Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свойства потенциала предприятия как экономической системы





Наименование свойства Содержание свойства
1. Целостность Системы существуют как целое, которое потом можно расчленять на компоненты. Не элементы составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем расчленении элементы системы, В целостной системе отдельные части функционируют совместно, составляя в совокупности процесс функционирования системы как целого. Каждый компонент может рассматриваться только в его связи с другими компонентами системы.
 
Продолжение табл. 2.1.
2. Взаимосвязь и взаимодействие элементов Общий экономический закон соответствия между элементами потенциала, когда их общее согласованное функционирование и взаимодополнение за счет интегрального влияния образует новые качества совокупного потенциала. Реализация принципа «2 + 2 = 5», где дополнительная единица получена за счет налаженного взаимодействия компонентов системы.
3. Сложность Проявляется в наличии многообразия его компонентов и связей между ними, что определяют его внутреннее строение и организацию как единого целого. Сложность потенциала характеризуется объемом информации, необходимой для его формирования и развития, сложностью описания и управления, сложностью развития.
4. Коммуникативность Связана с взаимодействием и взаимозависимостью потенциала и внешней среды. Потенциал как система формирует и выявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой
5. Иерархичность Означает, что каждый компонент потенциала может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы
6. Множественность описания Через сложность и невозможность познания всех параметров и свойств потенциала как системы возникает необходимость изучения его отдельных сторон (аспектов), которые характеризуются множественностью описания системы. Так, для описания потенциала предприятия используются функциональные, экономико-математические модели.
7. Способность к развитию Означает, что система должна быть способной к развитию, восприятию и использованию новых технологических идей, научным разработкам и т.д. Источниками развития потенциала как экономической системы могут быть: рост инвестиционной и инновационной активности; конкуренция; многообразие форм и методов формирования и реализации и др.
8. Альтернативность форм функционирования и развития В зависимости от конкретных условий развития тех или иных хозяйственных ситуаций, как правило, всегда существует несколько альтернативных путей достижения конкретной цели. Важно, используя данное свойство в процессе формирования потенциала, обеспечить сбалансированное равновесие его элементов.
 
Продолжение табл. 2.1.
9. Приоритет интересов системы глобального уровня Реализация того или иного элемента потенциала подчинена, в первую очередь, достижению целей формирования и использования совокупного потенциала
10. Приоритет качества Определенным гарантом долгосрочного функционирования потенциала как экономической системыв быстро изменчивых условиях внешней среды является высокий уровень качества, начиная с низших уровней иерархии его структуры (единиц оборудования, материалов, отдельных работников и т. д.) к конечному результату реализации потенциала (товаров, услуг, имиджа и т. д.).
11. Мощность Количественная оценка степени реализации достигнутого и стратегического (перспективного) потенциала предприятия. Данное свойство позволяет определить взнос потенциала конкретного предприятия в формирование отраслевого или общеэкономического потенциала региона, страны.

2.2.

 

Процесс формирования потенциала предприятия является одним из направлений его экономической стратегии и предусматривает создание и организацию системы ресурсов и компетенций таким образом, чтобы результат их взаимодействия был фактором успеха в достижении стратегических, тактических и оперативных целей деятельности предприятия. При этом используется ряд научных подходов (рис.2.2.).

2.3.

 

В зависимости от сферы влияния на элементы потенциала все факторы можно классифицировать на внешние и внутренние относительно формирования и развития потенциала (рис. 2.3.1).

К внешним факторам относятся:

1) экономические, социальные, политические, юридические условия, влияние которых определяется ограничительными или стимулирующими мероприятиями со стороны разных государственных органов, банков, инвестиционных компаний, общественных групп, политических сил и т.п. Такими мероприятиями, как правило, выступают налоговые, процентные ставки, законодательные, этические, общественные нормы, давление политических сил.


2) Кроме того, важным внешним фактором являются также рыночные условия на входе (условия конкуренции на рынках ресурсов) и выходе из системы (условия конкуренции непосредственно в отрасли).

К внутренним факторам относится:

Системный подход
Формирование потенциала происходит по следующим этапам: 1) на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода системы («что делать, с какими показателями качества, по какой цене?») 2) Потом определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для реализации внутренних бизнес-процессов? 3) Реализация внутренних бизнес-процессов.
Маркетинговый подход
Функциональ-ный подход
Воспроизводственный подход
Инновационный подход
Нормативный подход
Комплексный подход
Интеграцион-ный подход
Динамический подход
Оптимизационный подход
Администра-тивный подход
Поведенческий подход
Предусматривает ориентацию формирования возможностей предприятия на потребителя. Формирование какого-либо элемента потенциала должно основываться на анализе и прогнозировании рыночных потребностей, конкурентоспособности и конкурентных преимуществ и т.д. При применении маркетингового подхода приоритетами в выборе критериев формирования потенциала предприятия являются: повышение качества конечного результата реализации потенциала (выхода системы) в соответствии с потребностями потребителей.
Предусматривает поиск новых, оригинальных технических решений для удовлетворения существующих или потенциальных потребностей. Потребность при этом рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После определения функций (например, маркетинговые, научные исследования, снабжение, производство, финансирование и т. д.) определяется несколько альтернативных вариантов формирования потенциала для их выполнения и выбирается тот из них, что обеспечивает максимальную эффективность совокупных расходов.
Ориентирован на постоянное возобновление производства продукции с меньшей ресурсоёмкостью, но высшим качеством в сравнении с аналогичной продукцией на данном рынке для удовлетворения потребностей клиентов.
Ориентирован на активизацию инновационной деятельности, средствами которой должны быть факторы производства и инвестиции.
Заключается в установлении для важнейших элементов потенциала нормативов: а) качества та ресурсоёмкости продукции, загруженности технических объектов, параметров рынка и т. д.; б) эффективности использования ресурсного потенциала; в) нормативов относительно разработки и принятия управленческих решений.
Предусматривает необходимость учета технических, экологических, экономических, организационных, социальных, психологических и других аспектов деятельности предприятия. Если даже один из аспектов оставить вне поля зрения, то проблема не будет полностью решена.  
В процессе формирования потенциала предприятия нацелен на исследование усиления взаимосвязей, объединения и усиления взаимодействия между отдельными его элементами.
Связан с необходимостью рассмотрения потенциала в диалектическом развитии, в установлении причинно-следственных связей и соподчинённости на основе проведение ретроспективного анализа поведения аналогичных систем в некотором временном интервале.
Реализуется посредством определения количественных оценок и установления зависимости между отдельными элементами потенциала с помощью экономико-математических и статистических методов обработки информации.
Предусматривает регламентацию функций, прав, обязанностей, нормативов качества, расходов, связанных с реализацией элементов потенциала, в нормативных актах с помощью методов принуждения.
Основывается на повышении эффективности совокупного потенциала за счет повышения эффективности его кадровой составляющей.
Основан на альтернативности достижения целей и обеспечении максимальной адаптации к условиям конкретной ситуации в процессе формирования потенциала предприятия.
Основан на его структуризации и определении значимости, приоритетов среди элементов потенциала с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов между ними.
Ситуационный подход
Структурный подход

Рис. 2.2. Основные научные подходы к формированию потенциала предприятия


- стратегия предприятия, для реализации которой формируется потенциал;

- опыт и навыки менеджеров, необходимые для реализации намеченных планов;

- принципы организации и ведения бизнеса, которыми руководствуются на предприятии;

- моральные ценности и амбиции руководителей, а также общепринятые в рамках предприятия ценности и культура.


Тема 3: «Конкурентоспособность потенциала предприятия»

3.1. Сущность и уровни конкурентоспособности потенциала предприятия

3.2. Методы оценки конкурентоспособности потенциала предприятия

3.3. Стратегический анализ конкурентоспособности потенциала предприятия

3.1.

 

Конкурентоспособность потенциала предприятия - это комплексная сравнительная характеристика потенциала, отражающая степень преимущества совокупности индикаторов качества использования ресурсов и организации взаимосвязей между ними, которые определяют эффективность потенциала на определенном рынке в определенный промежуток времени относительно совокупности индикаторов предприятий-аналогов.

 
Внутренне нейтральная организация управления –ориентация на реализацию производственного потенциала без учёта проблем конкурентоспособности
Внешне нейтральная организация управления –ориентация на выпуск продукции, полностью отвечающей стандартам, установленным и основными конкурентами
Организация управления, ориентированная развитие и усовершенствование производственных систем
Организация управления, ориентированная развитие и усовершенствование функций управления и организационной структуры  
 
 
 

В современной экономической литературе предлагается различать четыре основных уровня конкурентоспособности потенциала предприятия (рис.3.1.):


Рис.3.1.Уровни конкурентоспособности потенциала предприятия

 

3.2.

 

Для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия используются различные методы, классификация которых приведена на рис.3.2.

Существующие методы оценки конкурентоспособности с указанием классификационного признака и группы, к которой они принадлежат, представлены в табл.3.1.

В общем виде процесс оценки конкурентоспособности потенциала предприятия состоит из следующих этапов:

 

Рис.3.2. Классификация методов оценки конкурентоспособности потенциала предприятия

 

1. определение цели оценки конкурентоспособности (обоснование претензий на внешние инвестиционные ресурсы, выявление резервов экономического роста, другие цели управления);

2. выбор группы предприятий-конкурентов с учетом возможностей получения необходимой первичной информация для целей оценки конкурентоспособности;

Таблица 3.1

Характеристика методов оценки конкурентоспособности потенциала

Метод оценки конкурентоспособности Классифи-кационный признак[4]
       
1. Теория конкурентных преимуществ М. Портера К Г С М
2. Анализ конкурентоспособности фирм Ж-Ж. Ламбена К Г С М
3. SWOT-анализ Э Г С М
4. Модель анализа Мак-Кинси 7S К Г С М
5. Метод изучения профиля объекта Э Г О И
6. Метод набора конкурентоспособных элементов К Г С И
7. Графическая методика Завялова Э Г О И
8. Анализ конкурентоспособностипо системе 111—555 Э М О И
9. Формализованный метод Иванова К М С И
10. Методика Ансофапо КСФ К М О И
11. Методика Градовапо детерминантам «национального ромба» К М О И
12. Метод американской ассоциации управления Э М О И
13. Метод разниц Э М О И
14. Метод рангов Э М С И
15. Метод интегрального критерия К М О И
16. STEP-анализ Э Л С М
17. SPACE-анализ К Л С М
18. GAP-анализ К Л С И
19. LOTS-анализ К Л С И
20. PIMS-анализ К Л С И

 

3. определение групп ключевых показателей конкурентоспособности, которые подлежат оценке (группировку целесообразно осуществлять по составляющим потенциала предприятия, а именно: показатели маркетингового потенциала, производственного, финансового, инновационного, кадрового, организационной структуры управления и т.д.);

4. расчет единичных, групповых, интегральных показателей конкурентоспособности для каждого предприятия;

5. обоснование вывода об уровне конкурентоспособности объекта оценки и

разработка мероприятий, направленных на улучшение или удержание конкурентных позиций.

Как индикаторы обычно выступают такие показатели и характеристики: конкурентоспособность продукции; качество, надежность продукции; отличительные свойства товаров; имидж предприятия; относительная доля рынка; уровень расходов; методы продаж; рентабельность реализации; темп роста выручки от реализации; финансовые коэффициенты; эффективность использования ресурсного потенциала (фондоотдача, производительность труда, энергоемкость, эффективность технологии, эффективность информационных ресурсов, эффективность мероприятий для повышения творческой активности персонала и др.); темпы роста стоимости предприятия; эффективность рекламы и способов стимулирования сбыта; компетенция и опыт персонала; уровень текучести кадрового состава; показатели экологичности производства; эффективность обслуживания и т.п.

Среди различных методов оценки конкурентоспособности потенциала предприятия наибольший интерес представляют прикладные модели, совмещающие несколько классификационных признаков. Одной из таких метод баллов, применение которого предусматривает выполнение следующих этапов (рис. 3.3.).

Метод баллов позволяет не только определить основных конкурентов, место в конкурентной борьбе оцениваемого предприятия(по критерию максимума набранных баллов), но и количественно оценить отставание от наиболее конкурентоспособного предприятия.

Пример 3.1.: Осуществить анализ конкурентоспособности потенциала предприятия методом баллов, привлекая нижеприведенную информацию о деятельности предприятий (табл.3.2) и результатах опроса экспертов относительно влияния основных составляющих потенциала на уровень его конкурентоспособности (табл.3.3).

Таблица 3.2







Date: 2015-07-17; view: 928; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию