Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заглянем же в его записки





Вот Толстой сырой и холодной ночью выезжает из Ясной Поляны на станцию Щёкино, чтобы сесть на поезд. В пути он спрашивает Маковицкого: «куда бы подальше уехать?», на что тот предлагает ехать в Бессарабию, к Ивану Сергеевичу Гусарову (Литературное наследство. Том 90. У ТОЛСТОГО. 1904 – 1910. ”Яснополянские записки” Д.П. Маковицкого. Кн. 4. С. 398).

Гусаров этот -- бывший московский ремесленник-маляр, пробудившийся, с помощью книг Льва Николаевича, к жизнепониманию свободного христианства (презрительно именуемого непробудившимися людьми «толстовством»), и переехавший с семьёй в земледельческую общину Н.А. Шейермана в Екатеринославской губернии.

Опять единоверцы, но опять же – не в исламе…

А вот любопытные свидетельства Маковицкого о днях остановок Льва Николаевича в Оптиной Пустыни и Шамординском монастыре. Под 29 октября Маковицкий заносит в свои записки предположение, что Толстой желал переговорить со старцами Оптиной с целью «узнать условия, на каких можно жить при монастыре», оставаясь в официальном отлучении от церкви. А на следующий день, 30 октября, как свидетельствует Душан Петрович, Толстой, уже будучи в Шамордино, выясняет возможности поселиться в ближней к монастырю деревне Шамордино (Там же. С. 405, 408 – 409, 411). За пять целковых в месяц была снята чистая и тёплая горница во вдовьей избе. Толстой уже намеревался распорядиться перенести в горницу вещи и самому переехать в неё на следующий (31 октября) день (Там же. С. 481).

Согласитесь, странные метания и хлопоты для тайного мусульманина, стремящегося всею душой к религиозным единомышленникам, на Кавказ!

А вот – то самое совещание вечером 30 октября в монастырской гостинице, на которое уже попала и которое имела в виду в своём рассказе нагнавшая отца Александра Львовна. Рассказ Александры о поведении матери после отъезда отца напугал всю компанию, и вот заговорщики обсуждают за самоваром, куда тикать дальше, пока разгневанная Софья Андреевна их не настигла:

«Намечали Крым. Отвергли, потому что туда только один путь, оттуда – никуда. Да и местность курортная, а Л.Н. ищет глушь. Говорили о Кавказе, о Бесарабии. Смотрели на карте Кавказ, потом Льгов. <…> Л.Н. рассматривал Кавказ, а именно Грозный и его окрестности, вспоминая знакомые места… Говорил про своего друга Раевского. Не помню, в связи с Кавказом ли или в связи с Рязанской губернией. <…> Ни на чём определённо не остановились. Скорее всего на Льгове, от которого в 28 верстах живёт Л.Ф. Анненкова, близкий по духу друг Л.Н» (Там же. С. 411).

И вот, наконец, последнее совещание в поезде, уже на пути к Астапово, 31 октября. Окончательно решено, что Лев Николаевич отправится в Новочеркасск, к племяннице, Елене Сергеевне Денисенко (1863 - 1942), где отдохнёт и решит, куда ехать дальше: на Кавказ или «в Болгарию или Грецию» (Там же. С. 413).

Итак, можно, нам думается, сделать окончательный вывод. «Кавказский след» в путевых намерениях Толстого, действительно, имеется. Но, во-первых, не в виде страстно желаемой и единственной, чётко и заранее определённой цели поездки, а во-вторых – вне всяких связей с чеченцами и с религией пророка Мохаммеда. Толстой, как мы показали, был явно более расположен увидеться с роднёй (настоящей, а не чеченской, вымышленной Вахидовой!) и единоверцами – свободными христианами-общинниками.

Кстати, последние жили и на Кавказе – не с этим ли и связано появление его в перечне предполагаемых мест назначения в исходе Льва Николаевича из Ясной Поляны?

*****

О трывок 8, и последний (Из статьи М. Вахидовой «Верую во единого всемогущего…»:

« Если прожить ему <Толстому. – Р.А.> всё же оказалось суждено среди иноверцев, то умереть среди них он не мог позволить себе! Исключительно по этой причине он не позволил жене войти к себе в комнату, чтобы проститься с ним навсегда. В отличие от детей, Софья Андреевна обязательно, украдкой, но перекрестила бы мужа, который хотел уйти из жизни магометанином.

Из предсмертного завещания Толстого мы узнаём, что он хотел, чтобы его похоронили без креста, “как можно скорее” и “не класть венков на его гроб” (Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х томах. — М., 1978. Т. 2. С. 455). Так Толстого похоронили бы в Чечне. Так, убедившись, что не доедет до Чечни, он завещал похоронить себя в Ясной Поляне, не догадываясь, что желание его быть похороненным по магометанскому обряду родные и близкие выдадут за примитивное желание упокоиться под “муравьиной кучей” на месте закопанной некогда “зеленой палочки” спасения человечества. По иронии судьбы, человек, отрицавший всякие чудеса, был не только заподозрен, но в какой-то степени будто уличён в вере в чудодейственную силу какой-то палочки и “муравьиного братства”».

Вот пример не просто совершенно ненаучного построения рассуждений, когда (как и в вышерассмотренных нами отрывках) факты, доказательства подбираются М. Вахидовой для иллюстрации уже готового вымысла, но, главное -- мерзостной, сознательной, цинической лжи, к тому же и с примесью огромного неуважения к Толстому, его истинным убеждениям. Разберём и его по частям.

Сначала – об обстоятельствах болезни Толстого, после – о якобы «магометанской» его смерти и «какой-то палочке».

Итак. В 14 ч. 34 мин. 31 октября 1910 г. Лев Николаевич и сопровождающие его Д.П. Маковицкий, А.Л. Толстая и В.М. Феокритова приобретают билеты на станции Волово до станции Ростов-Дон. В пятом часу пополудни, уже в поезде, доктор Маковицкий фиксирует у Толстого появление озноба и температуры. В 18 ч. 35 мин. поезд подходит к станции Астапово, где решено, по состоянию здоровья Толстого, прервать поездку. Начальник станции Иван Иванович Озолин соглашается приютить больного писателя в своём доме.

1 ноября Д.П. Маковицкий совместно с коллегой, железнодорожным врачом Л.И. Стоковским, определяют первичный диагноз Толстого – «катаральное воспаление нижней части левого лёгкого» (Гусев Н.Н. Летопись – 2. С. 830). А.Л. Толстая вызывает телеграммами врачей Дмитрия Васильевича Никитина и Александра Петровича Семеновского.

Семеновский прибывает в Астапово вечером, в 23 ч. 44 мин., на экстренном поезде. Срочный КОНСИЛИУМ с участием Маковицкого, Стоковского и Семеновского корректирует диагноз Толстого: пневмония. (Д.В. Никитин, прибывший уже 3 ноября, находит также «расстройство нервного аппарата сердца»). Больному явно необходим покой.

Но - увы! с тем же экстренным поездом, примчавшим Семеновского, в Астапово прибывают также дети Толстого Татьяна, Андрей и Михаил (старший сын Сергей прибыл в этот же день чуть раньше, в 20.00), а с ними, разумеется, – и жена Толстого, Софья Андреевна, в сопровождении наблюдавшего её психиатра Пантелеймона Растегаева и фельдшерицы Б.И. Скоробогатовой.

Встреча с женой, спровоцировавшей своим поведением отъезд Толстого – безусловный стресс для больного. Софья Андреевна в первые часы после приезда -- внешне «нерешительная, несмелая» (Маковицкий. У ТОЛСТОГО. Яснополянские записки. Кн. 4. С. 420), но одно присутствие рядом с нею лечащего психиатра красноречивей всех доводов… И дети Толстого устраивают в это же день, 3 ноября, СЕМЕЙНЫЙ СОВЕТ. Вот как о нём рассказывает Сергей Львович:

«Я провёл всё утро в вагоне с матерью, сестрой и братьями. На общем совете мы решили всячески удерживать мать от свидания с отцом, пока он сам её не позовёт. Главной причиной этого решения была боязнь, что их свидание может быть для него губительно. Братья также решили не ходить к отцу, так как, если бы они пошли, невозможно было бы удержать мать.

Мы решили так: прежде всего будем исполнять волю отца, затем – предписания врачей, затем – наше решение» (Толстой С.Л. Очерки былого. Тула, 1975. С. 251).

Решив самостоятельно следить за поведением матери, дети отпускают сопровождавшего её психиатра и утомившуюся сиделку. К вечеру поведение Софьи Андреевны меняется: она возбуждена, с охотой сообщает осаждающим её репортёрам все «правдивые» подробности с намерением оправдать себя, мужа же винит в том, что он «ушёл ради рекламы». В шоке от услышанного, репортёры отказываются передавать полученные от неё сведения в свои газеты (Маковицкий Д.П. Указ. соч. Кн. 4. С. 424). 4 ноября и позднее Софья Андреевна ходит вокруг дома Озолина, караулит у дверей, пытается заглядывать в окна… Сын Сергей вспоминает, что он, сёстры и братья были единодушны в том, чтобы не пускать Софью Андреевну к мужу до тех пор, пока: 1) он сам не позовёт её, и 2) врачи не подтвердят, что для Толстого не опасна встреча с женой. «Теперь врачи говорят, что это невозможно» (Толстой С.Л. Указ. соч., с. 255 - 256).

Понимал своё состояние и сам Лев Николаевич В этот же день, 3-го ноября, он просил доктора Д.В. Никитина телеграфировать сыновьям (ему не сообщали о приезде сыновей и жены), «чтобы удержали мать от приезда», потому что чувствует, что «свидание будет губительно» для него. Эти слова тут же были переданы Софье Андреевне (Там же. С. 253).

Дальнейшее, с 4 ноября, ухудшение самочувствия Толстого (жар, бред, сильная одышка, слабый пульс, расстройство сердечного ритма) исключали возможность изменить общее решение врачей и членов семьи в отношении жены Толстого. И только в роковую ночь на 7 ноября, когда доктор Маковицкий в половине пятого утра зафиксировал у Толстого прекращение пульса, цианоз лица и губ и предсмертное удушье – Софья Андреевна была допущена, исключительно для прощания с умиравшим мужем (Маковицкий Д.П. Указ. соч. Кн. 4. С. 431).

Итак, мы видим, что в удержании Софьи Андреевны от свидания с Львом Николаевичем не было проявления его исключительной воли. Просьбе Толстого не впускать к нему жену предшествовали консилиум и решение врачей, а также семейный совет и согласие с мнением врачей родных Льва Николаевича.

*****

Теперь – о завещательных распоряжениях Толстого и его похоронах. Вот тексты, на основании которых М. Вахидова утверждает, что Толстой тайно желал быть похороненным как чеченец и мусульманин:

Date: 2015-07-01; view: 252; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию