситуацию; Из недавних отечественных

обобщающих работ по проблеме: одиночества; большой; интерес для-

нас. представляло исследование; С. С. Алексеева ≪Гештальт одиночества (феномен

одиночества: его роль в развитии и терапии невроза)≫7, где, в частности,

представлен сравнительный анализ концепций одиночества, а также

связь этого феномена с невротическими состояниями личности.

Существует целый ряд философских трудов, где проблема одиночества

предстаёт как один из аспектов человеческой экзистенции. Это широко известные


работы таких мыслителей, как С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдег-

гер, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, Э. Мунье, О. ф. Больнов -

представителей экзистенциального направления в рамках философии. Их работы

послужили для нас и предметом изучения, и теоретической базой. В работах

этих авторов одиночество предстаёт как неотъемлемая характеристика

человеческой экзистенции, определяемая самой спецификой человеческой

≪ситуации≫ (одно из центральных понятий экзистенциализма).

Для понимания феномена одиночества важны и работы социологов и

специалистов в области социальной философии, занимавшихся проблемой

развития личности, становления личностной автономии в эпоху модерна и

постмодерна. Эти работы позволяют понять, каким образом социальный контекст

влиял на осмысление проблемы одиночества, да и на возникновение

самой этой проблемы. Мы должны назвать, прежде всего, такие труды, как:

3. Бауман ≪Индивидуализированное общество≫ и ≪Текучая современность≫,

Э. Гидденс ≪Современность и самоидентичность≫, Н. Элиас ≪Общество индивидов

≫, У. Бек ≪Общество риска: на пути к другому модерну≫, Ж. Липо-

вецки ≪Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме≫.

Эти работы позволили нам сформулировать чёткое представление о зависимости

феномена одиночества от социального контекста. Через работы

всех этих авторов красной нитью проходит мысль о широком распространении

одиночества именно в современных и постсовременных обществах, а

также о социальной обусловленности и специфической нормальности этого

состояния, поскольку оно предстаёт как объективное следствие объективных

же социальных процессов, превращающих одиночество и индивидуализм

фактически в норму жизни.

Следует назвать также работу Ж. В. Пузановой ≪Философия одиночества

и одиночество философа≫, в которой предпринят анализ темы одиночества

в истории философской мысли и духовной культуры общества. Однако,

как нам представляется, в работе Пузановой недооценивается значимость

проблемы одиночества именно в современную эпоху, не слишком чётко проводится

различение в осмыслении этой темы и распространённости данного

феномена в разные исторические эпохи.

Среди работ, посвященных анализу темы одиночества у отдельных авторов,

мы можем назвать и статью Г. М. Тихонова ≪Феномен одиночества в

творчестве Эриха Фромма≫, а также статью Н. С. Корнющенко-Ермолаевой

≪Кьеркегор о человеческом бытии и одиночестве≫.

Рассмотрению проблемы одиночества частично- посвящена работа

А. Б. Демидова ≪Феномены человеческого бытия≫10, где одиночество рассматривается

наряду с другими экзистенциальными проблемами.

Таким образом, феномен одиночества многомерен и в разных аспектах

исследовался многими авторами, но интересующая нас здесь тема - типология

и историческая динамика одиночества - в этих исследованиях пока ещё

не затрагивалась.__







Date: 2015-07-01; view: 501; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию