Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комментарий по отрывкам 1-3
В одной из предшествующих глав мы уже разобрали миф об «ученичестве» Л.Н. Толстого у шейха-суфия Кунта-Хаджи Кишиева. Повторяться не будем. Лев Николаевич НЕ встречался с ним, и НЕ был его «мюридом» (как называет Толстого М. Вахидова), а его научение о неупотреблении насилия в сопротивлении злу имеет совершенно другие, христианские, а не суфийские источники и не только не «сужает» применение непротивления в сравнении с учением шейха, но делает его гораздо шире, не допуская исключений, «необходимого» насилия. Любопытнее здесь другое: обращение Вахидовой с источниками, «подгибание» их под заготовленные ею заранее «выводы». Процитировав запись Дневника Л.Н. Толстого от 3 сентября, Вахидова настаивает, что упоминаемое Толстым «ученье», на котором он побывал в этот день -- ни много ни мало как проповедь Кунта-Хаджи Кишиева, на которой-де молодой Лев не только присутствовал, но славил вместе с прочими мюридами Аллаха и пережил религиозный экстаз. Выясним на материале толстовского Дневника, так ли это. Вот, для сравнения, некоторые записи, начиная с 8 августа 1852 г., когда молодой Лев вернулся из поездки к месту несения службы, в станицу Старогладковская: 7, 8 августа. Ученья, разговоры. 9 августа. Был на ученьи. 15 августа. Дурное утро. Был на ученьи, ездил верхом. Болтал с Алексеевым. 24 августа. Был на охоте и на ученьи. 25 августа. Два раза на ученьи. 26 августа. Охота – 5 бекасов. Ученье. 1 сентября. 2 раза на ученьи, охотился, убил бекаса, ничего не делал… 2 сентября. Конное ученье (46: 137 - 141).
Итак, мы видим, что Толстой на этих самых «ученьях» отнюдь не молится и не впадает в религиозный экстаз. Он перемежает их с охотами, приравнивая при этом к рутинному «ничегонеделанию», а на самих «ученьях» -- ездит верхом на коне и «болтает с Алексеевым». Кстати, раз уж речь зашла об Алексееве… Никита Петрович Алексеев был батарейным командиром Толстого, человеком премилым, но и не без странностей. Известно, что на одном из учений в артиллерийской бригаде лошадь отгрызла ему ухо. По рассказу М.А. Янжула, Никита Петрович был огромным противником пьянства, и Толстой не раз валял с ним в обеденное время дурака, делая вид, что собирается пить водку, Алексеев же с пресерьёзным видом убеждал Толстого не надираться и предлагал взамен водки конфеты (Русская старина. – 1900. – № 2. – С. 355). Никаких «святых» шейхов, проповедей и зикров! Другой случай произвольного толкования М. Вахидовой источника – с цитатой дневниковой записи Л.Н. Толстого от 14 ноября того же 1852 года. Шахидка в толстоведении трактует её как «доказательство» того, что 24-летний Толстой уже враждебно противопоставляет себя «своей», т.е. русской и православной, социокультурной общности, готовясь отстаивать свою «свободу совести» (читай: вероисповедание, т.е. веру Мохаммеда). Весьма «предусмотрительно» Вахидова не даёт в своих статьях точной ссылки на цитируемый источник, ибо – произвольно исказила текст цитаты. Сравните, вот как соответствующий отрывок выглядит на самом деле:
«Составил краткую формулу своего верования: “Верую в единого, непостижимого, доброго Бога, в бессмертие души и в вечное возмездие за дела наши; не понимаю тайны троицы и рождения сына Божия, но уважаю и не отвергаю веру отцов моих”» (46, 149).
Этот текст, в искажённом виде вынесенный Вахидовой в заголовок одной из её статей, похоже, презентуется ею как свидетельство некоего сближения Толстого с исламской шахадой – устным «символом веры». Автор даже называет его «молитвой Толстого». На деле же – это всего лишь признание молодого Льва в том, что он, как и многие из молодых образованных людей его поколения, не имеет прочной и неколебимой веры в догматы церковного учения, при этом оставаясь в «вере отцов», т.е. в православии, и уважая эту веру.
***** И снова – слово М. Вахидовой. Отрывок 4: «Уверовав раз и навсегда в силу молитвы, Лев Толстой с тех самых пор и до конца своей жизни стоял на молитве целый час, и всегда босиком, как это изображено на портрете Репина. «Толстой босиком». А надо было бы: «Толстой на молитве»!
Отрывок 5: «Но не потому ли сам Толстой всегда уходил на молитву в лес? (Его домочадцы были православными.) А узнаём мы об этом не только из воспоминаний художника Репина, который дожидался Толстого перед лесом в течение часа, пока тот совершит свою молитву, и, не сдержавшись, сделал-таки набросок своей знаменитой картины, на которой Толстой изображен босиком. Комментарий к отрывкам 4 – 5. Чтобы разобраться в нагромождениях вахидовской лжи в этих отрывках, надо ответить на вопросы: какова была специфика отношения Толстого к молитве? какое значение он вкладывал в это понятие? Date: 2015-07-01; view: 318; Нарушение авторских прав |