Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философско-антропологический анализ сущности одиночества
Предметом рассмотрения данной диссертации является феномен одиночества. В энциклопедической и научно-популярной литературе "феномен" понимается как: • явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь1, и как: • данный в чувственном созерцании. Предмет опытного знания. Истинный предмет познания2. А "одиночество" - состояние одинокого (отделённый от других подобных, без других, себе подобных; без близких3) человека. Одиночество - это глубокая боль того, что мы не чувствуем никого близким себе, и ни с кем не можем разделить то, что есть в нас. … Всё это позволяет сделать следующий вывод: феномен одиночества, отражающий изменчивость социокультурного бытия человека, бывший социальной аномалией в традиционных культурных обществах, прошедших стадию модернизации, становится из социокультурной аномалии социокультурным феноменом, входящим в нормативное поле культуры современного Запада и вестернизированного Востока и требует комплексного междисциплинарного подхода. … По словам Т. Вульфа, "одиночество* отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остаётся главным и неизбежным испытанием в жизни человека". Жизненный характер проблемы обусловливает её значимость для исследований не только с позиций психологии, социологии, политологии, но и философской антропологии. … Проблема одиночества принадлежит к числу наиболее значимых для понимания бытия человека и имеет много аспектов, требующих внимания со стороны различных наук. Философия как уникальная форма культуры и общественного сознания изучает смыслы реальности для общества и человека, и, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. Широкое распространение самого явления одиночества демонстрирует необходимость философского осмысления, т. к. одиночество есть одна из основных проблем философии человеческого существования. Между тем наиболее изученным остаётся психологический подход к рассмотрению данного феномена. Философию же (в отличие от психологии) интересуют не особенности переживаний чувства одиночества у тех или иных индивидов, не случайные причины данного явления, а те общие ≪бытийные ≫ и духовные основания, из которых произрастают эти чувства.* … Западные философы и учёные уже более столетия исследуют феномен одиночества, что в отечественной науке привлекло внимание, главным образом, только в последние десятилетия. Для этого были свои причины. С точки зрения официальной идеологии, социалистическое общество гарантировало гармоничное отношение между индивидом и коллективом. Поэтому даже реальные факты, свидетельствующие о значимости и распространённости одиночества, не могли порождать широких исследований. Ведь коллективизм был одной из базовых идеологических установок советского общества, а сомнение в идеологических постулатах не допускалось. В целом, одиночество исследовалось как негативное временное явление, преодолеваемое воспитательными, образовательными, организационно-педагогическими мероприятиями. … Социальное одиночество •• усугубляется культурным кризисом, отсутствием чёткой системы духовных ориентиров, что, как мы увидим далее, делает переживание одиночества ещё более мучительным. … Феномен одиночества получил теоретическое обоснование в трудах таких авторов; как Г. Зилбург, Д. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман, К. Роджерс, У. Садлер, Т. Джонсон, Э. Пепло, И. Ялом. В их работах исследовались сущность, последствия и причины одиночества. Если для одних авторов источники одиночества коренились, прежде всего, в самой личности, то для других причины этого явления следует искать в биографической ситуации или- характеристиках социальной среды, в которую включён человек. Исследовались также когнитивные аспекты проблемы одиночества - то, каким образом человек интерпретирует свою жизненную ситуацию; Из недавних отечественных обобщающих работ по проблеме: одиночества; большой; интерес для- нас. представляло исследование; С. С. Алексеева ≪Гештальт одиночества (феномен одиночества: его роль в развитии и терапии невроза)≫7, где, в частности, представлен сравнительный анализ концепций одиночества, а также связь этого феномена с невротическими состояниями личности. … Существует целый ряд философских трудов, где проблема одиночества предстаёт как один из аспектов человеческой экзистенции. Это широко известные работы таких мыслителей, как С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдег- гер, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, Э. Мунье, О. ф. Больнов - представителей экзистенциального направления в рамках философии. Их работы послужили для нас и предметом изучения, и теоретической базой. В работах этих авторов одиночество предстаёт как неотъемлемая характеристика человеческой экзистенции, определяемая самой спецификой человеческой ≪ситуации≫ (одно из центральных понятий экзистенциализма). … Для понимания феномена одиночества важны и работы социологов и специалистов в области социальной философии, занимавшихся проблемой развития личности, становления личностной автономии в эпоху модерна и постмодерна. Эти работы позволяют понять, каким образом социальный контекст влиял на осмысление проблемы одиночества, да и на возникновение самой этой проблемы. Мы должны назвать, прежде всего, такие труды, как: 3. Бауман ≪Индивидуализированное общество≫ и ≪Текучая современность≫, Э. Гидденс ≪Современность и самоидентичность≫, Н. Элиас ≪Общество индивидов ≫, У. Бек ≪Общество риска: на пути к другому модерну≫, Ж. Липо- вецки ≪Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме≫. … Эти работы позволили нам сформулировать чёткое представление о зависимости феномена одиночества от социального контекста. Через работы всех этих авторов красной нитью проходит мысль о широком распространении одиночества именно в современных и постсовременных обществах, а также о социальной обусловленности и специфической нормальности этого состояния, поскольку оно предстаёт как объективное следствие объективных же социальных процессов, превращающих одиночество и индивидуализм фактически в норму жизни. … Следует назвать также работу Ж. В. Пузановой ≪Философия одиночества и одиночество философа≫, в которой предпринят анализ темы одиночества в истории философской мысли и духовной культуры общества. Однако, как нам представляется, в работе Пузановой недооценивается значимость проблемы одиночества именно в современную эпоху, не слишком чётко проводится различение в осмыслении этой темы и распространённости данного феномена в разные исторические эпохи. Среди работ, посвященных анализу темы одиночества у отдельных авторов, мы можем назвать и статью Г. М. Тихонова ≪Феномен одиночества в творчестве Эриха Фромма≫, а также статью Н. С. Корнющенко-Ермолаевой ≪Кьеркегор о человеческом бытии и одиночестве≫. Рассмотрению проблемы одиночества частично- посвящена работа А. Б. Демидова ≪Феномены человеческого бытия≫10, где одиночество рассматривается наряду с другими экзистенциальными проблемами. Таким образом, феномен одиночества многомерен и в разных аспектах исследовался многими авторами, но интересующая нас здесь тема - типология и историческая динамика одиночества - в этих исследованиях пока ещё не затрагивалась.__ … Date: 2015-07-01; view: 501; Нарушение авторских прав |