Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1





Курс «Теория и методика обучения литературе» как научная дисциплина.

 

Учебники:

1. Богданова А.Ю., Леонов, Чертов «Теория и методика обучения литературе» М, 2008

2. Методика преподавания литературы, под редакцией Рез З.Я., М., 1985

3. Методика преподавания литературы под редакцией Маранцмана, Богдановой, 1995.

4. В.В. Голубков «Теория и методика обучения литературе», 1962

 

2 условия возникновения методики как науки: предмет изучения - литература; социальный заказ – школа. Литература перестала быть обязательным экзаменом.

Формирование курса «Теория и методика обучения литературе» как научной дисциплины произошло в 18 веке. Литература начала появляться именно в 18 веке (светская), на русском языке, переводная с французского языка. Возникла национальная отечественная литература. Кантемир – первый. В 18 веке появляются учебные заведения (для дворянских детей), реформы Петра I.

Ломоносов (1711 - 1765). Краткое руководство к красноречию (1748). Книга посвящена изложению и риторике, теории прозаических сочинений.

Тредиаковский (1073-1769). В своих работах наметил круг основных вопросов, которые должны составлять предмет теории словесности. Его трактат о стихосложении был положен в основу изложения этого раздела поэтики почти во всех учебниках 18 – первой половины 19 века.

НовикОв (1744-1818). 1772 – опыт исторического словаря о российских писателях. Обосновал необходимость изучения литературы путем непосредственного знакомства с художественным произведением (было недостаточно книг, грамотность). Основной способ знакомства – пересказ. Разработка теоретических основ методики. Впервые сформулировал определение методики как научной педагогической дисциплины, дающей «точнейшее показание, как дОлжно располагать учение по различию науки и знаний, кои дОлжно доставлять юношеству по развитию учащихся, их способностей, склонностей и будущего их определения». Книгоиздатель, писатель, журналист. Ценность просвещения. Был издателем учебных пособий и художественных произведений для детей. Издавал журнал «Детское чтение для сердца и разума»(1785-1789) (Французская революция) (первый детский журнал в России). Ребенок воспринимался как уменьшеная копия взрослого. А.Н. Толстой «Детство Никиты», Чехов «Ванька», «Спать хочется», Одоевский «Городок в табакерке» (страх наказания), Погорельский «Черная курица», Михайловский «Детство Темы».

Радищев (1749-1802). Рекомендовал изучать словесные дисциплины на образцах творчества крупнейших прогрессивных писателей с учетом исторической обстановки, в которой они жили, социального содержания и общественного значения их деятельности. Не оставил специальных методических трудов, но 2 сочинения «Памятник дактилохореическому витязю» (разбор Телемахиды Тредиаковского (Телемах – сын Одиссея)), «Слово о Ломоносове» (заключительная глава путешествия из Петербурга в Москву) оказали существенное влияние на последующую методику (образцы анализа художественного произведения).

В 30-е годы 19 века сложились 2 направления преподавания словесности: догматическое (до сих пор в духовных учреждениях) и филологическое. Приверженцы догматической методики неукоснительно следовали правилам разбора литературных текстов, по канонам риторики и пиитики, отступать от которых было непозволительно (отступление - ересь). Представители филологического направления – опирались на изучение памятников литературы, акцентируя внимание на изучение языка произведения. Наивысшее воплощение эта методика получила в классическом труде Ф.И. Буслаева «О преподавания отечественного языка» (1844).

Буслаев (1818 - 1897). Обосновал мысль об отличии понятия методов науки и в школьном преподавании. Учитывал возрастные особенности учащихся (в этой связи). Основой школьного курса Буслаев считал чтение литературного произведения. Решающим критерием при отборе текстов должен быть, по его мнению, язык произведения, который изучался посредством грамматического и стилистического разбора произведения. В системе изучения литературе видел 3 важнейших элемента: чтение и разбор произведения, выводы по теории словесности, письменные работы. Предлагал изучать Пушкина, Карамзина, Ломоносова – первой половины 19 века.

Водовозов В.И. (1825-1886). Основоположник идейно-художественного анализа текста. Словесность в образцах и разборах (1868) – главное методическое пособие. Обосновал принципы анализа текста (Основа современной методики работы с художественным текстом):

1. Знакомство с произведением с выразительного чтения.

2. В процессе первоначального чтения учитель дает только самые необходимые пояснений и исправляет самые крупные недостатки речи.

3. Повторное чтение сопровождается углубленным разбором текста, проводимым преподавателем в виде развернутой беседы.

4. Изучаемое произведение должно сопоставляться по сходству или контрасту с другими произведениями. На основе ученик подводится к определенному выводу об идейном замысле произведения, его видовых и родовых особенностях.

 







Date: 2015-06-11; view: 534; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию