Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А вот что, к примеру





В дневнике А.Л. Толстой под 25 октября мы находим такую запись о планах Толстого на отъезд:

«Вошла к отцу. Он сидел на кресле у стола, ничего не делая. Как-то странно-непривычно было видеть его без книги, без пера или даже пасьянса, который он любил раскладывать, когда думал. “Я сижу и мечтаю, -- сказал он мне, -- мечтаю о том, как уйду. <…> Я думаю сделать так. Взять билет до Москвы; кого-нибудь, Черткова, послать с вещами в Лаптево и самому там слезть. А если там откроют <т.е. найдут. – Р.А.>, ещё куда-нибудь поеду”» (Цит. по: Никитина Н.А. Уход Толстого / Л.Н. Толстой. Энциклопедия. М., 2009. С. 243).

Итак, в планах на отъезд самого Л.Н. Толстого по состоянию на 25 октября 1910 г. – Кавказа и чеченцев нет вовсе! Есть же -- совершенно русское Лаптево.

Стоит уточнить, что здесь Толстой имеет в виду не сам волостной центр Лаптево, располагавшийся в Тульском уезде Тульской губернии, а близлежащую к нему деревню Боровково, куда накануне, 24 октября 1910 г., он отправил письмо своему единомышленнику и давнему (с 1896 г.) знакомому, крестьянину Михаилу Петровичу Новикову (1871 - 1937), с просьбой подыскать ему жильё в деревне.

За несколько дней до этого, в ночь с 21 на 22 октября, у Л.Н. Толстого состоялся с М.П. Новиковым, гостившим в Ясной Поляне, долгий разговор. Лев Николаевич поведал о своих трудных отношениях с семьёй, о мучительных для него условиях жизни («я в этом доме киплю, как в аду»), и сообщил своё намерение -- уйти.

«Да, да, поверьте, -- говорил Толстой Новикову, -- я не умру в этом доме. Я решил уйти в незнакомое место, где бы меня не знали. А может, я и впрямь приду умирать в вашу хату». Несколько раз в разговоре Толстой повторил, что надеется скоро увидеться с Новиковым – уже в новом доме, вне семьи, от которой «отошёл» (Новиков М.П. Из пережитого. М., 2004. С. 227 – 232).

Новиков впоследствии корил себя, что промешкал, не ответил Толстому сразу на его письмо с просьбой от 24 октября, несмотря на то, что готовый дом для Толстого имелся: «просимая изба, тёплая и чистая, стояла пустой и точно ждала к себе жильцов» (Там же, с. 231 - 232). Толстой не решился ехать в Боровково, не получив ответа, но и ждать дольше не мог... Увы! положительный ответ Новикова «догнал» Льва Николаевича уже на одре смерти, в Астапово.

Как видим, и здесь – ни слова о Кавказе или чеченцах-единоверцах...

Может быть, планы Толстого резко изменились в пользу мифических исламских «единомышленников» уже в пути, после отъезда из Ясной Поляны?

Но нет и этого, что видно из книги мемуаров всё той же А.Л. Толстой «Отец. Жизнь Льва Толстого». Младшая дочь, сопровождавшая отца в последней поездке, сообщает следующее:

«Куда же мы ехали? Душан мне сказал: “В Новочеркасск, к Денисенкам, оттуда, если достанем паспорта, в толстовскую колонию в Болгарию, если нет – на Кавказ”».

Здесь уже определённо Кавказ назван не только как не единственное, но и не как самое желанное из предполагаемых мест назначения. Видим также, что М. Вахидова даже и не на все 100% врёт: Лев Николаевич, если верить памяти его дочери, действительно был не прочь свидеться с единоверцами… да только вот – не исламскими, а такими же, как он сам, свободными христианами-единомышленниками из болгарской общины.

Впрочем, есть в этой истории и ещё один персонаж, которому уж совершенно невозможно не поверить. На него, как на источник своих знаний о том, куда мог ехать Толстой, ссылаются, как мы видели, и Сергей Львович, и Александра Львовна. ДУШАН – так, попросту, звали его в доме Толстого: Душан Петрович Маковицкий, личный врач и близкий друг Льва Николаевича, автор непревзойдённых по информативности «Яснополянских записок». Д.П. Маковицкий сопровождал Толстого в его трагическом пути с самых первых минут 28 октября 1910 г. и (как врач) до последних секунд его жизни.

Date: 2015-07-01; view: 312; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию