Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы (элементы) технологии кооперативного обучения





Первый элемент - положительная взаимозависи­мость обучаемых предполагает такую организацию образовательного процесса, когда учащиеся действуют в соответствии с пониманием, что общий успех группы возможен лишь при условии высокой активности и эффективности деятельности каждого члена группы. Положительная взаимная зависимость обеспечивается различными средствами:

Ø четким определением учебного задания для всей группы;

Ø сообщением, что участники могут достичь цели только и только в том случае, если все члены группы ее достигнут; положительную взаимозави­симость по цели можно организовать, проинфор­мировав группу об ответственности за то, чтобы все члены группы показали результат выше предписанного при индивидуальном тестирова­нии (например, решили более трех задач за отве­денное время); разъяснением, что все члены группы должны улучшить свои личные результа­ты по сравнению с предыдущими, или, что общий результат группы (например, сумма индивидуаль­ных баллов) должен быть выше определенной ве­личины), или, что группа должна предъявить один успешно выполненный общий продукт (проект, набор ответов и т.д.);

Ø наличием общей награды за общий успех;

Ø распределением ролей в группе (каждый член группы имеет роль, необходимую для выполне­ния общего задания (читающий, записывающий, поощряющий, проверяющий и др.));

Ø представлением особых учебных ресурсов (один карандаш на всю группу, определенная часть информации для каждого члена группы и т.д.);

Ø идентификацией (названием группы, лозунгом, слоганом, логотипом и др.);

Ø своей позицией по отношению к другим группам и т.п.

Второй элемент — развивающее взаимодействие уча­щихся «лицом к лицу» — способствует обучению друг друга, взаимопомощи, обмену идеями, побуждению к учению. Школьники при такой рассадке имеют хоро­шие возможности объяснять учебный материал друг другу, обсуждать различные точки зрения, обучать друг друга тому, что они знают. Учитель организует группы так, чтобы они сидели лицом к лицу, вербально обща­лись, выполняя каждый аспект задания.

Третий элемент — индивидуальная отчетность (личная ответственность). Деятельность каждого учаще­гося оценивается, и результаты сообщаются группе и ученику. Индивидуальная отчетность организуется дво­яким образом:

1) с помощью тестов, которые всеми уча­щимися выполняются индивидуально;

2) случайным выбором любого из членов группы для представления классу общего результата деятельности группы. Используются весьма разнообразные способы случай­ного определения тех учащихся, которым предстоит отвечать; например, отвечают те, у кого раньше других будет день рождения, или те, у кого самая светлая одежда, или те, в чьем полном имени больше всего букв и т.п. Выбор наугад уравнивает шансы всех учеников класса быть спрошенным на данном уроке, что является еще одним стимулом для активной работы, взаимного обучения в группе. Более того, все школьники испыты­вают чувство ответственности за успех своей группы.

Четвертый элемент — социальные навыки (навыки работы в команде). Группы не могут работать эффектив­но, если учащиеся не владеют навыками совместной ра­боты и не применяют их. Учитель обучает этим нгвы- кам так же целенаправленно и систематически, как и учебным навыкам. Навыки совместной работы включа­ют: навыки лидерства, принятия решений, достижения доверия, общения, разрешения конфликтов. Трениров­ка в применении этих навыков учителем специально планируется.

Пятый элемент — рефлексия или обсуждение работы группы. В процессе рефлексии происходит осознание самой деятельности группы и всех ее участников. Группы получают время для обсуждения того, как хоро­шо они работают по достижению цели и как хорошо они поддерживают рабочие отношения в группе. Учитель организует эти обсуждения, давая, например, такие зада­ния: а) назовите хотя бы три действия членов группы, которые помогли группе добиться успеха; б) назовите одно действие, которое можно добавить к вашей совмес­тной деятельности, чтобы завтра сделать работу группы еще более успешной. Учитель наблюдает за работой групп и информирует их и класс в целом о том, как хо­рошо класс работает вместе.

Западные варианты технологии обучения в сотрудничестве

(учебная информация)

I. Технология «Мозаика» (второе название – «Пила»). Работа строится следующим образом:

1. Класс делится на малые группы с равным числом участников.

2. Все малые группы получают для изучения одну и ту же тему (это может быть статья в распечатке или параграф учебника). Тема делится на части по числу участников малой группы. Каждый участник получает свой фрагмент материала и обязан основательно его изучить, стать «экспертом» по данному вопросу.

3. После того, как «эксперты» индивидуально поработали над своими вопросами, организуются «встречи экспертов»: малые группы временно распадаются, и эксперты, изучающие один и тот же вопрос, но относящиеся к разным малым группам, сходятся вместе, коллективно обсуждают свой вопрос, выясняют трудные места, при необходимости получают консультацию учителя.

4. Затем «эксперты» расходятся по своим группам. В каждой группе «эксперты» последовательно выступают с докладами, каждый по своему вопросу. Остальные случают, спрашивают, уточняют. Каждый «эксперт» добивается ясного понимания своего вопроса остальными участниками малой группы.

5. По окончании работы в малых группах учитель дает тест по всей теме. Каждый ученик выполняет этот тест индивидуально. Таким образом, реализуется принцип индивидуальной ответственности: учимся вместе, педагогический контроль проходим индивидуально. После проверки учителем тестов становится ясно, «эксперты» какой группы поработали лучше, а какой – хуже.

6. Занятие завершается коллективной рефлексией.

II. Технология «Учимся вместе»:

1. Класс делится на малые группы с числом участников 4–6. Здесь, в отличие от методики «Мозаика», не так строго требуется соблюдать равное число участников в малых группах.

2. Все малые группы получают для изучения одну и ту же тему. Но, в отличие от технологии «пила», тема не делится между участниками группы, а распределяются функциональные роли участников в группе:

а) лидер, или организатор (осуществляет общее руководство работой группы);

б) докладчик, или эксперт (он делает доклад по всей изучаемой теме);

в) художник, или редактор (готовит наглядные пособия для докладчика по его заказу; по окончании работы оформляет красочный отчет, или афишу);

г) «пониматель» (его задача – задавать вопросы докладчику, уточнять сказанное им, требовать примеров, сомневаться, высказывать встречные гипотезы и тем самым добиваться ясного понимания темы всеми участниками группы);

д) протоколист-хронометрист (ведет учет времени, а также фиксирует наиболее интересные высказывания, вопросы докладчику, идеи, гипотезы, находки и т.п.);

е) «шутник» (поддерживает всех участников, насыщает атмосферу юмором, шутливо комментирует высказывания участников, подбадривает их).

На протяжении отпущенного времени докладчик основательно изучает тему, остальные только знакомятся с темой. Художник готовит наглядность.

3. Собственно групповая работа: в каждой малой группе докладчик делает доклад, сопровождая его наглядностью, «пониматель» и остальные обращаются к докладчику с вопросами («пониматель» делает это по обязанности, остальные – по желанию), словом, каждый исполняет свою роль.

4. По окончании работы в малых группах все ученики класса в индивидуальном порядке выполняют тест по всей теме.

5. После проверки теста организуется рефлексивное обсуждение проделанной работы. Оформляется красочный отчет (афиша).

III. Технология «Обучение в команде» ( Student Team Learning ). Эта технология обучения использовалась в Универрситете Дж. Хопкинса.

Функции педагога в работе по технологиям сотрудничества:

1. До урока:

а) готовит учебный текст, разбивает его на части, делает нужное количество распечаток;

б) готовит помещение, расставляет мебель так, как нужно для работы малых групп;

в) обеспечивает для участников групповой работы необходимые принадлежности – ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, бумагу, ватман, лабораторное оборудование и т.п.;

г) по возможности, до урока распределяет роли в группах. Желательно также, чтобы «эксперты» проработали свои вопросы до урока, это позволит сэкономить полезное время урока);

д) готовит дидактический тест по изучаемой теме и распечатывает его в нужном количестве экземпляров.

2. Во время урока:

а) мотивирует учащихся к групповой работе (например, обращается к школьникам с прочувствованным словом);

б) напоминает порядок работы, организует учащихся к работе;

в) во время групповой работы посещает каждую малую группу, каждую встречу «экспертов», участвует в обсуждении, задает вопросы, обращает внимание на трудные моменты, дает необходимые разъяснения;

г) по окончании групповой работы проводит тестирование учащихся и проверяет результаты выполнения тестов;

д) организует рефлексивное обсуждение проделанной работы: с участниками групповой работы прогнозирует дальнейшую деятельность в группах с учетом отмеченных успехов и недостатков, обозначившихся интересов; организует оформление творческого отчета (афиши).

3. После урока: следит, чтобы все учащиеся убрали свои рабочие места, навели порядок в аудитории.

 


Date: 2015-07-17; view: 778; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию